Стратегии чтения и понимания текста. ЕГЭ.Английский язык.
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку на тему

Стратегии чтения и понимания текста при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегии чтения и понимания текста на английском языке при подготовке к ЕГЭ

Чтение является составной частью ЕГЭ. Раздел «Чтение»- объемный вид деятельности в ЕГЭ, который оценивает умение читать. Чтение - трудный вид речевой деятельности. Проблема в том, что анализ результатов подготовки к ЕГЭ показывает, что 50% учащихся трудно дается выполнение раздела.                                                                                       Целью обучения в школах являются  следующие  виды чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, просмотровое, аналитическое. В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:

1. Ознакомительное чтение – чтение с пониманием содержания прочитанного(readingforgist, skimreadingили skimming).Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста.

2.Изучающее чтение – чтение с  полным пониманием прочитанного(readingfordetailedcomprehensionили readingfordetail). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание.

3. Поисковое и просмотровое чтение   с извлечением необходимой информации(readingforspecificinformationили scanning).Цель - выяснить, содержит ли этот текст какую-либо  полезную читателю информацию. Если стоит задача отбора текстов по определенной тематике, то в этом случае мы применяем такой  приём «быстрого чтения» как поиск ключевых слов по заданной тематике. Для поиска ответа на вопросы, касающиеся специфической информации, такой как имена, даты, цифры, термины и др.,  используются приемы поискового чтения: прочитайте вопрос, фокусируя внимание на содержащиеся в нем слова, которые и будут сигналами для нахождения ответа.                        Для полного понимания текста применяются приёмы аналитического чтения. Текст считается понятым, если вы правильно определили его основное содержание и основную идею: то есть ответили на вопросы о чем этот текст и что автор хотел сказать своим сочинением.

 Используются следующие приемы аналитического чтения:

 1. Внимательно прочитайте заголовок текста. Как правило, в нем (если это не художественное произведение) заявляется тема высказывания, которая конкретизирует план содержания текста.

 2. Бегло просмотрите начало и конец текста для определения модели построения текста: основная идея может содержаться в его начале и тогда весь текст строится по принципу от общего к частному или в конце — от частного к общему.

 3. В каждом абзаце текста найдите ключевое предложение (topic sentence), которое развивает основную идею текста. Как правило, оно находится в начале абзаца и представляет собой утверждение обобщенного характера. Все остальные предложения либо подтверждают, либо опровергают его.

 4. Если у вас появились трудности при понимании абзаца из-за незнания новых слов, просто продолжайте читать дальше. Очень часто контекст подскажет вам значение незнакомых слов.

 5. Иногда главная идея текста заключена в предложении, которое не поняли. Если это предложение очень длинное, определите в нем главное и придаточные предложения. Как правило, основная идея заключена в главном предложении. Если и в главном предложении есть много незнакомых для вас слов, то, определив подлежащее, сказуемое и дополнение, можно понять суть этого предложения. Придаточные предложения дадут дополнительную информацию и расширят понимание основной идеи текста.                                Если в придаточных предложениях много новых слов, попытайтесь вычеркнуть слова, передающие второстепенную информацию и определить значимую часть этих придаточных предложений.                                                                                                                 Часто придаточные предложения отделены от главного запятой или вводятся словами which, who, that и несут дополнительную информацию. Попытайтесь, вычеркнув сопутствующие идеи, определить основную мысль.                                                         Обратите внимание на важные грамматические и пунктуационные знаки, которые могут изменить значение предложения. Точка с запятой в английском предложении показывает, что после неё идёт объяснение предыдущей части предложения. Запятая в английском предложении может обозначать синонимический ряд объясняемого слова.

 СЛОВА-СИГНАЛЫ, облегчающие понимание сути предложения.

 

• FROM… ТО — указывают на начало и конец периода

 

 

• NOT ONLY .. .BUT ALSO, AS WELL AS, BOTH — указывают, что обе части предложения одинаково важны

 

• IN ORDER ТО — как и IF, указывают, что какое-то событие должно произойти перед другим событием

 

• INSTEAD OF — указывает на то, что произошло нечто, противоположное ожидаемому

 

• AS A RESULT, BECAUSE OF — указывает на причину происходящего действия. В гаком предложении вы можете увидеть причину и следствие.

 

• UNLIKE, ON THE ONE HAND… ON THE OTHER HAND, IN CONTRAST — указывает на отличие одного от другого.

 

• LIKE (не путать с глаголом!) — указывает на сходство предметов.

 

 

 

СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА помогут вам быстрее понять суть предложения.

 

1-относительно:

 • as for

 • as regards/ regarging

 • as to

 • concerning

 • in connection with

 

 

2-если

 • at any rate

 • if

 

 

3-однако

  • at the same time
  •  however
  • nevertheless
  • still

 

 

4-следовательно

  • as a result
  •  consequently
  • in consequence

 

 

5- ввидутого, что

  • in view of concerning that

 

 

6- главнымобразом

  • chiefly
  • mainly
  • finally

 

 

7 -в заключении

 • in conclusion

 

 

 

Знание служебных слов, вводящих герундиальные обороты, поможет ученикам при понимании смысла предложения:

 • by — тем, что

 • of — о том, что

 • to -тому, что

 • in — в том, что, к тому, что

 • in addition to — крометого, что

 • in spite of — несмотря на то, что

 • besides — кроме того, что

 • due to — в следствии того, что, благодаря тому, что

 • owing to — благодаря тому, что

Приложение 1                                               

  ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.

·        Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).

·        Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.

·        Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.

·        Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.

Предтекстовый этап.

·        установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;

·        найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

Текстовый этап

·        просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

·        скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;

·        отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;

Послетекстовый этап

·        зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;

·        подчеркните в тексте определение (вывод, термин).

·        При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Упражнения для обучения поисковому чтению.

·         определите тему    или проблему текста (статьи);

·        прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

·         найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

·        прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);

·        найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

·        просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

·        найдите абзацы, посвященные указанной теме;

·        найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

·        просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

·        найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным,  отрицательным;

·        разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

·        выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

Требования, предъявляемые к учебным текстам.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:

 В начальной школе это могут быть стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.

  В 5—7 классах -  названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.

 В 8-9 классах- названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.

 В 10-11 классах - указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.

Для успешного овладения чтением необходимо:

·         подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

·         тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета,

·         быть доступными с точки зрения языковых трудностей,

·        отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей,

·        содержать проблему.

Что делать с незнакомыми словами?

·        Приготовьтесь к тому, что вам будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.

·        Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку.

·        Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, подчеркивайте незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик,  карточки  и смотрите значения в толковом словаре на английском.

·        Обязательно обратите внимание на примеры употребления в конкретных предложениях и идиомы с этим словом.

·        Когда Вы выписываете незнакомое слово или идиому, то обязательно записывайте всё предложение, чтобы запомнить слово в контексте.

·        Определите части речи и члены предложения  в нем, чтобы запомнить, какие, слова и в какой последовательности употребляются с тем или иным словом.

Список  литературы:

1. Клековкина Е.Е. Материалы курса « Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: лекции 1-4 .- М.: Педагогический университет « Первое сентября»,2008.

2.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной культуре общения.- М.: Русский язык,2007.

3. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. « Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет « Первое сентября»,2010.