Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по английскому языку

Пантилеева- Зорина Екатерина Сергеевна

В данной статье рассматривается  каким образом происходит процесс  поликультурного образования по средствам английского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pantileeva.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В  УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

          В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

         Е. Пантилеева 

         МБОУ «Филимоновская СОШ»,

                                                                                                             п.Филимоново  

Формирование у детей умения общаться и взаимодействовать с представителями  соседних культур в мировом пространстве, а так же приобщение учащихся к глобальным ценностям, является одной из наиболее важных задач современного образования. Социальное, культурное, политическое, экономическое развитие современного общества привело к формированию поликультурного социума.

Поликультурный социум – такое пространство, в котором проживают и обучаются представители разной этнолингвистической, религиозной и социально экономической принадлежности. [3]

В педагогике уделяют огромное внимание важности поликультурных аспектов в школьной жизни, в результате чего оформилось направление,   такое как  «поликультурное образование».

В настоящее время поликультурное образование рассматривается, как процесс формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам, формирование готовности и умения жить в многонациональном обществе.

Воплощение идеи поликультурного образования по средствам обучения английского языка в начальной  школе реализует  следующие аспекты: прежде всего это гуманитарный образовательный аспект, так как полноценное образование зависит от уровня  владения языка  и носит особый лингвистический смысл.

Поскольку носители разных языков являются представителями разнообразных религиозных конфессий формируется социально- религиозный аспект, при котором происходит взаимовлияние религий и языков, которые в свою очередь способствуют общему развитию личности. Процесс глобализации в условиях мирного сосуществования народов, культур формирует особый глобальный смысл.

Преподавание иностранного языка создает условия к  формированию у учащихся умения общаться, сосуществовать с людьми разных культур, групп, формирует бесценный  опыт социально-культурного общения, который  в сою  очередь является прочной базой приобщения учащихся к мировым ценностям цивилизации. И здесь необходимо сделать акцент на развитии социокультурной компетенции включающей в себя  знание учащимися национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка (их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры страны) и способов пользоваться ими в процессе общения. Формирование данной компетенции проводится в контексте диалога культур, способствует достижению межкультурного понимания между людьми и становлению их толерантного отношения к инокультуре.

  Современное общество требует полноценного развития личности включая его коммуникативные способности, способствующие вхождению в мировое пространство и успешному функционированию в нем. Поликультурная компетентность в данном случае трактуется как структура, в которой ведущую роль играют компетенции, обеспечивающие процесс формирования этнической идентификации учащихся, а также возможность развивающейся личности ученика участвовать в диалоге культур, сохраняя свою этническую идентичность и развивая поликультурную среду. [2]

Поэтому, современный школьник в процессе обучения иностранному языку, должен овладевать знаниями, представляющими целостную картина мира, основами межкультурного общения, как внутри страны, так и на международном уровне.

В современной педагогике выделяют следующие задачи поликультурного образования:

  1. развитие культуры восприятия современного, многоязычного мира;
  2.  комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности учащихся;
  3. развитие у обучаемых полифункциональной социокультурной компетенции;
  4. обучение технологиям защиты от культурной дискриминации и ассимиляции;
  5. создание условий для культурного творчества, в том числе и речетворчества.

Реализация данных задач готовит учащихся к становлению их как субъектов диалога в межкультурном общении. [1]

Необходимо отметить, что идеи поликультурного образования прежде всего влияют на цели обучения иностранного языка. Как известно, интегрированная цель обусловлена формированием коммуникативной компетенции, а так же способностью  осуществлять иноязычное межкультурное общение с  представителями иноязычных культур в определенных речевых ситуациях.

Претворение в жизнь этой цели возможно в том случае, если у школьника сформированы компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). В основу схемы положена модель ИКК, предложенная В.В. Сафоновой. Основной упор в постановке целей делается на культуроведческое направление обучения, приобщения школьников к культуре страны изучаемого языка, умение представить ее средствами языка, включение школьника в диалог культур. [4]

Все это создает благоприятную обучающуюся  среду.

На основание вышесказанного мы строим процесс обучения английскому языку на основе сравнительно- сопоставительного анализа, для которого важен отбор содержания текста и учет возрастных особенностей школьников  при выборе технологий подачи материала, а так же интеллектуальных запросов младшего  школьного возраста. Для поликультурного образования характерен отбор аутентичных текстов о культуре, традициях, различных видах искусства, общественной жизни, а также страноведческий материал определенной этнической общности (в нашем случае это культура англоязычных стран).

Таким образом в процессе обучения иностранному языку школьников можно использовать, например, следующие компетентностные технологии: развитие критического мышления и метод проектов,  игровые технологии включающие в себя различные игры такие как ролевые, языковые игры, а так же драматизацию сцен и диалогов. Различного рода дискуссии. Очень важно учить ребенка взаимодействовать в малых или больших группах, то есть использовать в работе технологию интерактивного обучения  ,сценарно-контекстная технология.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что учет данных аспектов повысит эффективность учебного процесса и будет способствовать успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников.

 Библиографический список

  1. Габидуллина Л. Л., Сырцова Е. Л. Реализация идей поликультурного образования при обучении английскому в начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34)
  2. Ершов В.А., Лельчицкий, И.Д. Система поликультурных компетенций преподавателя // Российский государственный гуманитарный университет. 2011. С.293
  3.  Мерзлякова  Н.С., Кириллова Е.В.   Поликультурное образование в формировании профессиональной мобильности будущего инженера  // Диалог культур: концепции развития лингвистики и лингводидактики: монография / под общ. ред. И.К. Кирилловой, Е.В. Бессоновой. – Москва: НИУ МГСУ.  2015.  С. 39-51.
  4. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Автореф. докт. диссерт.– М.. 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мой взгляд на преподавание английского языка в школе"

Эссе затрагивает вопросы формирования у учащихся способности эффективно участвовать в межкультурной коммуникации. Как учить английскому языку в школе, учитывая мнообразие новых педагогических технолог...

Конспект урока Английский язык. Начальная школа

Тема: "Мои первые самостоятельные предложения"....

«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»

Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...

Статья Интерактивные методики преподавания английского языка в школе

Описание интерактивных методик в преподаваниии английского языка...