Подготовка обучающихся 8 классов к ОГЭ. Раздел "Аудирование".
статья по английскому языку (8 класс)

Савельева Елена Павловна

В статье дана психолого- педагогическая характеристика обучающихся 14-15 лет, то есть восьмиклассников.

Даны требования, которые являются основой для успещного выполнения задания "Аудирование", представленные в том числе и в Кодификаторе.

Определены способы подготовки обучающихся к выполнению занданий "Аудирование".

Рассмотрены типичные ошибки при выполнении заданий данного типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Подготовка обучающихся 8 классов к ОГЭ. Раздел "Аудирование".

Автор: Савельева Елена Павловна, учитель английского языка

        Начиная с 2020 года, ОГЭ по иностранным языкам станет повсеместным и обязательным. Это вызывает некоторые трудности для учителей иностранных языков, так как их предмет становится в один ряд с базовыми, такими как Русский язык и Математика. Зачастую, знания обучающихся далеки от тех критериев, которые выставлены для успешного выполнения заданий ОГЭ.

        К числу заданий, которые вызывают особую сложность для обучающихся, относятся и задания раздела «Аудирование». Но, при правильной подготовке и при правильной подаче материала, уже начиная с 8 класса можно добиться устойчивого навыка при выполнении этих заданий. В данной статье, будут представлены личные наработки и методы, используя которые можно повысить уровень психологической и образовательной подготовленности обучающихся к выполнению заданий раздела «Аудирование».

        Однако, при выборе методик работы необходимо, в первую очередь, учитывать возраст детей, с которыми вы собираетесь работать. 14-15 лет- это достаточно сложный период в жизни любого ребенка. В психологии его еще называют «утверждающе- действенный», или просто «переходный возраст». Начинается он, как правило, еще в 10 лет, но у всех детей начало и продолжительность различны. Он может протекать незаметно, а может бурно и разрушительно.

        Когда дети входят в этот возраст, они начинают осознавать себя и свои возможности, проявлять себя различными способами и самоутверждаться. Очень просто сломать подростку жизнь и уничтожить его веру в собственные силы и умственные способности, поскольку именно находясь на данном жизненном этапе, дети наиболее ранимы и подвержены критике.

        У подростков появляются свои интересы, в том числе и в учебе. Появляются любимые предметы, а также те, которые считаются теперь неважными, а значит, не требующими внимания. Ребенку сложно объяснить, что «это надо знать», потому что он «не хочет это знать».

        У мальчиков и девочек, проходящих через данный период, очень сильно проявляется познавательная активность. Наша задача, как учителей, эту активность не только сохранить, но и направить в верном направлении.

        Изучение английского языка- процесс увлекательный и нужный. Но наша задача- объяснить это подростку. От этого зависит его будущее и то, сможет ли он в дальнейшем проявить все свои лучшие качества в дальнейшей жизни.

        Согласно тексту «Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по Английскому языку», перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по Английскому языку составлен на базе Образовательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам, а также Примерных программ по английскому языку.

        Когда речь идет о разделе «Аудирование», то в Кодификаторе отмечено, что обучающийся должен к окончанию 9 класса:

- понимать основное содержание несложных звучащих аутентичных текстов;

- выборочно понимать необходимую/ запрашиваемую информацию в несложных звучащих аутентичных текстах;

        То есть, во- первых, мы, учителя английского языка, должны научить детей понимать основное содержание текстов, напрямую связанных с ситуациями бытового общения, таких как прогноз погоды, объявления, радиопередачи и выделять в них только главную и значимую информацию.

        Во- вторых, различать коммуникативные типы речи, а значит знать где сообщение, а где рассказ.

        В – третьих, определять главное, тему звучащего текста, не обращая внимание на второстепенную информацию. Кроме того, использовать языковую догадку, опираясь на контекст. Тем самым, игнорируя неизвестный языковой материал, несущественный для выполнения задания.

        На самом деле, этого достаточно, чтобы правильно выстроить систему подготовки обучающихся к «Аудированию» на ОГЭ. Уже в 8 классе обучающиеся вполне в состоянии выделять из текста главное.

        Каждый учитель выбирает свою методику для подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Аудирование». Отмечу основные моменты моей работы и, возможно, вы также сможете применить это. Скажу сразу, данная система оправдала себя и вполне успешно реализуется уже 5 лет с обучающимися самого разного уровня подготовки. А уже балл напрямую зависит от цели самого обучающегося. Кому то нужно просто сдать на минимум, а кто то хочет получить максимальный результат. Из этого я вывожу первый пункт:

  1. Мотивация обучающегося. 50 % результата любого ребенка- его личная мотивация, цели. Тут мы с вами, к сожалению, ничего сделать не можем. Поэтому, приступая к обучению того или иного ребенка, нужно строго и честно обговорить с ним «Чего он хочет? На какие баллы рассчитывает?»
  2. Начиная с этого пункта идет уже наша работа. Мы знакомим обучающегося с заданиями. Подробно рассказываем что и где он будет делать. Просим задать вопросы, а они должны быть. Если вопросов нет, значит ребенок не понял.
  3. Нужно 3-5 раз, выполняя пробные варианты разбирать их полностью. Каждый раз проговаривая то, что нужно сделать. Если потребуется, выделять, подчеркивать те слова, на которые необходимо обратить внимание и те, которые можно отбросить сразу же. На 6 раз дети уже сами говорят, что они сами и объяснять не надо. Но их умение «видеть» задание должно быть доведено до автоматизма. Если ребенок начинает «выть», когда слышит ваш или электронный голос с объяснениями, то считайте, что своей цели вы добились. Он ЗНАЕТ КАК.
  4. Первое задание данного раздела обычно не вызывает серьезных трудностей. У многих обучающихся уже на 3 раз приходит и укрепляется понимание, что слушать информацию нужно выборочно и «ловить» слова- маркеры, которые будут направлять глаза ребенка к правильному ответу автоматически.
  5. Задания второго типа сложнее, но если на этапе проговаривания разницы высказываний дети смогли понять эту разницу, то тут так же сработает метод «слово- маркер». Когда обучающиеся понимают, что между всеми высказываниями существует четкое отличие, то будут ловить каждое слово, параллельно сравнивая его с высказываниями на листе. Обычно тут хватает от 5 до 10 раз выполнения заданий данного типа.
  6. Третье задание кажется сложным, но уже с 3 раза, многие обучающиеся отмечают, что это чуть ли не самое легкое задание из всех. Ответы на тест идут по порядку, так что услышав нужную информацию, ребенок может тут же переключится на следующий вопрос.

Задания каждого типа прорабатываются с обучающимися отдельно. Я обозначила для себя цифру- 10. На 10 раз обычно количество ошибок сводится к минимуму, количество неудовлетворительных оценок составляет «0», а «3» доходит до минимума.

Также хочется отметить, что первые 5 заданий одного типа должны проводится, желательно, в рамках одного занятия. И первые такие задания вы даете с прослушиванием только 1 раз. После проверки необходимо, чтобы дети, давшие правильный ответ объяснили классу, на что они обращали внимание, какие слова- маркеры помогли им сделать правильный выбор.

Конечно, когда вы проведете с обучающимися такие занятия, мы должны это закрепить. Позвольте им теперь выполнить три задания сразу. Опять же, полностью проговорив каждое задание и поставив запись лишь один раз.

В следующий раз, ставим запись, как и положено. Дети уже сами начнут просить вас «побыстрее… перемотайте…». Это значит, что у них появилось больше времени, которое они не хотят терять. Теперь мы даем новую установку. Проверяйте!

Таким образом, уже к выполнению 15 демонстрационного варианта ваши дети будут с легкостью справлять с заданиями раздела «Аудирование», и, что еще важнее, данные задания перестанут вызывать у них страх.

Каковы же типичные ошибки у обучающихся, выполняющих задания данного типа? Можно разделить их на два типа: по невнимательности и связанные с недостатком знаний.

Первый тип ошибок проявляется в том, что дети либо торопятся и, недослушав текст до конца, выбирают неправильный ответ. С этим можно и нужно работать. Нацеливаем детей на то, что они ищут не просто одно слово, а два- три, которые бы подтверждали их ответ. И, конечно, все тексты необходимо дослушивать до конца. И второе, с чем пришлось столкнуться в практике работы- вместо букв в ответ обучающиеся пишут цифры и наоборот. Эта проблема решается только многократным выполнением заданий данного типа.

Работать с ошибками второго типа сложнее. Если к 8 классу у ребенка не хватает знаний, то тут помочь могут дополнительные занятия и работа над ними дома. Задавайте обучающимся чтение коротких бытовых текстов, простых рассказов, связанных с решением бытовых проблем. Ну и конечно, на уроке больше прорабатывайте и записывайте лексику с теми детьми, которые имеют подобные проблемы.

Конечно, это не подробное описание методики, с которой работаю в школе я. Но, возможно, основываясь на этих положениях, получить о ней представление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированные технологии при подготовке обучающихся к олимпиаде. Проблемы подготовки и пути выхода

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, когда после прохождения которого вся работа быстро затухает. Результаты ежегодных олимпиад, про...

Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...

Подготовка обучающихся к оценочным процедурам с использованием словарей русского языка (Подготовка к ГИА)

Кaждый учитель и, конечно, ученик нeпpeмeннo кacaeтcя тeмы cлoвapeй, и нacкoлькo вaжнo ими пoльзoвaтьcя. Ho дaлeкo нe вce дети знaют, кaкиe cлoвapи cyщecтвyют, и кaк пpaвильнo иx пpимeнять, не только ...

Повышение качества подготовки обучающихся к написанию ВПР и РПР по физике. ВПР: особенности содержания работ и возможные пути подготовки обучающихся к их выполнению

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Мониторинговые исследования обучающихся.

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Мониторинговые исследования обучающихся....

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

Подготовка обучающихся 5-8 классов к внешним оценочным процедурам по биологии (ВПР 5-8 классы)

вариативный модуль «новые технологии и цифровая среда – средство повышения качества образования. В материале представлена сравнительная таблица тем ВПР (5-8 классы)...