Обучение смысловому чтеию на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку (8, 9 класс)

Комплекс заданий, формирующих навыки смыслового чтения на уроках английского языка в 8 -9 классах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад55.5 КБ
Файл презентация2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия № 2 г. Орска»

Комплекс заданий, формирующих навыки смыслового чтения на уроках английского языка в 8 -9 классах

Разработано учителем английского языка

первой квалификационной категории

Чернышевой Е.В.

Орск-2019


Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей.

Таким образом,      связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Появилось новое понятие – смысловое чтение.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, но, как показывает практика, научить полноценному общению на иностранном языке без обучения чтению невозможно. Обучение чтению является базовой основой обучения иностранному языку.

Иноязычный учебный текст может быть реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, поэтому актуальна проблема организации работы с текстами, направленной на их понимание. 

В процессе смыслового чтения на иностранном языке учащиеся должны продемонстрировать умения пользоваться когнитивными приемами:

  • вычленение объекта и смысловых вех;
  • применение контекстуальной догадки;
  • сопоставление;
  • классификация;
  • обобщение;
  • перенос;
  • критическая оценка, в том числе интерпретация содержания и выявление подтекста, имплицитного смысла;
  • вывод;
  • игнорирование избыточной информации;
  • ориентировка в логико-смысловой структуре текста и т.д;
  • поиск опор в форме ключевых слов, словосочетаний, синонимов/эквивалентов/ антонимов, грамматических средств.

Для этого необходимо использовать такие задания, как: восстановление расчлененного текста, восстановление текста со смысловыми пропусками, подбор текстов по смысловому соответствию, переработка информации по логико-смысловой цепочке, прогнозирование текста по заголовку, ключевым словам и т.д.

Таким образом, цель данной работы – создание комплекса упражнений, направленных на формирование стратегий смыслового чтения на уроках английского языка в 8-9 классах.

    Понятие «стратегии смыслового чтения» можно определить как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

В соответствии с этапами работы с текстом (до чтения теста, во время чтения текста, после чтения текста) стратегии смыслового чтения можно разбить на три группы:

  • стратегии предтекстовой деятельности
  • стратегии текстовой деятельности
  • стратегии послетекстовой деятельности

Далее мы подробнее рассмотрим данные три группы стратегий, приводя примеры их применения на основе текстов и заданий из учебника Spotlight (Английский в фокусе) для  8,9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко и др.

Среди задач предтекстового этапа можно выделить следующие: развитие умения прогнозировать (антиципировать) содержание текста, актуализация знаний и опыта учащихся, осознание цели изучения текста, снятие языковых трудностей.

  • “Forecasting the Content” (прогнозирование содержания текста).

Этот прием работы на предтекстовом этапе также ориентирован на развитие антиципации и заключается в предсказании содержания текста по заголовку.

Ниже указан заголовок к тексту учебника для 8 класса (упр 1 с 58-59), а также заголовки к абзацам текста, которые одновременно предъявляются учащимся на предтекстовом этапе. Задачей учащихся является сначала предсказать содержание текста по заголовкам, а затем предположить, о чем пойдет речь в каждом абзаце. (Презентация, слайд 6)

  • “Motivating questions” (наводящие вопросы). 

Еще одной значимой задачей предтекстового этапа является мотивация учащегося к изучению текста. Мотивационный аспект приобретает особую

важность при самостоятельной работе с текстом. Поэтому постановка вопросов перед чтением текста позволит усилить мотивацию учащихся к работе над текстом. Для того чтобы поставленный вопрос стимулировал мотивацию, необходимо, чтобы он касался проблем жизни, учащихся, интересов молодежи, а также инициировал учащихся к формулировке своего мнения, изложения своих мыслей.

Так, в нижеприведенном задании учащимся 9 класса предлагается сказать, что им известно о мифических существах, изображенных на страницах учебника (упр 1 с 42). (Презентация, слайд 7,8)

Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

  • На данном этапе хотелось бы остановиться на приёме преднамеренного

создания различий в объёме информации у партнёров по иноязычному общению (information gap). Этот приём основан на неравномерном распределении между партнёрами по общению определённой информации текста, которой им надлежит обменяться на иностранном языке, что является стимулом не только для смыслового чтения, но и для общения.

Так при работе с текстом учебника (упр 2 с 42-43) ученики делятся на 3 группы. Каждой группе выдан абзац текста, в котором содержится информация об одном мифическом существе. Используя ее, ученики могут заполнить одну строку таблицы (поисковое чтение). В дальнейшем, в процессе обсуждения и обмена информацией с другими группами, учащиеся заполняют таблицу полностью. (Презентация, слайд 10)

По завершении работы учащимся предлагается самостоятельно прочитать весь текст и выполнить послетекстовое задание учебника (изучающее чтение). (Презентация, слайд 11)

Этот метод можно использовать и на послетекстовом этапе для пересказа текста, используя таблицу в качестве опоры. Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

Ученикам можно предложить дополнить таблицу информацией о другом известном им мистическом персонаже и написать о нем статью. (Презентация, слайд 12)

Все представленные стратегии обучения смысловому чтению способствуют формированию системы универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения. Задача современных учителей — научиться продуктивно применять эти стратегии на практике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплекс заданий, формирующих навыки смыслового чтения на уроках английского языка в 8 -9 классах Разработано учителем английского языка первой квалификационной категории Чернышевой Е.В.

Слайд 2

Работа с языком - работа с текстом Текст структурируется на основе лексической, фонетической, грамматической, графической сторон речи соотносится с темой и сферой общения задает конкретную ситуацию несет информацию из всех областей знаний определяет интегративный межпредметный характер учебного предмета

Слайд 3

Смысловое чтение вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста . В процессе смыслового чтения на иностранном языке учащиеся должны продемонстрировать умения пользоваться когнитивными приемами.

Слайд 4

Когнитивные умения вычленение объекта и смысловых вех; применение контекстуальной догадки; сопоставление; классификация; обобщение; перенос; критическая оценка; вывод; игнорирование избыточной информации; ориентировка в логико-смысловой структуре текста поиск опор в форме ключевых слов, словосочетаний , синонимов/эквивалентов/ антонимов, грамматических средств.

Слайд 5

Стратегии смыслового чтения различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Слайд 6

Стратегии предтекстовой деятельности развитие умения прогнозировать (антиципировать) содержание текста, актуализация знаний и опыта учащихся, осознание цели изучения текста, снятие языковых трудностей.

Слайд 7

“ Forecasting the Content ” (прогнозирование содержания текста)

Слайд 9

“Motivating questions” (наводящие вопросы)

Слайд 10

Стратегии текстовой деятельности Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку понимания прочитанного.

Слайд 11

“ Information gap ping” ( преднамеренное создание различий в объёме информации ) Name Place Description Sightings Origin Myth / Reality Loch Ness Monster Kraken Bigfoot ?

Слайд 13

Стратегии послетекстовой деятельности Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение на уроках английского языка

Презентация к выступлению на районном методическом объединении....

Смысловое чтение на уроках английского языка

В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чте...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

смысловое чтение на уроках английского языка

Статья посвящена проблемам  чтения на уроках английского языка...

Презентация на тему: "Обучение смысловому чтению на уроках английского языка".

В данной презентации раскрывается понятие смыслового чтения, некоторые приёмы смыслового чтения....

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...