Современные образовательные технологии на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Шкиря Светлана Витальевна

Классификация и обзор современных образовательных технлогий, используемых на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovat._tehnologii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Шкиря С.В.

Заседание методического объединения учителей английского языка (13 ноября 1016)

Современные образовательные технологии на уроках английского языка.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие современные образовательные технологии:

1.  Технология активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся (игровые приемы).

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология модельного обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии

5. Технология системно - деятельностного подхода в обучении английскому языку.

6. Технология перспективно-опережающего обучения.

7. Гуманно – личностная технология  по Ш.А. Амонашвили.

8. Элементы развивающих технологий  (поисковая работа, решение проблемных    ситуаций, исследовательская работа)

9. Технология личностно  - ориентированного обучения

10. Технология интегрированного урока

11. Информационно- коммуникативные технологии.

12. Технология дифференцированного подхода в обучении

13. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

14. Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа)

15. Метод "Brain Storming” (Мозговой штурм).

16. Метод проектов.

17. Технология сотрудничества.

1.  Технология активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся (игровые приемы).

Известно, что игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

2. Технология проектной деятельности.

Технология проектной деятельности – это технология целенаправленная, познавательная, интеллектуальная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата. Такая работа проводится во всех классах как итог изученной темы.

3. Технология модельного обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
Такие уроки проводятся с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков, одни превращаются в обвинителей, другие в защитников и так далее.

Такие уроки способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении. Очень важно обращать особое внимание на следующее:

  1. Соблюдать гигиенические условия в кабинете.
  2. Использовать 4–7 видов работы за урок, так как однообразность урока способствует утомлению школьников.
  3. Использовать не менее трех видов преподавания.
  4. Чередовать виды преподавания не позже чем через 10–15 минут. 
  5. Применять ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.
  6. Проводить физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.
  7. Поддерживать психологический климат на уроке.
  8. Использовать дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга и типами восприятия информации.

5. Технология системно - деятельностного подхода в обучении английскому языку заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, или под руководством учителя, систематизирует их, приобретая свой собственный опыт творческой деятельности. Одним из распространенных методов этой технологии  являются систематизация знаний в области грамматики и самостоятельные переводы стихов с русского языка на английский и с английского на русский язык.

6. Технологии перспективно-опережающего обучения позволяет каждому школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата. Предмет иностранный язык изучается в школьном курсе с 2 по 11 классы. Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Особенно это касается словарного запаса учащихся. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна. На основе элементов этой технологии  проводятся  уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такая работа практикуется в 8-11 классах.

7. Гуманно – личностная технология. Во главе этой технологии - слова В.А.Сухомлинского «Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу». Данная технология рассматривает обучение и воспитание как единый процесс. Поэтому, используя эту технологию, необходимо  стараться  проявлять живой интерес к жизни каждого ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, при необходимости содействовать, помогать, выражать ученику радость, сочувствие. Общаться  с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

8. Элементы развивающих технологий ( поисковая работа, решение проблемных    ситуаций, исследовательская работа)

При проблемном обучении деятельность  учителя состоит в том, чтобы, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создавать проблемные ситуации, сообщать учащимся факты и организовать их учебно-познавательную деятельность на уроках английского языка. «Почему?» «А как вы думаете?» «Сравните, сопоставьте», « Что общего?» «В чем разница?» - вот не весь арсенал  вопросов при использовании технологии развивающего обучения.

9. Технология личностно  - ориентированного обучения. Используя этот вид технологии, необходимо ориентироваться на следующие подходы к обучению учащихся. Разноуровневый подход — ориентация на  разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. 

10. Технология интегрированного урока

Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по истории, музыке, искусству и другим предметам. Поэтому очень важно практиковать интегрированные уроки, которые проводятся совместно с другими коллегами.

11. Информационно- коммуникативные технологии. В наши дни невозможно себе представить современный урок без использования информационных технологий. ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучению иностранного языка. Наиболее распространённая форма внедрения информационных технологий в сферу образования - это создание презентаций, что позволяет повысить мотивацию учащихся, использовать большое количество иллюстративного материала, интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске, вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их учебных навыков. Учащиеся с удовольствием сами создают презентации по предложенным темам.

12. Технология дифференцированного подхода в обучении.

Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительное знание и владение умениями), общий (хорошее знание и владение умениями), продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы). Поэтому при подборе тестов необходимо использовать технологию дифференцированного подхода и подбирать материал, отличающийся как по количеству, так и по качеству предъявленной информации.

13. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр.

Игровые методы используются  для усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования учебных умений. Игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных мы имитируем деятельность какой-либо организации, события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

В операционных играх мы отрабатываем выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, открыток, заполнение анкет, заявок и т.д. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр необходимо разработать сценарий ситуации, между учащимися распределить роли действующих лиц.

14. Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Обычно класс делится на группы. каждая группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого. Вот несколько  примеров групповой работы:

А. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение; «награды» команда (группа) получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. 

Б. Каждый ученик отвечает за результат, так как успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы.

В. Каждый ученик имеет равные возможности в достижении успеха. То есть каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса или теста, ученик любого уровня, может принести своей команде равное количество баллов, что позволяет ему чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».

15. Метод "Brain Storming” (Мозговой штурм) Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, внимательно выслушивая их соображения.

16. Метод проектов.

Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты  могут делиться на: моно-проекты, коллективные, устно – речевые, видовые, письменные, Интернет - проекты.

Данный метод способствует развитию  активного самостоятельного мышления учащихся и формирует у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий. Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся развивают свой кругозор, границы владения языком учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта. Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом -  процесс творческий. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно занимаются поиском какой – то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику. Примером проектных работ могут быть: «My future plans» « My business» и т.д.

17. Технология сотрудничества.

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3-4 человека, им дается определенное задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый  учащийся ответственен не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому учащиеся, имеющие слабые знания стараются выяснить у более сильных  непонятные вопросы, а сильные учащиеся стремятся оказать им помощь и содействие. Выигрывает весь класс, потому что совместно устраняются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.

Не соревнование, а именно сотрудничество лежит в основе данного метода. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

Практика показывает, что вместе учиться значительно эффективнее. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи должно быть естественным для каждого ребенка.

Итак, для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве следует придерживаться следующих требований:

1. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать об их ответственности за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.

2. Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные.

3. Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках английского языка

Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую новые образователь...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка

В данном материале описаны поэтапно несколько образовательных технологий и их актуальность в учебном процессе.Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения....

О применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...

Современные образовательные технологии на уроках английского языка

Статья о применении СОТ на уроках английского ( в частности технологии В.Н. Монахова)...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка

Данная работа представляет собой текст выступления на заседании МО учителей английского языка. В выступлении обобщается опыт использования современных образовательных технологий на уроках англий...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка

Перечень технологий, используемых в изучении иностранного языка и их описание...

«Современные образовательные технологии на уроках английского языка по УМК «Английский в фокусе 5–9»

«Современные образовательные технологии на уроках английского языка по УМК «Английский в фокусе 5–9» – Подоляко Ольга Евгеньевна, почётный работник общего образования Российской Федерации, автор ...