Статья «Дошкольная» специфика английского языка"
статья

Ермоленко Наталья Витальевна

Статья посвящена специфике обучения дошкольников английскому языку. В ней излагаются основные положения авторской системы преподавания английского языка в ДОУ (принципы, методы, приёмы и формы обучения).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon angl._yaz._v_det.sadu_.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дошкольная» специфика английского языка

Ермоленко Н.В., учитель английского языка,

я/с № 20 «Арайлым», город Астана, 2015 г.

Аннотация статьи

Статья посвящена специфике обучения дошкольников английскому языку. В ней излагаются основные положения авторской системы преподавания английского языка в ДОУ (принципы, методы, приёмы и формы обучения).

Ключевые слова

Принципы, методы, формы обучения, виды деятельности, организационные игры, вспомогательные игры, лингвистические игры,  сказка-игра, обучающая программа, иллюстративный материал, символическое письмо.

Люди все чаще осознают, что иностранные языки становятся необходимы им в повседневной жизни. Они активно ездят за границу, принимают иностранцев у себя, участвуют в международных проектах, читают книги, покупают продукты, смотрят фильмы, пользуются Интернетом. Еще недавно знание иностранного языка казалось ненужной роскошью, а новое поколение уже не может без этого обойтись. Причем лучше знать много языков, из которых один обязательно общераспространенный язык международного общения – английский. А чтобы успеть эти языки выучить – и не для того только, чтобы стать переводчиком или преподавателем, а чтобы пользоваться ими в профессиональной деятельности, - нужно начинать рано.

Маленькие дети с большей легкостью, чем подростки, а тем более взрослые, понимают и имитируют то, что слышат, так как они еще недалеки от возраста, когда шаг за шагом осваивали в естественной ситуации свой родной язык.

В последнее десятилетие обучение детей дошкольного возраста второму языку получило широкое распространение. В настоящее время престиж учебного заведения во многом определяется тем, ведется ли в нем обучение иностранному языку.  

Однако, как и 10 лет назад, существует дефицит методической литературы указанного профиля. С одной стороны, это доставляет учителям некоторые неудобства, а с другой - пробуждает творческие силы у ищущих педагогов, заставляя генерировать новые идеи и реализовывать их на практике. Так создаются единственные в своем роде программы и курсы, разрабатываются принципы, методы и приемы обучения.  Эти тенденции коснулись и нашего я/с № 20 «Арайлым» г. Астаны (зав. Киреева Ф. В.), где дошкольники изучают русский, казахский и английский (в качестве иностранного) языки.

В первую очередь нами были сформулированы цель обучения английскому языку и принципы, позволяющие сделать процесс обучения успешным.

Основная цель обучения дошкольников английскому языку – это активизация их мышления, эмоционально-волевой сферы для формирования способности к англоязычному общению и речевому творчеству в этом общении.

Принципы успешного обучения:

1) Учение без насилия

Выявлено, что начало освоения звуковой стороны неродной речи у 4-6-летних детей положительно влияет на развитие не только речевого, но и общего интеллекта. В то же время степень освоения языка и его положительное влияние на интеллектуальное развитие определяются исходным уровнем сформированности мышления. Невозможно научить ребенка иностранным языкам, если интеллектуальный багаж его беден, мышление не развито, если ребенок не имеет достаточной практики речевого общения. Если малыш по каким-то причинам не готов к такому роду деятельности, не пытайтесь заставлять его, ибо, создав с самого начала отрицательное отношение к иностранному языку, вы сформируете стойкое неприятие, нежелание (так как это трудно, неинтересно, невыполнимо) изучать любой иностранный язык в будущем.

2) От простого – к сложному, или в витках спирали

         Изучение языка происходит пластами, то есть по принципу закрепления. Отдельные элементы вводятся не один за другим (сегодня – погода, завтра – семья), а каждый год практически одни и те же. То есть и в 4 года и в 7 лет ребенку следует рассказывать и о погоде, и о семье, но с каждым годом дополнять и усложнять материал. Это преследует несколько целей. Во-первых, не сваливать на ребенка тонны новой информации, а говорить о чем-то, что он уже знает. Во-вторых, закреплять старый материал, каждый год повторяя его в связи с новыми дополнениями. В-третьих, в каком бы возрасте ребенок ни присоединился к программе, у него не будет ощущения того, что он что-то пропустил и не знает.

          Нельзя брать для начала слишком трудные задания, они могут отпугнуть детей. Лучше начинать с заведомо более легких заданий, которые детям явно под силу.

           Если малыш не сразу начинает говорить с Вами по-английски, не огорчайтесь: идет пассивное усвоение языка. Ребенок до школы не столько активно, сколько пассивно овладевает языком, словарный запас накапливается довольно большой, так что при постепенном переводе языка в активную форму ребенок значительно опережает своих сверстников.

3) Учение с удовольствием

Иностранный язык требует нахождения определенных, отличных от других предметов методов его преподавания и ставит их в зависимость от возраста обучаемых. От педагогов требуется большое искусство, чтобы правильно организовать обучение, учитывая специфику иностранного языка.

Дошкольники активны, эмоциональны, легко утомляются, нуждаются в двигательной активности и т.д. Для них совершенно неуместно теоретизирование в любом виде: не должно быть никаких сводов правил и письменных заданий, должна быть постоянная речевая практика в виде диалогов, рассказов, инсценировок. Смена видов деятельности и игр избавит детей от усталости и скуки. А улыбка, искренняя радость за них, похвала, поощрение (в виде звездочки, веселой рожицы и т.д.) создадут атмосферу успеха.

Замечательно, если на занятии есть определенные ритуалы – традиции приветствия и прощания с использованием рифмовок, приемы привлечения внимания, например перед игрой (One, two, three! Look at me, listen to me!) или после нее (One, two, three! Свои места займи!), или перед лингвистической сказкой (It’s time for story, троекратно повторенное).

4) Связь с родителями

Дети практически не сталкиваются с иностранным языком в повседневной жизни. Весь их иноязычный опыт сводится к паре занятий в неделю с учителем иностранного языка. Без повторения пройденного материала дома дошкольники легко его забывают. Здесь на помощь педагогу могут прийти родители. Более того, в первую очередь родители формируют положительную мотивацию учения детей. Поэтому так важны мероприятия по информированию родителей посредством памяток или листовок и индивидуальное консультирование.

Материал курса английского языка для детей 4-6 лет максимально приближен к тому, что может понадобиться в реальном общении. Обыгрываются самые типичные бытовые ситуации: знакомство, покупки, общение про погоду, еду, путешествия и т.д. (см. Приложение)

К концу обучения ребенок усваивает 600-800 английских слов, которые он может использовать в ситуационных диалогах.

Основным методом и формой обучения, без сомнения, является игра. Именно игра – ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Использование специальным образом организованной игры как способа обучения английской речи позволяет учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения. При желании можно подобрать игры, которые просты, не требуют материальных затрат и в то же время эффективны и очень нравятся детям.

В процессе работы все игры были условно разделены нами на 3 группы:

- организационные игры,

- вспомогательные игры,

- лингвистические игры.

Организационные игры помогают педагогу организовать детей перед началом занятия, переключить их с одного вида деятельности на другой, снять утомление, обучить детей умениям межличностного общения, раскрепостить застенчивых и нерешительных детей.

Вот примеры подобных игр.

Игра «Танцующие руки». Игровое упражнение выполняется в парах. Партнерам необходимо соприкоснуться ладонями (большими, указательными пальцами) и, не размыкая их, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Игра «Змея». Дети становятся друг за другом и крепко держат стоящего впереди за плечи или талию. Первый ребенок – «голова змеи», последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а он уворачивается от нее.

В организационные игры можно включать элементы психогимнастики: специальные этюды и упражнения, используемые с целью психофизической разгрузки, воспитания эмоций, обучения элементам техники выразительных движений.

Например, этюд «Возьмемся за руки, друзья». Педагог и дети стоят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Педагог предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом, и только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он подает соседу. Постепенно круг замыкается.

Вспомогательные игры служат для развития речевоспринимающего и речевоспроизводящего аппаратов у детей. Эта группа включает игры на развитие фонетического слуха, речевого дыхания, артикуляционные игры, пальчиковые игры, формирующие «речевые» зоны в коре головного мозга ребенка. Такие игры можно проводить в начале занятия или после активных и эмоциональных форм работы, чтобы помочь детям сконцентрироваться.

Примером игры на развитие фонетического слуха может служить «Хлоп-топ». Учитель подает разнообразные сигналы: хлопки в определенном ритме, постукивания по столу, притопывание и т.д. Дети отвечают дружным эхо.

Комплекс артикуляционной гимнастики может включать следующие упражнения:

  • надуть/сдуть щеки как воздушный шарик,
  • облизать тарелочку как киска,
  • покатать во рту орешки,
  • поцокать языком как лошадка и т.д.

Во время дыхательных упражнений вдох осуществляется через нос, выдох через рот, все звуки произносятся на одном выдохе, например во время звукоподражаний (звенит телефон, шипит змея, рычит собака, воет ветер) или счета на одном выдохе.

Для развития мелкой моторики пальцев рук можно применять игры и упражнения следующего плана:

  • изображение с помощью пальцев и кистей рук различных объектов (Spider is climbing, climbing and falling down),
  • растирание ладоней и каждого пальца в отдельности,
  • выкладывание рисунков из спичек, пуговиц,
  • нанизывание на нитку мелких предметов,
  • собирание целой картинки из частей,
  • графические задания (обводка, штриховка, раскрашивание и т.д.)

Самый большой блок игр – «Лингвистические (речевые) игры». Каждый учитель более или менее широко использует такие игры. Среди них можно выделить

игры на понимание речи, где дети учатся слушать и слышать, реагировать на слова учителя (например, игра «Hop-Stop» - аналог русской игры «Замри»);

игры на запоминание слов и конструкций, где детям уже предлагается роль ведущего (например, игра «Boasters» используется для отработки конструкции  I can…dance, hop, swim, etc);

игры с рифмовками, песнями, движениями, где легко и весело можно отработать произношение (фонетическую, интонационную сторону речи) и обогатить словарный запас. Имитационные движения в обучении английскому языку помогают задействовать воображение, мышление, эмоции, способствуют созданию образа слова и в результате его прочному запоминанию. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции, частое повторение которых ведет к автоматизации. В этой группе очень много традиционных английских игр, стихов и песенок, отражающих особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, которые расширяют страноведческие познания учеников (например, игры «Hockey-Pokey», «Mulberry Bush»).

Хорошим подспорьем в музыкальном оформлении занятий являются аудиозаписи из серий «Music Baby», «Songbirds», аудиоприложение к книге «Happy English» (автор Галина Доля).

Ни одна игра не обходится без ведущего, а значит и без считалки, позволяющей его выбрать. Дети легко запоминают считалки и используют их и на занятиях, и вне их.

Scout, scout, you’re out!

One-two, sky blue. All out except you!

One, two, three. I like coffee. Who likes tea?

Для учителя же считалка – тренировочное упражнение, позволяющее организовывать работу над произношением, лексикой, восприятием иностранной речи на слух.

Те же функции выполняют рифмовки, стихи, песни. Они не только активизируют языковую деятельность учеников, но и создают благоприятный психологический климат на занятии, повышают эмоциональный тонус, содействуют эстетическому воспитанию детей. Являясь своеобразным лингвострановедческим материалом, стихи и песни широко используются при подготовке к праздникам (Mother’s Day, Christmas).

Создать ситуацию общения на неродном языке легче, если облечь совместную игровую деятельность в единый сюжет, дать ребенку почувствовать себя его активным участником, побудить сопереживать героям. Таким способом освоения языка является сказка-игра. С помощью сказки ребенка легче всего приобщить к восприятию другой культуры, другого народа, другой страны. На занятиях мы используем сказки двух видов: вводные и итоговые.

Вводные сказки содержат новую лексику, вкрапленную в преимущественно русскоязычный сюжет, понятную детям из контекста. Во избежание недопонимания рассказывание сказки сопровождается демонстрацией необходимых иллюстраций. Главным героем наших сказок является Язычок, а названия сказок указывают, какая лексическая тема изучается («Путешествие Язычка в Лондон» - транспорт, «Язычок и колдунья Слякоть» - времена года, «Новый друг Язычка» - части тела). По мере изучения языка все больше английской лексики употребляется для передачи содержания сказки. Запоминание новой лексики, поданной в такой форме, происходит быстрее.

Итоговые сказки строятся на уже знакомых детям словах, фразах, грамматическом материале. Работа с такими сказками проводится в три этапа: 1) рассказывание сказки, 2) совместное с детьми сочинение и постановка пьесы на основе исходного сказочного сюжета с помощью пальчикового или бумажного кукольного театра, где за отдельных героев говорят дети, 3) театрализованная, костюмированная постановка сказки-пьесы с музыкальным сопровождением. Максимальная приближенность к естественной диалогической и монологической речи, эмоциональная насыщенность, яркость образов, с которыми связан лексический материал – все это является благодатной почвой для переноса учебных знаний и навыков в обычную жизнь.

Стимулирует неподготовленную речь учащихся такая форма работы, как метод проектов, где дети под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт проекта всегда имеет «материальное» выражение: рисунки, коллаж, выставка и т.д. Он обязательно должен быть продемонстрирован другим и защищен. Например, проект «Я и моя семья» может быть представлен в виде рисунка или коллажа из фотографий. Проект «Домашние любимцы» проводится в виде «социологического опроса». Дети получают «опросные листы» (наклеенные на альбомном листе картинки с изображением домашних животных) и отправляются в соседнюю группу или к сотрудникам детского сада с вопросом What animal have you got? Количество животных подсчитывается по числу палочек под соответствующими изображениями. Однако метод проектов при всей его увлекательности достаточно трудоемок и требует серьезной подготовки и мобилизации сил от педагога.

Наконец, без сомнения, все формы деятельности и виды работы насыщаются красочным иллюстративным материалом (картинками, муляжами, игрушками, иллюстрациями и фотографиями страноведческого характера). Современные ТСО позволяют использовать на занятиях видеосюжеты из серии «Window on Britain» (Oxford) и компьютерные обучающие программы, из которых наиболее адекватной нашим задачам является программа «Правильный английский без скучных правил: 4-6 лет», обеспечивающая устную тренировку лексики от простого к сложному.  

Неплохо, если иллюстративно-лексический материал, объединенный в единое целое постоянно находится перед глазами детей, обеспечивая ненавязчивое повторение и закрепление изученного. Так, нами было создано настенное оформление «Английский поезд», довольно удачно реализующее указанные выше задачи.

Изучение английского языка осуществляется в устной форме, без привлечения чтения и письма, поскольку дети уже изучают графику двух языков – русского и казахского. Однако есть возможность перебросить мостик от устной речи к печатному слову – это символическое письмо. Ребенок в 4-6 лет еще не в состоянии мыслить абстрактно, то есть принимать понятие за образ. Напротив, он лучше, чем взрослый, связывает образ (картинку или предмет) с понятием. У дошкольника еще прочна связь «слово-предмет», и  если правильно подобрать картинку, то изображенное на ней на всю жизнь останется в его памяти. Для отображения наиболее распространенных речевых конструкций, слов нами были подобраны картинки, символы, пиктограммки, которые можно вставлять в абак, конструируя из них словосочетания и простые предложения. Оказалось, что этот прием обладает поистине магической силой. Он обеспечивает развитие саморегуляции, концентрации внимания, речи и абстрактного (знакового) мышления детей, приобщает их к чтению и вызывает положительные эмоции от манипулирования со значками (символами) – прототипами букв. Полагаем, что нам еще предстоит выявить дополнительные скрытые достоинства этого методического приема.

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, обеспечивающих  накопление лексического запаса, формирующих умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Важным моментом является правильно организованный контроль всех выше перечисленных умений и навыков. Оптимальной формой контроля и подведения итогов в обучении английскому языку можно назвать проведение открытых итоговых занятий и праздников «с английским уклоном», где в непринужденной атмосфере дети могут продемонстрировать использование изученного лексико-грамматического материала в естественных ситуациях общения, а гости (родители, воспитатели, сотрудники ДОУ) оценить уровень знаний и умений детей со стороны.

При подготовке к занятиям педагоги могут обратиться за помощью к следующей учебно-методической литературе:

1.  Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык. М., 2006. 59 с.

2.  Анухина И.В. Занимательный английский для детей. СПб, 2004. 96 с.

3. Козина С.В. Праздники для дошкольников на английском языке. М., 2008. 64 с.

4.  Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Донецк, 2002. 320 с.

5. Никитенко З.Н. Начинаем изучать английский язык. М., 2010. 112 с.

6. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей: Руководство для преподавателей. М., 2004. 191 с.

7.  Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник. М., 2007. 160 с.


Приложение

Тематический план занятий по английскому языку для старшей группы

Theme

Amount of hours

Topical vocabulary

Speech patterns

Listening

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 Let's get acquainted. My family. (Revision of the material of the previous year)

Toys. Animals. Colour, form, size.

Good appetite. Food. Setting the table.

Parts of a body.

Clothes.

I live here. My flat. My room. Furniture.

Holidays(studying of this theme is in accordance with the calendar dates )

8

14

12

8

12

12

6

A boy, a girl, a father, a mother, a sister, a brother, a grandfather, a grandmother, a son, a daughter, a baby, a family. One-ten. Yes, no.

A cat, a dog, a pig, a cock, a hen, a chick, a duck, a horse, a cow, a bird, a sheep, a frog, a bear, a hare, a fox, a fish, a wolf, a mouse, a hedgehog, a ball, a house. Red, blue, green, yellow, brown, black, white, orange, pink. Big, little. To fly, to dance, to run, to go, to swim, to hop, to sleep, to sing, to jump, to play.

An apple, a banana, a lemon, an orange, a tomato, a potato, a carrot, milk, butter, water, juice, jam, bread, porridge, soup, sausage, ice-cream, cheese, meat, tea, coffee, to eat, to drink.

A body, a head, a hand, a leg, a foot, an eye, an ear, a nose, a mouth, hair.

Shoes, boots, socks, trousers, shorts, jeans, a blouse, a shirt, a skirt, a dress, a jacket, a coat, a hat, a scarf.

A house, a flat, a room, a living-room, a bedroom, a bathroom, a hall, a kitchen, a table, a chair, a bed, a sofa, an armchair, a lamp, a telephone, a TV set, a picture, a wall, a window, a door, a ceiling, a floor.

A present, toys, bells, balls, Father Frost, Santa Claus, New Year, New Year Tree, Christmas, Mother’s Day, to sing, to dance.

What is your name? How are you? How old are you? Hello! Good morning!  Good-bye! Thank you. My name’s… I’m fine/so-so. Have you..? I have a father.

Is this..? It's a… Who are you?  I’m a mouse. I can… What do you like (to do)? I  like… Have you..? I have a dog.

What’s this? It’s a… Is this..? What do you like? I like… Thank you. I have… What would you like? Give me… Have you..?

What’s this? It’s a… Is this..?

What’s this? It’s … It’s a black hat. Is this a..? What do you like? I like… Thank you. What colour is it?

What’s this? It’s a… It’s a black bed. Is this..? What do you like? I like… Thank you. I have…

What’s this? It’s a… Is this..? What do you like? I like… Thank you. Merry Christmas! Happy New Year!

Stand up, sit down, go to your place.

What’s this? Can you sing? What do you have? What do you like (to do)? Stand still. Hands up/down.  

Good appetite! Fruits, vegetables. A salesman/saleswoman, a customer. What do you like to do?

Show me your…

Put on… Take off…

How many rooms do you have? What colour is..? The lamp is blue.

What colour is..? Can you sing?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современный урок английского языка"

Современный урок английского языка, опыт работы...

Статья "Игры на английском языке".

Статья : Игры на английском языкеАвтор: Котова Елена Владимировна, учитель английского языка Уже несколько лет работаю в начальной школе и накопила много вариантов игр с детьми младшего шко...

Методическая статья Редактирование сочинения (Английский язык)

Редактирование  - важный этап в процессе проверки сочинения. В статье предлагается алгоритм проверки работы на уровне содержания и языковой формы....

Игра "Как стать миллионером" на английском языке.

Игра для учащихся 8-9 классов с презентацией....

Статья по методике английского языка

статья имеет практическое значение и даёт рекомендации по проведению урока...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Кто хочет стать миллионером" (на английском языке)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Кто хочет стать миллионером" (на английском языке)...