Языковые игры на уроках английского языка на младшей ступени обучения
методическая разработка по английскому языку

Лопатеева Юлия Александровна

Разработанное пособие поможет практикантам и учителям английского языка успешно провести уроки, используя различные языковые игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_posobie.doc865 КБ

Предварительный просмотр:

Языковые  игры  на уроках

английского языка

на младшей ступени обучения

                           

                                         Бурла- 2019

Составитель: Лопатеева Ю.А., учитель иностранных языков

Научный руководитель:  Манузина Е.Б., кандидат педагогических наук, доцент.

                     

Пояснительная записка

Пожалуй, никакое другое явление культуры так не связано с образованием, как игра. Как многомерное образование игра имеет множество функций. По каждой из функций игры можно группировать в системы. Немаловажный вопрос возникает при этом – насколько целесообразны и актуальны те или иные игры в процессе обучения. Лишь те игры можно признать эффективными, которые согласуются с практикой обучения и служат основой для ее рационализации. По – этому, для получения высоких результатов обучения, необходимо использовать дидактические (обучающие) игры. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку и тем самым развивать у него универсальные учебные действия, что является наиболее актуальной проблемой в настоящее время.

Данное пособие разработано для учителей английского языка в начальной школе и студентов для прохождения поурочной и преддипломной практики.

Разработанное пособие поможет практикантам и учителям английского языка успешно провести уроки, используя различные языковые игры.

                           

              «Цифры »          

        Цель игры: повторение количественных числительных.

              Ход игры: Образуются две команды.  Справа  и  слева  на  доске  записывается в разброс одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну  за другой. Представители команд должны  быстро  найти  и  вычеркнуть  названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее справится  с заданием.

             «Числительные»          

         Цель игры:  закрепление   количественных       числительных.

              Ход игры: Образуются две  команды.  Учитель  называет  количественное  числительное.  Первая  команда  должна  назвать   предыдущее число, вторая – последующее. За каждую ошибку команда получает штрафное  очко.  Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков.

        « Математика на английском»

                                                                   

            Цель игры: закрепление   количественных числительных.

                 Ход игры: На доске записаны простые примеры. 2 учащихся «решают» данные примеры, произнося цифры на английском языке: Например: 2+5 = 7.  Побеждает тот, кто без ошибок озвучит решение своих примеров на английском языке.

        Этот прием позволяет даже очень слабым учащимся справиться с заданием.

        Более сложный вариант: учитель диктует пример, называя цифры на английском языке,  учащиеся записывают его в тетради. Итоги подводятся после нескольких примеров.

         «Бинго»                 

              Цель игры: закрепление количественных числительных.

              Подготовка: На каждого участника игры потребуется по одному игровому полю. Лучше для этой цели использовать плотную бумагу или картон. Размер поля –половина листа А4. Поле надо расчертить на равные клетки, в которые будут вписываться числа. Например, если сделать четыре ряда по пять клеток в каждом, то на игровом поле поместятся числа от 1 до 20. Числа должны находиться в рядах не по порядку, а вразброс и на каждом поле по-разному. Каждому участнику понадобятся жетоны. У ведущего должны быть карточки с числами, по которым он будет их называть.          

Ход игры: Ведущим может быть как учитель, так и один из учеников. Ведущий перемешивает свои карточки и начинает называть числа на английском, откладывая использованные карточки.

Ученики закрывают жетонами эти числа на своих полях. Тот, кто первым закроет один из горизонтальных рядов (или всё поле, если таково условие игры), должен громко сказать: «Bingo!». Игра приостанавливается, но участники еще не должны сбрасывать с поля жетоны. Сначала надо проверить победителя. Ведущий раскладывает карточки с названными числами, а выигравший называет закрытые на его поле числа выигрышного ряда. Если эти числа действительно были названы, игра заканчивается. Если победитель ошибся и закрыл не то число, он выбывает из игры, а остальные участники ее продолжают.

       «Мой любимый цвет»           

              Цель игры: закрепление лексики по теме « Цвета»

              Подготовка: Карточки, одна сторона которых закрашена каким-либо цветом.

             Ход игры: Карточки раздаются игрокам, их нельзя показывать друг другу. Цвет на карточке – это любимый цвет участника игры. Каждый игрок по очереди становится ведущим и спрашивает участников игры:

– What is your favourite colour?  

Участники пытаются отгадать:

– Green!

– No!

– Red!

– Yes!

Кто отгадает любимый цвет ведущего, сам становится ведущим в следующем раунде.    

        «Какого цвета цветы?»            

     Цель игры: закрепление лексики по темам « Цветы», « цвета».

     Подготовка: презентация. 

     Ход игры: Учитель называет цветок, а ученики должны быстро назвать цвет или цвета этого вида растений. Эту игру можно проводить с помощью мяча. Например:

Учитель: Rose!

Ученики: Red! White!

        Для игры необходимо подготовить презентацию на тему « Цветы », которая улучшит качество проведения данной игры.          

           « Мир красок »       

      Цель игры: закрепление лексики по теме « Цвета », повторение изученной лексики на различные темы.

     Ход игры: Образуются две  команды  (можно выбрать 2 учащихся из класса). Учащимся необходимо назвать  предметы  одного  цвета, которые они видят вокруг себя, а затем любые предметы или вещи данного цвета. Выигрывает команда, которая назовет наибольшее количество предметов  одного цвета.       

                «Пары»  

            Цель игры: закрепление лексики по теме « Семья »                               

                Ход игры: Учитель начинает игру и, обращаясь к одному из учеников (как вариант – бросает ему мячик), называет одного из членов семьи. Ученик должен быстро ответить учителю (вернуть мячик), назвав ассоциативную пару для данного члена семьи.

Например, учитель говорит: „mum" Ученик отвечает: „dad!"

Чтобы в игре поучаствовали все ученики, слова могут повторяться. В процессе игры можно изменять порядок пар:

           «Моя семья»          

       Цель игры: закрепление лексики по теме « Семья », повторение притяжательных местоимений.

        Подготовка: семейные фотографии учеников (презентация Power Point)

       Ход игры: Ученики показывают презентации и рассказывают о своей семье, родственниках, изображенных на фотографии, употребляя притяжательное местоимение мой/моя.

        В дальнейшем игру можно усложнить: ученик должен будет не просто назвать членов семьи, но и немного рассказать о каждом. За каждое правильное предложение ученики получают жетоны. Побеждает тот, то набирает наибольшее количество жетонов.

     «Пять слов»          

Цель игры: контроль лексических навыков.

            Ход игры: Образуются две  команды, учащиеся по одному из команды по - очереди выходят к доске, начиная с капитанов команд. Пока учащийся из одной команды  считает  до  пяти,  представитель второй команды должен  назвать  пять  слов  по  данной  теме.  Участник,  не справившийся с заданием, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой по окончанию игры останется наибольшее количество учащихся.

                                     

                          « Знатоки слов »  

Цель игры: активизация лексики по изученным темам.

            Ход игры: Образуются две команды. Каждая команда должна  назвать  как  можно больше слов на заданную ей  тему.  Выигрывает  команда,  назвавшая  набольшее количество слов.

           Игру можно  проводить  и  в  письменной  форме.  Представители  команд записывают слова на доске (если есть возможность, то для развития познавательного интереса у учащихся можно использовать интерактивную доску). В этом случае при подведении  итогов  учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.

                 

 «Нарисуй свою квартиру!» 

      Цель игры: активизация лексики по теме « Моя квартира».

      Подготовка: игра проводится в компьютерном классе.

      Ход игры: Задача участников состоит в том, как можно точнее и быстрее описать свою комнату или квартиру. Для этого нужно составить схему или план комнаты (квартиры), то есть предметы тоже надо изображать символически. Главное – правильно подписать или назвать  предметы мебели и сами помещения (если составляется план всей квартиры).

        По – жребию один из учеников выполняет данное задание на интерактивной доске, все остальные выполняют проект на компьютерах в программе  Paint NET или Smart Board. Побеждает тот, кто быстрее и красивее выполнит задание.

        «Что где?»       

       Цель игры: активизация лексики по теме «Мебель».

        Ученики чертят в тетрадях таблицу:

kitchen

hall

    WC

pantry

childrens’ room

a table

a picture

a shelf

a chair

a carpet

Ход игры: Класс делится на 2 команды, задача учеников за определенное время заполнить таблицу, вписать наибольшее количество слов, которые сочетаются по - смыслу с заголовками таблицы.

 «Фруктовый или овощной салат» 

        Цель игры: активизация лексики по теме «Фрукты и овощи».

       Подготовка: Сделать карточки с названиями или рисунками/фотографиями овощей или фруктов. Каждый овощ или фрукт должен быть в нескольких экземплярах.

        Если учеников в группе много, то «салат» можно сделать смешанным – фруктово-овощным. Значит, карточки понадобятся и те, и другие. А можно весь класс разделить на две группы – овощи и фрукты.

      Ход игры: Ученики садятся на стулья в круг. Каждому дается карточка с названием или картинкой овоща или фрукта. Ведущий (сначала учитель, а потом и сами ученики по очереди) стоит в центре и «перемешивает салат», приказывая всем сортам овощей и фруктов по очереди меняться местами. Ученики, у которых в руках соответствующие карточки, встают и быстро пересаживаются на места друг друга. Ведущий же должен попытаться занять чье-либо место. «Овощ» или «фрукт», оставшийся без места, становится ведущим.

«Времена года»

        Цель игры: активизация лексики по теме «Времена года», « Погода».

        Ход игры: Учащиеся рассаживаются за компьютеры. Учитель заранее на каждом компьютере готовит в программе SmartBoard таблицу с 4 колонками, которые будут называться summer, autumn, winter, spring. Под таблицей помещаются слова, относящиеся ко всем временам года. Задача учеников – как можно быстрее и правильнее «расставить» заданные слова по колонкам. Например, слово „ wind" - в колонку „ spring ", хотя кто-то может записать его в „winter         

 «Алфавит»         

     Цель игры: активизация лексики по изученным темам.

     Подготовка: презентация.

     Ход игры: Класс делится на 2 команды. С помощью медио проектора учитель показывает по порядку буквы английского алфавита, а ученики должны вспомнить как можно больше слов на данную букву. Если заранее определена какая-то тема, то слова не должны выходить за ее пределы. Побеждает команда, которая назовет наибольшее количество слов.

       Учитель заранее готовит презентацию с различными картинками на каждую букву алфавита, которую можно использовать в качестве подсказки, если учащиеся затрудняются назвать слова

                                                       

          «Угадай название!»

   Цель игры: активизация лексики по изученной теме.

   Подготовка: картинки по изученным лексическим темам.

         Ход  игры:  Каждый  учащийся получает  тематический  рисунок ( можно организовать работу в парах или мини - группах).  Он   должен рассмотреть его и  рассказать,  что  на  нем  изображено, а затем постараться отгадать название рисунка.  Тот,  кто  первым угадает название рисунка, получает следующий  и  выполняет  то  же  задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий и назовет наибольшее количество предметов изображенных на  рисунке.

«Озвучивание  картинки»   

      Цель игры:  активизация  лексики  по  изученной  теме, развитие навыков диалогической речи.

      Ход игры: Играющие образуют пары. Каждой паре  даются  картинки,  к  которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их  помощью  необходимо озвучить картинки. Выигрывает  пара,  которая  первой  подготовит  диалог  и правильно его воспроизведет.

     «Найди рифму!»            

        Цель игры: развитие лексических навыков.

        Ход игры: Один из играющих называет любое слово. Второй участник должен  назвать  слово,  рифмующееся  с первым, третий – добавить еще слово  в  рифму  и  т.д.  Тот,  кто  не  может назвать слово в рифму, получает  минус.  Когда  у  кого-нибудь  из  игроков наберется три минуса, он выходит из игры.

        «По порядку становись!»     

        Цель игры: закрепление лексики по темам « Дни недели», « Месяцы».

       Подготовка: Карточки с месяцами и днями недели.

       Ход игры: Ученики получают соответствующие карточки. По команде учителя они одновременно выходят к доске и как можно быстрее выстраиваются в нужном порядке, держа перед собой карточки (с понедельника по воскресенье или с января по декабрь). Остальные ученики проверяют, правилен ли порядок построения.

        Можно устраивать командные соревнования, засекая секундомером время.

      «Кто во что одет?»         

       Цель игры: отработка лексического материала на тему «Одежда», а также закрепление притяжательных местоимений и названий цветов (во втором варианте).

     Ход игры: Участники игры получают следующее задание: внимательно посмотреть друг на друга и запомнить, кто во что одет.

Затем выбирается ведущий, который подходит к доске и поворачивается к классу спиной. Учитель называет имя одного из учеников.

1-й вариант. Ведущий должен назвать предметы ее одежды, например: Dress, Jeans..."

Если ведущий оказался прав, другой учении становится следующим ведущим. Если он ошибся, то остается на своем месте и делает еще одну попытку.

2-й вариант. Ведущий должен назвать не только предметы одежды ученика, но и вспомнить или угадать, какого они цвета.

 

                      « Веселые картинки! »

           Цель игры: развитие и лексических  навыков.

           Ход игры: Работа проводится в микро-группах. Учащиеся получают набор бумажных фигурок. Необходимо расположить как можно быстрее фигурки в определенной последовательности (затем озвучить), так, чтобы получилась небольшая история.

Например :

http://festival.1september.ru/2005_2006/articles/312187/img3.jpg

          « Это мой нос…»               

           Цель игры: закрепление лексики по теме « Части тела». 

           Ход игры: Все становятся в круг. Ведущий показывает на часть тела, но называет при этом другую. Игроки должны внимательно слушать и показывать правильно на названную часть тела. Тот, кто сделает три ошибки, выбывает из игры.

         

             « Веселые пазлы! »

            Цель игры: формирование лексических навыков.

            Ход игры: Учитель заранее готовит геометрическую фигуру, состоящую из треугольников или многоугольников. На параллельных гранях пишутся парные слова антонимы (white - black, good-bad и т.д.). Затем фигура разрезается на отдельные треугольники (многоугольники). Учащиеся должны снова составить большую фигуру, подбирая к каждой грани свою пару. Игру можно проводить в парах или в группах.

         

«Список покупок»           

      Цель игры: отработка лексики по теме «Еда».

      Ход игры: Ученикам предлагается представить, что они идут с родителями за покупками в продуктовый магазин. Необходимо за ограниченное время (например, 5 минут) составить список продуктов, которые нужно купить. Пусть ученики вспоминают, что обычно покупают родители, что находится в холодильнике, что нужно для приготовления любимого блюда, а что просто хотелось бы купить им самим.

       

       Побеждает тот, кто напишет наибольшее количество слов. По-возможности, игру можно проводить за компьютерами в программе Microsoft Word.

                                     

                                     

                               

       «Чепуха»               

     Цель игры: активизация в речи изученного грамматического материала по теме «Простые отрицательные предложения“.

     Ход игры: Игра может вестись по кругу или по цепочке. Задача учеников – говорить заведомо неправильно и исправлять своих коллег. Так, первый игрок, показывая на стул, говорит: „There is a table!". Его сосед опровергает эту версию и исправляет ее: „No, there is not./ There is not a table. There is a chair." Затем, поворачиваясь к следующему игроку, он также «говорит чепуху», и так далее, пока не замкнется круг или не закончится цепочка. В процессе игры учащиеся тренируют в речи употребление отрицательной частицы.

.

 «Разноцветная одежда»          

  Цель игры: закрепление темы «Притяжательные местоимения».

 Ход игры: Игра ведется по цепочке или по кругу. Учитель начинает игру, произнося, такую фразу: „My dress is white ".

      Следующий игрок должен повторить услышанную фразу, изменив местоимение соответствующим образом, а затем добавить свое предложение: „ Her dress is white. My hat ist pink".

      Следующий за ним ученик должен повторить уже два предложения и также добавить свое. Названия предметов и цветов могут повторяться, это только способствует запоминанию.

 

   «Составь квадрат!»

     Цель игры: закрепление грамматического материала по темам «Личные местоимения», «Простые времена».

              Подготовка: Квадратные листки бумаги или картона делятся на два треугольника. В одной стороне треугольника необходимо вписать местоимения, существительные или имена, а в другой – глагол в подходящей форме. Затем квадраты разрезаются и перемешиваются.

 Ход игры: Треугольники с подлежащим выкладываются на одной части стола, треугольники со сказуемым – на другой. Участники должны составить правильные квадраты, соединяя подлежащее со сказуемым в нужной форме. Игру можно проводить, как между группами, так и между 2 участниками.

 «Что ты умеешь делать?» 

       Цель игры: активизация темы « Модальные глаголы», повторение темы « Личные местоимения»

Подготовка: Для данной игры понадобятся карточки с изученными глаголами. Модели для диалогов можно заранее написать на интерактивной доске или составить небольшую презентацию с опорными клише.

        Ход игры: Каждый ученик получает глагольную карточку, если изученных глаголов немного, то некоторые надо написать в нескольких экземплярах. Действие, которое написано на карточке – это то, что умеет делать ее обладатель. Карточку нельзя никому показывать.

1-й вариант. Задача игроков – угадать, что умеет  делать их сосед. По цепочке или по кругу они спрашивают друг друга:

–  Сan you swim?

–  No, Ican’t/Yes, Ican. За правильные ответы ребята получают баллы или жетоны. Победит тот, кто получит наибольшее количество баллов или жетонов.

2-й вариант. Первого ведущего выбирает учитель. Ведущий становится перед классом, держа свою карточку лицом к себе. Остальные участники отгадывают, что может делать ведущий:

–  Сan you sing?

 – Сan you read?

Тот, кто отгадывает - сам становится следующим ведущим.

        3-й вариант. Игра, как и в первом варианте, идет по цепочке или по кругу. Участники говорят друг другу, что они умеют делать, и спрашивают, умеет ли их сосед делать то же самое. Например:

-  I can run. Can you run?

- No, Ican’t.Ican sing….or

-  Yes, I can run .

Примечание: В каждом из вариантов можно добавить «отчет» учителю друг о друге. Таким образом, в игре будут отработаны не только модальный глагол», но и местоимения «he»  и «she».

      «Нравится – не нравится!» 

        Цель игры: активизация изученного грамматического материала по теме « Простое отрицательное предложение», закрепление лексики по теме « Продукты»

       Подготовка: слайдшоу в программе Smart Board (интерактивная доска)

       Ход игры: Ход игры: На интерактивной доске представлены в столбик картинки с продуктами, а ниже различные (грустные и веселые) «эмоциональные картинки».

          Учащиеся выходят к доске и напротив продукта ставят соответствующую «эмоциональную картинку», затем составляют предложения (можно предложить записать данные предложения на интерактивной доске, с целью проверки орфографических навыков). Например: I like milk. Idon’t like ham.

      «Красивые друзья»                   

     Цель игры: закрепление изученного грамматического материала по темам «Притяжательные местоимения», «Спряжение глагола-связки “ to be”».

    Ход игры: Класс делится на 2 команды. Задача игроков описать соперников. В течение 3 минут каждая команда составляет предложения. Затем капитан команды подходит к команде соперников и начинает описывать игроков. Например:  1.His nose is long. Побеждает команда, составившая наибольшее количество предложений, используя различные притяжательные местоимения.

           «Семья моего друга»

      Цель игры: закрепление образования притяжательного падежа.

      Подготовка: Попросите учеников принести на занятие, на которое запланирована эта игра, какую-нибудь семейную фотографию.

      Ход игры: Игра проводится в парах. Ученики рассказывают друг другу о своих родственниках, изображенных на фотографии, записывают степень родства, имена (в дальнейшем – возраст, профессию и т.д.). Затем ученики должны рассказать о семейной фотографии друг друга, используя притяжательный падеж и притяжательные местоимения. Побеждает тот, кто составит наибольшее количество предложений.

                          « Магические карты »

        Цель игры: развитие грамматических навыков, закрепление временных форм глагола.

       Подготовка: Для игры изготавливаются карточки с глаголь-

ными формами.

        Ход игры: Учитель объясняет учащимся, что эти волшебные карты могут сказать, что они делали вчера. Ученик вытягивает одну карточку - глагол и образует от него правильную форму. Затем составляет с данным глаголом предложение.  и говорит: « I swam yesterday».Далее переделывает это предложение в простое настоящее и будущее время.

                         

                       «Что ты делаешь?» 

                  Цель игры: повторение вопросительных предложений без вопросительного слова, тренировка спряжения глаголов в единственном числе (настоящее время).

Ход игры: Игра проводится в парах. Один из участников игры показывает жестами и мимикой различные действия, а второй участник должен отгадать, что он делает, задавая вопросы.

         Дается 3 попытки. Если ученик отгадал, задав три вопроса, он выиграл.    Игроки «меняются ролями».                            

                       «Назови животное!»          

Цель игры: активизация в речи изученного грамматического материала по теме «Порядковые числительные».

              Подготовка: презентация с изображениями животных или картинки.

       Ход игры:  Учитель показывает презентацию (картинки) с изображениями животных. Учащиеся запоминают последовательность слайдов (картинок). Задача учащихся, назвать животных (с помощью порядковых числительных) в том порядке, в котором оно следует в презентации ( на картинках). Например: «The first is…The second is……The tenth is…..».

Игру можно проводить по цепочке и индивидуально. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

                                 

Список использованной литературы

  1. Алексеев, И. В. Использование игр на уроках иностранного языка [Текст] / И.В. Алексеев // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 6. – C. 109.
  2. Каптелева, И.Е. Игры со словами [Текст] / И.Е.Каптелева //Иностранные языки в школе. – 2003.- №3. С 22-27.
  3. Колесникова, И.Е.Игры на уроке иностранного языка [Текст]: пособие для учителя / И.Е. Колесникова. - Минск: Народная Асвета, - 1990 - 122 с.
  4. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / Е.А. Маслыко.,П.К. Бабинская., А.Ф. Будько.- Минск: Высшая школа, 1992.- 65с.
  5. Райнеке, Ю.С. Игры на уроках английсого языка в начальной школе [Текст] / Ю.С. Райнеке.-М.: АСТ:Астель, 2006.- 158 с.
  6. Языковые игры [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Идеи для уроков

      английского языка.- [Москва], 2014. - Режим доступа:

      http://www.ideas4el.ru// (24марта 2016).

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………….................3
  2. Игры на различные лексические темы…………………....4
  3. Игры на различные грамматические темы……………....20
  4. Список использованной литературы…………………….28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы на уроках английского языка на начальной ступени обучения

   Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, ...

Эффективные формы работы на уроках английского языка на начальной ступени обучения

Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую ...

Выступление по теме "Формирование семейных ценностей на уроках английского языка на всех ступенях обучения" на педагогическом совете школы.

Материал содержит информацию по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса "Английский язык", показывает разные способы  по формированию семейных ценно...

Статья "Игры на уроках английского языка на начальной ступени обучения"

Цель данной работы заключается в освещении вопроса о значении игр и их использовании в младших классах на уроках английского языка.Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, пр...

Эффективные формы работы на уроках английского языка на начальной ступени обучения

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, п...

Использование разных видов наглядности для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка на средней ступени обучения

Цель данной работы – выявить зависимость успешного формирования коммуникативной компетенции от методически грамотного использования разных видов наглядности на уроках английского языка на средне...