Педсовет от 30.12.2019 на тему "Развитие творческой активности учащихся на уроках английского языка"
учебно-методический материал

Хомякова Елена Александровна

В последнее время велика потребность общества в иностранных языках. Тому есть много причин: открытость общества, развитие туризма, обмен технологиями и многое другое. Интерес школьников к изучению иностранного языка значительно вырос. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческого отношения к учению, к труду, к жизни

на уроках иностранного языка


Я пока не волшебник, но я учусь и учу.

Своим педагогическим опытом я с вами поделиться хочу.

- И для начала, я предлагаю вам немного отдохнуть. Но, одно условие: отдыхать будем все вместе и старательно. Я буду рассказывать вам притчу, а вы будете мне помогать. (Начиная свой рассказ, учитель раздаёт участникам мастер-класса семена растений в виде картинок 

По ходу повествования ведущий показывает участникам движения и предлагает выполнять их вместе).

Итак… В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Это были желуди старого дуба, несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – семена клёна, семена яблони, груши, семена сладкой оранжевой хурмы, семена кедра… (Сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что вы - семена).

Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники понемногу поднимают руки вверх).

У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать).

Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами.

- Спасибо, вы прекрасно справились! Дорогие коллеги! Согласитесь, мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми.

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью. А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Получается, что все должны стать творцами. Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все.

Сейчас в наше время нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

И для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передается детям.

В последнее время велика потребность общества в иностранных языках. Тому есть много причин: открытость общества, развитие туризма, обмен технологиями и многое другое. Интерес школьников к изучению иностранного языка значительно вырос. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.

Использование интересных, эффективных приемов, активных форм работы, творческое отношение к применению рекомендации авторов УМК позволяют учителю добиться определенных успехов в данном направлении.

Специфика нашей работы такова, что любой предмет можно вести творчески. Это зависит от интереса учителя к творческому обучению и уровня подготовленности класса. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.

Английский язык как учебный предмет – это дополнительное «окно» в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни.

У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы. Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ:

- обеспечение благоприятной атмосферы;

- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;

- обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

- обеспечение возможностей для практики;

- поощрения высказывания оригинальных идей;

- использование личного примера творческого подхода решения проблем;

- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

 «Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Это возможно достичь только превратив свой урок в нестандартный урок, урок творчества. Нестандартные формы уроков (уроки творчества) привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала.

Что значит творить, изучая ИЯ?
Как создать такую творческую ситуацию на уроке ИЯ? Ответ прост. С помощью методов, технологий и приемов работы, которые способствуют созданию творческой ситуации. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся можно им предлагать творческие проекты, ролевые игры, дискуссии, съемку собственных видеофильмов, создание собственных портфолио, драматизация литературных произведений.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТФОЛИО УЧАЩИХСЯ

В настоящее время привычным для нас стало такое явление как портфолио учащихся. Конечно, на старшей ступени обучения такие портфолио носят информативный характер, содержат информацию о достижениях в различных областях знаний, являясь документами несколько официального плана.

Но прежде чем подростку на старшей ступени обучения придется оформлять такое портфолио, я уже на младшей ступени обучения знакомлю учащихся с таким видом работы. Мы с учащимися 3, 4, 5 классов не собираем документы, копии грамот и т.д.. Но мы с удовольствием собираем свои творческие работы, которыми можем гордиться и даже в какой то мере хвастаться перед одноклассниками и родителями. Здесь и возникает идея творческого портфолио.

Такие портфолио хранятся у нас кабинете и доступны для всех учащихся. Это создает атмосферу некоего соревнования, стремления наиболее ярко выразить себя и способствует творчеству учащихся, поиску наиболее ярких и неординарных способов решения поставленных целей.

ПРИМЕРЫ

“Family Tree”

Учащиеся рисуют семейное дерево, подписывают членов семью, используя лексические единицы по данной теме.

 “Funny Animals”

Учащиеся придумывают забавных фантастических животных, рисуют их и описывают на иностранном языке.

“My Dream House”:

Учащиеся придумывают дом своей мечты и воплощают свои идеи в рисунках, макетах, планах, сопровождая их рассказами.

“My favourite toy”

Учащиеся приносят на урок и рассказывают о своих любимых игрушках, рисуют и вырезают их, разыгрывают диалоги или строят монологические высказывания.

ИГРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ.

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от    свободного   обнаружения   своих    способностей,

какое  художник  испытывает  во  время  творчества.

Ф. Шиллер

Язык – это не только знания, это прежде всего умения и навыки. И как пианист каждый день должен играть гаммы, так каждый нормальный ребенок, изучающий иностранный язык, должен регулярно упражняться. Конечно, есть талантливые дети, которые и без упражнений говорят правильно, но сейчас речь о детях нормальных.

Для того чтобы знания грамматики не остались в памяти лишь в виде правил и таблиц, чтобы речь учащихся была грамматически правильной, нужно обеспечить условия многократного употребления речевых образцов. Поэтому мы еще и играем. В играх многократное проговаривание не вызывает усталости. При помощи игр мы закрепляем новый материал, а также  весело повторяем пройденное.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка и его творческого потенциала.

Но прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она даёт. Игра ради игры – это потерянное время.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Игры подразделяются на следующие категории:     

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры.

Также в своей практике я использую арт-технологии, обеспечивающие разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность. Они помогают развивать творческую активность учащихся на уроках английского языка:

  1. Сказкотерапию – различные сказки, когда мы учимся читать, фонетические сказки, грамматические. Конечно, данная технология рассчитана прежде всего на младших школьников. Сказки хорошо запоминаются.
  1. Ритмичные физкультминутки (action songs) – очень хорошо подходят для активных детей, тем кому необходимо подвигаться. Если физкульминутку делать под музыку или видео, то она будет развивающей. В основном, такие физкульминутки признаются детьми начальной школы. Они могут быть использованы в начале урока, для включения детей в предмет, или в середине урока – для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо развивают фонематический слух и расширяют словарный запас.
  2. Работа с песнями и музыкой – является также важным элементом урока, поскольку песню можно не только послушать, но и пропеть, а также выполнить различные задания до, во время и после прослушивания песни. Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Прежде всего, песни замечательно развивают фонетматический слух и способствуют развитию навыков аудирования. Песни также способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики. Есть даже особые образовательные комплекты, направленные на отработку грамматического материала на основе песен.
  3. Пантомимы – хорошо использовать для отработки новой лексики – новых слов и словосочетаний. На начальном этапе при изучении алфавита дети с удовольствием будут изображать разные буквы при помощи своего тела. Буквы также можно рисовать в воздухе, перед тем как писать их в тетради, рисовать на спине друга. Дети постарше с удовольствием будут изображать разные существительные или глаголы-действия.
  4. Ролевые игры, театр. Тут практика показывает, что многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации могут быть продуманы заранее учителем, так и придуманы самостоятельно детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры подразумевают парную, групповую и коллективную работу. Позволяют подключить ребят, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики.
  5. Crafts (прикладное искусство) – очень хороши, т.к. это возможность связать предметное содержание с творчеством детей, это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе можно попросить детей слепить буквы из пластилина и украсить их. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо использовать на уроке или дома для закрепления изученного материала.  
  6. Рисование и раскраски. Кроме того, к crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть целенаправленным – нарисуй своего питомца и расскажи о нем, так и как средство для проверки качества усвоения пройденного материала – так называемые «арт-диктанты» или «арт-раскраски». Цель этих наработок не только познакомить учащихся с лексикой, но и использовать их как элемент арт-терапии для снятия напряжения и стресса, который может возникнуть во время урока. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.

Итак, применяя эти творческие технологии, о которых я рассказала:

- практически каждый ребенок может стать полноправным участником  урока и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя.

- в процессе участия  ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.

- эти технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала, и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы учащихся.

Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов творчества, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных творческих приемов в изучении английского языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас, и конечно же у них формируется творческое отношение у учению, к труду, и к жизни на уроках английского языка.

 (В.А.Сухомлинский). «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества». А этот мир сотворить можем только мы.

Согласитесь, мы - учителя волшебники

И даже палочка волшебная есть у нас.

Взмахнем мы ей, потянуться к нам дети,

С желанием узнать о мире. Не это ль счастье для нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка

Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...

Развитие творческой активности учащихся на уроках английского языка

Наше время-время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо превнос...

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Развитие творческой активности учащихся на уроках английского языка в соответствии с ФГОС

Статья о необходимости развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основной инновационной деятельности, в соответствии с ФГОС основного общего об...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

творческая деятельность на уроках английского языка дает учащимся широкие возможности проявить свою индивидуальность...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Творческая активность – одно из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные осо...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....