К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
статья по английскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Чернова Светлана Александровна

Описание требований к личностным результатам учащихся.

Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.

Примеры успешных реализованных проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся  при реализации требований ФГОС на совместных уроках  гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков                                                      

            ГБОУ  Гимназия  №587 Фрунзенского района Санкт-Петербурга      

                                 Анализ содержания требований к личностным результатам обучения  на основе принятых ФГОС показывает, что их ядром является система общечеловеческих и национальных ценностей, среди которых наиболее четко обозначены: Человек, Традиции, Жизнь, Природа, Отечество, Долг, Ответственность, Семья, Познание, Труд, Мир, Закон, Творчество, Демократические ценности. Потенциал различных школьных дисциплин в реализации требований к личностным результатам обучения неодинаков. Это определяется, в первую очередь, содержательной спецификой предмета. Особенности курсов истории   связаны с тем, что их предметное содержание позволяет охватить практически весь спектр ценностей, обозначенный в стандарте. Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт человечества. Радость трудовых, военных побед, горечь поражений, научные, культурные, личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений в обучении истории. Осмысление ценностной картины мира современности определяет потенциал обществоведческого образования. По своей сути все гуманитарное образование в целом, в т. ч.  обучение иностранным языкам, является смысловым образованием. Познание гуманитарного предмета предопределяет формирование в сознании школьника некоторой ценностной системы координат, обеспечивающей возможность взаимодействия в социуме. Таким образом гуманитарное образование тесно связано с  реализацией воспитательных  задач обучения.  В этом плане можно вести речь о том, что вне воспитания гуманитарное образование невозможно, любые изучаемые явления, события в той или иной мере оставляют когнитивный и эмоциональный след в личностной сфере ребенка. Поэтому личностные требования к результатам обучения в определенном смысле являются предметными применительно и к истории и к иностранным языкам.. При этом важно отметить установление межпредметных связей в обучении. Так, например, если говорить об обучении истории и иностранным языкам  в формирование знаниевого и эмоционального компонентов ценностного отношения в большей степени соотносимы с курсом истории, который насыщен живыми примерами и историями прошлого, способными вызвать яркие эмоциональные переживания школьника, показать значение познания, ответственности, терпимости, долга, семейных ценностей и пр. в истории человечества.

 Очень важно грамотно определить приоритетный круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, и на этой основе проектировать деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений посредством выделения системы опорных уроков. В нашем случае мы говорим об учащихся 6 класса, которые изучают историю Средних веков, где можно последить серию уроков.

Среди эффективных методических средств можно назвать учебные задачи, работу с документами, художественными и публицистическими текстами, яркое слово учителя, использование аудио- и видеоматериалов в обучении, изобразительную наглядность, написание эссе, проведение дискуссий, проектную деятельность и др.

 В зависимости от формируемого компонента ценностного отношения эти средства могут быть ориентированы либо на формирование знаний о ценности, либо призваны вызвать эмоциональные переживания, связанные с рассматриваемой на уроке ценностью, либо должны подвести ученика к пониманию значимости той или иной ценности для социума и для себя лично. Или же поставить школьника в ситуацию выбора, помочь ему его сделать, компонентов. ФГОС, выделяя требования к личностным результатам обучения, задает приоритетный круг ценностей, который должен найти конкретизацию по годам обучения и по предметам в образовательных программах, школьных учебниках и учительских планированиях..

Используя традиции педагогического взаимодействия среди учителей, педагогов Гимназии, опираясь на «яркое слово» и педагогический стиль  учителей для реализации совместных задач, объединились учителя иностранных языков и учитель истории. При использования методических  приемов обучения иностранному языку на материале исторического содержания с учетом возраста учащихся и их индивидуальным возможностям.

 Так, например, проведен совместный урок по теме “ Король Артур и рыцари круглого стола” учащихся 6 класса(учитель истории Авдеева Т.С.) и учащихся 8 класса(учитель английского языка Флерова В.Н.).анализ этого урока с точки зрения формирования компонента ценностного отношения можно говорить о:

1.эмоциональных переживаниях, связанных и исторической личностью короля Артура, его подвигах в борьбе за свободу бриттов.

2. значимости ценности истории народа-истории бриттов

3.мотив равенства, мотив “Круглого стола”

4.мотив Грааля, как мотив поиска духовного совершенства личности.

В ходе обсуждения итогов урока с учащимися прозвучали основные идеи :

- свободу своей страны надо защищать

-рыцарский мир  и рыцарские идеи равенства существуют и ныне, а не только в славном  прошлом  истории Британии

 -героям ищущим духовного совершенства нужно и должно подражать.

На совместном уроке истории (учитель истории Авдеевой Т.С.) и английского языка (учитель Сторчак Н.В.),по теме “Битва при Гастингсе. Вильгельм –завоеватель”. Были использованы: видео ряд, учащиеся изучали и представили документы  эпохи-хроники. Учащиеся сделали выводы:

1.Сражение при Гастингсе — одна из немногих битв, кардинально изменивших ход истории.

2. Победа открыла перед Вильгельмом Англию. После недолгого сопротивления покорился Лондон, а уцелевшая англосаксонская аристократия признала права Вильгельма на английский престол.

3. В результате нормандского завоевания было уничтожено древнее англосаксонское государство, на смену которому пришла централизованная феодальная монархия с сильной королевской властью, основанная на европейской рыцарской культуре и вассально-ленной системе.

4. Развитию страны был дан новый толчок, позволившей Англии в короткое время превратиться в одну из сильнейших держав Европы.

Особенно отмечаю, что изучая документы-хроники этого периода, учащиеся обратили внимание на то, что войска Вильгельма шли в бой с «песней о Роланде».

На совместных уроках истории (учитель Авдеева Т.С.) и немецкого языка (учитель Апакидзе Т.Н.) по теме ”Средневековые города Германии”, истории и французского языка (учитель Суворкина Н.Ю.) по теме “Рыцарские замки Франции” учащиеся смогли проследить основные идеи в формировании средневекового общества, прежде всего городского населения с их стремлением к самоуправлению и  приспособлению небольшого городского и замкового  пространств к их нуждам. Учащиеся на совместных уроках , используя знания о немецкой и французской культуре анализировали, сравнивали, обобщали. Предметом обсуждения стали вопросы:

-что нового внесли города в жизнь  средневекового общества, причины и условия их возникновения (на примерах городов Германии-Кельна, Бремена, Берлина)

-как и почему росли средневековые города, их архитектура

-в чем  связь между ростом городов и расширением торговли

-характеризовали жизнь горожан в Средневековье.

-роль самоорганизации жителей в деле управления жизнью в средневековых городах.

Слова, понятия: бюргер, магистрат, мастер, банк, гильдия и др. их значение и использование в русском языке.

На уроке «Рыцарские замки Франции» учащиеся провели виртуальную экскурсию по рыцарским замкам Луары и работали над:

-составлением описания рыцарского сословия, объясняли выбор  места для замка, его архитектуру, жизнь за стенами замка.  Выясняли причины этого явления, обсуждали вопросы и делали выводы. Например:

- при отсутствии сильной королевской власти, чем свободнее себя чувствовали  рыцари- тем мощнее, надежнее укрепления  их владений.

  -главное не роскошь помещений, а надежность укрепления.  Здесь находились его воины, собирались вассалы, чтобы выступить на защиту своего сюзерена, прятались местные жители при .нападении на его земли, там вершился суд.

Тексты сопровождались композициями из поэтического наследия миннезингеров и вагантов на  немецком и французском языках.

Определенные смысловые аспекты  реализовались на совместном уроке, проведенным учащимися 11 класса на английском языке для учащихся 6 класса по теме «Шекспир-наш современник» под руководством учителя английского языка Черновой С.А. Личность великого драматурга была представлена в впечатлениях современников учащихся в т. ч. и из других стран и городов. Учащиеся 11 класса сумели составить  образ Шекспира, как образ человека, которого волнуют проблемы и наших учащихся-верность и преданность, добро и зло и другие. Выполнение требований ФГОС по реализации требований к личностным результатам и отмечаем что сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше-человек в истории.

Таким образом, анализируя представленный опыт совместных уроков двух гуманитарных предметов-истории и иностранного языка мы прослеживаем в их проведении четко проставлены акценты на а) условия жизни и быта людей в различные исторические эпохи, б) их потребности, интересы, мотивы действий, в) восприятия мира, ценностей.

Авдеева Т.С.-учитель истории, Апакидзе Т.Н.-учитель немецкого языка, Сторчак Н.В.-учитель английского языка, Суворкина Н.В.-учитель французского языка, Флерова В.Н.-учитель английского языка, Чернова С.А.-учитель английского языка.



Предварительный просмотр:

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся  при реализации требований ФГОС на совместных уроках  гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков                                                      

            ГБОУ  Гимназия  №587 Фрунзенского района Санкт-Петербурга      

                                 Анализ содержания требований к личностным результатам обучения  на основе принятых ФГОС показывает, что их ядром является система общечеловеческих и национальных ценностей, среди которых наиболее четко обозначены: Человек, Традиции, Жизнь, Природа, Отечество, Долг, Ответственность, Семья, Познание, Труд, Мир, Закон, Творчество, Демократические ценности. Потенциал различных школьных дисциплин в реализации требований к личностным результатам обучения неодинаков. Это определяется, в первую очередь, содержательной спецификой предмета. Особенности курсов истории   связаны с тем, что их предметное содержание позволяет охватить практически весь спектр ценностей, обозначенный в стандарте. Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт человечества. Радость трудовых, военных побед, горечь поражений, научные, культурные, личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений в обучении истории. Осмысление ценностной картины мира современности определяет потенциал обществоведческого образования. По своей сути все гуманитарное образование в целом, в т. ч.  обучение иностранным языкам, является смысловым образованием. Познание гуманитарного предмета предопределяет формирование в сознании школьника некоторой ценностной системы координат, обеспечивающей возможность взаимодействия в социуме. Таким образом гуманитарное образование тесно связано с  реализацией воспитательных  задач обучения.  В этом плане можно вести речь о том, что вне воспитания гуманитарное образование невозможно, любые изучаемые явления, события в той или иной мере оставляют когнитивный и эмоциональный след в личностной сфере ребенка. Поэтому личностные требования к результатам обучения в определенном смысле являются предметными применительно и к истории и к иностранным языкам.. При этом важно отметить установление межпредметных связей в обучении. Так, например, если говорить об обучении истории и иностранным языкам  в формирование знаниевого и эмоционального компонентов ценностного отношения в большей степени соотносимы с курсом истории, который насыщен живыми примерами и историями прошлого, способными вызвать яркие эмоциональные переживания школьника, показать значение познания, ответственности, терпимости, долга, семейных ценностей и пр. в истории человечества.

 Очень важно грамотно определить приоритетный круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, и на этой основе проектировать деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений посредством выделения системы опорных уроков. В нашем случае мы говорим об учащихся 6 класса, которые изучают историю Средних веков, где можно последить серию уроков.

Среди эффективных методических средств можно назвать учебные задачи, работу с документами, художественными и публицистическими текстами, яркое слово учителя, использование аудио- и видеоматериалов в обучении, изобразительную наглядность, написание эссе, проведение дискуссий, проектную деятельность и др.

 В зависимости от формируемого компонента ценностного отношения эти средства могут быть ориентированы либо на формирование знаний о ценности, либо призваны вызвать эмоциональные переживания, связанные с рассматриваемой на уроке ценностью, либо должны подвести ученика к пониманию значимости той или иной ценности для социума и для себя лично. Или же поставить школьника в ситуацию выбора, помочь ему его сделать, компонентов. ФГОС, выделяя требования к личностным результатам обучения, задает приоритетный круг ценностей, который должен найти конкретизацию по годам обучения и по предметам в образовательных программах, школьных учебниках и учительских планированиях..

Используя традиции педагогического взаимодействия среди учителей, педагогов Гимназии, опираясь на «яркое слово» и педагогический стиль  учителей для реализации совместных задач, объединились учителя иностранных языков и учитель истории. При использования методических  приемов обучения иностранному языку на материале исторического содержания с учетом возраста учащихся и их индивидуальным возможностям.

 Так, например, проведен совместный урок по теме “ Король Артур и рыцари круглого стола” учащихся 6 класса(учитель истории Авдеева Т.С.) и учащихся 8 класса(учитель английского языка Флерова В.Н.).анализ этого урока с точки зрения формирования компонента ценностного отношения можно говорить о:

1.эмоциональных переживаниях, связанных и исторической личностью короля Артура, его подвигах в борьбе за свободу бриттов.

2. значимости ценности истории народа-истории бриттов

3.мотив равенства, мотив “Круглого стола”

4.мотив Грааля, как мотив поиска духовного совершенства личности.

В ходе обсуждения итогов урока с учащимися прозвучали основные идеи :

- свободу своей страны надо защищать

-рыцарский мир  и рыцарские идеи равенства существуют и ныне, а не только в славном  прошлом  истории Британии

 -героям ищущим духовного совершенства нужно и должно подражать.

На совместном уроке истории (учитель истории Авдеевой Т.С.) и английского языка (учитель Сторчак Н.В.),по теме “Битва при Гастингсе. Вильгельм –завоеватель”. Были использованы: видео ряд, учащиеся изучали и представили документы  эпохи-хроники. Учащиеся сделали выводы:

1.Сражение при Гастингсе — одна из немногих битв, кардинально изменивших ход истории.

2. Победа открыла перед Вильгельмом Англию. После недолгого сопротивления покорился Лондон, а уцелевшая англосаксонская аристократия признала права Вильгельма на английский престол.

3. В результате нормандского завоевания было уничтожено древнее англосаксонское государство, на смену которому пришла централизованная феодальная монархия с сильной королевской властью, основанная на европейской рыцарской культуре и вассально-ленной системе.

4. Развитию страны был дан новый толчок, позволившей Англии в короткое время превратиться в одну из сильнейших держав Европы.

Особенно отмечаю, что изучая документы-хроники этого периода, учащиеся обратили внимание на то, что войска Вильгельма шли в бой с «песней о Роланде».

На совместных уроках истории (учитель Авдеева Т.С.) и немецкого языка (учитель Апакидзе Т.Н.) по теме ”Средневековые города Германии”, истории и французского языка (учитель Суворкина Н.Ю.) по теме “Рыцарские замки Франции” учащиеся смогли проследить основные идеи в формировании средневекового общества, прежде всего городского населения с их стремлением к самоуправлению и  приспособлению небольшого городского и замкового  пространств к их нуждам. Учащиеся на совместных уроках , используя знания о немецкой и французской культуре анализировали, сравнивали, обобщали. Предметом обсуждения стали вопросы:

-что нового внесли города в жизнь  средневекового общества, причины и условия их возникновения (на примерах городов Германии-Кельна, Бремена, Берлина)

-как и почему росли средневековые города, их архитектура

-в чем  связь между ростом городов и расширением торговли

-характеризовали жизнь горожан в Средневековье.

-роль самоорганизации жителей в деле управления жизнью в средневековых городах.

Слова, понятия: бюргер, магистрат, мастер, банк, гильдия и др. их значение и использование в русском языке.

На уроке «Рыцарские замки Франции» учащиеся провели виртуальную экскурсию по рыцарским замкам Луары и работали над:

-составлением описания рыцарского сословия, объясняли выбор  места для замка, его архитектуру, жизнь за стенами замка.  Выясняли причины этого явления, обсуждали вопросы и делали выводы. Например:

- при отсутствии сильной королевской власти, чем свободнее себя чувствовали  рыцари- тем мощнее, надежнее укрепления  их владений.

  -главное не роскошь помещений, а надежность укрепления.  Здесь находились его воины, собирались вассалы, чтобы выступить на защиту своего сюзерена, прятались местные жители при .нападении на его земли, там вершился суд.

Тексты сопровождались композициями из поэтического наследия миннезингеров и вагантов на  немецком и французском языках.

Определенные смысловые аспекты  реализовались на совместном уроке, проведенным учащимися 11 класса на английском языке для учащихся 6 класса по теме «Шекспир-наш современник» под руководством учителя английского языка Черновой С.А. Личность великого драматурга была представлена в впечатлениях современников учащихся в т. ч. и из других стран и городов. Учащиеся 11 класса сумели составить  образ Шекспира, как образ человека, которого волнуют проблемы и наших учащихся-верность и преданность, добро и зло и другие. Выполнение требований ФГОС по реализации требований к личностным результатам и отмечаем что сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше-человек в истории.

Таким образом, анализируя представленный опыт совместных уроков двух гуманитарных предметов-истории и иностранного языка мы прослеживаем в их проведении четко проставлены акценты на а) условия жизни и быта людей в различные исторические эпохи, б) их потребности, интересы, мотивы действий, в) восприятия мира, ценностей.

Авдеева Т.С.-учитель истории, Апакидзе Т.Н.-учитель немецкого языка, Сторчак Н.В.-учитель английского языка, Суворкина Н.В.-учитель французского языка, Флерова В.Н.-учитель английского языка, Чернова С.А.-учитель английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Требования ФГОС к внеклассной работе по иностранному языку

Проектная работа на тему "Требования ФГОС к внеклассной работе по иностранному языку" является методическим пособием учителям иностранного языка....

Из опыта работы - советы по изучению иностранного языка в школе

Данная статья была опубликована в научном сборнике....

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

Реализация идей ФГОС нового поколения на уроках иностранного языка.

Реализация идей ФГОС нового поколения на уроках иностранного языка....

Из ОПЫТА работы учителя "Построение урока английского языка" в соответствии с требованиями ФГОС

В статье представлена информация об основных этапах уроках в соответствии с требованиями ФГОС, рассмотрены основные требования и приведены примеры с уроков....

Статья "Вопросы формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.)"

Достижение личностных результатов учащихся при реализации совместных проектов на уроках истории и иностранных языков.Осуществление межпредметных связей.Примеры успешных проектов....