Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе
статья по английскому языку

Гончарова Елизавета Александровна

В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного результата, но и учат детей сотрудничеству через коммуникативную деятельность. Более того, погружение детей в иноязычную языковую среду в формате коллективной деятельности является фактором, эффективно мотивирующим к изучению иностранного языка. Данный вывод подтверждается результатами практического исследования, проведенного в рамках педагогической практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_e.appak_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ И ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного результата, но и учат детей сотрудничеству через коммуникативную деятельность. Более того, погружение детей в иноязычную языковую среду в формате коллективной деятельности является фактором, эффективно мотивирующим к изучению иностранного языка. Данный вывод подтверждается результатами практического исследования, проведенного в рамках педагогической практики.

Abstract: The article is devoted to the essential role of interactive forms of foreign language teaching when working with young learners. In fact, interactive group activities provide an opportunity, on the one hand, to develop language skills and, on the other hand, to teach pupils to solve communicative tasks working in cooperation. It is also believed that immersion of learners into a language environment in the format of a collective activity is a factor which can efficiently increase children’s motivation for learning a foreign language. The latter conclusion is supported by the results of a practical research conducted by the author during her teaching practice.

Ключевые слова: педагогическая технология, интерактивные методы и приемы обучения, сотрудничество

Key words: educational technology, interactive teaching methods and activities, collaboration        

Применение интерактивных групповых методов обучения в начальной школе и анализ их эффективности в обучении иностранному языку является главным аспектом данного исследования.

Термин «интерактивность» произошел от английских слов «Inter» и «act» и означает «взаимодействие». Интерактивные технологии обучения (ИТО) - это не технические средства, с помощью которых они реализуются. ИТО (по Я.М. Брагиной) - это организация процесса обучения, которое предусматривает участие каждого ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания [1].

Групповые формы обучения представляют собой важный инструмент обеспечения интерактивности на уроке. Применение групповых интерактивных методов на уроках иностранного языка является условием реализации принципов лично-ориентированного подхода (индивидуализации и дифференциации и др.) и направлено, прежде всего, на развитие коммуникативной компетенции обучающихся и их активное участие в образовательном процессе [4, с. 3-6]

Групповая форма работы на уроке иностранного языка -  совместное или коллаботивное обучение (от англ.cooperative /collaborate learning), позволяет решить главную проблему при обучении иноязычной речи – элиминировать ситуацию языкового барьера посредством реализации совместной коммуникативной деятельности. При этом создается ситуативная модель успешного общения, налаживаются благоприятные партнерские и дружеские отношения [5, с. 293-298].

Для определения эффективности групповых интерактивных форм обучения английскому языку был проведен сравнительно - сопоставительный анализ результатов анкетирования (в двух группах третьего класса средней школы г. Саратова), анализ УМК, используемых в начальной школе, и апробация серии уроков английского языка с использованием эффективных групповых приемов работы.    

В ходе разработки анкетирования мы руководствовались темой исследования, интересами учащихся, задачей выявления применяемых в школе групповых видов работы и отношения к ним учеников. В ходе констатирующего наблюдения и анкетирования выявилось, что многим ученикам (примерно 32 %) не нравится общаться на иностранном языке. Учителя довольно редко применяют групповые задания, направленные на развитие сотрудничества. Следует предположить, что подобная ситуация обусловлена, прежнего всего, тем, что в учебных пособиях не достаточно такого рода заданий. На наш взгляд лишь около 46 % заданий в применяемом УМК («Английский в фокусе» Н.И. Быкова, Дж. Дули, М. Поспелова, В. Эванс на базе, которого проводились уроки) являются интерактивными и создают возможность применения групповых форм обучения. Следовательно, чаще всего учителю приходится самому проявлять творческие способности для реализации задачи создания ситуации коммуникативного взаимодействия в микро-группах.

Заключительный этап исследования - разработка и апробация серии уроков английского языка для начальной школы на тему «The House of My Dream!». Анализ результатов данного этапа с точки зрения реализации требований ФГОС НОО показал, что интерактивное обучение создает на уроке атмосферу непринужденного общения. Оно вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует учащихся, избавляет от некого формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира. В ходе наблюдения за реакцией детей было отмечено повышение интереса у всех учащихся к изучению английского языка, ученики с плохой успеваемостью стали лучше понимать материал.

Список литературы

  1. Брагина, Я. М.  Применение интерактивных технологий в начальной школе. [Электронный ресурс] / Я. М. Брагина // Учительский портал. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/26/primenenie-tekhnologiy-interaktivnogo-obucheniya-v  (дата обращения 26.11.2014). - Загл. с экр. Яз. русс
  2. Ваграмова, Н. В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком / Н. В. Ваграмова // Приложения для изучения английского языка Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. 2001. № 18. С. 3 - 6.
  3. Никитина, Г.А. Коллаборативное обучение как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции / Г.А. Никитина, Е.А. Носова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов VI Международной Интернет-конференции. Саратов, ИЦ «Наука», 2014. С. 293-298.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)

В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение инос...

Устное общение на уроках английского языка в начальной школе. Средства и формы его организации.

В статье содержится материал, помогающий учителю организовывать живое общение на уроке....

Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....

Использование интерактивной тетради на уроках английского языка в начальной школе.

Краткий обзор педагогического проекта учителя английского языка...