Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
методическая разработка по английскому языку

Иванов Алексей Иванович

Лингвострановедческий аспект в обучении английского языка в условиях вечерней (сменной) школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвострановедческий аспект обучения английскому языку

Актуальность и перспективность опыта

В последние годы мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового социокультурного пространства. В этой ситуации меняется характер социализации молодого поколения. Перед системой образования встает задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. Поэтому значимость изучения иностранного языка возрастает, возрастает потребность в овладении иностранным языком как средством общения.

Сегодня лингвострановедческий аспект образования превращается из вспомогательного фактора в один из базовых и приоритетных.

Использование ЛСА способствует формированию мотивации учения, что в условиях школьного обучения важно, т.к. само иноязычное общение не подкреплено языковой средой. Важнейший мотивационный стимул изучения иностранного языка является стремлением к расширению своего общего кругозора. Следовательно, в школе учебный предмет английского языка является средством приобщения учащихся к духовной культуре других народов.

В практическом плане ЛСА направлен на реализацию конечных целей обучения иностранному языку, а именно, на обучение общению. Подготовить же учащихся к иноязычному общению, сформировать коммуникативную способность без привития им норм адекватного речевого поведения и в отрыве от знаний невозможно. Это определяет важность и актуальность вопросов, связанных с разработкой ЛСА в обучении иностранному языку в средней школе.

Я работаю над методической проблемой «Лингвострановедческий аспект обучения английскому языку».

Теоретическая база опыта

Основной в решении моей методической проблемы послужили трудыотечественных основоположников лингвострановедения Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова, Г. Д. Томахина, Р. К. Миньяр-Белоручева, которые считают, что основной целью лингвострановедения является изучение языка с одновременным соизучением культуры страны изучаемого языка в том виде, как она опосредована языком.

Положение о необходимости изучения иностранного языка в неразрывной связи с культурой народа - носителя данного языка уже давно воспринимается в методике обучения языкам как аксиома.

В теоретическом плане работа показала, что современное преподавание иностранного языка невозможно без привития учащимся иноязычной культуры. Большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иностранному языку с ярко выраженной коммуникативной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся.

В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус и роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы соответствовать опыту, потребностям и интересам учащихся и быть сопоставленной с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка.

Использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, рассматривает их коммуникативные возможности, благоприятствует их коммуникативным навыкам и умениям, а также положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над языком и способствует решению воспитательных задач.

Основной целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого

языка, способствуя желанию участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности.

Обучение иноязычной культуре включает в себя следующие немаловажные задачи, которые учитель должен знать и, которым должен следовать во время отбора лингвострановедческого материала:

  1. выяснить, какие реалии культуры соответствуют целям изучения ИЯ;
  2. определить минимальный объем лингвострановедческого материала;
  3. отобрать соответствующий поставленным целям материал;
  4. формировать у учащихся навыки работы с лингвострановедческим материалом;

3) вызвать мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.

Основной целью лингвострановедения является изучение языка с одновременным соизучением культуры страны изучаемого языка в том виде, как она опосредована языком. Весь учебный процесс выступает как процесс последовательного решения цепочки задач, соотносящихся с целями.

На современном этапе ученик должен владеть иностранным языком как средством межкультурной коммуникации, что предполагает необходимость формирования у него лингвострановедческой компетенции.

Принципы обучения

Важными принципами обучения английского языка в школе, которыми я руководствуюсь в своей работе, являются:

  • принцип речевой направленности. Речевая направленность учебного процесса заключается в практическом пользовании языком для предполагаемой сферы общения (ситуации) и для данной категории учащихся. Для того чтобы развивать устную речь я стараюсь создавать определенные условия - это знание темы, владение соответствующим языковым материалам, понимание ситуации и наличие стимула для высказывания.
  • принцип индивидуализации. Индивидуализация учитывает все свойства ученика как индивидуальности: его способности, умения осуществлять речевую и учебную деятельность, и главным образом, его личностные свойства. Индивидуализация является главным реальным средством создания мотивации и активности. Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в успехе, теряется интерес к языку. Настраиваю детей не бояться говорить на языке, не давая им усомниться в их успехе на уроке. Даже слабый может проявить себя, это все зависит от учителя. Самый малый успех ребенка должен быть отмечен, это очень важно.
  • Принцип ситуативности. Нередко после курса обучения учащиеся, зная слова и грамматические формы, не могут использовать все это в говорении, т.к. не происходит переноса. Необходимо максимально приблизить изученный лексический и грамматический материал к реальным условиям. Ученик, его проблемы, интересы. Жизнь находятся в центре изучаемого.
  • Принцип новизны. Процесс общения характеризуется постоянной сменой темы разговора, обстоятельств, задач и т.д. Новизна заключается в развитии коммуникативной компетенции учащихся с использованием технических средств, в использовании современных информационных технологий в сочетании с традиционными методами.
  • Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание на уроках английского языка условий для активного участия учащихся в творческой деятельности, используя разнообразные методы и приемы, технологии развития коммуникативных способностей школьников. Я глубоко убеждена, что использование коммуникативно - ориентированных технологий повышает мотивацию учащихся, прививает учащимся интерес к изучению английского языка, приобщает учащихся к культуре стран изучаемого языка и приведет к лучшему осознанию культуры своей собственной страны.

Используемые педагогические технологии

Учитывая, что сегодня вечерняя школа для многих - это единственная возможность для развития и воспитания, уроки английского языка направлены на формирование позитивного отношения к культуре англоязычных стран через реализацию индивидуального подхода к обучению, использование современных педагогических технологий, вовлечение ребят в творческую деятельность.

Только создавая ситуацию успеха на своих уроках, я привлекаю внимание к предмету учащихся, имеющих различный уровень знания и владения английским языком. Даже их малейшее стремление улучшить свои результаты обязательно заслуживает моего поощрения.

Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать - воспитывать - развивать.

В своей педагогической деятельности широко использую технологию личностно - ориентированного обучения, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Личностно-ориентированный подход, развивает у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При разработке системы учебных заданий на уроке необходимо учитывать не только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска при изучении той или иной темы.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

В своей работе я практикую метод обучения в сотрудничестве.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия

будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.

Применение инновационных технологий обучения на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению английского языка. Новые формы речевого общения на уроках способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности детей.

Мультимедийные учебные пособия

Эффективным средством реализации разно - уровневого подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам является использование электронных учебных пособий. Объём такого пособия, по сравнению с аналогичным печатным, на порядок выше.

Электронные учебные пособия предоставляют учащимся гораздо более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня сложности, возможен переход на другой уровень сложности. Электронное пособие экономит время, позволяя обходиться без словаря. Гиперссылки помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие, давая материал справочного характера.

Компьютерные презентации

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ, слайд фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе или на персональный компьютер для каждого учащегося.

Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.

Интернет на уроках английского языка

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Думаю, что и моя работа с учащимися по развитию личностного потенциала помогает ученикам стать успешными в жизни, а также является мощным трамплином для самореализации.

Выводы

В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется и растет статус, иностранного языка как учебного предмета.

Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчеркивает необходимость усиления грамматических аспектов изучения языка. В данный момент ведется поиск реального выхода на иную культуру и ее носителей, что особенно актуально в наши дни.

В теоретическом плане работа показала, что современное преподавание иностранного языка невозможно без привития учащимся иноязычной культуры. Большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иностранному языку с ярко выраженной коммуникативной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся.

В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус и роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы соответствовать опыту, потребностям и интересам учащихся и быть сопоставленной с • аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка.

Пользуясь дополнительным материалом по страноведению, нестандартными формами проведения уроков, мы повышаем интерес к предмету способствуем лучшему усвоению программного материала. А изучающий язык остается носителем своей собственной культуры, однако его фоновые знания обогащаются, приобретенные элементы культуры страны изучаемого языка; тем самым как личность он становится в какой-то мере носителем мировой культуры и начинает лучше понимать и ценить собственную культуру.

Я считаю, что в современной школе необходимо преподавание иностранного языка в неразрывной связи с национальной культурой. Иноязычная культура, содержащая в себе социокультурные факторы, способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а также более осознанному изучению иностранному языку.

Анализ результативности опыта

Использование ЛСА на уроках английского языка способствовало:

  1. положительной динамике результатов по предмету и повышению процента качества знаний обучающихся;
  2. увеличению интереса к английскому языку;
  3. усилению коммуникативно-познавательной мотивации обучающихся;
  4. расширению общекультурного кругозора у обучающихся;
  5. активности и инициативе обучающихся на уроках;
  6. потребности в получении знаний и во владении умениями и навыками по английскому языку;
  7. участию обучающихся в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня по английскому языку.

Городской уровень

Год

Название

Результат

2015

Городской семинар заместителей директоров по ВР. Тема актуальные вопросы обучения и воспитания в условиях вечерей школы

Публикации в СМИ

2016

Муниципальный дистанционный конкурс «Новое образование»

Свидетельство о публикации

2018

Городской семинар ЗДВР «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Публикации в СМИ http://centrobr.yaguo.ru

2018

Работа в экспертной группе Открытой городской педагогической промо- ярмарки «Внедрение инновационных идей в рамках вхождения в проект Десятилетие Детства»

Сертификат эксперта

Региональный уровень

Год

Название

Результат

2017

1 место в конкурсе среди учителей «Моя педагогическая копилка» в рамках Республиканского педагогического форума вечерних школ.

Диплом 1 степени

2018

Распространение опыта «Актуальные вопросы обучения иностранными языками в условиях вечерне-сменного обучения» в рамках курсов ПК АОУ ДПО РС (Я) «ИРОиПК».

Сертификат

2019

Распространение опыта на республиканском педагогическом форуме вечерних школ РС(Я) «Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования в условиях вечерних школ».

Сертификат

2019

1 место в Республиканском НПК среди учителей вечерних школ «Педагогические технологии в условиях вечерней школы».

Диплом 1 степени

2019

Организация и проведение Республиканского семинара «Гуманизация образования»

Благодарность

Всероссийский и международный уровень

Год

Название

Результат

2015

Публикация в сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации»

Свидетельство о публикации

2016

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лидеры современной школы»

Диплом II степени

2016

Международная научно-практическая конференция Использование сервисов web 2.0 в преподавании английского языка

Диплом

2019

Общероссийская общественная организация поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «общее дело»

Сертификат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...