Письмо как продуктивный вид речевой деятельности
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Горбачева Ирина Геннадьевна

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx260.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Письмо как продуктивный вид речевой деятельности

      Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранному языку. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками, т.е. письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого необходимо овладеть следующими навыками (умениями), которые можно условно разделить на две группы:

Умения, отвечающие за граммотность речи

Умения, отвечающие за «беглость» письменной речи (способности передать идеи)

  • Орфография
  • Калиграфические навыки
  • Пунктуация
  • Правильный формат для речевого произведения
  • Аддекватные лексические и грамматические единицы
  • Умение композиционно построить речевое произведение (разделение на абзацы, правильное соединение предложений)
  • Умение «найти идею»
  • Знания жанров различных текстов и умения их определять
  • Умение правильно организовать идеи в соответствии с выбранным жанром

 

       Во многих публикациях детально анализируются место письма как средства обучения, роль письменной речевой деятельности в развитии коммуникативной компетенции и также потенциала, которым обладает письменная речь для развития других видов речевой деятельности – говорения (продуктивного вида) и чтения (рецепиентного вида).  Кроме того, по данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении другого на 90%. Психологи считают, что базой письменной речи является устная речь, «…тесная связь между которыми проявляется не только в близости моделей порождения, но и в корреляции психологических механизмов — речевого слуха, прогнозирования, памяти, внимания, а также в использовании таких анализаторов, как зрительный, речедвигательный и слуховой. Письменная фиксация информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных высказываний» [1, 247-248].

     Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо обучающимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.

     В соответствии с ФГОС выпускники должны приобрести навыки написания автобиографии/резюме; заполнения анкеты, бланков, формуляра; написания личного письма: с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; с изложением новостей; рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни; выражением своих суждений и чувств; описанием планов на будущее и расспросе об аналогичной информации партнера по письменному общению; написания делового письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка в соответствии со спецификой / с типом письменного текста; составление плана, тезисов устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста; изложение содержания прочитанного текста в тезисах и обзорах; описание событий/фактов/явлений, в том числе с выражением собственного мнения/суждения[2] (выделенные жирным шрифтом - элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ).

2. Краткое описание типов тестовых заданий и способов контроля

      Раздел ЕГЭ «Письмо» включает в себя 2 задания с развернутым ответом (39 и 40):

- письмо личного характера (базовый уровень сложности)

- письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Ваше мнение» (высокий уровень сложности).

Задания выполняются на бланке ответов № 2. Максимальное количество баллов – 20 (6 и 14 соответственно). Рекомендуемое время выполнения – 80 минут.

     Главным критерием оценивания этих заданий (К1) является «Решение коммуникативной задачи», при получении по которому  экзаменуемым  0 баллов

все задание оценивается в 0 баллов.

      Письмо личного характера оценивается по 3 критериям:

К1 – Решение коммуникативной задачи: максимально 2 балла

К2 – Организация текста: максимально 2 балла

К3 – Языковое оформление текста: максимально 2 балла.

   Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Ваше мнение» оценивается по 5 критериям:

К1 – Решение коммуникативной задачи: максимально 3 балла

К2 – Организация текста: максимально 3 балла

К3 – Лексика: максимально  3 балла

К4 – Грамматика: максимально 3 балла

К5 – Орфография и пунктуация: максимально 2 балла.

    При оценивании этих заданий учитывается соблюдение требуемого объема текста (Личное письмо: 100-140 слов, эссе – 200-250 слов). Кроме того, при выполнении задания 40 (эссе) не должно быть текстуального совпадения с опубликованным источником больше чем на30% (текстуальное совпадение – дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более). 3.

3. Приемы, технологии, стратегии подготовки к написанию письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Ваше мнение»

3.1. Трудности написания сочинения-мнения: объем и ограничение во времени и 3-й и 4-й абзац

     Написание развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной теме (задание 40) по английскому языку является одним из самых трудных заданий при сдаче Единого государственного экзамена, за успешное выполнение которого ученики гарантированно получают 14 баллов. Трудность написания  сочинения-мнения  заключается  в  том,  что  учащимся необходимо не только выразить предполагаемые аргументы оппонента, но и привести контраргументы в пределах200-250 слов. Такой тип требует от учащихся более глубоких философских рассуждений в ограниченное экзаменом время. Рекомендуемое время выполнения этого задания в соответсвии со Спецификацией КИМ 2017 – 50 минут.

      Для облегчения этой задачи и сокращения времени на обучение я создала шаблон, в котором есть фразы, которые могут быть выучены наизусть, а для более успешных учащихся затем предлагаю списки других похожих по смыслу выражений и соответствующие упражнения. Также он отражает количество необходимых абзацев в соответствии с планом эссе и уже содержит   около56 слов.

Задание 40. Comment on the following statement.

Cars are the greatest danger to human life today

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words. Use the following plan:

  • make an introduction (state the problem)
  • express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion
  • express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion
  • explain why you don’t agree with the opposing opinion
  • make a conclusion restating your position

            There is no doubt that/Nowadays ________Introduction

            In my opinion, ____________. To begin with,_ 1st argument____________. In addition, ___2nd argument_________________. Moreover, _____3d argument.                                                          

         On the other hand, ______opposing opinion. Firstly, ____________.Secondly,________________.

           Although I am familiar with other people’s opinion, I do not agree with it. First of all,__________________________________. Then, ______________________. 

         In conclusion, I may say that_____________________________. Some people think differently. I respect their point of view, but I do not share it.  

     По мнению многих учителей, не рекомендуется учащимся писать черновики экзаменационной  работы.  Оптимальным  вариантом  черновой подготовки является составление таблицы аргументов.  По опыту самыми сложными для учащихся будут 3-й и 4-й абзацы. Поэтому в этой проектной работе  я привожу прием написания 2, 3 и 4 абзаца.  

arguments

counter arguments

1.

6.

2.

7.

3.

8.

4.

9.

5.

10.

3.2. Образец написания эссе

Ex.1  “Cars are the greatest danger to human life today”. Read what people think about cars and match their viewpoints with their reasons. [5]

1.

As I see it, cities would be less polluted if cars were banned.

a

It is people themselves who cause the greatest harm to society, not technology or machines as such. Cars are not at all dangerous if they are driven with care and attention.

2

In my view, cars are by no means as life threatening as wars or violent acts of crime.

b

Every year we hear about fatal car accidents. Increasingly often people are killed or seriously injured on the roads.

3

I think that cars give us more personal freedom

c

Exhaust fumes are one of the major causes of air pollution and as a result, our health at risk, as well as the environment.  

4

d

It can cause various diseases such as obesity, high blood pressure, heart attacks and as a result deaths.

5

From my point of view, more and more people are suffering from the lack of physical activity because of using cars

e

We can decide for ourselves where and when we want to travel without having to rely on anyone else.

Answers: 1-c  2-a  3-e   4-b   5-d

arguments

counter arguments

1. cars are responsible for thousands of deaths every year.

6. cars are by no means as life threatening as wars or violent acts of crime.

2. cities would be less polluted if cars were banned.

7.

3. more and more people are suffering from the lack of physical activity because of using cars instead of walking

8.

4.

9.

5.

10.

     Итак, наши аргументы готовы. Теперь распределим их по абзацам. Пункты (2,3), на которые мы не нашли контраргументов, пойдут во второй абзац, где мы высказываем свое собственное мнение. Наш единственный контраргумент (6) пойдет в третий абзац, где мы высказываем противоположное мнение. А в четвертом абзаце мы не согласимся с предыдущим высказыванием, опровергнув его первым пунктом (1) из списка «за». Пишем сочинение:

          There is no doubt that invention of the car changed the world and nowadays we can hardly find a family without a car. When speaking about the safety of cars, most people think about traffic accidents. However, have ever thought about the dangers cars pose to the environment?  

           In my opinion, the invention of cars has caused nothing but problems: from pollution to accidents and deaths. To begin with, cities would be less polluted if cars were banned. Exhaust fumes are one of the major causes of air pollution and as a result, our health at risk, as well as the environment. In addition, more and more people are suffering from the lack of physical activity because of using cars instead of walking. It can cause various diseases such as obesity, high blood pressure, heart attacks and as a result deaths. 

         On the other hand, it is argued that cars are by no means as life-threatening as wars or violent acts of crime. It is people themselves who cause the greatest harm to society, not technology or machines as such. Cars are not at all dangerous if they are driven with care and attention.  

           Although I am familiar with other’s people opinion, I do not agree with it. First of all, cars are responsible for thousands of deaths every year. Every year we hear about fatal car accidents. Increasingly often people are killed or seriously injured on the roads.

          In conclusion, I may say that the car does endanger our lives in many ways. Some people think differently. I respect their point of view, but I do not share it.  

Итого: 269 слов.  Допустимый объем: 180-275 слов.

Список используемой литературы

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004. 

2.   http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory 

3. https://interneturok.ru/english/10-11-klassy/podgotovka-k-ege/ege-po-angliyskomu-yazyku-pravila-igry-pismo-zadanie-s2 

4. http://journal.mosinyaz.com/page_102_34/ 

5. Virginia Evans, Successful Writing Upper-Intermediate. Express Publishing

6. http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2010_1-2_46.pdf Альманах современной науки и образования

                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью УМК Opportunities

Статья об особенностях подачи материала на развитие различных видов речевой деятельности в  УМК Opportunitie...

Приложение1 " Некоторые упражнения по видам речевой деятельности: лексике, письму и говорению"

В Приложении 1 представлены виды упражнений для развития навыков лексики,письма и говорения в виде таблиц,анкеты, речевых ситуаций и кроссвордного задания....

"Обучение письму как виду речевой деятельности в средней школе" учитель французского языка: Федорова Т. А.

В данной работе была поставлена задача: рассмотреть обучение письму, как виду речевой деятельности. Письмо рассматривалось как важное средство в изучении языку. Процесс овладения письмом на  инос...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Разработка элемента урока по речевой деятельности письмо 5 класс ФГОС

Не секрет,что введение новых стандартов озадачило,как учителей,так и учеников.Я предлагаю Вашему вниманию разработку по речевой деятельности аудирование для 7 класса и письмо для 5 класса.Это практиче...

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по иностранному языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по английскому языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)Оценка письменных работ (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные...

КОНТРОЛЬ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПИСЬМА, ГОВОРЕНИЯ) НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, з...