Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время
статья по английскому языку (5 класс)

Куджева Лилия Нигматулловна

Мотивация - это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_predmetnoy_motivatsii_uchashchihsya.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

Куджева Лилия Нигматулловна,

                                                                                       учитель английского языка МКОУ ООШ №9

                                          с. Труновское, 2017 г.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Важнейшей задачей обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, развитие творческих способностей. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо увлечь ребёнка, заинтересовать предметом.

Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят различные виды сказок, нестандартные формы проведения уроков, еженедельные олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету.

Мотивация - это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Как известно, интерес как мотив, играет важную роль в обучении школьников иностранному языку. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки.

Какие же приёмы и способы формирования положительной мотивации учащихся мне удается использовать на своих уроках?

Все мы знаем, что первое знакомство с грамматикой английского языка часто вызывает разочарование и скуку у детей. Используя сказки, как элемент игры на уроке иностранного языка я смогла найти положительную мотивацию для ребят. Сказки максимально облегчают понимание и усвоение грамматического материала, способствуют развитию не только творческих сил и возможностей, но и в отработке языковых навыков и умений, так как речь в данном случае идёт о языковых сказках. Они условно называются: фонетические, лексические, грамматические.

Как показывает практика - это один из эффективных приёмов обучения иностранному языку на раннем этапе. Я стараюсь стремиться к тому, чтобы все упражнения, используемые на уроке для отработки лексического, фонетического, грамматического материала, носили речевую направленность. Но одна из трудностей на начальном этапе обучения заключается в ограниченности речевых ситуаций в силу небольшого языкового запаса обучаемых. Кроме этого, при отработке лексических единиц и грамматических структур присутствуют монотонные многократные повторения. Избежать эти трудности на начальном этапе мне помогают лексические сказки.

В чём же заключается основная задача учителя в организации подобной работы на уроке? Она заключается не только в том, чтобы дать толчок творчеству и пробудить воображение, но умело направлять их в нужное русло, чтобы безудержная фантазия детей не уводила их от предмета изучения.

Рассказывая сказку, я пользуюсь советами английского методиста Сары Филипс: «Если вы хотите, чтобы сказка понравилась деткам, никогда не читайте её, а рассказывайте. Для этого:

  • Подготовьте план рассказа, который содержал бы главные моменты
  • Расскажите историю вслух кому-нибудь или запишите на магнитофон
  • Используйте при рассказе мимику и жесты
  • Не забудьте поддерживать контакт со слушателями глазами
  • Не торопитесь, наслаждайтесь рассказом»

Заповедь « Будьте, как дети!» определяет поведение учителя на уроке.

Применяя сказку на уроке в системе, дети сами начинают сочинять свои сказки. Поэтому я должна неукоснительно соблюдать принцип свободы творчества, который предполагает три «не»:

  • Не ограничивать содержание и способы изложения сказок
  • Не делать никаких замечаний по построению сюжета
  • Не прерывать без необходимости рассказ ученика.

Одним из важнейших условий обучения младших школьников иностранному языку является формирование у них положительного отношения к учебе и познавательных интересов. Поэтому урок должен быть организован так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечая усталости.

Моим ученикам очень нравится, когда я на уроке использую куклу бибабо, которая одевается на руку. Частыми гостями у нас бывают три поросенка, волк, персонажи сказок «Теремок» и «Репка» и многие другие сказочные герои. Благодаря своей подвижности, такая кукла более выразительная. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания младших школьников, повышения их интереса к уроку, активизации их речевой деятельности, а, значит, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка в целом.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной        учебно-познавательной        деятельности учащихся

принадлежит нестандартным формам урока. 

Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англоговорящих стран. Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского языка.

Данные уроки проводятся в рамках тем школьной программы, но включают самый разнообразный дополнительный материал, тем самым, расширяя лексическую и речевую базу учащихся, выводя их способности на более высокий уровень владения иностранным языком. В своей работе я использую «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», урок путешествие. На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощено, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается внести свой вклад в данный урок.

Важную роль в формировании положительной мотивации при изучении иностранного языка я отвожу еженедельным олимпиадам.

Участие в еженедельных олимпиадах, на мой взгляд, способствует раскрытию потенциала учащегося, а достижение определенных достижений укрепляет самосознание ребенка и способствует повышению предметной мотивации. Олимпиада - это путь к самоутверждению.

Цели проведения еженедельных олимпиад по английскому языку:

  • Повысить предметную мотивацию;
  • Выявить одаренных, творчески мыслящих школьников и всемерно способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • Совершенствовать практические навыки и умения для выполнения стандартных и нестандартных заданий;
  • Оценить уровень развития навыков самостоятельной работы и стремления к обучению и самообучению.

Подбор заданий для олимпиады является очень важным моментом. Ведь нужны не просто сложные задания, а разнообразные задания творческого характера, которые были бы одновременно и интересны, и имели бы практическое применение. Задания для еженедельных олимпиад по английскому языку подбираются разного уровня сложности - так, чтобы часть заданий могло решить большинство учеников, а 1-2 из них могли решить только самые сильные ученики. Задания подбираются не громоздкие и их выполнение не должно отнимать много времени. Все задания имеют элемент занимательности.

По форме проведения олимпиада является заочной. Она не требует присутствия ребенка в школе, и учащиеся имеют больше шансов для поиска верного решения.Участвовать в еженедельных олимпиадах по английскому языку в начальной школе может любой ребенок, для этого необходимо регулярно получить задание и через неделю предоставить результаты.

Важный вопрос, решение которого требует творческого подхода, - реклама олимпиады, создание у учащихся необходимой мотивации. Подведение итогов олимпиады провожу на уроке: объявляю победителей (по количеству набранных баллов). Эти ребята получают диплом. Интерес широких слоев «классного населения» к данному виду деятельности значительно возрастает.

В конце учебного года подвожу итоги и определяю победителя еженедельных олимпиад за год по числу набранных баллов.

Такая форма работы позволяет постоянно совершенствовать умения самостоятельной работы младших школьников, стимулировать желание самосовершенствоваться, а также позволяет мне поддерживать познавательный интерес ребят к моему предмету.

Дополнительный резерв времени для успешного усвоения и поддержания интереса к английскому языку - это кружковая работа. Она позволяет создать речевую среду для совершенствования речевых навыков и умений учащихся, способствует улучшению качества их знаний. Участие в кружковой работе развивает творчество и фантазию школьников, дает им возможность практически применить знания, полученные на уроках.

Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим у меня открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности, совершенствования методических приемов. В процессе подготовки и проведения занятий я проверяю правильность своих предположений, эффективность форм, методов и приемов, практическую и воспитательную значимость подготовленных мною материалов, их влияние на формирование личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка  на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....

Обобщение опыта «Повышение уровня мотивации учащихся через использование электронного учебного пособия»

В данном разделе представлено обобщение опыта по теме «Повышение уровня мотивации  учащихся через использование электронного учебного пособия».Новизна педагогического опыта заключается в разработ...

Активизация учебной деятельности учащихся через введения элементов истории математики на уроках и во внеурочное время

      Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении в...