Индивидуальный план работы над методической темой: «Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации системно-деятельностного подхода»
статья по английскому языку

Казачкова Мария Александровна

Индивидуальный план работы над методической темой: «Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazachkova_plan_raboty_na_metod_temoy.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Менделеевск

 Республика Татарстан

Индивидуальный план работы над методической темой: «Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Составитель:

 учитель иностранного языка

I квалификационной категории

Казачкова Мария Александровна

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

   Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

Если процесс образования….:

  1. Осуществляется добровольно;
  2.  Осуществляется сознательно;
  3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, … то речь идет о самообразовании.

Методическая тема района:  «Инновационные технологии в учебно-воспитательной работе как приоритет повышения качества образования»

Методическая тема школы:   «Повышение качества образования, воспитания и управления школой на основе внедрения приоритетных направлений модернизации образования»

Тема ШМО: «Повышение уровня преподавания иностранного языка»

Методическая тема самообразования: «Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Пояснительная записка

Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями учащимися, активизировала процесс их усвоения, обучала школьников приемам самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовала формированию у них информационной и коммуникативной компетенций.

 Цели работы над методической темой:

  • Повышение эффективности образовательного процесса через углубление знаний и применение современных образовательных технологий в организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя. 
  • Повышение общекультурного уровня педагога.

Задачи:

  • Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание английского языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания английского языка,
  • Изучение психологических и возрастных особенностей школьников,
  • Проведение  целенаправленной работы с одарёнными детьми,
  • Создание условий для проявления творческих  способностей учащихся на уроках; для развития ответственности и самостоятельности в приобретении необходимых знаний по предмету.
  • Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемому предмету с применением системно-деятельностного подхода.
  • Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой методической темы.
  • Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровнях.
  • Отслеживание результатов учебно-воспитательного процесса. Положительная динамика результатов.

Срок реализации (работы над темой)

План профессионального развития и самообразования по указанной теме рассчитан на 3 года и включает применение результатов в практической учебно-методической деятельности. (2017-2020 г)

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.

Методы процесса самообразования:

  1. Внедрение ФГОС основного общего образования.
  2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.
  3. Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
  4. Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
  5. Сбор и селекционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.

Предполагаемые результаты самообразования:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета
  • повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание методической копилки методов и приемов работы в рамках реализации системно-деятельностного подхода;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.                          

Литература по теме, которую предполагается изучить:

  1. Бовть Т.В. Системно-деятельностный подход в обучении // Альманах мировой науки. 2016. № 4-1 (7). С. 140-143.
  2. Гущина Т.П., Зинкевич Е.П., Долголюк И.В. Системно-деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-2 (71). С. 57-60.
  3. Лемешкова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2017. № 1 (11). С. 21-23.
  4. Пряникова М.Г. Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1(5). С. 235-239.
  5. Юдина Д.А. Системно-деятельностный подход как источник нравственного воспитания младших школьников // Научное сообщество студентов. Сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической конференции, 2016. С. 108-110.
  6. Вафина И.И. Исследовательский метод как элемент системно-деятельностного подхода в обучении. //Всё для администратора школы. – 2015. - №2. – С.30.
  7. Кокарева З.А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода. //Начальная школа плюс до и после. – 2013. - №7. – С.3.
  8. Лисова М.Г. Деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения (из опыта работы). //Начальная школа. Всё для учителя! – 2014. - №5. – С.18.
  9. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе. //Методист. – 2013. - №7. – С.54.
  10. Пасечкина Т.Н., Терехова Р.П. Деловая игра «Моделирование внеурочной работы на основе деятельностного подхода. //Практика административной работы. – 2015. - №1. – С.42.
  11. Савина Е.В. Профессиональная деятельность педагога в условиях реализации системно-деятельностного подхода в ОУ. //Всё для администрации школы! – 2014. - №4. – С.5.
  12. Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей школьников. /Методист. – 2011. - №2. – С.14.
  13. Солягина Р.И. Метод проектов как один из эффективных методов системно-деятельностного подхода. //Педагогическая мастерская. Всё для учителя. – 2016. - №1. – С.16.
  14. Хабибуллина З.Г. Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения. //Всё для администратора школы. – 2015. - №3. – С.38.

Основные этапы работы над методической темой:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

-определение темы;

- анализ затруднений;

- постановка проблемы;

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной теме;

- знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами через ресурсы сети Интернет;

I полугодие 2017-2018 уч. года

- курсы повышения квалификации учителей;

- посещение различных семинаров, тренингов, мастер-классов;

- выступления на заседаниях школьного МО;

- изучение литературы по теме самообразования.

Прогностический

- определение целей и задач темы;

- выбор теоретического материала, практических методов и приемов;

- формирование научной основы будущей работы;

- апробирование на практике выбранной технологии, мониторинг, анкетирование;

- продолжение  изучения литературы.

II полугодие 2017-2018 уч. года

- изучение психолого-педагогической методической  литературы по теме;

- изучение интернет-ресурсов, посещение семинаров и мастер-классов;

- выступление - отчет на заседании школьного МО;

Практический

Внедрение в практику своей работы системы мер, направленных на решение проблемы;

- создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал;

- апробация;

- коррекция;

- отслеживание текущих и промежуточных результатов.

2018-2020 гг  

- выступления на заседаниях районного МО учителей иностранных языков, на заседании педагогического совета;

- проведение открытых уроков, мероприятий;

- участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;

- создание библиотеки электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе.

Обобщающий

- систематизация материала по теме;

- обобщение;

- оформление в виде творческой работы и распространение опыта.

2019-2020 уч. год

- участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;

- проведение открытых уроков, мероприятий;

- обмен практическим опытом  с педагогами школ района;

- консультационная помощь учителям и учащимся

Внедренческий

-распространение опыта работы

2019-2020 уч. год

-обмен практическим опытом с педагогами на муниципальном и республиканском уровнях;

- участие в круглых столах;

- размещение результатов работы на школьном и личном сайтах.

Направления самообразования:

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Отметка о выполнении

Профессиональное

1. Продолжить изучать новые образовательные стандарты, уяснить их особенности, новый закон об образовании. (Федеральный закон  об образовании в Российской Федерации)

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Повышать квалификацию на курсах, семинарах для учителей иностранного языка.

4.  Пройти курсы повышения квалификации  на базе ИРО РТ 5.  Разработать рабочие программы по английскому языку.

Январь-февраль 2017г.

Регулярно

Регулярно

Февраль 2017г.

По графику

Август 2017

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Текущий учебный год

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

Текущий учебный год

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

3. Принимать активное участие в работе школьного МС и районного МО.

2017-2020

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах

Текущий учебный год

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.

2017-2020

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Регулярно

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

2017-2020

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

Текущий учебный год

9. Проводить открытые уроки и мастер-классы

2017-2020

10. Разработать программы дополнительного образования

Текущий учебный год

12. Выступать с докладами, с творческим отчётом  на тему «Применение современных технологий при обучении английскому языку в образовательном процессе для повышения мотивации учащихся к предмету и качества образования» на заседаниях МО.

Текущий учебный год

Информационно- коммуникативные технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Регулярно

2.Проведение уроков с использованием системно-деятельностного подхода

2017-2020

3.Обзор в Интернете информации по английскому языку, педагогике и психологии.

2017-2020

4. Регулярно пополнять персональный сайт

2017-2020

5.Создать библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе.

Систематически

6.Ведение электронного журнала

Регулярно в течение всего года

7.Участие в конкурсах, олимпиадах через Интернет

По графику сайтов

8.Прохождение курсов повышения квалификаци

2017-2020

9.Публикация своих разработок на учительских сайтах

Периодически

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Регулярно

Психологическое

1.Ознакомиться с новыми  формами мониторинга в образовательном процессе.

2. Обеспечивать благоприятные для работы на уроке условия (физиологические, психологические)

Сентябрь-ноябрь

Регулярно

 

ПЛАН  РАБОТЫ на 2018-2019 учебный год

п/п

Направление деятельности         

Способы достижения         

Сроки  исполнения

1

Разработка рабочих программ в условиях перехода на ФГОС нового поколения.         

Изучение ФГОС основного общего образования, примерной программы по предметам.         

июнь (август)

2

Посещение секционных собраний. семинаров        

Августовские предметные секции         

Август

3

Применение современных технологий в учебном процессе.         

Системно-деятельностный подход, исследовательская деятельность.         

В течение года.

4

Развитие компетентности в области  использования педагогических технологий, форм, методов и приёмов обучения по предмету.         

Обобщения педагогического опыта; посещение открытых уроков коллег; открытые уроки и вступления на педсоветах, семинарах.         

Регулярно.

5

Подготовка учащихся к олимпиадам на школьном, районном, региональном и Российском уровнях         

Урочная, внеурочная деятельность.         

В течение года.

6

Организация работы с одарёнными детьми.         

Участие в научно-практических конференциях         

По плану.

7

Внеурочная работа по предметам         

Интеллектуальный марафон, предметные недели, мастер-классы, защита проектов и др.         

Согласно графику.

8

Использование проектного метода на уроках.         

Создание проектов, защита.         

В течение года.

9

Формирование информационной компетентности на уроках.         

Учебная деятельность.         

В течение года.

10

Проведение открытых уроков, мастер-классов.         

Учебный процесс и внеурочная деятельность.         

Согласно графику.

11

Методическая работа с учениками, родителями         

Родительские собрания, анкетирование, собеседование.         

По плану.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков в рамках реализации ФГОС

Данная статья описывает обобщение опыта педагогического коллектива ГБОУ СОШ с. Георгиевка по формированию коммуникативных навыков у обучающихся....

Методическая сессия:«Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода» (мастер-класс)

Мастер-класс: "Проектируем и проводим метапредметный урок"На этапе внедрения стандартов нового поколения каждый учитель готовясь к уроку, старается определить не только целевые установки, но...

Индивидуальный план работы над методической темой по самообразованию

Индивидуальный план работы над методической темой по самообразованию учителя физики Гайнуллиной Надежды Михайловны...

Мастер-класс «Приемы самостоятельной работы с учебником в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Моё выступление на Едином методическом совете 28 апреля 2017 года  - это показ мастер-класса. Мой первый опыт...не судите строго....

Формы и методы работы на уроках истории и обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Формы и методы работы на уроках истории иобществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода...