Главные вкладки

    Трудности при обучении чтению на английском языке в начальной школе и способы их преодоления.
    статья по английскому языку

    Данная тема для меня является актуальной, так как в данный период я работаю в начальном звене и в своей работе очень часто сталкиваюсь с проблемами, возникающими при обучении чтению младших школьников. Всем известно, что чтение - одно из основных средств получения информации. Особенно велика его роль в наши дни, так как именно оно обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности. Чтение, как процесс восприятия и активной переработки информации, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx18.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самойлова Ираида Анатольевна

    Филиал МБОУ Цнинская СОШ №1» в посёлке Калинин

    Трудности при обучении чтению на английском языке в начальной школе и способы их преодоления.

    Данная тема для меня является актуальной, так как в данный период я работаю в начальном звене и в своей работе очень часто сталкиваюсь с проблемами, возникающими при обучении чтению младших школьников. Всем известно, что чтение - одно из основных средств получения информации. Особенно велика его роль в наши дни, так как именно оно обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности. Чтение, как процесс восприятия и активной переработки информации, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста.

    При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Роль чтения в самостоятельной учебной деятельности трудно переоценить. Чтение, по существу, является одной из основных сфер иноязычного речевого общения в самостоятельной работе. При этом оно выполняет различные функции: цели практического овладения иностранным языком, средства изучения языка и культуры в условиях углубленного изучения иностранного языка, средства информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося, а также средства самообразования и рекреативной деятельности. Помимо этого, практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и фазовые логико-смысловые умения, умения, связанные с переработкой смысловой информации, когнитивные способности, реализуемые в иностранном языке.

    Возникла проблема. Что же делать? В чём причина? Как научить читать без ошибок и не потерять интерес учащихся к изучению английского языка? Как соединить науку о законах английской фонетики с детьми от восьми до одиннадцати лет так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребёнка?

    Проанализировав психолого-педагогическую литературу и основываясь на собственные наблюдения, я пришла к выводу, что существует множество подходов к обучению чтению, но все они могут быть разделены на две большие группы: 1) от элементов слова – к слову и предложению и 2) от слова, фразы или даже текста – к элементам слова. При обучении чтению необходимо учитывать индивидуальные и типические особенности учащихся, их познавательные возможности, влияющие на успешность усвоения материала. Поэтому я поставила перед собой цель: создать оптимально благоприятные условия на уроке для развития у учащихся навыков чтения. Изучение технологии обучения чтению стало моей темой по самообразованию.

    Актуальность этой проблемы обусловлена, с одной стороны, интересом современной методики к коммуникативно-ориентированному подходу в обучении иностранному языку, а с другой – недостаточной разработанностью методик формирования коммуникативной культуры у школьников на начальной стадии овладения иностранным языком.

    Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями языка; так как орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k, M, T. Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые. (Г.В.Рогова). Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др. В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что, в конечном счете, замедляет темп чтения, вернее не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.

    В своей преподавательской деятельности за основу я взяла мультисенсорный подход в обучении чтению на английском языке в начальной школе.

    Все здоровые люди получают информацию из внешнего мира по трем каналам: визуальному, аудиальному, кинестетическому (чувственному). У каждого человека имеется свой предпочитаемый канал. Практически в любом классе есть дети с различными ведущими модальностями (предпочитаемый способ получения информации). Для того чтобы процесс обучения в таком полимодальном классе был успешным дети должны учебное содержание видеть, слышать, чувствовать. Для этого я использую красочные иллюстрации, работающий мультимедийный проектор или интерактивную доску в кабинете. При отсутствии технических средств использую плакаты или раздаточный материал. Излагая учебное содержание я обращаю взоры учащихся на иллюстрации, активно использую слуховую наглядность, разные способы презентации одного и того же языкового материала, где дети узнают вещества или предметы по характерному внешнему виду, на ощупь и запаху. Учащиеся таким образом информацию видят, слышат, чувствуют. Это делает занятия наиболее запоминающимися для учеников с различными репрезентативными системами, а также укрепляет уже имеющиеся знания, так как чем больше информационных каналов задействовано на занятии, тем большей частью учеников будет усвоен изучаемый материал.

    Хотелось бы отметить, что имеющиеся технические средства, плакаты, картинки в учебнике отнюдь не решают учебные проблемы сами по себе вне методики. Они играют лишь вспомогательную роль. Я забочусь о том, чтобы картинка из внешней превратилась во внутреннюю, то есть перешла в сознание ребенка. А для этого требуется специально организованная учителем деятельность учащегося. В этой деятельности ключевым моментом является умение учителя подобрать подходящие учебные задания, которые должны находиться в зоне ближайшего развития ученика.

    Обучение иностранному языку на начальном этапе я строю на устном опережении, то есть необходимый для обучения чтению языковой материал первоначально усваивается в устной форме. Так как овладение учебным материалом начинается либо с чувственного восприятия, либо с привлечения, воспринятого ранее и имеющегося в опыте, то наглядность призвана выполнять очень важную роль в обучении.

    С помощью различных средств наглядности я создаю естественные условия для проявления коммуникативной функции языка, для чувственного восприятия материала, лучшего его понимания и активного использования учащимися. Наглядность мобилизует психическую активность учащихся: вызывает интерес к занятиям иностранным языком, переводит произвольное внимание в послепроизвольное, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс учения.

    Так, обучая учащихся английскому языку по учебнику «Spotlight» на начальном этапе я широко использую зрительную и слуховую наглядность и их комбинацию при формировании у учащихся произносительных, лексических и грамматических навыков и при развитии всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. Содержание каждой темы учебника «Spotlight» и структура построения занятий позволяет использовать мне на каждом занятии слуховую наглядность – аудиозапись. Из практики работы с данным УМК можно отметить, что слуховая наглядность эмоционально и сюжетно окрашена и вместе с тем обеспечивает доступность и посильность обучения. Она позволяет осуществлять обучение на уровне возможностей детей, чтобы они не испытывали непреодолимых или с трудом преодолимых трудностей. Доступность обеспечивается как самим материалом, его организацией, так и методикой работы с ним на уроке.

    В целях создания зрительных представлений усваемого на начальном этапе материала мною широко используется зрительная наглядность (WCs – картинки в сочетании с PCs – слова). Методы работы со зрительной наглядностью я осуществляю через игру. Игровые технологии повышают   не только активность учеников, но и развивают познавательный интерес, творческую и мыслительную деятельность, т.к. в играх можно показать свое знание языка и общую эрудицию. Мне они помогают проконтролировать учеников в нестандартных условиях в занимательной форме. Именно в игре и через игру ребёнок может выразить свою индивидуальность, свои способности и возможности, так как в процессе самой игры большая часть психологических барьеров и комплексов преодолеваются самим субъектом. Ребёнок в игре получает больше возможности испытывать эмоциональное переживание успеха, так как игра – такой вид деятельности, от которого ребёнок получает настоящее удовольствие.

    Сочетание наглядности с игровой формой работы позволяет мне развивать творческие способности учащихся, воображение, фантазию, мышление, улучшать память, а, кроме того, вовлекать в процесс обучения так называемых пассивных учеников, предоставляя им возможность самовыразиться. Всё это обеспечивает прочность усвоения, путём яркого преподнесения материала при ознакомлении с ним учащихся, когда у них создаются живые образы, устанавливаются соответствующие ассоциации.

    В настоящее время идет поиск новых технологий обучения и воспитания, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного учащегося.

    Свою задачу я вижу в том, чтобы побудить в моих учениках познавательный интерес, используя разнообразные формы, методы работы, которые подходят моим детям и которые в конечном итоге дадут хороший результат.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение чтению на английском языке в начальной школе

    учитель английского языка  Федоровская О. В. ГОУ СОШ №1688                 Обучение чтению на английском языке в на...

    Приёмы обучения чтению на английском языке в начальной школе.

    Приёмы обучения чтению на английском языке  в начальной школе....

    обучение чтению на английском языке в начальной школе

    в данной работе рассматриваются теоретические вопросы обучения чтению, подкрепленные примерами из учебников...

    ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ

    Рассмотрены основные трудности, возникающие у младших школьников на этапе порождения связного монологического высказывания и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности....

    Обучение чтению на английском языке в начальной школе с использованием принципов теории Х.Гардера о различных умственных способностях

    Теория профессора Ховарда Гарднера о различных умственных способностях  и разных видах памяти была опубликова в восьмидесятых годах. Было доказано, что ученики достигают лучших результатов тогда,...

    Дополнительный материал для обучения чтению на английском языке в начальной школе

    Небольшие подборки слов для чтения определенной буквы, буквосочетания.При обучении чтению по Spotlight я обнаружила, что предлагаемого в учебнике материала недостаточно для отработки навыков чтения на...

    Обучение чтению на английском языке в начальной школе.

    В статье рассматриваются сложности, которые возникают принеобходимости обучать чтению учеников начальной школы (2 класс)....