Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
статья по английскому языку

Куликова Елена Николаевна
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе обучения, которые помогут приобрести ему все необходимые для этого навыки. Но что делать, если все условия созданы, а вовлечь учеников в учебный процесс и повысить их успеваемость не получается? Тогда перед учителем встает задача сформировать и развить у учащегося положительную мотивацию к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Отрадненская ООШ»

Доклад по теме

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»

                                                                Выполнила: Куликова Е.Н

                                                                учитель английского языка

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. В мире, где общество находится на стадии перехода к информационному типу, где информация становится «фундаментальным социальным фактором», радикально меняется место образования в структуре общественной жизни. С изменением общества меняются и подходы к пониманию образования. Сегодня образованный человек – это не столько человек «с дипломом», это прежде всего человек с сформированным мировоззрением, подготовленный к жизни в сложном, постоянно развивающимся обществе, способный справляться с поставленными задачами и проблемами современной культуры. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе обучения, которые помогут приобрести ему все необходимые для этого навыки. Но что делать, если все условия созданы, а вовлечь учеников в учебный процесс и повысить их успеваемость не получается? Тогда перед учителем встает задача сформировать и развить у учащегося положительную мотивацию к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. В зависимости от источника возбуждения различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Л.М.Фридман, российский советский психологпедагогматематик, крупный специалист в области педагогической и математической психологии, доктор психологических наук, так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». Считается, что внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда ученики тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них неподдельный интерес. В этом случае ребенку не требуются внешние побуждения: родительские напоминания и уговоры, учительские уговоры и убеждения.  Одним из наиболее успешных методов повышения внутренней мотивации к учебному процессу и получению необходимых навыков является вовлеченность учащихся в учебно – исследовательскую и проектную деятельность.

Учебно – исследовательская и проектная деятельность представляет собой деятельность, направленную на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, на создание продукта, имеющего значимость для других.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ученики смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Существует ряд отличий между учебно – исследовательской и проектной деятельностью.

Проект как форма организации учебной деятельности – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Он должен завершиться осязаемым практическим результатом, например, спектаклем, картиной, книгой и т.д. Проект может создаваться при помощи различных методов (репродуктивного, эвристического, исследовательского…)

Типы проектов:

 - мини – проект – может быть реализован в течение одного урока;

- краткосрочный проект – 2-3 урока + свободное время

- среднесрочный проект – 1 неделя- месяц

-долгосрочный проект – ½ года-год и более

Исследование как форма организации работы учащихся предполагает проведение определённой работы по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных результатов, представление этих результатов заинтересованным в исследовании лицам, и рефлексии по поводу проведённой работы. Метод применяется только один – исследовательский.

Кроме того, проект и исследование различаются степенью социальной значимости. При выполнении проекта ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Исследование предполагает деятельность ученика, важную не только для него, но и для ученического и даже научного коллектива.

  То есть проект, как форма организации деятельности школьника отличается от исследования наличием разнообразных приёмов и методов обучения. В то же время проектная деятельность как метод обучения отличается от исследовательского метода степенью самостоятельности целеполагания учащегося.

Цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

формирование универсальных учебных действий учащихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость, готовность преодолевать трудности;

- освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской и инновационной деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности;

 овладение обучающимися практико-ориентированной деятельностью при помощи: 

- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

- методов исследования и определения конкретного результата;

развитие творческих способностей учащихся на основе: 

- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания,

 - владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения различного рода задач;

- общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, представителей учреждений дополнительного и профессионального образования, исходя из видов учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Задачи направлены на создание условий, методическое обеспечение и педагогическое сопровождение, исходя из целей освоения Программы:

  в отношении обучающихся:

- обучение целеполаганию, планированию и контролю;

- овладение приёмами работы с информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, реферирование);

- обучение методам творческого решения проектных задач;

- формирование умений представления результатов деятельности;

- формирование конструктивного отношения к работе, планирование своей деятельности;

 в отношении учителя:

- применение педагогических приёмов, обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;

 - поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных работ;

- обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем и тем для обеспечения многообразия видов деятельности;

- владение методами организации учебного и проектного сотрудничества, повышение индивидуальной деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом;

 - осуществление мониторинга по формированию универсальных учебных действий обучающихся в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации:

- доступности – занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это зачастую вызывает трудности. Но понятие «трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика сложно и непонятно, для другого просто и доступно;

- естественности – тема исследования, за которую берётся ученик, не должна быть надуманной учителем. Она должна быть интересной и реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без постоянной помощи руководителя;

- наглядности  или экспериментальности – в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений, экспериментирует с теми предметами, материалами, которые он изучает в качестве исследователя;

- культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;

осмысленности – знания, полученные в ходе исследования (проекта), должны осознаваться и осмысливаться учеником. Цель, задачи, проблема, гипотеза исследования должны быть сформулированы не взрослым, а быть своеобразным инсайтом ученика;

- самостоятельности – ученик может выполнить свою исследовательскую (проектную) работу только в том случае, если она необходима ему, и основана на собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности в той или иной области позволяют самостоятельно анализировать результаты, проводить рефлексию. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, уровень сотрудничества в решении той или иной проблемы.

Итоги учебно – исследовательской и проектной деятельности:

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Подытоживая все вышесказанное хочется сказать, что учебно – исследовательская и проектная деятельность является методом обучения, полностью отвечающим современной жизни, так как позволяет сделать процесс обучения ярким, увлекательным, захватывающим. В ходе проектной деятельности ученики не просто получают знания, они приобретают навык, позволяющим им самостоятельно получать эти знания. В ходе данной деятельности учащиеся развивают умения работы в команде, выполнять разные роли и обязанности, обмениваться информацией. Метод проектов помогает детям почувствовать себя успешными и самостоятельными, что не только повышает мотивацию к изучению дисциплины, но и успеваемость в целом.