Выступление "Коммуникативная технология обучение"
методическая разработка по английскому языку

Соколова Наталья Валентиновна

Материал о коммуникативных приемах обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология коммуникативного обучения иноязычной

культуре (Е.И. Пассов)

Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения.

Целевые ориентации:

 Овладение общением на изучаемом языке (умение говорить и понимать речь).

 Усвоение иноязычной культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения.

 Усовершенствование иноязычного произношения.

 Овладение наиболее употребительной лексикой, освоение продуктивного лексического

минимума.

 Более глубокое освоение, узнавание и использование основных грамматических явлений изучаемого языка.

 Понимание в целом высказываний носителей изучаемого языка; понимание и выделение значимой для себя информацию в простых звучащих текстах (например, на радио и телевидении).

 Ведение диалога (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог), деловой беседы, дискуссии и т.п.

 Деловые сообщения, рассказы, рассуждения в связи с пройденной тематикой и проблематикой прочитанных текстов, характеристика литературных героев и/или исторических

личностей и событий.

 Чтение оригинальных текстов различных жанров (литературных, деловых, технических

Формирование речевого навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные упражнения, подстановочные упражнения, трансформационные упражнения. В отдельную группу выделяются упражнения игрового характера.

Имитативные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторить без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, контрастного повторения различных форм за преподавателем, списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.

1. Повторите ... вслед за диктором.

2. Повторите следующие предложения, выполняя соответствующие действия.

3. Выполните команду и скажите, что вы сделали.

4. Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро, задумчиво, иронически.

5. Скажите, что сегодня все было, как обычно.

6. Подтвердите высказывание диктора, если он прав.

7. Скажите, что в воскресенье (на прошлой неделе) вы делали то, что любите
делать.

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизмов в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях.

Существенным для организации подстановочных упражнений является обеспечение подсказки элементов для подстановки. Подсказка может носить
экстралингвистический и речевой характер. Особенно эффективны подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования
предложений, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм в подстановочной таблице. Следует предлагать обучаемым такие упражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую грамматическую форму ряду подобных и затем уже составить предложения по образцу. Продуктивны и подстановочные упражнения, построенные по принципу противопоставления, основанные на одновременном показе двух кадров или картинок, изображающих оппозиционные грамматические значения.

Примеры трансформационных упражнений

Примеры подстановочных упражнений

1. Составьте предложения из заданных слов.

2. Составьте предложения по образцу.

3. Прослушайте диалог, воспроизведите его и составьте диалог по аналогии.

4. Расскажите о себе или друге, используя образец.

5. Сгруппируйте следующие предложения так, чтобы получился рассказ. Для самопроверки используйте образец.

6. Посмотрите на фотографии и скажите, чем одна отличается от другой (приводится образец).

7. Прослушайте реплики своего друга. Скажите, что вы выполнили (выполните) только одно из названых им действий.

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных ранее частей целые высказывания с новым содержанием. Выбор вида упражнения зависит от конкретной ситуации.

1. Выразите ту же мысль иначе (скажите по другому).

2. Замените выделенные слова ...

3. Перескажите текст, представляя, что действие совершилось только что (вчера,
раньше).

4. Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня.

5. Ответьте на просьбу (приглашение, совет, комплимент).

6. Опровергните высказывания и дополните их.

7. Передайте собеседнику смысл следующего сообщения своими словами.

Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения. Организация игры предполагает создание речевой ситуации, включающей атрибуты игры, ролевые предписания, коммуникативное задание.

  1. 1.. Повторите предложение несколько раз, произнося его каждый раз все тише и тише (игра «Эхо»).

2. Повторите предложение и сделайте хлопок (шаг) на каждое слово.

3. Передайте фразу (несколько раз) по секрету («Секрет» передается по цепочке, в парах, в небольших группах).

4. Расскажите товарищам о том, что вы услышали, не рассказывая о том, где
вы были (игра «Где были мы не скажем, а что услышали - расскажем).

5. Прослушайте сообщение и средствами пантомимы покажите, что вы поняли
его (игра «Где были мы не скажем, а что услышали - покажем»).

6. Угадайте, что (кто) это? (указываются признаки).

7. Установите, что изменилось в помещении, во дворе, в городе (игра «Детектив»). Используются два рисунка, изображающие одно и то же помещение, но отличающиеся некоторыми деталями.

8. Проверьте, внимательны ли вы. Скажите, какие предметы окружают вас,
сколько их, где они расположены (игра «Ищем наблюдательных»).

9. Поправьте собеседника, который комментирует свои действия или какие-то события и все путает (игра «Человек рассеянный»).

10. Определите правдивость или ложность утверждения (игра «Правда-
неправда»)

11. Постарайтесь прочитать мысли друг друга. (Первый играющий начинает предложение, другие - заканчивают его. Игра «Читаем мысли»).

12. Установите, кому принадлежит потерянная вещь (игра «Бюро находок»).

13. Отберите письма, которые пришли вчера, позавчера, неделю назад (игра
«Сортировка писем»).

14. Расшифруйте телеграммы (игра «Дешифровщик»).

15. Назовите формы 5-6 неправильных глаголов (2-3 пословицы, 8-10 новых
слов, 2-3 формулы речевого этикета). Правильное выполнение задания будет
служить вам входным билетом на выставку (в музей, театр) (игра «Входной билет»).

16. Скажите, что было бы, если бы остановились все часы (не было бы газет,
радио, телевидения).

17. Составьте коллективный рассказ, при этом повторите предшествующие фразы
и добавьте свою (игра «Снежный ком»).

18. Проведите инвентаризацию мебели, спортивного инвентаря в школе (игра
«Инвентаризация»).

19. Подвергните высказывание собеседника сомнению (игра «Фома неверующий»).

20. Найдите и исправьте ошибки в тексте (игра «Корректор»).

21. Зарифмуйте предложения, фразы (игра «Рифмы»).

Примеры контролирующих заданий

Примеры речевых упражнений

Применение грамматического материала в речи

Переход от языковых навыков к речевым обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, актуальных событий, кинофильмов и т.д.

Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством:

1) активизации в учебном разговоре новой грамматической структуры в составе
диалогических и монологических высказываний в ситуациях общения;

2) различных видов пересказа или изложения содержания прослушанного или прочитанного текста;

3) употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи;

4) включения в беседу освоенного грамматического материала в новых ситуациях,
предполагающих перемежающееся противопоставление грамматических структур;

5) беседы по прослушанному (прочитанному) тексту, просмотренному видео /кинофильму, предполагающей свободное противопоставление грамматических форм;

6) организации и проведения различных видов грамматически направленных
ролевых игр.

1. Докажите своему собеседнику, что ... .

2. Прослушайте диалог и скажите, почему ... .

3. Проведите беседу о театре (музыке, литературе) используя прием сопоставления фактов.

4. Сложите разрезанную на части картинку и опишите ее.

5. Придумайте логическое завершение рассказа (диалога).

6. «Оживите» предложенную картинку.

7. Представьте, что вас приглашают на ... . Обоснуйте свое согласие (отказ).

8. Возьмите интервью у иностранца (очевидца событий, выдающейся личности) о
происходящих (происшедших, предстоящих) событиях.

Контроль речевых  навыков

Контроль речевых навыков может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Преподаватель может осуществлять его непосредственно в процессе самой речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма) или использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения.

  1. Кратко расскажите о …
  2. Опровергните утверждение, что…
  3. Узнайте у собеседника о …
  4. Прочитайте рассказ и подберите к нему фотографии
  5. Составьте вопросы для грамматической викторины
  6. Выполните следующие тестовые задания
  7. Исправьте грамматические ошибки в тексте…
  8. Подберите в Интернете материал, иллюстрирующий употребление указанных грамматических явлений.

Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам их форми­рования: фаза вычленения и овладения простыми действиями, фаза объединения простых действий, переход к выполнению сложных действий, совершенствование навыков. обучения активным речевым навыкам:

1) подготовительный;

2) элементарный;

3) совмещающий;

4) систематизирующий.

Первый, подготовительный этап призван создать у учащихся ориентиро­вочную основу действия, т.е. объяснить и показать, как им следует действовать с данным материалом, что соответствует процессу его презентации.

В зависимости от грамматического материала и стадии обучения презента­ция предполагает либо сообщение правила-инструкции, либо предъявления речево­го образца.

Однако подготовительный этап должен занимать как можно меньше време­ни, после чего необходимо сразу же перейти к элементарному этапу, который предполагает первичную отработку грамматической формы в сочетании со знако­мой лексикой. Цели автоматизации речевого образца на элементарном этапе, ко­гда внимание учащихся направлено в основном на форму, больше всего соответст­вуют различные упражнения в подстановке. Это может быть как чисто устная под­становка (с голоса учителя или при помощи звукозаписывающей аппаратуры), так и подстановка со зрительной опорой (подстановочные таблицы, картинная нагляд­ность и т.п.). Упражнения в подстановке не лишены определенной доли механиче­ской работы, поэтому нецелесообразно задерживаться на элементарном этапе, так как механические формы работы, как указывалось выше, не могут решить вопроса овладения грамматическими навыками. Для создания гибкого динамического на­выка, который обеспечил бы способность навыка к переносу, необходимы упраж­нения, которые создавали бы связи между речевой ситуацией и грамматическими средствами. В этом случае учащиеся ставятся в условия, близкие к реальным. Хотя основной задачей таких упражнений является отработка формы, доведения умения употреблять данное грамматическое явление до автоматизации, учащиеся не должны концентрировать свои мыслительные усилия на этой форме, они сосредоточи­ваются на содержании того, что они говорят. Такие упражнения соответствуют со­вмещающему этапу, и их можно условно назвать речеподготовительными.

Четвертый, систематизирующий этап может проходить как попутно с фор­мированием навыков, когда необходимо предотвратить интерференцию, так и спе­циально, на определенной стадии завершения работы с каким-либо грамматиче­ским материалом.

Описав кратко сущность каждого этапа обучения активным (репродуктивным) грамматическим навыкам, целесообразно привести пример-упражнений, при помощи которых эти навыки достигаются. Поскольку, как уже упоминалось, пер­вый этап представляет собой презентацию материала и служит созданию ориенти­ровочной основы действия, ведущая роль здесь отводится преподавателю, который либо дает учащимся правило-инструкцию и образец для выполнения действий, либо (в зависимости от материала и этапа обучения) - образец для действий по ана­логии.

На элементарном этапе происходит многократное повторение одного и того же действия на изменяющемся лексическом материале. Упражнения элементарного этапа представляют собой различные подстановки как без зрительной опоры, так и с элементами зрительной наглядности, как без выбора, так и с элементами выбора.

Упражнения, которые выполняются на совмещающем этапе, преследуют две цели: формирование автоматизированных грамматических навыков (следователь­но, в процессе их выполнения необходимо обеспечить большую практику в упот­реблении данных грамматических форм) и создание естественной связи между от­рабатываемым грамматическим средством и речевой ситуацией, в которой оно ча­ще всего употребляется. Такие упражнения могут иметь форму как беседы, так и сообщения.

В методической науке принято различать следующие стадии формирования речевого навыка.

1. Восприятие структуры. Происходит оно во время ее презентации и представляет собой показ функционирования структуры в речи. Учитель в небольшом специально составленном высказывании демонстрирует использование структуры в целях осуществления коммуникации.

2. Имитация. Необходимая стадия любого усвоения речи. Имитативные дейст­вия, однако, должны совершаться в речевых условиях. Здесь начинает формироваться механизм аналогии в образовании форм.

3. Подстановка. Здесь начинает формироваться поднавык оформления. Зарождается знание обобщенной модели речевого образца.

4. Трансформация. Поднавык оформления укрепляется. Зарождается механизм са­

мостоятельного вызова структуры.

5. Целенаправленное изолированное употребление. Здесь на основе репродукции

осваивается целенаправленный вызов и использование одной, автоматизируемой

структуры.

6. Переключение. На этой стадии формируется механизм выбора и сверхфразового

упреждения. Внимание говорящего (учащегося) не направлено непосредственно на

усваиваемую структуру; оно переключается и на другие. Именно здесь проверяется владение структурой, устойчивость навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Технология обучения языковым знаниям и формирование навыков (обучение грамматической стороне устной речи и чтения)

Обучение грамматике всегда было трудным и неблагодарным делом. Часто можно услышать лова учителей: "Мои ученики неплохо читают и говорят, но вот грамматику не знают". невозможно отрывать грамматику от...

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....