Digital natives
статья по английскому языку

Обучение детей цыфрового поколения: психологические аспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл digital_native_statya_dlya_seminara_po_futurologii.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

DigitalNative: Как учить детей в цифровую эпоху? ( на примере уроков ангийского языка).

История, этимология и вариации термина

DigitalNative (примерно можно перевести как « коренной житель цифрового общества, человек, родившийся в цифровом обществе») — термин, впервые использованный американцем Марком Пренски, писателем и популяризатором технологий обучения и просвещения, в статье DigitalNatives, DigitalImmigrants (2001). Термин был придуман по аналогии с английским словом native, которое в английском языке означает «коренной житель», "уроженец",(часто пренебрежительно) «абориген»  для обозначения людей, которые родились во время цифровой революции и, тем самым, уже с самого своего рождения находятся под воздействием цифровых технологий. Содержание этого понятия близко понятию Поколение Зет; «цифровой человек» рассматривается как главный житель «цифрового века». Людей, которые родились до начала цифровой эпохи, Пренски назвал, соответственно, «цифровыми иммигрантами» (DigitalImmigrants).

Понятие DigitalNative тесно связано с термином DigitalTribe, который объединяет родившихся в веке цифровых технологий в единое цифровое сообщество, именуемое племенем.

Современные дети едва ли не с пеленок овладевают языком новейших технологий и зачастую вызывают растерянность у родителей и учителей. Но могут ли современные дети учиться так, как учились их родители?

Кажется, в мозг современного ребенка уже с рождения встроена программа для освоения компьютера и прочих цифровых устройств. В два-три года современные дети легко управляются с iPad. В пять помогают взрослым осваивать гаджеты. А когда это поколение, уже получившее название digitalnatives, приходит в традиционную школу, учителей оно зачастую ставит в тупик.

Вот типичный пост на учительском форуме: «Пока не вижу способов решения. Ведь то, что они отсекают информацию, не позволяет им в дальнейшем творчески ее использовать и развиваться интеллектуально. А еще отсутствие мотивации: им это не нужно, как бы вы на ушах ни стояли. То есть забавно, пока это шоу, но сразу скучно, как только говоришь: реши или сделай сам. Каждый урок – как с чистого листа». Типичные жалобы: дети не могут надолго сосредоточиться, комментируют происходящее в классе, как если бы сидели у монитора компьютера, у них плохая память. Еще одна волнующая учителей тема: как им, «цифровым иммигрантам», догнать детей, «цифровых аборигенов»?

Они могут забыть о планшетах!

Лидерские качества, навыки публичного выступления, общения и работы в команде – без этого сложно делать карьеру в цифровой век. Этому мы, учителя,  должны обучить новое поколение. Для «цифровых детей» важнее всего атмосфера доверия..  Но мы не обязаны развлекать детей , их нужно  вовлекать  в процесс обучения.  Сразу договариваться  о правилах: на занятиях не отвлекаться на свои дела.  Мы детей учим  слушать себя, работать с информацией из разных источников, развивать коммуникативные и социальные навыки, которые они могут применить в своей жизни прямо сейчас.

Психологи тоже признают, что современные дети очень отличаются от нас. «Все увиденное и услышанное по телевидению или в интернете мы, взрослые, называем псевдореальностью. Но для психического мира нынешнего поколения это самая настоящая реальность. Темпы усвоения информации у детей сейчас во много раз выше, чем у взрослых. Это требование времени. Одновременно у детей стала «хуже» память. Но дело в том, что теперь они хранят информацию как компьютеры – на внешних источниках. Они запоминают не информацию, а каталоги. Читающие дети редкость, потому что чтение слишком медленный процесс для их динамичных мозгов. Они научились делать все сразу: слушать музыку, готовить уроки, отвечать на сообщения и постить фото в Сети. Но концентрация внимания на объекте у них падает, им трудно улавливать смысл длинных предложений».

Нравится нам это или нет, но это реалии наших дней, и нам, взрослым, надо учиться реагировать на них адекватно. Вот несколько подсказок, которые помогут и преподавателям, и детям.

1.Стимулировать их критическое мышление

Десятилетний Антон скучает в классе, быстро отвлекается: «Я думаю о многих вещах сразу. Учительница говорит так долго, я не могу дослушать, мне неинтересно». Психоаналитик Серж Тиссерон (SergeTisseron) советует: «Надо стимулировать критические размышления детей. Учить их задумываться о собственных действиях и действиях других людей. Например, на уроках английского языка мы не просто заучиваем готовые правила, как это было раньше, а на основе примеров создаем их самостоятельно. Это касается не только правил, но и создания упражнений.

Наблюдая за преподавателем и за своими одноклассниками, ребенок может заинтересоваться педагогическими стратегиями. Тогда время на уроках не будет тянуться так медленно.

2.Вместе обсуждать их переживания

Жанне 9 лет, она хорошо учится. Но ей, живой и непосредственной, трудно управлять своей речью. Слова льются водопадом, она даже не успевает их четко выговаривать, как будто боится, что ее прервут: «Мне всегда нужно что-то сказать подружке. А учительница говорит, чтобы мы замолчали». Перед монитором компьютера дети испытывают очень насыщенные эмоции, а в классе время будто замирает.  На уроках английского языка при обсуждении различных проблем( Семья, Друзья, Школа, Досуг, Проблемы экологии и преступлений)  я прошу ребят высказать свое личное отношение, привести примеры из собственного опыта, рассказывать о своих переживаниях: так они учатся организовывать свои мысли, смотреть на события со стороны, развивают навык рефлексии.

3.Развивать живость ума

Ни для кого не секрет, что во  многих школах уроки ведутся по старинке: учителя и дети пишут мелом на доске. Но современному ребенку ближе персональный компьютер, позволяющий чувствовать динамичность жизни и сохранить правильную версию работы, в которой больше нет ошибок. Ребятам нравится создавать презентации, они находят в интернете прекрасный иллюстративный материал, музыкальное сопровождение. И даже если есть какие-то грамматические ошибки, то их легко исправить и сохранить правильнуюверсию. Психоаналитики советуют не  бояться быстрого переключения внимания в разговоре или во время навигации по интернету.  Наоборот, советуют использовать это, чтобы развивать в детях живость ума.

4.Побуждать к поиску

«Когда наша учительница не знает ответа, то говорит, чтобы мы сами нашли его», – 12-летняя Анна пожимает плечами, по сути, она сомневается в компетентности учителя. Связь между учителем и учеником теперь важна как никогда. Учитель – это первопроходец, дирижер. Он должен вдохновлять и внушать доверие. Часто на уроке или на перемене ребята , особенно старшеклассники задают вопросы , касающиеся значения слов, их перевода на русский язык. Приходится объяснять детям, что я не «ходячий словарь», взрослые знают не все и это нормально. И что потрясающе – вступить в мир, где нет ничего несомненного и где многое может измениться благодаря им. Детям нравится эта идея: они с удовольствием самостоятельно находят ответы на вопросы и делятся информацией со мной и одноклассниками. На уроках английского языка я часто даю задания, когда необходимо воспользоваться электронным словарем, ребята с легкостью и быстротой выполняю такие задания.

5.Помочь им найти свое место

Если ребенок привык в одиночестве сидеть перед компьютером, сблизиться с одноклассниками ему не всегда легко. На уроках английского языка мы работаем в парах или группах, чтобы дети могли учиться находить свое место в группе. Они самостоятельно распределяют роли и обязанности. Очень нравится детям выполнять групповые проектные задания, хотя сначала возникали трудности именно в плане общения, каждый хотел быть главным, многим ребятам было некомфортно готовить часть заданий под контролем куратора группы, которого назначала я, теперь они распределяют обязанности самостоятельно. В конце урока, когда все проектные работы представлены я прошу их рассказать  о своих успехах и неудачах. Именно так они могут осознавать свои умения, знания и навыки

Литература.

1.Schmidt, Lucinda, Hawkins, Peter. Children of the tech revolution, 'Sydney Morning Herald' (July 15, 2008).

2.Aducci, Romina et al. (2008), "«The Hyperconnected: Here They Come!»", An IDC Whitepaper sponsored by Nortel, May 2008

3.Lusoli, Wainer&Miltgen, Caroline (2009), "«Young People and Emerging Digital Services. An Exploratory Survey on Motivations, Perceptions and Acceptance of Risks»", JRC Scientific and Technical Reports (Sevilla: EC JRC IPTS) (no. EUR 23765 EN), March 2009, doi:10.2791/68925

4.Manafy, Michelle &Gautschi, Heidi (2011), «Dancing With Digital Natives: Staying in Step With the Generation That's Transforming the Way Business is Done», Medford, NJ: CyberAge Books, сс. 394, ISBN 978-0-910965-87-3

5.Palfrey, John & Gasser, Urs (2008), «Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives», Basic Books

6.«My Keynote "Coaching Digital Natives"», 2008 (published March 2008)

7.Bennett, S.; Maton, K. &Kervin, L. (2008), "«The ‘digital natives’ debate: A critical review of the evidence»", British Journal of Educational Technology Т. 39 (5): 775–786, doi:10.1111/j.1467-8535.2007.00793.x

8.OECD (2008), "New Millennium Learners. Initial findings on the effects of digital technologies on school-age learners", «OECD/CERI International Conference "Learning in the 21st Century: Research, Innovation and Policy"», 15–16 May 2008 Paris

9.MarcPrensky, On the Horizon (MCB University Press, Vol. 9 No. 5, October 2001)[1]

10.Zur, Ofer&Zur, Azzia (2011). On Digital Immigrants & Digital Natives How the Digital Divide Affects Families, Educational Institutions, and the Workplace Zur Institute available online


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Digital Literacy, или Как обучить компьютерной грамотности на примере УМК «Английский в фокусе 5–9

«Digital Literacy, или Как обучить компьютерной грамотности на примере УМК «Английский в фокусе 5–9»...

"Путешествие в Роботландию" с использованием конструктора LEGO и компьютерной программы LEGO Digital Designer

Игровой сеанс с детьми 6-7 лет с использованием компьютера "Путешествие в Роботландию" для старших воспитателей в рамках городского семинара "Проектная деятельность детей и взрослых в условиях ДОУ"....

Установка и настройка программы моделирования LEGO DIGITAL DESIGNER 4.3

Краткая инструкция по установке и первоначальной настройке программы LEGO DIGITAL DESIGNER 4.3...

"Создание собственной схемы по сборке объекта в программе LEGO Digital Designer"

Урок позволяет углубить знания работы с  программой LEGO Digital Designer, учит работать с инструкционными картами. Так же формируются навыки по самостоятельному созданию схемы для будущей модели...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: «Digital-школа: использование технологии виртуальной реальности в жизни современного школьника»

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Особенностью данного комп...

Digital natives

Презентация...

Участие в проекте "Дороги в DIGITAL в будущее"

В холле  состоялась  профессиональная  консультация детей с  ОВЗ  и их родителей.В работе использовалась методика "Опросник профессиональной готовности Л.Н.Кабардовой&quo...