Главные вкладки

    Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
    статья по английскому языку

    Куликова Елена Николаевна
    В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе обучения, которые помогут приобрести ему все необходимые для этого навыки. Но что делать, если все условия созданы, а вовлечь учеников в учебный процесс и повысить их успеваемость не получается? Тогда перед учителем встает задача сформировать и развить у учащегося положительную мотивацию к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchebno-issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost.docx28.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Отрадненская ООШ»

    Доклад по теме

    «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»

                                                                    Выполнила: Куликова Е.Н

                                                                    учитель английского языка

    В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. В мире, где общество находится на стадии перехода к информационному типу, где информация становится «фундаментальным социальным фактором», радикально меняется место образования в структуре общественной жизни. С изменением общества меняются и подходы к пониманию образования. Сегодня образованный человек – это не столько человек «с дипломом», это прежде всего человек с сформированным мировоззрением, подготовленный к жизни в сложном, постоянно развивающимся обществе, способный справляться с поставленными задачами и проблемами современной культуры. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе обучения, которые помогут приобрести ему все необходимые для этого навыки. Но что делать, если все условия созданы, а вовлечь учеников в учебный процесс и повысить их успеваемость не получается? Тогда перед учителем встает задача сформировать и развить у учащегося положительную мотивацию к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. В зависимости от источника возбуждения различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Л.М.Фридман, российский советский психологпедагогматематик, крупный специалист в области педагогической и математической психологии, доктор психологических наук, так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». Считается, что внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда ученики тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них неподдельный интерес. В этом случае ребенку не требуются внешние побуждения: родительские напоминания и уговоры, учительские уговоры и убеждения.  Одним из наиболее успешных методов повышения внутренней мотивации к учебному процессу и получению необходимых навыков является вовлеченность учащихся в учебно – исследовательскую и проектную деятельность.

    Учебно – исследовательская и проектная деятельность представляет собой деятельность, направленную на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, на создание продукта, имеющего значимость для других.

    Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ученики смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

    Существует ряд отличий между учебно – исследовательской и проектной деятельностью.

    Проект как форма организации учебной деятельности – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Он должен завершиться осязаемым практическим результатом, например, спектаклем, картиной, книгой и т.д. Проект может создаваться при помощи различных методов (репродуктивного, эвристического, исследовательского…)

    Типы проектов:

     - мини – проект – может быть реализован в течение одного урока;

    - краткосрочный проект – 2-3 урока + свободное время

    - среднесрочный проект – 1 неделя- месяц

    -долгосрочный проект – ½ года-год и более

    Исследование как форма организации работы учащихся предполагает проведение определённой работы по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных результатов, представление этих результатов заинтересованным в исследовании лицам, и рефлексии по поводу проведённой работы. Метод применяется только один – исследовательский.

    Кроме того, проект и исследование различаются степенью социальной значимости. При выполнении проекта ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Исследование предполагает деятельность ученика, важную не только для него, но и для ученического и даже научного коллектива.

      То есть проект, как форма организации деятельности школьника отличается от исследования наличием разнообразных приёмов и методов обучения. В то же время проектная деятельность как метод обучения отличается от исследовательского метода степенью самостоятельности целеполагания учащегося.

    Цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности:

    Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

    формирование универсальных учебных действий учащихся через:

    - освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    - аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость, готовность преодолевать трудности;

    - освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской и инновационной деятельности;

    - развитие коммуникативной компетентности;

     овладение обучающимися практико-ориентированной деятельностью при помощи: 

    - основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

    - методов исследования и определения конкретного результата;

    развитие творческих способностей учащихся на основе: 

    - предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания,

     - владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения различного рода задач;

    - общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, представителей учреждений дополнительного и профессионального образования, исходя из видов учебно- исследовательской и проектной деятельности.

    Задачи направлены на создание условий, методическое обеспечение и педагогическое сопровождение, исходя из целей освоения Программы:

      в отношении обучающихся:

    - обучение целеполаганию, планированию и контролю;

    - овладение приёмами работы с информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, реферирование);

    - обучение методам творческого решения проектных задач;

    - формирование умений представления результатов деятельности;

    - формирование конструктивного отношения к работе, планирование своей деятельности;

     в отношении учителя:

    - применение педагогических приёмов, обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;

     - поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных работ;

    - обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем и тем для обеспечения многообразия видов деятельности;

    - владение методами организации учебного и проектного сотрудничества, повышение индивидуальной деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом;

     - осуществление мониторинга по формированию универсальных учебных действий обучающихся в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

    Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации:

    - доступности – занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это зачастую вызывает трудности. Но понятие «трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика сложно и непонятно, для другого просто и доступно;

    - естественности – тема исследования, за которую берётся ученик, не должна быть надуманной учителем. Она должна быть интересной и реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без постоянной помощи руководителя;

    - наглядности  или экспериментальности – в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений, экспериментирует с теми предметами, материалами, которые он изучает в качестве исследователя;

    - культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;

    осмысленности – знания, полученные в ходе исследования (проекта), должны осознаваться и осмысливаться учеником. Цель, задачи, проблема, гипотеза исследования должны быть сформулированы не взрослым, а быть своеобразным инсайтом ученика;

    - самостоятельности – ученик может выполнить свою исследовательскую (проектную) работу только в том случае, если она необходима ему, и основана на собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности в той или иной области позволяют самостоятельно анализировать результаты, проводить рефлексию. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, уровень сотрудничества в решении той или иной проблемы.

    Итоги учебно – исследовательской и проектной деятельности:

    Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

    Подытоживая все вышесказанное хочется сказать, что учебно – исследовательская и проектная деятельность является методом обучения, полностью отвечающим современной жизни, так как позволяет сделать процесс обучения ярким, увлекательным, захватывающим. В ходе проектной деятельности ученики не просто получают знания, они приобретают навык, позволяющим им самостоятельно получать эти знания. В ходе данной деятельности учащиеся развивают умения работы в команде, выполнять разные роли и обязанности, обмениваться информацией. Метод проектов помогает детям почувствовать себя успешными и самостоятельными, что не только повышает мотивацию к изучению дисциплины, но и успеваемость в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАТЬЯ ОТРАЖАЕТ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DVD НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛ...

    Педагогические методики ориентированные на действие, как фактор повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.

    В книге «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов и работодателей, подчёркивает вопрос : « Каким вы хотите ...

    Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса

    Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные спо­собы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его...

    Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

    Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....