Лексико-грамматический справочник (с упражнениями и текстами)
учебно-методическое пособие по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кукуруз Наталья Владимировна

Мой лексико-грамматический справочник предназначен для широкого круга изучающих английский язык. Содержит базовый минимум грамматики и лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksiko-grammaticheskoe_posobie.doc521 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Основы общения на иностранном языке: фонетика, лексика, фразеология, грамматика.

  1. Звукобуквенная система английского языка.
  2. Чтение гласных в четырёх типах слогов. Чтение буквосочетаний. Словесное и фразовое ударение.
  3. Артикли. Типы предложений и их построение.

РАЗДЕЛ 2. Основы делового языка по специальности.

  1. Глагол «to be». Структура «It is a bank».
  2. Множественное число существительных. Числительные.
  3. Местоимения. Тема «Семья».
  4. Оборот there is/are. Предлоги пространства. Тема «Моя квартира».
  5. Настоящее длительное время.
  6. Настоящее неопределённое время. Тема «Рабочий день». Время. Дни недели.
  7. Настоящее совершенное время. Тема «Разговор по телефону».
  8. Степени сравнения прилагательных. Тема «Времена года. Погода. Климат в странах изучаемого языка».
  9. Прошедшее неопределённое время. Тема «Выдающиеся люди стран изучаемого языка».

РАЗДЕЛ 3. Профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины.

  1. Тема «Моя профессия». Будущее неопределённое время.
  2. Специальная лексика. Прошедшее длительное время.
  3. Компьютерная терминология. Прошедшее совершенное время.

РАЗДЕЛ 4. Техника перевода (со словарём) профессионально-ориентированных текстов.

  1. Словари.
  2. Фразеологические обороты и термины, особенности перевода.
  3. Текст по специальности. Страдательный залог.

РАЗДЕЛ 5. Профессиональное общение.

  1. Тема Модальные глаголы.
  2. Сослагательное наклонение.

 

Тема 1.1. Звукобуквенная система английского языка.

Задачи:

  • Выучить английский алфавит;
  • Научиться писать буквы;
  • Запомнить транскрипционные знаки;
  • Научиться произносить английские звуки.

Alphabet  / Алфавит

Всего 26 букв, 20 согласных, 6 гласных.

Буква

Название буквы

Чтение согласных букв

Примеры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Aa

Bb

Cc

Dd

Ee

Ff

Gg

Hh

Ii

Jj

Kk

Ll

Mm

Nn

Oo

Pp

Qq

Rr

Ss

Tt

Uu

Vv

Ww

Xx

Yy

Zz

[ei]

[bi:]

[si:]

[di:]

[i:]

[ef]

[d3i:]

[eit∫]

[ai]

[d3ei]

[kei]

[el]

[em]

[en]

[ou]

[pi:]

[kju:]

[a:]

[es]

[ti:]

[ju:]

[vi:]

[dΛbl ju:]

[eks]

[wai]

[zed]

[b]

[k], [s]- перед e, i, y

[d]

[f]

[g], [d3] - перед e, i, y

[h]

[d3]

[k]

[l]

[m]

[n]

[p]

[kw] – в сочетании с u (qu)

[r] – перед гласной

[s], [z] – между гласными

[t]

[v]

[w]

[ks]

[z]

Bell

Cake, city,

Doll

Fill

Golf, gem

Hand

Joy

Kate

Last

Meet

Neck

Pen

Quick

Risk

Sit, rose

Tea

Vase

Wolf

Six

zoo

Тема 1.2. Чтение гласных в четырёх типах слогов. Чтение буквосочетаний. Словесное и фразовое ударение.

Задачи:

  • Сформулировать и выучить правило открытого и закрытого слога;
  • Научиться читать гласные в четырёх типах ударного слога;
  • Научиться читать буквосочетания;
  • Научиться ударению в словах и фразах.

Слова с открытым слогом (алфавитное чтение гласной): me, tie, face (fa-ce), table (ta-ble). Примечание: конечная «е» называется «немая гласная», т.к. не читается, а используется как слогообразующая.

Слова с закрытым слогом (краткое чтение гласной): six, lamp, system

Таблица чтения гласных в 4-х типах ударного слога

Гласная буква

Открытый слог (алфавитное чтение)

Закрытый слог

(краткий звук)

Гласная + r

(долгий звук)

Гласная + re

(дифтонг)

a

o

e

i

y

u

[ei]   plate

[ou]  nose

[i:]    he

[ai]   five

[ai]   type

[ju:]  tube

[æ]  plan

[o]  dog

[e]  text

[i]   lip

[i]   system

[Λ]  bus

[a:]      mark

[o:]      fork

            her

     [ə:]  girl

            myrt

            turn

[εə]    care

[o:]    more

[iə]    here

[aiə]   fire

[aiə]   tyre

[uə]   sure

[juə]   pure

Буквосочетания гласных букв:             oo [u], [u:]    book, stool

                                                            oi, oy [oi]      noise, boy

                                                           ea, ee [i:]       tea, see

Буквосочетания согласных букв:       [ð]   the, this

                                                    th

                                                                  [θ]   three, thank

                                                    sh [∫]   shelf

                                                    ch [t∫]  chess          

                                                    ck [k]  black

                                                    ng [η]  song

                                                    ph [f]   phone

                                                  kn [k]  knife

                                                    wh [w] why

                                                    wr [r]  write

                                                    ght [t] light

Буквосочетания гласных и согласных букв:

                                                          [au]  в середине слова    brown

                                            ow

                                                          [ou]  в конце слова         blow

                                            all           [ol]                                     wall

                                           ture         [t∫ə]                                 picture

Ударение

/note-book, ho/tel       Словесное ударение

an /English /book       Фразовое ударение 

Проверь себя!

Напиши слова в транскрипции:

Name, five, cheese, next, thank, long, ball, flower, match, yes, look, cash, blue, first, north, core, fly, table, joke, nuts, furniture.

Ключ:

[naim], [faiv], [t∫I:z], [nekst], [θæηk], [loη], [bol], [/flauə], [mæt∫], [jes], [luk], [kæ∫], [blu:], [fə:st], [no:θ], [ko:], [flai], [teibl], [d3ouk], [nΛts], [/fə:nit∫ə]

Тема 1.3. Артикли. Типы предложений и их построение.

Задачи:

  • Знать определение и значение артиклей;
  • Уметь употреблять артикли;
  • Запомнить случаи неупотребления артиклей;
  • Уметь строить утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения;
  • Научиться произносить предложения с восходящей и нисходящей интонацией;
  • Выучить вопросительные слова.  

Артикль \ Article

Неопределённый \ Indefinite                                         Определённый \ Definite 

a (an) =  one                                                        the = this, these

a pen                                                                        the pen

an apple

pens (мн. число)                                                         the pens

milk (неисчисляемое сущ.)                                        the milk

It is a pen.                                                                 The pen is red.

Обозначает любой один                        Обозначает конкретный исчисляемый предмет.                                предмет(ы).

Артикли не употребляются с названиями государств, городов, улиц, дней недели, месяцев, наук, именами и кличками, если перед существительным стоит число или притяжательное местоимение.

Проверь себя!

Поставь артикли там, где необходимо:

I have … cat. Its name is … Pussy. It is … very nice cat. … cat is white and black. … Pussy likes … milk. I like … my cat.

Ключ:

I have a cat. Its name is Pussy. It is a very nice cat. The cat is white and black. Pussy likes milk. I like my cat.

 

Порядок слов в предложении

В английском предложении фиксированный порядок слов, т.е. каждый член предложения занимает определённое место.

  1. Утвердительное предложение (прямой порядок слов)

      Ann                                         reads              English             books

подлежащее  (вспомогательный     основной          определение        дополнение    

глагол)              глагол

    at home                   every day.

обстоятельство           обстоятельство

   места                              времени

  1. Отрицательное предложение (отрицательная частица стоит после вспомогательного глагола)

Ann does not read English books at home every day.

  1. Вопросительное предложение (обратный порядок слов)

a) Общий вопрос

Does Ann read English books at home every day?  - Yes, she does. No, she doesn’t.

b) Альтернативный вопрос

Does Ann read English or Russian books at home every day?

c) Разделительный вопрос

Ann reads English books at home every day, doesn’t she?

d) Специальный вопрос

What does Ann read at home every day?

e) Вопрос к подлежащему

Who reads English books at home every day?

Вопросительные  слова

What

Что

What ____

Какой____

What kind of ___

Какой ____

What …. like?

Какой____

Which

Который

Who

Кто

Whom

Кому

Whose

Чей

Why

Почему, зачем

Where

Где, куда

When

Когда

How

Как

How many (much)

Сколько

How old

Сколько лет

Тема 2.1. Глагол «to be». Структура «It is a bank».

Задачи:

  • Знать значение и спряжение глагола to be
  • Выучить личные местоимения
  • Научиться употреблять предложения типа «It is a bank» в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах

Личные местоимения

I – Я                                                        We – Мы                

You – Ты                                                You - Вы

He – Он                                                They - Они

She - Она

It - Он, она, оно (неодушевлённый предмет, животное)

Глагол  «to be»

на русский язык переводится «быть, находиться, являться» или не имеет перевода и употребляется как глагол-связка

Спряжение глагола «to be»

I am                        We

He                         You         are

She       is                They

It

        (+)                                (?)                                (-)

I am a student.                Am I a student?                I am not a student.

He is a student.                Is he a student?                He is not a student.

She is a student.                Is she a student?                She is not a student.

We are students.                Are we students?                We are not students.

You are students.                Are you students?                You are not students.

They are students.                Are they students?                They are not students.

It is a bank.                 Is it a bank? – Yes, it is. No, it isn’t.                It is not a bank.

(Это банк.)                         (Это банк? – Да. Нет.)                          (Это не банк.)

Проверь себя!

Поставь глагол “to be” в нужной форме:

I … a student. My name … Paul. I … 16 years old. My friend Alex … a student too. We … good friends. We … at the English lesson now. The teacher …  at the blackboard. Her name … Miss Ann Hill. She … young. She … a good teacher.

Ключ:

I am a student. My name is Paul. I am 16 years old. My friend Alex is a student too. We are good friends. We are at the English lesson now. The teacher is at the blackboard. Her name is Miss Ann Hill. She is young. She is a good teacher.

Глагол  to have на русский язык переводится «иметь, обладать»

Спряжение глагола «to have»

I have                We

He                         You         have

She       has                They

It

         

    (+)                                        (-)                                                (?)        

I have a friend.               I haven’t a friend. = I have no friend.                 Have I a friend?

He has a friend.       He hasn’t a friend. = He has no friend.                 Has he a friend?                 She has a friend.      She hasn’t a friend. = She has no friend.         Has she a friend?     We have a friend.    We haven’t a friend. = We have no friend.      Have we a friend.    You have a friend.   You haven’t a friend. = You have no friend.   Have you a friend?

They have a friend. They haven’t a friend. = They have no friend. Have they a friend?

Проверь себя!

Поставь глагол «to have» в нужной форме и переведи предложения:

I … a brother. He … a dog. We … a lot of friends.

… you a brother? – Yes, I …. … you a sister? – No, I …n’t. I … no sister, but I … a brother. What … the brother? – He … a dog. … he a cat? – No, he …n’t. … he a dog? – Yes, he …. … you many friends? – Yes, we ….

Ключ:

I have a brother. He has a dog. We have a lot of friends.

Have you a brother? – Yes, I have. Have you a sister? – No, I haven’t. I have no sister, but I have a brother. What has the brother? – He has a dog. Has he a cat? – No, he hasn’t. Has he a dog? – Yes, he has. Have you many friends? – Yes, we have.

Тема 2.2. Множественное число существительных. Числительные.

Задачи:

  • Знать правило образования множественного числа имён существительных;
  • Выучить исключения из правила;
  • Уметь строить предложение с существительными во множественном числе;
  • Выучить указательные местоимения;
  • Выучить количественные числительные, уметь назвать номер телефона, год;
  • Знать правило образования порядковых числительных, выучить исключения из правил, уметь назвать дату;
  • Выучить названия месяцев.

Множественное число имён существительных образуется при помощи окончания:

-s                                                        -es

[s]                                [z]                                        [iz], [z]          

                                                                если слово оканчивается на

a book – books                a dog – dogs                буквы s, ss, z, sh, ch, x, o

a plate – plates                a pen – pens                        a bus – buses

                                a table – tables                a box – boxes

                                a boy – boys                a tomato – tomatoes

                                                                (but: pianos, photos)

                                                                a shelf – shelves

                                                                (but: chiefs, roofs)

                                                                a city – cities

Исключения:

a man (мужчина)  – men

a woman (женщина) – women

a child (ребёнок) – children

a mouse ( мышь) – mice

a foot (нога) – feet

a tooth (зуб) – teeth

a goose (гусь) – geese

a sheep (овца) – sheep

Проверь себя!

Образуй множественное число следующих существительных:

A cat, a fox, a schoolboy, a businessman, a manager, a bank, a friend, a scarf, a room, a toy, a hobby, a dress, a page, a potato, an apple, a photo, a mouse, a text, a banana.

Ключ:

Cats, foxes, schoolboys, businessmen,  managers, banks, friends, scarves,  rooms,  toys, hobbies, dresses, pages, potatoes, apples, photos, mice, texts, bananas.

Указательные местоимения

Единственное число

Множественное число

Ближний предмет

this - этот, эта, это

these - эти

Дальний предмет

that - тот, та, то

those - те

Проверь себя!

Переведи предложения с русского на английский:

Это ребёнок. - Это дети. Дети маленькие.

Эта девочка студентка. – Эти девочки студентки. Они хорошие студентки.

Открой книгу. – Откройте книги. Эти книги на английском.

То гусь и это гусь. – То гуси и это гуси. Те гуси белые. Эти гуси серые.

Открой то окно. – Открой те окна. Те окна большие.

Эта женщина врач. – Эти женщины врачи, а те учителя.          

Ключ:

This is a child. – These are children. The children are little.

This girl is a student. – These girls are students. They are good students.

Open the book. – Open the books.  These are English books.

That is a goose and this is a goose.  -  Those are geese and these are geese. Those geese are white. These geese are grey.

Open that window. – Open those windows. Those windows are large.

This woman is a doctor. – These women are doctors and those are teachers.  

Количественные числительные

1 – one                11 – eleven                                                

2 – two                12 – twelve                        20 - twenty

3 – three                13 – /thir/teen                30 - /thirty

4 – four                14 – fourteen                40 - forty

5 – five                 15 – fifteen                        50 - fifty

6 – six                16 – sixteen                        60 - sixty

7 – seven                17 – seventeen                70 - seventy

8 – eight                18 – eighteen                80 - eighty

9 – nine                19 – nineteen                90 - ninety

10 – ten                

21 – twenty- one                        100 – one hundred

34 – thirty-four                        200 – two hundred

55 – fifty-five                        305 – three hundred and five

71 – seventy-one                         926 – nine hundred and twenty- six

1 000 – one thousand                 

2 136 – two thousand one hundred and thirty-six

1 000 000 – one million

1 000 000 000 – one milliard (Br.) / one billion (US)

Telephone number: 75-16-03 – seven-five-one-six-[ou]-three

                          13-35-27 – one-double three-five-two-seven

Year: 1945 – nineteen forty-five

        1905 – nineteen and five

        1812 – eighteen twelve

        1900 – nineteen hundred

        2008 – two thousand eight

Порядковые числительные

образуются путём прибавления суффикса –th к количественным числительным, употребляются с определённым артиклем.

four – the fourth (the 4th)

five – the fifth (the 5th)

ten – the tenth (the 10th)

thirteen – the thirteenth (the 13th)

twenty-six – the twenty-sixth (the 26th)

Исключения:

    one – the first (the 1st)

                                 two – the second (the 2nd)

       three – the third (the 3rd)

Months:

January - январь

February - февраль

March - март

April - апрель

May - май

June - июнь

July - июль

August - август

September – сентябрь

October - октябрь

November - ноябрь

December – декабрь

What is the date? – Today is the 12th of April.

When is New Year’s Day? – On the 1st of January.

When is your birthday? – On the 2nd of Mach.

When were you born? – I was born on the 2nd of March in 1991.

 

Тема 2.3. Местоимения. Тема «Семья».

Задачи:

  • Выучить местоимения;
  • Выучить новые слова по теме;
  • Уметь рассказывать о себе, о семье, о друге и его семье.

Личные

Притяжательные

Указательные

I - я

he - он

she - она

it - он, она, оно (предмет, животное)

we - мы

you - ты, вы

they - они

my - мой

his - его

her - её

its - его, её

our - наш

your - твой, ваш

their - их

me - мне, меня

him - ему, eго

her - ей, её

it - ему, ей

us - нам, нас

you - тебе, тебя, вам, вас

them - им, их

I am a student. It is my textbook. Listen to me.

He is a cadet. It is his friend. Look at him.

She is a teacher. It is her classroom. Come up to her.

It is a bag. Its colour is black. Put it on the desk.

We are doctors. It is our hospital. Listen to us.

You are children. These are your parents. They love you.

They are pupils. These are their note-books. Take them home.

Лексический блок по теме «Семья»

family- семья

parents – родители

father – отец

mother – мать

grandmother – бабушка

grandfather – дедушка

grandparents – бабушка и дедушка

daughter – дочь

son – сын

brother – брат

sister – сестра

aunt – тётя

uncle –дядя

cousin – двоюродный брат или сестра

niece – племянница

nephew – племянник

husband – муж

wife – жена

worker – рабочий

engineer – инженер

farmer – фермер

doctor – врач

teacher –  учитель

clerk – служащий

driver – водитель

housewife – домохозяйка

large – большой

to live – жить

to love – любить

to work – работать

  eyes – глаза

hair – волосы

fair – светлый

dark – тёмный

friendly – дружный

pet – домашний питомец

Прочти и переведи тексты, расскажи о себе и своей семье:

About Myself

Hello! My name is Alex. My surname is Bodrov. I am 17 years old. I have got blue eyes and short brown hair. I am from Russia. I live in Severny district, Komarovo Street 46 in Rostov-on-Don.

I am a student. My college is not far from my house. I like to play football. And I can play chess very well. I have a lot of friends. We often spend our free time together.

My Family

Hello! I am Robert. I live with my parents in Rostov-оn-Don. My family is large. There are 9 of us. My father’s name is Victor. He is a doctor. He is 42. He is very kind and clever. My mother is 42 too. She is a housewife. She is a beautiful, tall woman. I have got a sister Lida. She is 4 years old and goes to kindergarten. She has got a lot of toys. She likes to play with them. I have got a little brother. His name is Dima. He is a baby. He is only 1. My grandparents live in the country in a small cottage. They are 80 already! I love them very much. We often visit them in the weekends. I have got an aunt and an uncle. My aunt Mary is 35. She has a daughter Marina. She is my cousin. My uncle Vladimir is a photographer. He often comes to us and we take pictures together.

Проверь себя!

Ответь на вопросы:

  1. What is your name?
  2. How old are you?
  3. What is your address?
  4. What are you?
  5. What is your favorite subject?
  6. What is your hobby?
  7. Is your family large or small?
  8. What is your mother’s (father’s) name?
  9. What is she (he)?
  10. How old is she (he)?
  11. Have you a sister or a brother?
  12. What is she (he)?
  13. How old is she (he)?
  14. Have you grandparents (aunts, uncles, etc.)?
  15. Have you a pet? What is it?
  16. Is your family friendly?

Ключ:

  1. My name is Ivanova Anna.
  2. I am 16 year old.
  3. I live in Omsk. My address is 5, Lenin Street.
  4. I am a student.
  5. My favorite subjects are English and Literature.
  6. My hobbies are music and chess.
  7. My family is not large.
  8. My mother’s name is Kate.
  9. She is a doctor.
  10. She is 40.
  11. I have one sister and one brother.
  12. She is a pupil.
  13. She is 12.
  14. I have a grandmother and an aunt.
  15. Yes, I have. It is a cat. Its name is Pussy.
  16. Yes, our family is very friendly. I love my family. 

Тема 2.4. Оборот there is/are. Предлоги пространства. Тема «Моя квартира».

Задачи:

  • Выучить предлоги;
  • Уметь строить предложения с оборотом;
  • Выучить неопределённые местоимения;
  • Выучить лексику по темам «Квартира», «Учебное заведение»;
  • Уметь рассказать о своей квартире, комнате, классе, училище.

Предлоги пространства (статические)

предлоги

примеры

on – на

in – в

at – у, около, за

near – рядом

above – над

under – под

in front of – перед

behind – позади, за

between – между

among – среди

on the table, on the wall

in the box, in the room

at the desk, at the window, at the blackboard

near the college, near the park

above the table

under the bed

in front of the house

behind the house, behind the bookcase

between the bed and the table

among the things on the table

Предлоги направления (динамические)

предлоги

примеры

to – к, в

from – из, у, с (со)

into – в

out of – из

over – над, по

through –сквозь, через

go to the blackboard, to the park, to school

go from school, take from Ann, take from the shelf

put into the box

take out of the box

fly over the city, go over the bridge

go through the park

Проверь себя!

Поставь нужный предлог:

Come … my desk. The book is … the desk. Take the book … the desk and put it … the shelf.

Take the books … the bookcase and put them … the bag. Go … school.

The teacher is … the blackboard. Come … the teacher and take the note-book … her.

The ball is … the bed. The map is … the bed. Take the ball and put it … the box.

Ключ:

Come to my desk. The book is on the desk. Take the book from the desk and put it on the shelf.

Take the books out of the bookcase and put them into the bag. Go to school.

The teacher is at the blackboard. Come to the teacher and take the note-book from her.

The ball is under the bed. The map is over the bed. Take the ball and put it into the box.

Оборот there is/are

There is a bed in the room.

В комнате есть кровать.

There is no bed in the room.

В комнате нет кровати.

Is there a bed in the room? – Yes, there is. No there isn’t.

В комнате есть кровать? – Да. Нет.

There are four chairs at the table.

У стола находятся четыре стула.

There are not four chairs at the table.

У стола нет четырёх стульев.

There are no chairs at the table.

У стола нет стульев.

Are there four chairs at the table? – Yes, there are. No, there aren’t.

У стола находятся четыре стула? – Да. Нет.

How many chairs are there at the table?

Сколько стульев находится у стола?

There is a bed and four chairs in the room.

В комнате есть кровать и четыре стула.

There are four chairs and a bed in the room.

В комнате есть четыре стула и кровать.

Неопределённые местоимения

body

thing

where

(+) Some

somebody – кто-то, кто-нибудь

something – что-то, что-нибудь

somewhere – где-то, где-нибудь

(-) Any   (?)

anybody - кто-то, кто-нибудь

anything - что-то, что-нибудь

anywhere – где-то, где-нибудь 

(-) No

nobody - никто, никого

none (of …) – никто (из) 

nothing - ничего

nowhere – нигде

Every

everybody – каждый, все

everything -  всё

everywhere  - везде

Примеры:

There is somebody in the classroom.

I do not see anybody.

Is anybody here?

Nobody will come.

None of the students has got a bad mark for the test.

Everybody likes this song.

There is something in the box.

Have you anything to read?

There is not anything interesting in the article.

We have nothing to do.

Everything is all right.

We go somewhere every Sunday.

Have you seen my telephone anywhere?

There are no chairs anywhere.

The child is nowhere.

Her pictures are everywhere.

 Проверь себя!

  1. Переведи вышеуказанные предложения с неопределёнными местоимениями на русский язык.

Ключ:

     В классе кто-то есть.

                 Я никого не вижу.

                 Здесь есть кто-нибудь?

Никто не придёт.

Никто из студентов не получил плохую оценку по контрольной работе.

Всем нравится эта песня.

В коробке что-то есть.

У тебя есть что-нибудь почитать?

В статье нет ничего интересного.

     Нам нечего делать.

Всё в порядке.

Каждое воскресенье мы куда-нибудь ходим.

Ты где-нибудь видел мой телефон?

Стульев нигде нет.

Ребёнка нигде нет.

Её фотографии всюду.

  1. Прочти тематические тексты, выпиши и выучи слова по теме «Квартира»
  2. Ответь на вопросы о своей квартире
  3. Дай описание своей квартиры
  4. Опиши классную комнату
  5. Расскажи о своём училище

My Flat

Hello! My name is Alec. I live together with my family in a block house. Our flat is on the 6th floor. This house is new and our flat is nice and comfortable. There are two bedrooms, a dining room, a big living room, a kitchen, a bathroom, a toilet and two little balconies.

My room is not very large. It is very light. There is a big window in it. The walls in my room are blue. There are many photos and pictures on them. I don’t have much furniture in my room. There is a small wardrobe in the corner of my room. I keep my clothes there. My bed is near the wardrobe. I have a desk, a book-shelf and 2 chairs in my room. There is a coloured carpet on the floor. It makes my room more comfortable.  

Answer the questions:

  1. What is your address?
  2. Do you live in a block of flats or in a cottage?
  3. How many storeys does the building have?
  4. What floor is your flat on?
  5. How many rooms are there in your flat? Name them.
  6. What is there in your room?
  7. Is your flat comfortable and cosy?
  8. Do you like your flat?

Tell about your flat.

Лексический блок по теме «Учебное заведение»:

river college – речное училище

building – здание

hostel – общежитие

hall – холл

study – кабинет

library – библиотека

reading-room – читальный зал

gymnasium – спортзал

volley-ball court – волейбольная площадка

museum – музей

assembly hall – актовый зал

teachers’ room – учительская

Тема 2.5. Настоящее длительное время.

(Present Progressive Tense)

Задачи:

  • Знать образование, употребление и перевод причастия настоящего времени (Participle I);
  • Знать, какое действие обозначает данное время ;
  • Уметь строить предложения в данном времени;
  • Уметь употреблять оборот “be going to do smth.”

Participle I

Образование: V-ing

to go – going

to sleep – sleeping

to read – reading

to get – getting

to write – writing

to study – studying

to play – playing 

Примеры:

The reading boy is a student. – Читающий мальчик – студент.

The boy reading at the desk is a student. – Мальчик, читающий за партой – студент.

The boy drinks tea reading a book. – Мальчик пьёт чай, читая книгу.

Present Progressive

Сказуемое:

            be           +         Participle I       Действие происходит в момент речи, сейчас

    am                                         (процесс), будущее запланированное 

    is                V-ing                    действие

    are

Наречия, употребляемые в настоящем длительном времени:

now – сейчас

at this moment – в этот момент

Примеры утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений:

I am translating the text now.

Mary is cooking breakfast.

They are playing chess at this moment.

Are you translating the text? – Yes, I am.

Is Mary drinking coffee? – No, she isn’t.

What are they doing? – They are playing chess?

I am not reading the text now.

Mary is not cooking dinner.

They are not playing darts at this moment.

Оборот “be going to do smth.” - «собираться сделать что-либо»

We are going to read an English text. – Мы собираемся читать текст на английском языке.

My parents are going to the theatre. – Мои родители собираются (пойти) в театр.

Проверь себя!

Прокомментируй движения людей на картинках, т.е. ответь на вопрос:

What are they doing?

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.

Ключ:

  1. The soldier is going.
  2. The sportsman is skating.
  3. The men are talking.
  4. The dolphin is swimming.
  5. The women are reading.
  6. The sportsman is running.
  7. The man is driving.
  8. The grandfather is sitting.
  9. The girl is dancing.
  10. The man is smoking.
  11. The women are doing morning exercises.
  12. The child is smiling.
  13. The man is watching TV.
  14. The women are eating.

Тема 2.6. Настоящее неопределённое время. Тема «Рабочий день». Время. Дни недели.

Задачи:

  • Знать, какое действие обозначает данное время;
  • Уметь строить утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения в данном времени;
  • Выучить наречия, используемые в данном времени;
  • Уметь называть время;
  • Выучить дни недели;
  • Выучить лексику по теме «Режим дня»;
  • Рассказать о своём рабочем дне.

Настоящее неопределённое (простое) время

Present Indefinite (Simple) Tense

Сказуемое:      V1  (-s,-es)                   Обозначает обычное, повторяющееся                 действие, констатирует факт (постоянство)

        (+)                                (-)                                                (?)

I live in Omsk.              I do not (don’t) live in Kiev.                Do I live in Omsk?

He                              He                                                         he

She   lives in Omsk.      She   does not (doesn’t) live in Kiev.   Does    she   live in Omsk?

It                              It                                                                  it

We                                  We                                                      we

You      live in Omsk.    You     do not (don’t) live in Kiev.      Do     you      live in Omsk?

They                               They                                                       they

Наречия, употребляемые в данном времени:

        

            always - всегда

usually - обычно

sometimes - иногда

often - часто

seldom - редко

never - никогда

from time to time – время от времени

regularly - регулярно

every day (week, month, year, etc.) – каждый день (неделю, месяц, год и т.д.)

Time / Время

24.00 – Midnight / полночь

5.00 - It’s 5 o’clock a.m. (in the morning).

12.00 – Noon / полдень

17.00 – It’s 5 o’clock p.m. (in the afternoon).

13.20. – It’s 20 minutes past one p.m.

13. 40 – It’s 20 minutes to two p.m.

9.30 – It’s half past nine a.m.

15.15 – It’s a quarter past three p.m.

15.45 – It’s a quarter to four p.m.

Weekdays / будние дни:         Monday – понедельник

                                          Tuesday – вторник

                                          Wednesday – среда

                                          Thursday – четверг

                                          Friday – пятница

Weekend / выходные:          Saturday – суббота

                                          Sunday – воскресенье 

Лексический блок по теме «Режим дня»:

wake up – просыпаться

get up – вставать

make one’s bed – заправлять кровать

do morning exercises – делать утреннюю зарядку

wash oneself – умываться

clean one’s teeth – чистить зубы

dress oneself – одеваться

have breakfast (lunch, dinner, supper) – завтракать (обедать, ужинать)

go to the college by bus (tram, trolleybus, on foot) – ехать в колледж на автобусе (трамвае, троллейбусе, идти пешком)

come to the college (home) – приходить в колледж, домой)

have lessons – заниматься

do one’s homework – делать домашнюю работу

help about the house – помогать по дому

go shopping – ходить за покупками

wash up – мыть посуду

go for a walk – гулять

watch TV – смотреть телевизор

take a shower (a bath) – принимать душ (ванну)

go to bed – идти спать

sleep – спать

Проверь себя!

А. Ответь на вопросы:

  1. Who (what) wakes you up?
  2. When do you get up?
  3. Do you do your morning exercises?
  4. Do you wash or take a shower in the morning?
  5. Do you clean teeth before or after breakfast?
  6. What do you usually have for breakfast?
  7. When do you leave home?
  8. How do you get to your college?
  9. When does the first lesson begin?
  10. How many lessons do you have every day?
  11. When do you come home?
  12. Do you have dinner at home or at the college?
  13. How much time do you rest after dinner?
  14. When do you do your homework?
  15. What do you do about the house to help your parents?
  16. What do you do in the evening?
  17. When do you go to bed?
  18. How many hours do you usually sleep?

Ключ:

  1. My mother (the alarm-clock) wakes me up at 6.30.
  2. I get up at 6.35.
  3. Yes, I do. (No, I don’t.)
  4. I wash myself in the morning.
  5. I clean my teeth after breakfast.
  6. I usually have a sandwich and a cup of coffee for breakfast.
  7. I leave home at 7.30. and go to the bus stop.
  8. I usually get to the college by bus.
  9. My lesson begins at 8.30.
  10. Every day I have three double lessons.
  11. I come home at 14.30.
  12. I have dinner at home.
  13. After dinner I rest one or two hours.
  14. I do my homework at 16.00.
  15. To help my parents I wash up and go shopping.
  16. In the evening I read or watch TV, and often go for a walk with my friends.
  17. I take a shower and go to bed at 23.00.
  18. I sleep about 7 or 8 hours.

В. А теперь расскажи о своём рабочем дне;  о выходном дне.

Тема 2.7. Настоящее совершенное время. Тема «Разговор по телефону».

Задачи:

  • Знать, какое действие обозначает настоящее совершенное время;
  • Выучить наречия, употребляемые в данном времени;
  • Уметь строить утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения в данном времени;
  • Знать различия между всеми видовыми формами (простое, длительное, совершенное) настоящего времени ;
  • Уметь вести диалог по телефону на тему текущих дел.

Настоящее совершенное время (разговорное)

Present Perfect Tense

Сказуемое:       has\have + V3                                        Обозначает действие,

                                                                             которое совершилось,

                                       Participle II                      но его результат связан с

                                                                        моментом  речи

regular verbs                irregular verbs

(правильные глаголы)                 (неправильные глаголы)

to like – liked                to write - written

to visit – visited                to meet - met

to watch – watched        to go – gone

Наречия, употребляемые в данном времени:

already – уже

not… yet – ещё нет

just – только что

ever – когда-либо

never – никогда

today – сегодня

this year – в этом году

Примеры:

The students have already translated the text.

Have the students translated the text yet? – Yes, they have. No, they haven’t.

They have not translated the text yet.

Who has already translated the text? – The students have.

What have the students already translated? – They have translated the text.

Проверь себя!

  1. Раскрой скобки, употребив глагол в нужной видовой форме настоящего времени:

1. The students (to pass) exams twice a year. 2. My group mates (to pass) already all the exams, but I (to go) to pass the last one. 3. His sister (to be) to London this year. 4. She (to know) English well and now she (to translate) an important article from The Times for me. 5. I (not to like) to talk about nothing. 6. What they (to talk) about, I wonder? 7. You (to buy) everything for the party today? 8. Mary and John (not to come) yet. 9. They (to go) here at this very moment.  10. They (to be) never late.

  1. Прочти и переведи диалог:
  2. Составь подобный диалог.

Telephone conversation

Mary: Hello! It’s Mary. May I speak to Ann?

Ann: Hello! It’s me. Good evening, Mary! How are you?

Mary: I’m fine. I have called you two or three times today. Where have you been?                  Are you OK?

Ann:  Yes, I am. I have been at the shopping mall.

Mary: What have you bought? Is it a secret?

Ann: No, it is not. I have bought a nice dress.

Mary: Oh, really? When can I see it?

Ann: Tonight I am going to put it on for the party.

Mary: Well, see you at John’s party then.

Ann: So long!

Ключ:

1. The students pass exams twice a year. 2. My group mates have already passed all the exams, but I am going to pass the last one. 3. His sister has been to London this year. 4. She knows English well and now she is translating an important article from The Times for me. 5. I do not like to talk about nothing. 6. What are they talking about, I wonder? 7. Have you bought everything for the party today? 8. Mary and John have not come yet. 9. They are going here at this very moment.  10. They are never late.

 

Маша: Алло! Это Маша. Могу я поговорить с Аней?

Аня: Алло! Это я. Добрый вечер, Маша! Как поживаешь?

Маша: Хорошо. Я звонила тебе сегодня три раза. Где ты была? У тебя всё в порядке?

Аня: Да. Я была в торговом центре.

Маша: Что ты купила? Это секрет?

Аня: Нет. Я купила красивое платье.

Маша: Неужели? Когда его можно посмотреть?

Аня: Сегодня вечером я собираюсь надеть его на вечеринку.

Маша: Ну, тогда увидимся у Джона.

Аня: Пока!

Тема 2.8. Степени сравнения прилагательных. Тема «Времена года. Погода. Климат в странах изучаемого языка».

Задачи:

  • Знать правило образования сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных;
  • Выучить исключения из правил;
  • Знать союзы сравнения;
  • Уметь строить безличные предложения;
  • Выучить лексику по теме «Времена года. Климат. Погода»;
  • Уметь вести диалог о погоде.

Степени сравнения прилагательных

простая

сравнительная

превосходная

Односложные прилагательные

short

короткий

neat

аккуратный

hot 

горячий

fine

прекрасный

easy

лёгкий

shorter

короче

neater

аккуратнее

hotter

горячее

finer

прекраснее

easier

легче

the shortest

кротчайший / самый короткий

the neatest

аккуратнейший /самый аккуратный

the hottest

горячайший / самый горячий

the finest

прекраснейший / самый прекрасный

the easiest

легчайший / самый лёгкий

Многосложные прилагательные

beautiful

красивый

more beautiful

красивее

the most beautiful

красивейший / самый красивый

Исключения

good

хороший

bad

плохой

little

маленький, мало

many / much

много

far

далёкий

old

старый

better

лучше

worse

хуже

less

меньше, менее

more

больше, наиболее

farther / further

дальше

older / elder

старее / старше

the best

наилучший

the worst

наихудший

the least

наименьший

the most

наибольший

the farthest / the furthest

самый дальний

the oldest / the eldest

старейший / старше всех

Союзы сравнения

  1. Nick is tall. – Коля высокий.

Nick is as tall as Mike. – Коля такой же высокий как Миша.

Nick is not so tall as Paul. – Коля не такой высокий как Павел.

  1. Paul is taller than Nick. – Павел выше Коли.
  2. John is the tallest boy in our group. – Джон самый высокий мальчик в нашей группе.

Безличные предложения

It is cold. – Холодно.

It is very cold today. – Сегодня очень холодно.

It is cloudy and windy.  – Облачно и ветрено.

It often rains in autumn. – Осенью часто идёт дождь.

It is raining now. – Сейчас идёт дождь.

Лексический блок по теме «Времена года. Погода»:

season – время года

winter – зима

spring – весна

summer – лето

autumn – осень

It snows. – идёт снег

It rains. – идёт дождь

weather – погода

freeze – морозить

to skate – кататься на коньках

to ski – кататься на лыжах

to shine – светить, сиять

nest – гнездо

strawberry – земляник

cloud – облако

mushroom – гриб

harvest – урожай

fog – туман

warm – тёплый

cold –холодный

cool – прохладный

above (below) zero - выше (ниже) нуля

temperature –  температура

forecast – прогноз погоды

Seasons

Winter, spring, summer and autumn are the seasons of the year.

December, January and February are winter months. The weather is cold. Usually it snows. The days are short and the nights are long. You can see snow everywhere. The rivers and lakes freeze and we can go skating and skiing.

March, April and May are spring months. It is a very nice season. It is a very nice season. The weather is fine and it is warm. There are many green trees in the streets, in the parks and in the yards. Sometimes it rains but as usual the sun shines brightly. The birds return from the hot countries and make their nests.

June, July and August are summer months. It is warm or hot. The days are long and the nights are short. There are many green trees and nice flowers in the parks and in the squares in summer. The pupils don’t go to school, they have their summer holidays.

June is the first month of summer. We have got the longest day and the shortest night of the year on the 21st-22nd of June. You can see the strawberries in the forest and in the gardens in June.

July is the middle month of summer. It is hot and the sun shines brightly, the sky is blue and you can’t see any clouds in the sky.

August is the last summer month, it is the end of summer. Sometimes it is cool in August but there are many mushrooms, berries and fruits in August.

September, October and November are autumn months. It is cool. The weather is changeable. It often rains. The days become shorter and the nights become longer. The birds prepare to fly to the South. One can see yellow, red or brown leaves everywhere. It is time for gathering the harvest.

Проверь себя!

  1. Прочитай текст и переведи.
  2. Расскажи о временах года.
  3. Прочитай диалог и составь подобный.

- What is the weather like today?

- It is warm and sunny.

- What is the temperature?

- It’s 15 degrees above zero.

- Do you know the weather forecast?

- Yes, I do. They promise rainy and windy weather tomorrow.

- What a pity!

Тема 2.9. Прошедшее неопределённое время. Тема «Выдающиеся люди стран изучаемого языка».

Задачи:

  • Знать, какое действие обозначает прошедшее неопределённое время;
  • Выучить наречия, употребляемые в данном времени;
  • Уметь строить утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения в данном времени;
  • Уметь рассказывать свою (и любого человека) биографию.

Past Indefinite (Simple)

Прошедшее неопределённое (простое) время

Сказуемое:  V2          Обозначает действие, которое произошло в прошлом (факт), не связанное с настоящей минутой

Правильные глаголы:          to love – loved

 to like – liked

 to watch – watched

Неправильные глаголы: to go – went

  to write – wrote

   to get – got

Наречия, употребляемые в прошедшем простом времени:

yesterday – вчера

the day before yesterday – позавчера

last year - в прошлом году

two hours ago - два часа тому назад

Примеры:

The students passed the last exam yesterday.

Did the students pass the last exam yesterday? – Yes, they did. No, they didn’t.

They did not pass the last exam yesterday.

What did they pass yesterday?

Who passed the last exam yesterday? – The students did.

It was a nice day yesterday.

Was it a nice day yesterday? – Yes, it was. No, it wasn’t.

It was not a nice day yesterday.

William Shakespeare

(1564 – 1616)

William Shakespeare is one of the greatest and most famous writers in the world. He was born in 1564 in Stratford-on-Avon. It was a small English town. His father wanted his son to be an educated person and William was set to the local grammar school. When, as a boy, he studied at school, he had no free time.  When he had a break William liked to go to the forest and to the river Avon.

At that time actors and actresses visited Stratford-on-Avon. William liked to watch them. He was fond of their profession and decided to become an actor.

He went to London. There he became an actor. He began to write plays too. Shakespeare was both an actor and a playwright. In his works Shakespeare described the most important and dramatic events in life. His plays were staged in many theatres, translated into many languages and they made Shakespeare a very popular man.

The writer’s most famous plays are “Othello”, “King Lear”, “Hamlet” and “Romeo and Juliet”.

He produced thirty seven plays. He was connected with the best theatres in England for twenty five years.

William Shakespeare wrote a lot of poetry. His poems have been published in many languages. They are well-known. We don’t know a lot of facts about Shakespeare’s life. We can only guess what kind of man he was, that’s why there are many legends about his life.

William Shakespeare died in 1616.  His plays are still popular and millions of people admire them.  

        

Проверь себя!

  1. Прочти и переведи текст о В. Шекспире.
  2. Ответь на вопросы:
  1. When and where was W. Shakespeare born?
  2. Where did William study?
  3. What did he like to do, when he was a little boy?
  4. What did William Shakespeare work as?
  5. What plays by Shakespeare do you know?
  6. Why are his plays so popular?
  7. How many plays did he produce?
  8. Are there any interesting facts about the poet’s life?
  9. Have you read or watched anything by W. Shakespeare?

  1. Расскажи свою биографию (используй опорные вопросы):
  1. When and where were you born?
  2. Who were your parents? What were they?
  3. Did you visit a nursery school?
  4. When did you enter the secondary school?
  5. What were your favorite subjects at school?
  6. What were your hobbies when you were a child?
  7. When did you graduated from the school?
  8. When did you enter the college?
  9. Did you dream to be an expert (an accountant)?
  10. What are your plans for the future?

  1. Раскрой скобки, употребив сказуемое в прошедшем простом времени, переведи полученные предложения:
  1. In the evening we (to dance) and (to watch) TV.
  2. The weather (to be) fine yesterday and we (to go) for a walk in the park.
  3. Julia (to visit) her grandparents last week.
  4. When Tony (to return) home yesterday evening?
  5. When we (to come) to the shop there (to be) a lot of people there.
  6. We (to decide) to buy a new doll for a baby.
  7. Yuri Gagarin (to be) the first cosmonaut in the world.
  8. Lena (not to go) to the swimming-pool last year.  
  9. My grandmother (to tell) me a very interesting story about her youth.

Ключ:

  1. In the evening we danced and watched TV. – Вечером мы танцевали и смотрели ТВ.
  2. The weather was fine yesterday and we went for a walk in the park. – Вчера была прекрасная погода и мы ходили на прогулку в парк.
  3. Julia visited her grandparents last week. – Юля навещала своего дедушку с бабушкой на прошлой неделе.
  4. When did Tony return home yesterday evening? – Когда Тони вернулся вчера вечером домой?
  5. When we came to the shop there were a lot of people there. – Когда мы пришли в магазин, там было много народу.
  6. We decided to buy a new doll for a baby. – Мы решили купить ребёнку новую куклу.
  7. Yuri Gagarin was the first cosmonaut in the world. – Юрий был первым в мире космонавтом.
  8. Lena did not go to the swimming-pool last year.  В прошлом году Лена не ходила в бассейн.
  9. My grandmother told me a very interesting story about her youth. – Моя бабушка рассказала очень интересную историю о своей юности.

Тема 3.1. Тема «Моя профессия». Будущее неопределённое время.

Задачи:

  • Выучить лексику по теме;
  • Знать значение будущего простого времени;
  • Уметь образовывать утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения в будущем простом времени;
  • Выучить наречия, употребляемые в будущем времени;
  • Уметь высказываться о своих планах на будущее, о будущей деятельности по специальности.

Future Indefinite (Simple)

Будущее неопределённое (простое) время

Сказуемое :      shall / will + V1                         Выражает предсказание, 

I shall         study                        We shall study                прогноз на будущее, 

He                                You                                 намерение или решение

She      will study                They            will study

It

Примечание: В современном языке принято употребление вспомогательного глагола will со всеми лицами (shall сохраняется в деловой переписке и официальных ситуациях).

Наречия, употребляемые в будущем времени:

tomorrow - завтра

the day after tomorrow - послезавтра

next year – в следующем году

soon - скоро

in an hour – через час

Примеры:

I shall work tomorrow. = I’ll work tomorrow.

She will come soon. = She’ll come soon.

They will be ready in two minutes. = They’ll be ready in two minutes.

Will you work tomorrow? – Yes, I will. No, I won’t.

She shall not come.

Who will come? – She will.

When will they be ready?

What will you do tomorrow?

She will come soon, won’t she?

shall not = shan’t

will not = won’t

Лексический блок:

profession – профессия

skilled specialist - квалифицированный специалист

special subjects – специальные учебные предметы

graduate from - оканчивать (учебное заведение)

enter - поступать (в учебное заведение)

diploma - диплом

certificate - сертификат

higher education - высшее образование

book-keeper = accountant - бухгалтер

book-keeping - бухгалтерия

Accountant General – главный бухгалтер

accountancy –бухгалтерское дело

calculation -- расчёт

accounting cost - калькуляция

pay-sheet (sheet = list) – платёжная ведомость

pay-roll department – расчётный отдел

wages – зарплата (рабочих)

salary – зарплата служащих, оклад, жалованье

balance - баланс

total – всего, итог

subtotal – предварительный итог

debts - долги

data - данные

indicator - показатель

taxes - налоги

social security – социальное обеспечение

income - доход

scarcity = deficit - дефицит

receivables - дебит

payables - кредит

Проверь себя!

Answer the questions:

  1. Where do you study? What department do you study at?
  2. What will you be when you graduate from the institute?
  3. What kind of duties will you have as an accountant (expert)?
  4. When and where will you have the practical work?
  5. What will you do on practice?
  6. How do you like your future profession?

Опираясь на вопросы, составьте небольшой устный или письменный рассказ о своей будущей работе по специальности и о своих планах на будущее.

Тема 3.2. Специальная лексика. Прошедшее длительное время.

Задачи:

  • Знать значение прошедшего длительного времени;
  • Уметь строить утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения в данном времени;
  • Выучить специальную лексику;
  • Перевести тематический текст.

Past Continuous (Progressive)

Прошедшее длительное время

Сказуемое:    was / were + Participle I        Обозначает действие, которое 

                                                        совершалось в определённый 

                                                         момент или длилось какое-то

                                              V- ing        время в прошлом 

I                        We

He           was                You             were

She                        They

It

Примеры:

The child was sleeping from 14 till 16 o’clock. – Ребёнок спал с 2 до 4 дня.

They were working the whole day yesterday. – Вчера они работали весь день.

Mary was writing her composition for 3 hours. – Маша писала сочинения в течение трёх часов.

I was watching a new film at 9 o’clock in the evening. – Я смотрел новый фильм в 9 часов вечера.

We were having supper when Alex came home. – Мы ужинали, когда Алекс пришёл домой.  

Was Mary writing her composition for 3 hours? – Yes, she was. No, she wasn’t.

What were you watching at 9 o’clock in the evening?

When was the child sleeping?

What were you doing when Alex came home?

Who was working the whole day yesterday? – They were.

The child was not sleeping from 14 till 16 o’clock.

They were not working the whole day yesterday.  

  Проверь себя!

Задай все типы вопросов к данному предложению:

We were going sightseeing for the whole day.

Ключ:

Were you going sightseeing for the whole day?

Were you going sightseeing for the whole day or for two hours?

You were going sightseeing for the whole day, weren’t you?

Who was going sightseeing for the whole day?

What were you doing for the whole day?

When (how long) were you going sightseeing?

Тема 3.3. Компьютерная терминология. Прошедшее совершенное время.

Задачи:

  • Знать значение прошедшего совершенного времени;
  • Уметь строить утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения в данном времени;
  • Выучить компьютерную терминологию;
  • Перевести тематический текст.

Past Perfect

(Прошедшее совершенное время)

Сказуемое: had + Participle II                

Past Perfect употребляется для обозначения действия, закончившегося раньше определенного момента времени в прошлом или раньше (до) другого действия в прошлом. Поэтому Past Perfect называют "предпрошедшим" временем. Момент времени, к которому завершилось "предпрошедшее" действие, может быть выражен:

   1. обстоятельством времени с предлогом by: (by six o'clock к шести часам, by the end of January к концу января, by last week к прошлой неделе).
By the end of January all our students had passed their credits and examinations. – К концу января все наши студенты сдали зачеты и экзамены. 

    2. другим действием, выраженным глаголом в Past Indefinite.
When I phoned him he had (already) left for Moscow. – Когда я ему позвонил, он уже уехал в Москву.
Before they wrote a test, they had revised many grammar rules. – Перед тем, как написать контрольную работу, они повторили много грамматических правил.
After we had heard this news, we phoned them at once. – После того, как мы услышали эту новость, мы им сразу же позвонили. 

    Как видно из примеров, Past Perfect часто употребляется в сложноподчиненных предложениях с придаточным временем, которое вводится союзами when, before, after.

    3. Если в связном контексте при изложении последовательных действий в прошлом упоминается другое действие, которое им предшествовало, т.е. произошло раньше событий, являющихся основной темой изложения, то это действие выражается глаголом в Past Perfect.
Our train was approaching Paris. It was my first visit to it. I had never been to any European capital before. – Наш поезд приближался к Парижу. Это был мой первый визит туда. Я никогда не был ни в одной европейской столице. 

    Примечание: Если речь идет о нескольких действиях, которые в прошлом совершались одно за другим, через незначительные промежутки времени, то все глаголы употребляются в Past Indefinite.
He unlocked the door, entered the hall and switched on the light. – Он открыл дверь, вошел в коридор и включил свет. 

Примеры:

Yesterday Paul and Kate had finished their task by 6 p.m. – Вчера Павел и Катя закончили задание к 6 часам вечера.

We translated the text after we had found all new words in the dictionary. – Мы перевели текст после того, как нашли все новые слова в словаре.

The boys had laid the table before we came. Мальчики накрыли на стол до того, как мы пришли. 

I had done only three tasks when the bell rang. – Я выполнил только три задания, когда прозвенел звонок.

Had Paul and Kate finished their task by 6 or 7 o’clock p.m.?

When had you translated the text?

Who had laid the table before we came?

You had done only three tasks when the bell rang, hadn’t you?

The boys had not laid the table before we came.

                Проверь себя!

1. Откройте скобки. Используйте Past Perfect.

1. When we came the plane (to take off).
2. By the end of the year he (to complete) the driving courses.
3. She understood the letter after she (to read) it a second time.
4. We (to keep) waiting until we lost patience.

2. Задайте различные вопросы к данным предложениям.

What is a computer?

The term computer is used to describe a device made up of a combination of electronic and electromechanical (part electronic and part mechanical) components. Computer has no intelligence by itself and is referred to as hardware. A computer system is a combination of five elements:

•      Hardware

•      Software

•      People

•      Procedures

•      Data/information

When one computer system is set up to communicate with another computer system, connectivity becomes the sixth system element. In other words, the manner in which the various individual systems are connected — for example, by phone lines, microwave transmission, or satellite — is an element of the total computer, system»

Software is the term used to describe the instructions that tell the hardware how to perform a task. Without software instructions, the hardware doesn't know what to do. People, however, are the most important component of the computer system: they create the computer software instructions and respond to the procedures that those instructions present.

The basic job of the computer is the processing of information. Computers accept information in the form instruction called a program and characters called data to perform mathematical and logical operations, and then give the results. The data is raw material while information is organized, processed, refined and useful for decision making. Computer is used to convert data into information. Computer is also used to store information in digital form.

 Vocabulary:

 characters [kæriktəz] — символы

data ['deitə] — данные

decision — решение

device — устройство

hardware — оборудование

 instruction — команда

intelligence [in'telid əns] — разум

manner — манера, способ

microwave ['maikrouweiv] — микроволновая

procedures [prə'si;d ə] — процедуры, операции

purpose ['psrpas] — цель

гaw [го:] — необработанный, сырой

to come life — оживать

connect — соединять

convert — превращать, преобразовывать

create [kri'eit]—создавать

evaluate— оценивать

refer to as — называть что-либо


Тема 4.1. Словари. 

Задачи:

  • Знать типы словарей;
  • Уметь пользоваться словарями  и другими справочными материалами;
  • Составить кроссворд на английском языке по теме “Accountancy” для бухгалтеров (“Shopping” для экспертов);
  • Разгадать тематический кроссворд с помощью словаря.

Пример сетки кроссворда:

кроссворд на английском языке про семью

Тема 4.2. Фразеологические обороты и термины, особенности перевода.

Задачи:

  • Уметь находить в тексте фразеологические обороты и идиомы и находить для них эквиваленты на родном языке;
  • Выучить некоторые идиомы на английском языке.

Идиомы и фразеологизмы

Во многих языках, и английский не исключение, существуют идиомы и   фразеологизмы.

Идиомы (Idioms)- это устойчивые выражения, которые нельзя перевести дословно.

Например: be about - собираться, give oneself airs - задаваться, важничать.   Чтобы было понятнее, можно привести много примеров из русского языка: бить баклушы, синий чулок, сматывать удочки и т.д.

Идиомы и фразеологизмы с одной стороны  усиливают неповторимость и индивидуальность языка, с другой – применение идиом затрудняет   понимание и перевод с иностранного языка.

 

Некоторые распространенные английские идиомы:

Cut and run - спасаться бегством.

Enough and to spare - более, чем достаточно.

In fear and trembling - со страхом и трепетом.

Free and easy - свободный, непринужденный, развязный.

High and mighty - высокомерный, заносчивый.

A man and a brother - ближний.

Out and away - намного, значительно, бесспорно.

To pick and choose - быть разборчивым, привередливым.

Stuff and nonsense - сущий вздор, чепуха.

Well and good - ну, что же, нечего сказать.

So far as – поскольку.

Speak up - говорить громко.

Некоторые распространенные английские поговорки и пословицы:

  1. Белая ворона. – Rara avis. (букв.: «редкая птица»)
  2. Белый нал (разг., «законные наличные деньги, зафиксированные в финансовых документах и облагаемые налогами») – White cash. (букв.: «белая наличность»)
  3. Биться как рыба об лед. – To pull the devil by the tail. (букв.: «тянуть черта за хвост»)
  4. Больной вопрос. – A sore subject. (букв.: «больной вопрос»)
  5. Быть на седьмом небе - To tread on air. (букв.: «ходить по воздуху»)
  6. Быть у кого-либо под башмаком. – To be under someone’s thumb. (букв.: «быть под чьим-либо большим пальцем»)
  7. Валять дурака – Act the fool. / Play the fool. /Act the ass. / Play the ass. (букв.: «играть дурака / осла»)
  8. Вертеться как белка в колесе. – To be busy as a bee. (букв.: «Быть занятым как пчела»)
  9. Взять себя в руки. – To take oneself in hand. (букв.: «Взять себя в руку»)
  10. Вилами на воде писано. – It’s still all up in the air. (букв.: «Это ещё всё в воздухе»)
  11. Висеть на волоске. – To hang by a thread. (букв.: «Висеть на нитке»)
  12. Висеть на телефоне. – To sit on the phone. (букв.: «Сидеть на телефоне»)
  13. Водить кого-либо за нос. – To draw the wool over someone’s eyes. (букв.: «Натянуть шерсть на глаза кому-нибудь»)
  14. Водой не разольешь. – As thick as thieves. (букв.: «Быть такими близкими друг к другу, как воры»)
  15. Вот где собака зарыта. – That’s the heart of the matter. (букв.: «Вот сердце вопроса (дела)»)
  16. Вставать с левой ноги. – To get out of the bed on the wrong side. (букв.: «Вставать не с той стороны кровати»)
  17. Голодный как волк. – Hungry as a hunter. (букв.: «Голодный как охотник»)
  18. Гусь лапчатый. (разг.: «простофиля, простак») – A silly goose. (букв. «Глупый гусь»)
  19. Делать из мухи слона. – To make a mountain out of molehill. (букв.: «Делать гору из кротовины»)
  20. Денег куры не клюют. – Rolling in money. (букв.: «Кататься в деньгах»)
  21. Душа нараспашку. – Open-hearted. (букв.: «Душа нараспашку»)
  22. Душа ушла в пятки. – One’s heart sank into one’s boots. (букв.: «Сердце опустилось в ботинки»)
  23. Жить как на вулкане. – To sit on a powder keg. (букв.: «Сидеть на пороховой бочке»)
  24. Звёзд с неба не хватает. – He won’t set the Thames on fire. (букв.: «Он не подожжет Темзу»)

Тема 4.3. Текст по специальности. Страдательный залог.

Задачи:

  • Знать значение страдательного залога;
  • Знать видовременные формы страдательного залога
  • Уметь строить утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения;
  • Перевести текст по специальности, содержащего предложения в страдательном залоге;
  • Выучить специальную лексику, выписанную из текста.

Passive Voice

(Страдательный залог)

Сказуемое:                         be         +           Participle II

Present Simple:                   am/is/are

Present Progressive:            am/is/are being

Present Perfect:                   have/has been                        V3

Past Simple:                   was/were

Past Progressive:           was/were being

Past Perfect:                   had been

Future Simple:                   shall/will be

Modal Verbs:                   can/may/must be

Примеры:

Active Voice / действительный залог

Passive Voice / страдательный залог

Japan makes good cars. – Япония делает хорошие машины.

Good cars are made in Japan. – Хорошие машины делаются в Японии. 

I am counting the money now. – Сейчас я считаю деньги.

The money is being counted now. – Деньги считаются сейчас.

He has not sent the letter yet. – Он ещё не отправил письмо.

The letter has not been sent yet. – Письмо ещё не отправлено.

His friend did this test for him. – Его друг выполнил контрольную за него. 

This test was done by his friend for him. – Контрольная за него была выполнена его другом.

She was reading the novel for three days. – Она читала роман три дня. 

The novel was being read for three days. – Роман читался три дня. 

The artist will paint her portrait. – Художник будет писать её портрет. 

Her portrait will be painted by the artist. – Её портрет будет написан художником.

You must water the flowers with warm water. – Вы должны поливать цветы тёплой водой.

The flowers must be watered with warm water.  – Цветы должны поливаться тёплой водой. 

                

Отрывок из текста для работы на уроке:

What Is International Trade?

   When Honduras exports bananas to Switzerland, they can use the money they earn to import Swiss chocolate – or to pay for Kuwaiti oil or services that can be either consumed at home or exported to other countries.

   The main difference between domestic trade and international trade is the use of foreign currencies to pay for the goods and services crossing international borders. Although global trade is often added up in U.S. dollars, the trading itself involves various currencies. Japanese videocassette recorders are paid for German marks in Berlin, and German cars are paid for U.S. dollars in Boston. Indian tea, Brazilian coffee, and American films are sold around the world in currency as diverse as Turkish liras and Mexican pesos.

Проверь себя!

Упражнение 1. 
Употребите правильную форму глагола в пассивном залоге. 
1. You (advise) to wear warm shoes in winter.
2. The time before bed (spend) very pleasantly.
3. Huge pine trees (uproot) by the storm.
4. You (allow, not) to buy cigarettes if you are under sixteen.
5. Toyotas (manufacture) in Japan.
6. This road never (clean).
7. Gold (discover) in Eastern Canada.
8. Several towns (destroy) by the eruption of Vesuvius.

  1. Упражнение 2.
    Измените предложения по образцу.
    Образец: A telephone call woke me up. – I was woken up by a telephone call.
    1. My father built this cottage.
    2. Beginners use that computer.
    3. Somebody is opening the window now.
    4. We sold the last French text -book.
    5. Don’t worry, we shall settle your problems.
    8. We have just sent for the doctor.
    9. The Semyenovs don’t use this room very often.
    10. Somebody addressed the letter to the wrong person.
    11. The secretary is still typing the letter.

Тема 5.1. Тема Модальные глаголы.

Задачи:

  • Знать значение и употребление модальных глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени;
  • Уметь строить утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения с модальными глаголами;
  • Рассказать о своей профессии на английском языке.

 

Modal Verbs and their Equivalents. Модальные глаголы и их эквиваленты в английском языке.

В английском языке есть группа глаголов, которые выражают не действия, а только отношение к ним со стороны говорящего. Они называются модальные глаголы. С их помощью говорящий показывает, что то или иное действие возможным или невозможным, обязательным или ненужным и т.д. К числу модальных глаголов относятся can, may, must, ought, shall, should, will, need.

He саn swim. 
Он умеет плавать.
He may swim. 
Он может плавать (ему разрешено).
I must swim. 
Я должен плавать.
You should swim. 
Ты должен плавать (рекомендация).
He саn swim. 
Он умеет плавать.
He may swim. 
Он может плавать (ему разрешено).

I must swim. 
Я должен плавать.
You should swim. 
Ты должен плавать (рекомендация).
She needs to swim. 
Ей надо плавать (необходимо).

Чисто модальные глаголы являются дефектными (недостаточными) по форме, так как у них отсутствует ряд грамматических форм, например: они не имеют суффикса -s в 3-м лице единственного числа настоящего времени; у них нет инфинитива, инговой формы и причастия; у некоторых из них нет формы прошедшего времени (must, should, ought, need). Среди других особенностей модальных глаголов необходимо упомянуть следующие:

1. Инфинитив смыслового глагола употребляется без частицы
to после всех модальных глаголов, кроме ought, to have и to be.

2. Вопросительные и отрицательные формы предложений, в которых имеются модальные глаголы, строятся без вспомогательного глагола
do, за исключением глагола to have, например:

Must I come too? 
Я тоже должен прийти?
She cannot do it today. 
Она не может сделать этого сегодня.

Взамен недостающих форм употребляются их эквиваленты:

Past

Present

Future

could

can

shall

 

 

be able to do smth

will

 

had to do smth

must

shall

 

 

have to do smth

will

 

might

may

shall

 

 

be allowed to do smth

will

 

Употребление:
- may, might 
May + Present Infinitive выражает просьбу, разрешение, возможность, предположение, сомнение. Might - прошедшее время от may выражает также сомнение - в большей степени, чем may.
- can, could 
Can + Present Infinitive выражает возможность или способность. Could + Infinitive часто имеет оттенок неопределённости и может соответствовать русскому сослагательному наклонению.
- must 
Must + Present Infinitive в утвердительных и вопросительных предложениях выражает необходимость, долженствование, обязанность, а также совет, приказ. Отрицательная форма mustn't (must not) обычно выражает запрет (нельзя), т.е. является противоположной по значению глаголу may. Отсутствие необходимости (не нужно, не надо) выражается глаголом needn't (need not).
Must может относится только к настоящему и, в некоторых случаях, к будущему времени. Для выражения долженствования в прошедшем и будущем вместо must употребляется have to + Present Infinitive (в соответствующей временной форме).
Например:
He had to take a taxi to get to the airport on time. 
Ему пришлось взять такси, чтобы вовремя попасть в аэропорт.
I'll have to go to the super- market tomorrow. 
Завтра мне придётся пойти в супермаркет.
+ He had to wake uр early yesterday.
- He didn't have to wake up early yesterday.
? Did he have tо wake up early yesterday?
Yes, I did. No, I did not. (No, I didn't.)
had to do smth - in the Past Indefinite Tense
will (shall) have to do smth - in the Future Indefinite Tense
- need 
Need + Present Infinitive (Active или Passive) употребляется только в форме настоящего времени - обычно в отрицательных и вопросительных предложениях.
- should, would 
Глагольные формы
should и would выполняют функцию не только вспомогательных глаголов, но и употребляются в качестве модальных глаголов. Would выражает в качестве модального глагола:
1) повторность действия в прошлом;
2) просьбу;
3) намерение, желание.
Should выражает (в качестве модального глагола) наставление, увещевание, рекомендацию, совет (на русский язык переводится - должен, должен бы, следует, следует бы ).
- Ought to, в отличие от can, may, must, требует инфинитива смыслового глагола с частицей to. Обозначает часто моральный долг, обязанность говорящего. Совпадает по значению с should, но используется реже.

Проверь себя!

Переведите представленный текст на английский язык, употребляя can (could), to be able to.

Я не смогу его ждать.

Кто может перевести это предложение?

Мы не могли добраться до университета до 9 часов.

Она не могла идти так быстро.

Что я могу сделать для Вас?

Когда мы сможем сделать это?

Переведите на английский язык, употребляя глагол must (to have to, to had to).

Мы должны сделать домашнее задание к понедельнику.

Я должен был встретить ее, но не смог.

Сегодня вам пришлось встать рано.

Где я должен вас ждать?

Вам не нужно будет переводить эту статью.

Она должна была сказать ему об этом.

Я должны буду еще раз позвонить ему вечером.

Тема 5.2. Сослагательное наклонение.

Задачи:

  • Знать значение сослагательного наклонения;
  • Уметь строить утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения в сослагательном наклонении;
  • Знать типы условных предложений;
  • Уметь вести несложный диалог на профессиональную тему.

В русском языке сослагательное наклонение выражается сочетанием глагола в форме прошедшего времени с частицей "бы" и имеет только одну форму, которая может относиться к настоящему, прошедшему или будущему.

Если бы я закончил работу. я смог бы проводить Вас на вокзал сегодня (завтра, вчера).

В английском языке - это сочетание глаголов should или would с инфинитивом (Indefinite Infinitive или Perfect Infinitive).

He demanded that the car should be repaired. Он потребовал, чтобы машина была отремонтирована.
He would come. Он бы пришёл.
He would have come then. Он бы пришёл тогда.

Глагол to be имеет формы be и were для всех лиц при выражении предположения, желания или возможности, относящихся к настоящему и будущему временам.

If I were …. . Если бы я был … .

Условные предложения могут выражать реальные, маловероятные (условные предложения I типа) и нереальные условия (условные предложения II типа).

Условные предложения I типа

Условие, содержащееся в условном придаточном предложении, рассматривается говорящим как реально предполагаемый факт, относящийся к настоящему, прошедшему или будущему временам. Сказуемые главного и придаточного предложений выражаются глаголами в формах изъявительного наклонения.

If the weather is nice, we go for a walk. Если погода хорошая, мы ходим на прогулку.
If the weather was nice, we went for a walk. Если погода была хорошая, мы ходили на прогулку.
If the weather is nice, we'll go for a walk. Если погода будет хорошая, мы пойдём на прогулку.

Условные предложения II типа

Условие, содержащееся в условном придаточном предложении, рассматривается говорящим как маловероятное. Для выражения малой вероятности осуществления действия в настоящем или будущем временах сказуемое главного предложения употребляется в форме сослагательного наклонения should / would + Indefinite Infinitive без to, а сказуемое придаточного предложения - в форме сослагательного наклонения, аналогичной Past Indefinite или were для всех лиц от глагола to be.

If he were free, he would do it. Если бы он был свободен, он бы это сделал.
If we paid more attention to grammar, we should know the language better. Если бы мы уделяли грамматике больше внимания, мы бы знали язык лучше.

Условные предложения III типа.

Условие, содержащееся в условном придаточном предложении, рассматривается говорящим как неосуществимое, так как относится к прошлому времени. Сказуемое главного предложения употребляется в форме сослагательного наклонения should / would + Perfect Infinitive, а сказуемое придаточного предложения в форме сослагательного наклонения, аналогичной Past Perfect.

I should not have been late yesterday, if my watch had been right. Я бы не опоздал вчера, если бы мои часы шли правильно.

Союзы условных придаточных предложений.

if - если; in case - в случае, если; suppose (that) - предположим, что; on condition (that) - при условии, что; provided (that) - при условии, что; unless - если … не; but for - если бы не.

Проверь себя! 

Exercise 1. Поставьте глагол в скобках в нужную форму сослагательного наклонения.

Model:

If you (bring) me the book, I should have read it.

If you had brought me the book, I should have read it.

  1. If he didn't ring me up, I (not to come).
    2. If he (not to write) to me, I shouldn't have answered him.
    3. I wish I (to have) a tie to match my suit.
    4. If I (to be) you, I should have apologized to her.
    5. You wouldn't have so many accidents if you (to drive) slowly.
    6. If he were in, he (to answer) the phone.
    7. If you (to pass) your examination, we should have a celebration.
    8. I shouldn't have taken your umbrella if I (to know) that it was the only one you had.
    9. If he knew it was dangerous, he (not to come).
    10. I shouldn't have gone there if I (to be) you.
    11. He would have been the best pupil in the class if he (to work) harder.
    12. We (to stay) at home if we had known he was coming.

Exercise 2. Переведите предложения с русского языка на английский.

1. Если ты дашь мне словарь, я переведу статью.
2. Если бы я был свободен, я пришёл бы вчера на вечеринку.
3. Если вы будете работать больше, вы будете знать английский лучше.
4. Если бы не было дождя, мы бы пошли сейчас гулять.
5. Если бы она попросила, я бы помог ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация текста и разработка лексико-грамматических заданий по книге Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"

Данная разработка лексико-грамматических упражнений предназначена для работы на уроках английского языка по внеклассному чтению учащихся 7-х классов школ с углубленным изучением иностранных языков....

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Лексико-грамматические упражнения по теме: "Глагол can"

Материал предназначен для учеников 2-ого класса к УМК "Spotlight-2"...

Лексико-грамматические упражнения по французскому языку для 4 класса

Лексико-грамматические упражнения по французскому языку  для 4 класса. Рекомендую самостоятельно выполнить упражнения для подготовки к итоговому тестированию в 4 классе. Упражнения содержат ключ...

Методическое пособие "Дифференцированный подход в использовании дополнительных упражнений по активизации лексико-грамматического материала"

Данное методическое пособие может быть использована при активизации лексико-грамматического материала...

Текст "Знаменитые немцы" для тренировки лексико-грамматических упражнений ОГЭ

Текст для тренировки лексико-грамматических упражнений ОГЭ...