"Сказочный" английский - технология для внеурочных занятий по английскому языку для младших школьников
методическая разработка по английскому языку на тему

Измайлова Инесса Константиновна

C раннего детства каждому малышу, конечно же, известны всеми излюбленные русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка» и многие другие. Сюжеты, герои, фразы и выражения этих сказок сидят в подкорке младших школьников с самых пелёнок, на их фундаменте дети получают первые представления об окружающем мире, именно русские народные сказки, ввиду своей понятности и доступности каждому российскому малышу, служат основой для многих развивающих циклов и занятий в детском саду – логика, развитие речи, рисование и т.д. Занятия по иностранному языку – не исключение! Как бы парадоксально это ни звучало, погружение детей в иностранный язык при помощи родных им народных сказок может оказаться весьма эффективным…

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказочный» английский язык.

        C раннего детства каждому малышу, конечно же, известны всеми излюбленные русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка» и многие другие. Сюжеты, герои, фразы и выражения этих сказок сидят в подкорке младших школьников с самых пелёнок, на их фундаменте дети получают первые представления об окружающем мире, именно русские народные сказки, ввиду своей понятности и доступности каждому российскому малышу, служат основой для многих развивающих циклов и занятий в детском саду – логика, развитие речи, рисование и т.д. Занятия по иностранному языку – не исключение! Как бы парадоксально это ни звучало, погружение детей в иностранный язык при помощи родных им народных сказок может оказаться весьма эффективным…

        На сегодняшний день, один из самых результативных способов обучения английскому языку – беспереводной метод, подразумевающий полное погружение в языковую среду и полностью исключающий использование на занятиях родного языка. Каким образом мы можем создать ту самую языковую среду младшим школьникам? – В этом случае в помощь педагогу приходят игры, творческие задания, истории и СКАЗКИ.

        Сказка может стать одним из мощнейших средств обучения детей английскому на раннем этапе обучения, так как сама по себе подразумевает в себе игры, творчество, театр и прочие развивающие активности. В этой статье мы постараемся подробно представить, как превратить всемизвестные народные сказки в методически проработанный аппарат внедрения английской лексики и целых выражений в сознание детей.

        После всего вышесказанного, сам по себе может возникнуть следующий вопрос – почему именно РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ? Русские народные сказки – это то, что вкладывается в сознание детей на самых ранних этапах развития, это тот самый фундамент, заложенный нам сызмальства, на котором и строится наше дальнейшее мировоззрение, менталитет, отношение к тому или иному явлению. Вместе с сюжетом народной сказки, ребёнок впитывает в себя культуру и историю своего народа. Образовательная программа государственных образовательных учреждений также плотно основывается именно на русской культуре. Именно поэтому ребёнку будет просто понять и освоить английские аналоги тех фраз, на которых он растёт и которые не нуждаются для него в переводе и по той причине, что и в родном языке не нуждаются в пояснении. Любой ребёнок безусловно понимает выражение «по амбарам помела, по сусекам поскребла», хоть и далеко не каждый понимает, что такое «сусеки». Это безусловное понимание. Поэтому, российскому ученику начальной школы не потребуется объяснения и в английском аналоге этой фразы – ведь сюжет сказки, жестикуляция, иллюстрации и манера рассказывания сохранены!

        Технология «Сказочного» английского языка» состоит из 10 занятий, направленных на овладение ребёнком английским языком через русские народные сказки, понятные и доступные каждому. Наиболее эффективно она может быть применима на внеурочной деятельности по английскому языку. Эта технология подразумевает именно овладение языком, а не изучение; через ту или иную сказку и разнообразные виды активности дети осваивают английскую лексику и фразы так же, как и осваивают родной язык – то есть, при помощи беспереводного метода. Также «Сказочный» английский язык» основан и включает в себя приёмы следующих современных технологий преподавания:

  1. Total Physical Response (полное физическое реагирование) – метод, разработанный американским психологом Джеймсом Ашером и занимающий лидирующую позицию в обучении английскому дошкольников и младших школьников. Основная идея TPR такова: прежде, чем начать говорить на родном языке, дети большую часть времени проводят, слушая взрослых и реагируя на их команды. Такой принцип овладения языком в движении переносится и на иностранные языки – учитель не просто произносит то или иное слово на английском, но и изображает его жестами, учитель даёт детям команды, одновременно изображая эти самые команды, добиваясь от детей физической реакции («Stand up! Sit down! Give me the ball, please!»). Также технология TPR подразумевает одновременную работу обеих полушарий мозга – правое полушарие, отвечающее за образное мышление, подключается в процесс овладения языком через движения и наглядные материалы (флешкарточки). Как любая современная технология преподавания языка, технология «Сказочного» английского языка» так же базируется на основных принципах TPR, это проявляется в:
  • повторениях и одновременном физическом изображении каждого предложения сказки;
  • активной работе с флешкарточками.

  1. Нарративный подход.

Этот также является одной из способов реализации беспереводного метода. Нарративный подход (от англ. «narration» – рассказ, пересказ) заключается в работе с всевозможными иллюстрированными книжками, историями, сказками на занятиях по иностранному языку. Также этот подход называется «Storytelling» и иногда – театрализованным чтением. Смысл нарративного подхода заключается в следующем: при помощи всевозможных иллюстраций, реквизита, многократных повторений главных слов и выражений истории, учитель доносит смысл этой истории детям без использования родного языка. В рамках такого подхода перед учителем становится одна, но большая задача – сделать максимально доступной и донести основную идею истории всем, даже детям, совершенно не слышавшим до этого иностранного языка. Нарративный подход является основой технологии «Сказочного» английского», поскольку основное средство овладения языком здесь – именно сказка и работа с ней.

  1. Кинезиология.

         Изначально, кинезиология – это научная дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. С точки зрения развитияучащихся 2-4 классов, эта дисциплина весьма эффективна и уместна на любых занятиях, и иностранный язык – не исключение. Посредством кинезиологической программы Brain Gym (Гимнастика мозга), развитие внимания, координации, а также впоследствии – навыков чтения и письма проходит наиболее эффективно. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга – это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения друг на друга трёх элементов: мозга, тела и эмоций. Так же, как и Total Physical Response, программа Brain Gym основана на теории о полушариях и подчёркивает необходимость одновременной работы обоих полушарий мозга при помощи специальных перекрёстных движений. Программа Brain Gym находит своё отражение в нашей технологии и даже занимает отдельный блок – специальное разработанные педагогом кинезиологические упражнения для всей сказки.

  1. Мастер-классы.

Коллективный процесс создания креативных поделок может быть активно использован не просто как отличное мероприятие для развития творческого потенциала детей, но и эффективным способом овладения иностранным языком. Особенность применения технологии мастер-класса на занятиях по английскому в том, что педагог выстраивает сценарий создания тематической поделки (желательно соответствующей лексической теме, которую группа в ближайшее время разбирала на занятиях), полностью на английском языке. В этом случае простое творческое задание также отражает и вышеупомянутую методику TPR: учитель даёт команды, алгоритм изготовления поделки (например, «Take red pencil!/ Draw a circle! / Cut the circle!»), дети – слышат, понимают команды без русского перевода и выполняют. Оптимальнее всего результат достигается тогда, когда мастер-класс является итоговым занятием в той ли иной лексической теме: например, в течение месяца дети проходили цвета и животных, тогда на мастер-классе ребята вместе с педагогом могут раскрашивать и мастерить различных зверей из бумаги, создавать кукольный театр или делать игрушечный зоопарк. Технология мастер-класса – беспроигрышный вариант активности на занятиях беспереводного английского,  так как все ученики младших классов любят творческие задания.

         

        Мастер-класс занимает отдельное место и в технологии «Сказочного» английского языка»: на 7 занятии ребята получают заготовки кукол-персонажей сказки, декорируют их и начинают театрализовывать сказку, оттачивать реплики героев уже при помощи изготовленных кукол. Это способствует качественному освоению языка и задействует правое полушарие мозга ребёнка.

«Волшебный Сундучок» педагога.

        С точки зрения методической подготовки педагога, особенностью нашей технологии «Сказочного» английского языка» является наличие специально разработанного «Волшебного Сундучка» педагога. С помощью методических пособий, собранных в этом сундучке, учитель реализует комплексное и организованное усвоение лексического материала посредством русской народной сказки.

        Наш «Волшебный Сундучок» содержит:

  1. Адаптированный текст русской народной сказки на английском языке.
  2. Иллюстрированную книгу со сказкой для чтения.
  3. Наборы специально подготовленных флешкарточек по сказке (в данном Сундучке – по сказке «Колобок»):
  • набор флешкарточек «Персонажи» - для отработки названий героев сказки;
  • набор флешкарточек «Действия» - для отработки основных глаголов-действий, используемых в сказке
  1. Заготовки кукол-персонажей для мастер-класса.
  2. Блок специально разработанных «Brain Gym - движений», соответствующих пересказу сказки «Колобок» на английском языке;
  3. Специально разработанное пособие для родителей – «Parent’s Book» - с его помощью родители могут отрабатывать и закреплять изученную детьми лексику дома, поскольку «Parent’s Book» адаптирован, как для родителей, владеющих английским (содержит подсписи на английском языке), так и для родителей, встречающих иностранный язык впервые (содержит транскрипции английских слов на русском языке).
  4. Методические рекомендации для педагогов (в том числе и список рекомендуемых игр с флешкарточками для отработки введённой лексики).
  5. Полностью проработанную структуру всего цикла по работе со сказкой «Колобок» (включая несколько подробных план-конспектов основных занятий).

Особенность технологии.

        Особенность технологии «Сказочный» английский язык» заключается в следующих основных моментах:

  • Погружение в английский язык именно через РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (поскольку они ближе российским ученикам начальной школы);
  • Наличие «Волшебного Сундучка» педагога на каждую сказку;
  • Структурированное погружение через сказку за 10 занятий, включающее в себя следующие обязательные этапы:

ЧИТАЕМ

ИГРАЕМ

ДВИГАЕМСЯ

МАСТЕРИМ

ТЕАТРАЛИЗУЕМ

В следующей главе мы рассмотрим эту структуру более подробно.

Как это работает?

        Итак, структура погружения младших школьников в английский язык через сказку «Колобок» представляет собой цикл из 10 связанных между собой занятий по 40 мин. В этой главе мы расскажем немного подробней о том, что представляют из себя эти 10 занятий.

        Основная цель всего цикла работы по сказке «Колобок» («Little Round Bun») в том, чтобы ввести и отработать с детьми основной лексический материал по персонажам сказки и основным действиям, которые встречаются в сказке чаще всего, а также – отработать с ребятами реплики героев сказки. Цель реализуется путём подготовки и постановки с детьми в конце цикла кукольного спектакля «Little Round Bun» для родителей.

        Как же мы этого достигаем?

        Занятие 1.

        Первое занятие нашего цикла посвящено первичному знакомству детей со сказкой. Педагог читает с детьми иллюстрированную книгу и при помощи флешкарточек «Персонажи» вводит и автоматизирует лексику по этой теме.

        Занятие 2.

        На втором занятии, когда названия главных персонажей сказки нам уже известны, нам остаётся закрепить их. При помощи игр мы закрепляем уже известную лексику и при повторном прочтении добавляем лексику по теме «Действия». Отрабатываем мы эту лексику при помощи подвижных игр и флешкарточек.

        Занятие 3.

        На третьем занятии мы отступаем от иллюстрированной книги и уже пытаемся пересказывать сказку сами, раскладывая оба набора флешкарточек: «Персонажи» и «Действия». Уже на этом уроке педагог вводит частичную театрализацию сказки: мы начинаем отрабатывать, проговаривать хором реплики героев при помощи флешкарточек.

        Занятие 4.

        С четвёртого занятия начинается театрализация сказки при помощи масок, дети примеряют маски, проговаривают реплики при помощи педагога, пробуют говорить свои фразы в паре (например, диалог Колобка и Волка).

        Занятия 5-6.

        На 5-6 занятии сказка «Колобок» занимает на занятии не более 10 мин. На этих занятиях дети проговаривают сказку при помощи специальных кинезиологических движений – в качестве физкультминутки.

        Занятие 7.

        7 занятие нашего цикла – мастер-класс по изготовлению кукол-персонажей. Дети выбирают специально подготовленные заготовки пальчиковых кукол и раскрашивают их. Далее дети начинают примерять собственных кукол, пробовать отрабатывать реплики героев со своими куклами, подбирать подходящую жестикуляцию для своего героя.

        Занятия 8-9.

        В целом, восьмое и девятое занятие посвящены инсценировке всей сказки «Колобок» при помощи заранее подготовленной педагогом импровизированной сцены и пальчиковых кукол. На тих занятиях происходят итоговые репетиции к главному событию цикла – итоговому спектаклю «Little Round Bun» для родителей.

        Занятие 10. Итоговое. Спектакль.

        Итоговое занятие спектакль служит своего рода рефлексией на всю работу в течение цикла, оно отражает результаты, уровень усвоенного детьми материала.

Заключение.

        «Сказочный» английский язык» - очень эффективный метод овладения английским языком, потому что:

  • Погружение в английский на примере с пелёнок известных, родных русских народных сказок упрощает понимание сюжета сказки и фраз на английском для российских школьников, поскольку русские народные сказки понятны и доступны им, в отличие от англоязычных сказок, изначально подготовленных для детей другой (европейской) ментальности;
  • Технология включает в себя несколько различных творческих активностей одновременно в рамках одной сказки: игра, кинезиология, театрализация, мастер-класс.

Несмотря на очевидные преимущества вышеописанной технологии, она может быть использована как качественное дополнение и способ отработки материала основной школьной программы в рамках внеурочной деятельности по английскому языку с целью повышения у детей 2-4 классов интереса к изучению иностранного языка, развития социокультурной компетенции, интереса к культуре родной страны и страны изучаемого языка.

На данный момент, помимо сказки «Колобок» и «Волшебного Сундучка» к ней, уже разработана сказка «Теремок». Разработка и выбор сказок предполагает широкий диапазон творческих возможностей для педагога – так, к примеру, в зависимости от разрабатываемой сказки, могут быть различные вариации вводимых лексических единиц, с помощью сказок, мы можем вводить совершенно разные лексические темы – например, «Животные», «Звуки животных в английском» (сказка «Теремок»), «Способы передвижения различных зверей» и пр.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по английскому языку для младших школьников с этнокультурным компонентом

Вопросы викторины касаются быта, культуры англоязычных стран и России и скомпонованы по блокам «Сказки», «Страны», «Рождество», «Еда»....

Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты

Познавательный интерес является важным факторов совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности поскольку он стимулирует познавательную активность, ...

Игры на уроках английского языка для младших школьников

Материал предназначен для учителей иностранного языка средних школ. Фонетические, грамматические, лексические игры и игры на знание алфавита позволят младшим школьникам легко и прочно усвоить необходи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках программы внеурочной деятельности по изучению английского языка для младших школьников

Данная методическая разработка «Marine Championship» - «Морские соревнования» содержит теоретические и практические материалы по организации и проведению воспитательно-образовательного мероприят...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Презентация "Применение технологии Mouse Mischief на внеурочных занятиях по английскому языку"

Презентация "Применение технологии Mouse Mischief на внеурочных занятиях по английскому языку"....