Технологии здоровьесбережения на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку на тему

Предлагаю вашему вниманию статью на тему "Технологии здоровьесбережения на уроках". Думаю, материал будет полезен для учителей английского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zdorovya.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

     Технологии здоровьесбережения на уроках иностранного языка.

      На протяжении 25 лет я обучаю детей английском языку. Помимо желания найти наиболее эффективные методы и  приемы обучения предмету,  меня также интересуют приемы здоровьесбережения на уроках английского языка. Я думаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках имеет первостепенное значение.

     Английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом обучающиеся должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические явления), сформировать грамматические и фонетические навыки, навыки аудирования, чтения, перевода. На уроках дети  запоминают большие объемы информации, много говорят, пишут, читают, слушают и анализируют  информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. 

     Исходя из своего опыта работы, я могу выделить следующие методы здоровьесбережения учащися на уроках:

  1. Обеспечение благоприятной, комфортной обстановки  на уроке.
  2. Соответствующая организация урока.
  3. Включение «оздоровительных» элементов в ходе проведения урока: физкультминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы, минутки релаксации.
  4. Использование музыкальных номеров с целью повышения эффективности обучения и эмоциональной разрядки на уроке.
  5. Использование игровых технологий как средство здоровьесбережения на уроках.
  6. Создание особого эмоционального настроя на уроках. 

     Предлагаю остановиться подробнее на каждом из вышеуказанных пунктов.

     Создание благоприятного микроклимата на уроке.

На уроке главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и формирование у детей положительного эмоционального настроя. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом. На уроках необходимо использовать  методы позитивной психологической поддержки ученика, учитывать  индивидуальные особенности учащегося и осуществлять дифференцированный подход к детям с разными возможностями.

                    Организация урока.

     Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. Во избежание усталости учащихся, рекомендуется смена видов деятельности на уроке: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм” и так далее. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

     

          Оздоровительные элементы урока.

В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, на уроках рекомендуется включать оздоровительные моменты физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Практически на каждом уроке я использую физкультминутки.  Двигательная активность  способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. В ходе выполнения упражнений комплекса физкульминуток  учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Комплекс упражнений подбирается в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. 

     Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. 

При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. Вот примеры физкультминуток:

  1. Hands up, hands down, hands on hips, sit down!

     Hands up, to the side, bend left, bend right.

     One, two, three hop! One, two, three, stop! Stand still!

  1. Child: Trees in the forest

Children: Stood, stood, stood.

Child: Along came a man

Children: For wood, wood, wood.

Child: He picked up his axe,

Children: Chop, chop, chop!

           Child: Down fell the trees

           Children: Drop, drop, drop!

Дети стоят в кругу, за кругом ходит ребенок- «дровосек», он прикасается к детям палочкой: он – «рубит лес», дети приседают: «дровосек» срубил «деревья».

 

  1.  The farmer and the seeds.

     The farmer plants his seeds, the farmer plants his seeds.

     Hey, oh, the cherry oh! The farmer plants his seeds.

     The rain begins to fall, the rain begins to fall.

     Hey, oh, the cherry oh! The rain begins to fall.

     The wind begins to blow, the wind begins to blow.

     Hey, oh, the cherry oh! The wind begins to blow.

     The Sun begins to shine, the Sun begins to shine.

     Hey, oh, the cherry oh! The Sun begins to shine.

     The seeds begin to grow, the seeds begin to grow.

     Hey, oh, the cherry oh! The seeds begin to grow.

     The farmer cuts his grain, the farmer cuts is grain.

     Hey, oh, the cherry oh! The farmer cuts his grain.

     The farmer binds his sheaves, the farmer binds his sheaves,

     Hey, oh, the cherry oh! The farmer binds his sheaves.

     And now the harvest is in, and now the harvest is in,

     Hey, oh, the cherry oh! And now the harvest is in!

  1. Дети стоят в кругу. В центре круга -  ребенок-«крестьянин» и шестеро детей – «семена». «Крестьянин» сажает «семена» - кладет руки им на плечи, они приседают. Дети ходят по кругу и поют первый куплет.
  2. «Ветер» бежит вокруг «семян» и произносят «оо-оо-оо».
  3. «Дождь» бежит вокруг «семян» и говорит: «Pitter-patter».
  4. «Солнце» обходит «семена» кругом.
  5. «Семена» начинают расти – поднимаются.
  6. «Крестьянин» «срезает колосья» - прикасается к детям, они приседают.
  7. «Крестьянин» «вяжет снопы» - ставит детей спиной друг к другу по двое.
  8. «Крестьянин» «собирает урожай» - берет детей за руки и ведет их за пределы круга.

Существуют специальные комплексы упражнений, помогающие укрепить глазные мышцы, замедлить развитие патологических процессов, которые можно успешно применять на уроках иностранного языка в качестве гимнастики для глаз, например: 

  • движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой. Первое время лучше следить глазами за движущим предметом, например, за карандашом, по мере освоения упражнения выполнять без предмета, лишь воображая его.
  • Движение глазами вверх и вниз можно производить под стишок, расположенный на доске в нестандартной форме:

     

      One, one, one,

      I see a gun.

     Two, two, two,

     Look at my shoe!

     Three, three, there,

     I see a tree.

                 Four, four, four,

                 I see a door!

  • Или же, движение глазами по кругу, по и против часовой стрелки, при этом произносим скороговорку:

Ann has a fat black cat and a rabbit.

  •  Движение глазами по очертаниям цифры 8 с острыми углами, располагая рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая:

One, two, look at your shoe!

Three, four, look at the floor!

Five, six, look at the bricks!

Seven, eight, look at the plate!

Nine, ten, look at your pen!

  • Движение глазами по дуге - выпуклой и вогнутой под рифмовку:

Fat Pat had a fat cat, Pat’s fat cat sat at Pat’s hat.

  • Движение глазами по периметру ромба, рифмовка расположена соответственно очертаниям ромба, проговаривая:

She sells sea shells on a sea-shore.

  • Моргайте веками, подобно тому, как бабочка машет крыльями, проговариваем стишок:

      Rain on the grass and rain on the tree.

      Rain on the house-top, but not on me. 

Использование музыкальных номеров на уроках английского языка.

     На уроках английского языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается произношение. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Благодаря современным интернет-ресурсам у каждого учителя есть доступ к большому разнообразию песенного творчества.

Игровые технологии на уроках иностранного языка.

      Игра  является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранному языку. На раннем этапе овладения иностранным языком именно игра является наиболее эффективной формой обучения. С помощью игры у школьников развивается интерес к иноязычному общению, осуществляется интернациональное, эстетическое воспитание, создается иноязычная информационная база (словарь, речевые клише, фразы), формируются речевые механизмы.

     Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Они позволяют решать учебные задачи в атмосфере лёгкости, заинтересованности и активности детей. Игра  дает возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Игровые методы и приёмы выполняют на уроке иностранного языка две основные функции. Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом ребёнок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в независимости от игровой ситуации. Сущность второй функции заключается в том, что дети усваивают одновременно знания и умения разного содержания.

     Игры развивают не только мыслительную, но и физическую активность. Очень часто они применяются при проведении физкультминуток, так необходимых в связи с психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и т.д.). Они помогают сохранить здоровье детей, развивают их координацию. Кроме этого, совместно с выполнением каких-либо движений (упражнений) дети быстро и качественно овладевают не только лексическим, но и грамматическим материалом. Игры позволяют не только эффективно освоить новые знания, но являются и элементом релаксации на уроке.

     Создание эмоционального настроя на уроках.

     Одним из самых важных здоровьесберегающих действий является создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного напряжения на уроке я часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание, смешное четверостишие, юмористическая картинка, да и в целом легкий позитивный настрой учителя.

     

В заключение хочется добавить следующее. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.  

К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее - социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.  Поэтому одной из приоритетных задач образования, сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. 

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет действительно добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения на уроке иностранного языка

Специфика современного подхода к организации системы образования во многих странах мира обусловлена своеобразием развития информационного общества, общества высоких технологий. Умение работать с инфор...

«Применение технологии проектирования на уроках иностранного языка»

Предлагаю Вам теоретический материал в виде доклада на тему «Применение технологии проектирования на уроках иностранного языка»...

Технология WEBQUEST на уроках иностранного языка

Quest - это целенаправленный поиск. Этим словом обозначается одна из разновидностей компьютерных игр, связанных с приключениями. Это детектив, в ходе которого разгадывается таинственная загадка....

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...

Презентация по теме "Реализация элементов технологий здоровьесбережения на уроках английского языка"

Выступление на РМО по теме "Реализация элементов технологий здоровьесбережения на уроках английского языка"(из опыта работы).Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, до...

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Цель данной статьи рассказать, как применяются здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...