Статьи в Научной Электронной Библиотеке
статья по английскому языку на тему

Винтоняк Елена Викторовна

Ежегодно представляю свой опыт на кафедре иностранных языков Нижневартовского государственного университета в рамках Всероссийской научно - практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konf-15_vintonyak_e.v.docx47.46 КБ
Файл statya-doklad_vintonyak_e.v.docx34.05 КБ
Файл konf-16_vintonyak_e.v.docx58.26 КБ
Файл konf-17_vintonyak_e.v.docx51.98 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Винтоняк

         Интеграция проблемного и информационного

      подходов в обучении на уроках английского языка

Аннотация. Успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся. Основоположник  педагогической науки Ян Амос Каменский  писал: «Руководящей основой  нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие  метода, при котором учащихся  меньше  бы учили, учащиеся больше  бы учились». В связи  с этим думается, что интеграция проблемного и информационного  подходов в обучении позволяет превратить урок иностранного языка в дискуссионный, исследовательский процесс, в котором решаются интересные, значимые и доступные учащимся проблемы,ориентирует школьников на реальный практический результат и применение полученных знаний на практике.

Ключевые слова:     принцип интегрированности,  проблемная ситуация, проблема,  проблемность, проблематизация учебной задачи, информация, переработка информации, информационный подход.

ХХI век - век технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обойтись без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования. Современные образовательные технологии и подходы в обучении, также как и все высокиетехнологии, должны быть основаны на следующих принципах:

•        принцип гуманности - должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.

•         принцип эффективности - должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.

•        принцип наукоемкости - должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

•         принцип универсальности -  должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.

•        принцип интегрированности - должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга- [4,92 с.].

Под проблемным подходом в обучении понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате  происходит приобретение ЗУН учащимися, усвоение способов самостоятельной деятельности, формирование поисковых и исследовательских умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей.

Информационный подход в обучении следует рассматривать, как  сложную систему процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно, как с использованием информационно-коммуникационных технологий, так и без них.

По мнению Е.В. Ковалевскойпоскольку проблему мы ищем в информации, а новую информацию создаем через постановку и решение проблем, постольку проблемный и информационный подходы – это часть единого целого, или – «две стороны одной медали». Информационный подход отвечает за содержание обучения, а проблемный – за процесс обучения.

Рассмотрим, какпринцип интегрированности  реализуется в процессе применения проблемного и информационного подходов в обучении  с целью формирования и совершенствования навыков говорения в 5 классе по теме: «Летние каникулы» (Student’sbook “EnjoyEnglish-5” М.З. Биболетова).

Делая акцент на развитие речевых навыков и умений,  предлагаем согласно принципу интегрированности перевести содержание урока (языковой и речевой материал) на платформу проблемности, т.е. проблематизировать учебные задачи.

В начале изучения темы ученикам была  предложена  проблема, личностно-значимая для каждого ученика, создающая условия для коммуникации, подводящая учащихся к теме урока. Она вызвала интерес школьников, заинтриговала, послужила мотивацией к активной деятельности.

Ещё на перемене учеников  заинтересовал слайд сличными фотоучителя, демонстрирующими  его умения и таланты садовода-огородника. Увидев их, учащиеся наперебой задавали учителю вопросы: Это Ваш огород? Это всё вырастили Вы? И всё это Вы сами приготовили? и т.д. Учитель не торопится отвечать, а предлагает задать все интересующие ребят вопросы на уроке на английском языке. Ребята с нетерпением ждут начала урока и сразу после оргмомента  задают учителю свои  вопросы: Isityourdacha? Arethevegetables from your garden ?Did you make jams yourself?Didyouspendyoursummerholidaysatyourdacha ?Проблемнаяситуацияспособствоваласозданиюположительного настроя к уроку и помогла учащимся самостоятельно сформулировать тему.

Выстраивая учебно-познавательный процесс в формате проблемно-информационного подхода учитель целенаправленно создаетпроблемные ситуации, включающие противоречие, задачи с недостаточными или избыточными данными, знаково – символическими средствамии др. Результатом решения проблемы являются самостоятельно добытые учащимися субъективно новые знания.

Например,  для описания популярных видов деятельности во время летних каникул  ученикам предлагается  игра на  основе вопросно -ответного  взаимодействия   «Закончи предложение», направленная на актуализацию знаний и активизацию  речемыслительной деятельности.Чтобы сделать задание посильным для всех учащихся, заранее готовятсясмысловые и языковые опоры:лексическиеединицы и речевые  клише. Учитель произносит начало предложения, бросает мяч ученику; ученик ловит, произносит конец предложения и возвращает мяч учителю. Использование игровых приемов активизирует учебный процесс и делает  его более увлекательным.

С целью развития коммуникативных и познавательных умений  на основе языковых и социокультурных знаний, привития навыков групповой работы и воспитания в духе патриотизма, ученикам было предложено  интересное задание в формате «поговорка-пазл» ‘‘ EastorWest , homeisbest’’. Чтобы снять, определённые трудности в понимании лексических единиц  на слайдах были представлены смысловые опоры в виде компаса.На основе рассуждений и доказательств учащиеся выбирали правильный смысл высказыванияв рамках заданного контекста ( Choosethecorrectmeaning:1.Holidaysindifferentcountriesarethebest! 2.My country is the most interesting and pleasant  for my holidays!) , училисьсвязномупостроениюиноязычноговысказывания.

Для развития личностной активности  и умения применять полученные знания в  нестандартной ситуации ученикам было предложено задание, ориентированное на использование  речевого материала в персональных творческих проектах:changethekey (main) wordintheproverbandcreateoriginalcaptionsunderthepictures (theymaybeusedasatitleforyourproject).

 Ребята с удовольствием работали в  группах:  искали ключевое слово в поговорке, в соответствии с картинкой  видоизменяли его,  получив оригинальные заголовки длябудущих  проектов и надписи для иллюстраций:  ‘‘EastorWest , Sochiisbest’’ , ‘‘EastorWest , mycountryisbest’’ ,‘‘EastorWest , mydachaisbest’’.

Чтобы учебно-познавательный процесс стал творческой деятельностью, а ученик -  ученым-исследователем полезно использовать задания со  знаково – символическими средствами. Информация, передаваемая знаками и символами, интригует, создаёт  проблемную ситуацию, психологический дискомфорт, который побуждает к действию по поиску способа ее разрешения, является мощным стимулом деятельности.

Для проверки понимания прочитанного ребятам  было предложено задание, призванное научить их  использовать знаково – символические средства:What do the symbols mean?  -25 .09.2012 *500* 2014 C:\Users\home\Desktop\Downloads\сочи.jpg(до начала Олимпийских игр осталось пятьсот дней). Задание вызвало большой активизирующий эффект. Затем ученики с удовольствием работали в парах, учились преобразовывать информацию в знаково- символическую форму. Значение знаково-символического развития детей, начиная  уже с первых классов, педагогика признает безапелляционно.Л.С.Выготский считал, что овладение  новыми средствами (т.е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития.

Как видим, проблемный  и информационный подходы в обучении взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимообогащают  и усиливают друг друга.  Интеграцияпроблемного и информационного  подходов  в обучении способствует развитию творческих способностей, стимулирует речемыслительную деятельность, учебно-познавательную мотивацию и  делает процесс усвоения знаний эффективным и увлекательным.

Литература

1.Зуева М.Л. Возможности использования адаптивной системы обучения для формирования ключевых компетенций // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2 (43). С. 87-92.

2.Ковалевская Е.В.Проблемно-информационный подход в современном образовании // Реализация проблемного и информационного подходов к обучению в условиях модернизации российского образования: Материалы XI Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (18-19 марта 2011 г.): Сборник статей / Отв. ред. Е.В. Ковалевская. – М.: Издательство «Спутник +», 2013. – С 60 – 62.

3.Салмина Н.Г.  Знак и символ в обучении.Издательство МосковскогоУниверситета,1988 //Источник информации - http://www.twirpx.com/file/113837/

4.Юнина Е.А. Учебно-методическом пособие «Педагогическая психология: социально-личностное образование» -Пермь: ПРИПИТ, 2004. -92 с.



Предварительный просмотр:

Е.В. Винтоняк

          Проблемно-проектный подход в обучении:

                  взаимодействие учителя и ученика  

Методы проблемного и проектного обучения  позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, который относится к гуманистическому направлению в педагогике и лежит  в основе ФГОС. Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Все исследователи, изучающие проектный и проблемный подходы, едины во мнении, что в их основе лежит личностно-деятельностная компетенция, что оба ориентируются  на активную познавательную деятельность ученика как субъекта учебного процесса. Главной же целью этих подходов является развитие самостоятельного мышления в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями на основе решения учебных проблемных заданий в процессе  иноязычной деятельности, имеющей реальный речевой продукт или материальный результат. Следуя этой логике можно соотнести и интегрировать эти подходы в проблемно-проектный подход.

Проблемно-проектный подход, разработанный на основе интеграции проблемного и проектного подходов, в основу которой положены сходство их целей, содержания, средств, способов и форм организации учебного процесса по иностранному языку, выступает методологической основой формирования иноязычной компетентности учеников.

Разработанная В.Ф. Аитовым система принципов проблемно-проектного подхода, обусловливающих специфику взаимоотношений преподавателя и обучающегося, отбор материала, цель, содержание и средства, направленные на развитие основных компетенций включает:

- принцип субъектно-субъектного взаимодействия в процессе обучения на основе положительного эмоционального фона;

- принцип проблематизации учебного содержания и проблематизация учебного процесса;

- принцип проблемной структуры учебного материала;

- принцип сознательной ограниченности предъявляемого преподавателем учебного материала;

- принцип компаративности;

- принцип специфической структуры информации;

- принцип сочетания эвристических и репродуктивных методов;

- принцип интегративно-предметного подхода;

- принцип направленного поиска дополнительной (уточняющей) информации;

- принцип избирательности и самостоятельности;

- принцип взаимообогащения;[1]

Как видим, принцип субъектно-субъектного взаимодействия в процессе обучения на основе положительного эмоционального фона стоит на первом месте.

Невозможно работать в русле данного подхода, если учитель не способен понять что перед ним не объект (объектом является   деятельность ученика), а равноправный партнёр процесса общения.   Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяя создавать на уроках ситуации, в которых ученики учатся:

  • тактике группового общения(отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссии и обсуждении, задавать вопросы своим товарищам и учителям,оценивать свои ответы и ответы товарищей, объяснять слабым учащимся непонятные моменты);
  • самостоятельно выбирают посильные задания;
  • находят несколько вариантов возможного решения проблемы;
  • создают ситуации самопроверки и взаимопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решают познавательные задачи путем комплексного применения  известных им способов решения.

Поскольку именно учитель управляет процессом работы с проблемными ситуациями его умения и личностные качества играют основополагающую роль. Используя классификацию педагогических умений А.С. Карпова [2], Е.В. Ковалевская выделяет следующие умения  преподавателей руководить процессом разрешения проблемных и непроблемных ситуаций:[3]

1.Умениясвязанные с подготовкой ситуации:1) определять познавательно-коммуникативные потребности и возможности учеников разрешать ситуации;2) разрабатывать ситуации с учётом их потребностей и возможностей.

2.Умения, обеспечивающие процесс присвоения ситуаций учениками:1) выбирать ситуации из списка имеющихся, соответствующие иноязычным потребностям и возможностям каждого учащегося; 2) корректно предлагать ситуации другому ученику, если первый “не принимает” данную ситуацию.

3.Умения, нацеленные на управление процессом разрешения ситуаций: 1) следить за ходом мыслей говорящих и гибко менять ход беседы, если она заходит в тупик; 2) осуществлять строгий контроль и гибкую коррекцию речи учащихся, следить за процессом самоконтроля учеников.

4.Умения направленные на анализ собственных действий в учебном процессе или умения самоконтроля и саморегуляции: 1) вносить в случае необходимости изменения в разработанные ситуации и методику работы сними; 2) передавать результаты своего опыта работыс ситуациями коллегам, а также перенимать их опыт.

Обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, интересов и склонностей проблемно-проектный подход  в обучении предъявляет учителю довольно высокие требования как к личности: понимание, терпение, такт,  эмоциональную культуру, доброту, отзывчивость. Кроме того необходимы общительность,открытость, доброжелательный тон, чувство юмора.

Подводя итог вышесказанному, трудно не согласиться с мнением Е.И. Пассова, автора  Концепции управляемого коммуникативного иноязычного общения, об учителе – личности. В книге “Учитель иностранного языка:Мастерство и личность” Е.И. Пассов отмечает: “Как главный ориентир нравственности,  главный источник мотивации, личность  никогда не станет «штамповать» себе подобных, а постарается терпеливо и бережно выращивать индивидуальности.

Литература

  1. АитовВ.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. С-П: 2007.
  2. Карпов А.С. Развитие умений педагогического общения будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. М.,1984.
  3. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы. Учебник для вузов. МНПИ,1999
  4. Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность.- М., «Просвещение»,1993.



Предварительный просмотр:

371

                                                                                                                                                    Е.В. Винтоняк

     

Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность

Аннотация. Все острее обозначается проблема применения  академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее   значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное направление развивает у школьников творческое мышление, самостоятельность, способность проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

 Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, научное общество учащихся, формы организации, этапы организации, роль педагога.

Вхождение современного общества  в информационно-техническое пространство  нынешнего века оказывает большое влияние на всю систему образования в  нашей стране. К образованию в современном мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что выпускник  учебного заведения это будущий абитуриент с определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника – творческую, целеустремленную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [3, с.36].  Все острее обозначается проблема применения  академических знаний на практике, всё большее   значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в исследовательской деятельности. Данное  направление развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения.

 В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. УУД – познавательные при выполнении исследований играют наиболее важную роль [1, с.87].

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира

- различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

- фиксировать их результаты;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

 - сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;  

 - сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

 Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

- составлять план простого эксперимента;

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

– исследовать собственные нестандартные способы решения;

– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Школьное научное общество учащихся,  деятельность которого направлена на совершенствование знаний  школьников в определенных областях науки и искусства, представляет обучающимся  оптимальные возможности для реализации индивидуальных творческих запросов, способствует развитию  креативных способностей, приобретению навыков исследовательской работы.

В процессе исследовательской  деятельности учащиеся знакомятся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученной информации,  выработку умения обобщать данные и формулировать результат.  В процессе учебного исследования школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний и  вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной  для данного исследователя. Научно-исследовательская работа -  творческая работа, выполненная под руководством учителя, включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения  исследовательской работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков, диаграмм.  В итоге  теоретическая проблема должна завершиться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Юные исследователи получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.

Основными задачами научно-исследовательской работы являются:

  • формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
  • углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний, развитие творческого мышления и самостоятельности;
  • выявление  одаренных и талантливых школьников, их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

Формы организации внеурочной учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности:

  • подготовка к участию в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных турнирах, играх и др.;
  • выполнение индивидуальных исследовательских работ  и групповых проектов по разной тематике;
  • организация в рамках  школьного НОУ научно-практических конференций,  олимпиад, круглых столов, семинаров, диспутов, конкурсов, викторин, выставок и т.п.;  
  • трансляция опыта работы членов НОУ через выпуск информационных бюллетеней, научных школьных журналов, газет и т.д.

Рассмотрим основные этапы организации исследовательской  работы.

  • Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийным аппаратом, методами исследования ,требованиями, предъявляемыми к оформлению работы).
  • Выбор и определение темы исследования. Тема  должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для выражения  собственной позиции, проведения исследования.
  • Работа с литературными источниками и интернет ресурсами (изучают теорию и историю проблемы ; осмысляют собранный материал).
  • Исследование  (постановка задач исследования, выдвижение гипотезы и проверка  через теоретические или экспериментальные исследования;  обработка полученных результатов).
  • Представление исследовательской работы. В зависимости от целей и содержания исследовательские работы представляются авторами в разной форме: научная статья (описание хода работы),план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления),стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций),реферат проблемного характера, компьютерная презентация, видео- и аудиоматериалы.

Подготовка слайдов для сопровождения докладов является обязательной для каждого ученика. Это придает работам практическую ценность, так как все подготовленные учащимися материалы могут в дальнейшем использоваться  в работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов,  а также учителями – предметниками.  

Роль педагога на разных этапах организации исследовательской деятельности различна.[3]

I.    Диагностика.  Выявление детей, заинтересованных и предрасположенных к исследовательской работе.  Роль учителя является доминирующей. Тесное взаимодействие учителя и учащихся.

II. Определение темы, целей, постановка задач. Учитель выступает в роли консультанта.

III. Выполнение работы. Учитель - консультант. Максимальная самостоятельность школьников.

IV. Защита. Учитель и учащийся - равноправные партнеры.

Выполнение творческих учебно-исследовательских работ несет в себе  глубокий воспитательный характер. Оно стимулирует процесс мышления, способствует развитию целеустремленности и трудолюбия, формированию научного мировоззрения, самостоятельности и дарит радость познания.

     

              Литература

  1. Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2004. –  №2. – с.83-91
  2. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123;
  3. Маскин В.В., Петренко А.А., Т.К.  Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к  компетентностному подходу: Практическое пособие. /  Под ред. В.В. Маскина-  Аркти, 2006.- 64с.
  4. Проказова, О.Г. Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся (для руководителей, педагогов образовательных учреждений) : метод. реком. / О.Г. Проказова. —  Волгоград : Учитель, 2002. — с. 23          
  5. URL :nhttp://www.odarenye.ru 
  6. URL:http://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=26656



Предварительный просмотр:

371

                                                                                                                                                    Е.В. Винтоняк 

Организация условий, инициирующих действия обучающихся путем использования   проблемно – проектного подхода в обучении на уроках английского языка.

Аннотация. К образованию в современном мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что выпускник  учебного заведения это будущий абитуриент с определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника – творческую, целеустремленную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Основная инновационная идея, которую воплощает использование  технологий проблемно – проектного обучения - возможность проектирования условий, формирующих самостоятельность учащихся, развитие критического мышления, приобретение навыков эффективного сотрудничества и общения со сверстниками и  с преподавателем. При этом учитываются возрастные особенности учеников, тип их мышления.

Коллективное целеполагание, разработка методики решения задач дает эффективные результаты как в формировании универсальных учебных действия, так и компетенций обучающихся.

 Ключевые слова: Субъективизация ученика, универсальные учебные действия, деятельностный урок, проблема, поиск, проект, проблемно-проектный подход, социокультурная направленность, обучение в сотрудничестве, учебно-познавательная мотивация.

 Государственные  стандарты  общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями,  на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Проблемный  и проектный подходы в обучении взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимообогащают  и усиливают друг друга. Они позволяют реализовать положенный  в основу ФГОС деятельностный подход, результатом которого призваны стать  универсальные учебные действия и компетенции. Главным их отличием является ориентировка на гармоничное воспитание человека, развитие творческого мышления, лидерских качеств, приобретение навыков решения учебных и жизненных задач. При такой системе обучения поощряется инициатива, творчество, повышается мотивация обучающихся. Опыт работы в малых группах положительно сказывается на приобретении социально значимых навыков. В коллективе формируется психологически комфортная обстановка, что способствует его укреплению.

 Субъективизация ученика, позиционирование его как партнера при обучении, учет его мыслительных особенностей, типа темперамента, индивидуальных различий в способах восприятия, возрастных особенностей – компоненты современного деятельностного урока, проводимого в условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения. Таким образом, ФГОС в обучении ставит основную педагогическую задачу: организация условий, инициирующих действия обучающихся.

На примере учебного занятия в 6 классе по теме «Мой дом - моя крепость» (Student’s book «FORWARD», Вербицкая М.В.) рассмотрим, как проблемно-проектный  подход в обучении позволяет превратить урок иностранного языка в дискуссионный, исследовательский процесс, в котором решаются интересные, значимые и доступные учащимся проблемы, что позволяет  применять  полученные знания на практике.

При планировании урока учитывались индивидуальные особенности обучающихся.  Преобладали такие формы и методы обучения как поиск, исследование, обучение в сотрудничестве, элементы проектной технологии.  Применяя на уроке проблемно-проектный подход, делая акцент на развитие речевых навыков и умений, ученикам была  предложена  проблема  личностно-значимая для каждого ученика, создающая условия для коммуникации, подводящая учащихся к теме урока. Она вызвала интерес школьников, заинтриговала, послужила мотивацией к активной деятельности.

Реализуя воспитательную и социокультурную направленность урока,ученикам было  предложено выступить в роли учителя и проанализировать эссе ученицы 4 класса по теме  «Мой дом», найти единственную ошибку  (неправильное смысловое употреблении слов home и house), а также предложение, содержащее главную мысль сочинения.

В ходе обсуждения, дети самостоятельно подошли к теме урока. Красочный демонстрационный

материал, мини эссе четвероклассницы помогли  ученикам сформулировать тему («Мой дом - моя крепость»), цели урока, создать положительный настрой.  Далее, чтобы сделать коммуникативную задачу актуальной и настроить учащихся на восприятие  нового материала,  ученикам было предложено объяснить разницу в лексическом значении слов HOME и HOUSE, затем  добавить слово HOME  к словам: land, country, town, place и перевести полученные выражения. Речевой материал, используемый во время разминки, был ориентирован  на актуализацию знаний учащихся и достижение целей урока. 

С целью развития коммуникативных и познавательных умений  на основе языковых и социокультурных знаний, привития навыков групповой работы  (уважать мнение товарищей, признавать свои ошибки, слушать и слышать собеседника и т.д.), воспитания в духе патриотизма, ученикам было предложено интересное задание в формате «игра-пазл». Собирая пазл - английскую поговорку‘‘ East or West , home is best’’, школьники приобретали знания о культуре страны изучаемого языка, на основе рассуждений и доказательств (выбор правильного смысла высказывания в рамах заданного контекста, отдельных лексических единиц) учились связному построению иноязычного высказывания, его графическому оформлению. Чтобы снять, определённы трудности при обсуждении и  сделать его посильным для всех учеников группы,  на слайдах были представлены смысловые опоры, яркий иллюстративный материал.

                             

Работая в  сотрудничестве, дети учились тактике группового общения. Ребята с удовольствием работали в  группах:  искали ключевое слово в поговорке, в соответствии с полученным на карточке словом (Nizhnevartovsk, homeland, home country, hometown, home place, Russia) видоизменяли её,  получив оригинальные высказывания, в стиле пословицы, делали записи в тетрадях.

Использование на уроке элементов проблемного подхода в обучении ориентировало учащихся на реальный, практический результат, способствовало развитию творческих способностей, стимулировало речемыслительную деятельность, учебно-познавательную мотивацию и самостоятельность.

При работе с текстом была выбрана стратегия, позволяющая максимально включиться в работу  учащимся с разным уровнем языковой подготовки. Пред-текстовый этап включал постановку целевого задания, стимулирующего интерес к восприятию, презентацию новых слов, работу с трудными словами. Яркий иллюстративный материал, языковые и смысловые опоры способствовали более эффективному усвоению учебного материала во время  поискового чтения, чтения с детальным пониманием прочитанного и на этапе проверки понимания.

При проверки понимания прочитанного ребятам  было предложено задание на основе зрительного и аудитивного восприятия материала на английском языке. Ребята слушали аудиозапись и проверяли правильность выполнения задания к тексту.

В заключении мы вместе нашли и отметили в тексте  ключевые слова и выражения, которые могут быть использованы для написания  проектов, выбрав в качестве названия английские поговорки: «East or West , home is best!», «My home  is my castle», «There is  no  place like home!»    

Таким образом, у учеников формировались навыки и умения работы с учебным материалом, рациональные приемы учения: приобретение знаний путем наблюдения за фактами языка и путем их анализа.

Как видим,  интеграция проблемного и проектного подходов в обучении способствует развитию творческих способностей, стимулирует речемыслительную деятельность, учебно-познавательную мотивацию и  делает процесс усвоения знаний эффективным и увлекательным.

     

              Литература

  1. Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2004. –  №2. – с.83-91
  2. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123;
  3. Маскин В.В., Петренко А.А., Т.К.  Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к  компетентностному подходу: Практическое пособие. /  Под ред. В.В. Маскина-  Аркти, 2006.- 64с.
  4. Проказова, О.Г. Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся (для руководителей, педагогов образовательных учреждений) : метод. реком. / О.Г. Проказова. —  Волгоград : Учитель, 2002. — с. 23          
  5. URL :nhttp://www.odarenye.ru 
  6. URL:http://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=26656


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»

«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...

"Выбор темы исследования - первый шаг к успеху" (статья в научно-образовательном электронном журнале "Академиан", №2, 2011

В работе освещены вопросы, связанные с поиском и выбором направления и темы ученического исследования. Приводятся основные правила, которые необходимо соблюдать, решая эту важную проблему....

Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса

Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса  «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...

Электронная библиотека для учащихся

Электронная библиотека для учащихся Опубликовано 24.04.2012 - 19:25 - Заярная Татьяна ГригорьевнаНа данной странице находятся ссылки сайтов, предлагающие материалы для чтения на англий...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

полезная информация для детей и родителей: электронная библиотека//ссылки на Интернет-сайты

сайты для скачивания электронных версий книг и произведений...

Статьи в сборниках по итогам ежегодной Всероссийской научно - практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» в Научной Электронной Библиотеке - elibrary.ru

Публикации: "Проблемно- проектный подход в обучении: взаимодействие учителя и ученика, 2013; «Интеграция проблемного и информационного подходов в обучении на уроках английского языка»...