ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КИТАЙГОРОДСКОЙ Г.А. В ШКОЛЕ
методическая разработка по английскому языку на тему

Кудинова Юлия Евгеньевна

Факторами, способствующими активизации деятельности учащихся на уроке, являются доброжелательная атмосфера, положительные эмоции, уважение к личности учащихся, использование интересных, личностно-значимых, проблемных и игровых ситуаций и заданий. Мотивация учащихся при выполнении каждого задания. Использование групповых форм работы на уроке. Реакции учителя на смысл высказывания ученика, побуждение учащихся к такой же реакции. Активизации речевой деятельности учащихся способствует интересный контекст общения, мотивирующий сюжет занятия, использование естественных жизненных ситуаций общения. Осознанность учащимися цели обучения, умение учителя превратить тему урока в проблему/проблемы. Обеспечение правильного чередования видов и характера деятельностина уроке, способствующего оптимальному уровню психической активности на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_uroka_kitaygorodskaya.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Возможные ответы на вопросы анкеты

1. Что Вы считаете основными чертами и особенностями современного урока иностранного языка?

Однозначногоответа на этот вопрос нет, т.к. существует очень много определений современного урока. Этот вопрос проверяетобразованность учителя, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения, помогает определить, какой образовательной концепции придерживается преподаватель.

Но желательно, чтобы в ответе содержалось указание на то, что целью современного урока иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, при этом общение является целью, средством и условием обучения.

Современным является такой урок, на котором учитель выстраивает отношения с учениками так, чтобы каждый мог занять активную позицию по отношению к тому новому, что сообщает учитель, куда он ведет своих учеников, и что сам ученик «добывает», осознает, сравнивает с уже известным, обобщает и учится использовать в совместной деятельности с учениками.

2. Какие факторы способствуют активизации деятельности учащихся на уроке?

Факторами, способствующими активизации деятельности учащихся на уроке, являются доброжелательная атмосфера, положительные эмоции, уважение к личности учащихся, использование интересных, личностно-значимых, проблемных и игровых ситуаций и заданий. Мотивация учащихся при выполнении каждого задания. Использование групповых форм работы на уроке. Реакции учителя на смысл высказывания ученика, побуждение учащихся к такой же реакции. Активизации речевой деятельности учащихся способствует интересный контекст общения, мотивирующий сюжет занятия, использование естественных жизненных ситуаций общения. Осознанность учащимися цели обучения, умение учителя превратить тему урока в проблему/проблемы. Обеспечение правильного чередования видов и характера деятельностина уроке, способствующего оптимальному уровню психической активности на уроке.

3. Чем сценарий урока отличается от плана урока?

План урока предполагает перечисление видов учебной деятельности и типов заданий в их логической последовательности, но, как правило,не предусматривает их сюжетную связанность. В отличие от плана урокасценарий «погружает» коммуникативные задания в интересный контекст общения и предполагает созданиесюжета/ сюжетов урока, приближенных к реальным (жизненным) ситуациям общения, создаетсмысловые связимежду отдельными упражнениями и видами деятельности, что активизирует все психические процессы и способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала и развитию личности.

4. Назовите наиболее эффективные способы предъявления нового учебного материала. Какие приемы запоминания Вы считаете наиболее продуктивными и почему?

Наиболее эффективные средства запоминания:

  • контекст;
  • «проживание» предлагаемых ситуаций, эмоциональная окраска фраз и предложений(эмоциональная память/эмоциональный интеллект);
  • кинестетическая память(жесты, телодвижение, мимика);
  • музыкальная память/музыкальный интеллект (пропевки, ритм, рифма);
  • голос преподавателя и студентов (громче-тише, выше-ниже, быстрее - медленнее);
  • фразовое (логическое) ударение, подстановка, эмфаза;
  • ассоциации (прямые и ложные);
  • визуализация, наглядность;
  • структурирование текста (логические связи событий, поступков героев);
  • мини-коммуникативные заданияпри использовании различных форм группового взаимодействия;
  • лингвострановедческий и культурологический комментарий;
  • юмор,сюрпризы.

5. Опираетесь ли Вы в своей работе на возможности непроизвольной памяти? Приведите, пожалуйста, пример.

Суть примеров в том,что запоминание происходит в процессе активной мыслительной деятельности, в процессе общения, в игре.Таким образом, задача запомнить не ставится напрямую, а организуется мотивированная увлекательная деятельность с материалом, в процессе которой происходит запоминание.

6. Какие упражнения Вы считаете наиболее эффективными для развития речевой деятельности учащихся?

Ответ на этот вопрос произвольный, он призван продемонстрировать методическую грамотность учителя.

7. Какие компоненты включает коммуникативное упражнение?

Компоненты коммуникативного упражнения:

– коммуникативное задание, указывающее,что должны делать учащиеся,зачем они должны это делать (мотивация) и в случае упражнения с максимальным управлением деятельностью учащихся как выполнять это задание(модель);

– коммуникативная задача;

– итог коммуникативной деятельности.

8. В чем Вы видите значение группового взаимодействия на уроке иностранного языка?

Основные факторы:

  • Навыки общения формируются в деятельности общения.
  • На 25% эффективнее протекаютвсе познавательные психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
  • Многократное естественное и мотивированное повторение учебного материала(в разных ситуациях, с разными партнерами).
  • Тренинг общения, взаимодействия в социуме («Уроки жизни»).
  • Сплочение группы.
  • Развитие эмоционального интеллекта.
  • Развитие адекватной самооценки.

9. По какому критерию Вы выбираете форму группового взаимодействия при выполнении различных заданий на уроке?

Форма группового взаимодействия должна соответствоватьцели и характеру коммуникативной задачи. Выбранная формадолжна быть адекватна естественной жизненной ситуации общения. Каждыйчлен группыдолжен четко понимать, что именно он должен делать и что говорить.

10. Как можно обеспечить включенность всех учащихся в учебную деятельность при контроле выполнения определенного коммуникативного задания?

Нужна постановка специальной задачи, активизирующей внимание учащихся, – «задачи на слушание», суть которой в том, что перед учащимися ставится интересная, значимая, проблемная задача, связанная с содержанием высказывания других учеников, выносимым на контроль.

11. В чем значение игровой деятельности на уроках иностранного языка?

Игра является эффективным и эффектным средством обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку. Игра стимулирует развитие личностного потенциала каждого ее участника и, самое главное, способствует формированию группы и развитию группового взаимодействия. В методе профессора Г.А. Китайгородской «Активизация возможностей личности и коллектива» игра является не отдельным фрагментом учебного занятия, а принципом, пронизывающим все обучение.

Данный курс позволяет существенно расширить арсенал ярких, нестандартных и эффективных методических приемов формирования и совершенствования фонетических и грамматических навыков.

12. Какие языковые игры (грамматические, лексические, фонетические) Вы считаете наиболее эффективными для использования на уроке?

Произвольный ответ, но хотелось бы аргументации своей позиции.

13. Как Вы понимаете термин «двуплановость» учебной деятельности»? В чем заключается цель игры для учителя и ученика?

Двуплановость учебной деятельность предполагает, что учитель создает и предлагает учащимсяопределенную игру в целях тренировки, повторения или анализа определенных языковых явлений или развития речевых умений и т.д. Цель учениковпри этом одна – выиграть.

14. По каким критериям, по Вашему мнению, необходимо проводить анализ языковой игры?

Критерии анализа языковой игры:

  • Достигнута ли цель игры? Была ли она четко сформулирована?
  • Соответствуют ли разработанные дидактические материалы цели игры, а такжевозрастным особенностям и уровню языковой подготовки учащихся? Каков эстетический уровень использованных дидактических материалов?
  • Удобно ли было учащимся пользоваться дидактическими материалами?
  • Четко ли были сформулированы правила игры, ее формат и критерии определения победителя/ей?
  • Соответствует ли форма группового взаимодействияцели и содержанию игры?
  • Каковы психолого-педагогические результаты игры (повысилась ли мотивация, интерес к предмету, вовлеченность учащихся в учебный процесс, пониманиетренируемого языкового материала и владение им,сплоченность группы и другие результаты)?
  • Авторские находки, активизация творческого потенциала учителя и учащихся, эффективность разработанной языковой игры.
  • Возможность использования формата этой игры для создания других языковых явлений.


15. Какие критерии анализа урока иностранного языка Вы считаете наиболее важными?

Критерии анализа урока.

Критерии

Содержание критериев

Профессиональные компетенции

(в области трудовой предметной деятельности)

  • Свободное владение иностранным языком и проведение урока на иностранном языке.
  • Методическая грамотность построения урока.
  • Реализация поставленных целей урока и их соответствие конечным целям обучения учащихся на данном этапе.
  •  Адекватность отбора учебного материала и методических приемов поставленным целям, уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся.
  • Интеллектуальный и социокультурный уровень контекста урока, его соответствие задачам курса обучения и интересам учащихся.
  • Логичность и вариативность видов учебной деятельности и смены коммуникативных заданий.
  • Формирование метапредметных умений, эффективное использование ИКТ.
  • Авторские находки, наиболее эффективные приемы, импровизация.

Общепрофессиональные

компетенции

  • Управление взаимодействием учащихся, грамотное использование индивидуальных и групповых форм работы.
  • Обеспечение мотивированности учебных действий учащихся.
  • Обеспечение активности (включенности) каждого ученика в учебную деятельность на протяжении всего урока.
  • Обеспечение комфортной психологической атмосферы на уроке.
  • Умение выстраивать равнопартнерские отношения с учениками.
  • Умение слушать и слышать учащихся.
  • Умение реагировать на смысл высказывания учащихся
  • Умение осуществлять контроль учебной деятельности и результатов обучения в течение урока.

Общекультурные

компетенции

  • Включение социокультурного компонента в контекст общения и коммуникативных заданий.
  • Интеллектуальный уровень заданий и контекста общения, отвечающего интересам и возрастным особенностям учащихся.
  •  Педагогический артистизм (голос, пластика, степень воздействия на учащихся).
  • Творческий характер заданий.
  • Умение активизировать творческий потенциал учащихся.
  • Образ преподавателя (внешность, одежда, манера держаться, индивидуальность стиля).

Профессиональная рефлексия (самоанализ урока)

  • Умение методически и психологически грамотно анализировать проведенный урок.
  • Адекватность профессиональной самооценки.
  • Владение психолого-педагогической терминологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интенсивного обучения русскому языку

Статья отражает методику обучения, методы и приёмы работы по блочно- модульной системе преподавания русского языка...

Мастер-класс "Интенсивное обучение при подготовке к ЕГЭ (часть С)"

Чтобы действительно  подготовка к ЕГЭ была интенсивной, я составляю и использую различные наглядные таблицы, схемы, диаграммы и т.д. Все это можно показать либо через персональные компьютер...

мастер-класс: метод активизации резервных возможностей личности и использованием принципов интенсивного обучения (Вячеслав Петрусинский)

объяснить  предназначение метода  активизации резервных возможностей личности с использованием принципов интенсивного обучения; назвать основные параметры модели реального  п...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки появляются новые методы обучения иностранным языкам, которые можно объединить общим названием – интенсив...

МЕТОД ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Г.А. КИТАЙГОРОДСКОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ

     Метод интенсивного обучения иностранным языкам строится на большом количестве различных грамматических, лексических, фонетических упражнений, которые выполняются обучаю...

Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе

В данной статье рассматривается понятие интенсивной методики обучения иностранным языкам, ее истории возникновения, характеристики и рекомендании по использованию в классах средней общеобразовательной...