Развитие коммуникативных УДД на уроках английского языка.
статья по английскому языку

Тишкова Юлия Муллахметовна

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных УДД на уроках английского языка.

Способность к самообразованию в области английского языка приобретает особую актуальность, так как английский язык используется представителями большинства профессий, а знание английского языка способствует успешной социализации выпускников. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Важным и актуальным моментом в преподавании иностранного языка в школе сегодня, мы считаем формирование и развитие учебной и творческой самостоятельности учащихся.

Основной и ведущей целью преподавания английского языка в школе является

формирование  коммуникативной  компетенции  учащихся,  умения  общаться  с

речевым партнером на английском языке в устной и письменной форме.

Основная часть

Коммуникативная  компетентность  -  это  умение  ставить  и  решать

многообразные коммуникативные задачи:

-способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с  другими

людьми;

Основной и ведущей целью преподавания английского языка в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, умения общаться с речевым партнером на английском языке в устной и письменной форме.

Коммуникативная компетентность - это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи:

-способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

- умение определять цели и стратегии коммуникации;        

- готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.

 Коммуникативная компетенция складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и компенсаторной компетенций.

                                Виды коммуникативных действий:

    1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    2) постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

      3) разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

           4) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

    Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

                    Коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и прочее).

                    Действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты).

                   Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

едметной, социокультурной, учебной и компенсаторной компетенций

УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт начального и среднего общего образования и нашло отражение в УМК «Spotlight, который предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся я использую следующие технологии обучения:

1. Технология интерактивного обучения

Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению.

2. Информационно-коммуникационная технология обучения

На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет:

- учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся;

- повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.

3.  Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.

4. Метод проектов

Предлагаю ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.

Считаю, что с помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, предлагаю учащимся такие задания:

- упражнение на логическое заполнение пропусков;

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

- поиск ошибок в письмах и текстах;

- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;

- подготовка творческих мини-проектов;

- заполнение анкет.

Опираясь на зрительное восприятие детей, подобные задания представляю детям в Power  Point для более детального, совместного изучения лексико-грамматического материала, который является основой для развития коммуникативных УУД на уроках английского языка.

Основные принципы содержания обучения с использованием коммуникативного метода обучения

1. Речевая направленность учебного процесса.

Общение и взаимодействие с партнерами — полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем владеть монологической и диалогической речи.

2. Индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности.

Предполагает учет всех свойств и качеств ученика как индивидуальности, его способностей, личных психологических особенностей, умений осуществлять речевую и учебную деятельность, жизненного опыта, сферы интересов, статуса в коллективе и т.д.

3. Функциональность языковых единиц.

Лексические единицы и грамматические формы усваиваются в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу

4. Ситуативность.

 использование речевых ситуаций как основы обучения иноязычной речевой деятельности, ситуация - это ролевая организация учебного процесса.

“Учебная ситуация” как единица обучения, сохраняет все основные качества реального процесса общения, все многообразие взаимоотношений общающихся. Именно это позволяет использовать ситуацию как основу для учебного сотрудничества.

5. Новизна.

Новизна в содержании обучения, (нестандартные формы урока, ТСО) обеспечивают отказ от произвольного заучивания развивает речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к учебной, познавательной и любой другой деятельности. Учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию - оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом

6. Моделирование. При большом объеме какого-либо материала (например, страноведческого) необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде.

Таким образом, ФГОС нового поколения при его внедрении обеспечивает формирование в процессе учебной деятельности таких метапредметных результатов, которые через текстовую, графическую, иллюстративную, методическую информацию, материалы электронных ресурсов    создают успешного, уверенного в себе носителя базовых знаний, способного развиваться, самосовершенствоваться и в дальнейшей самостоятельной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка

Данный материал преназначен для молодых специалистов....

Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка

В процессе обучения учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения и уметь им пользоваться в устной форме. Устная форма включает понимание звучащей речи на слух-аудирование и ...

Проектная работа "Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру"

Ролевая игра-эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы ...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС на примере использования метода проектов

УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов унив...

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"...

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка....