СМИ
проект по английскому языку (8 класс)

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл angliyskiy_smi._fedulov.odt192.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Индивидуальный итоговый проект

по английскому языку

“Влияние СМИ на подростка”

                                                                                                      Работу выполнил

Ученик 9 класса Б

Федулов Игорь Эдуардович

Руководитель:

Кузина Юлиана Вадимовна

2019-2020 уч.г.                                          

 

  Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………...3-5

2. Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Понятие СМИ и их виды………………………………………………..…6-9

1.2 Способы психологического воздействия СМИ на подростков……..…10-13

1.3 Последствия от влияния СМИ…………………………………………..14-16

Глава 2. Практическая часть………………………………………………...17-20

3. Заключение………………………………………………………………….…21

4. Список литературы……………………………………………………………22

 

Введение

         В современном мире мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества. И средства массовой информации занимают в развитии современного общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений.

Цель: выяснить и сделать выводы о существовании или отсутствии влияния СМИ на подрастающее поколение

Задачи:

- Изучить некоторые особенности психологии молодёжи;

- Изучить способы воздействия СМИ на формирование подростков;

- Провести работу исследовательского характера среди своих сверстников;

- Провести опрос среди взрослых;

- Выявить влияние СМИ на молодёжь;

- Сделать выводы о существовании или отсутствии влияния СМИ на подрастающее поколение;

- Выяснить какие существуют способы регулирования влияния СМИ на  

  подростков.

Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.

Все то, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.

Средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание.

Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего непременно и прошлое, а также проецируется в будущее.

То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт. Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая процентов на семьдесят не подлежит проверке. Мы однозначно не всегда можем сказать себе: - "Да, я там был, это правдивая информация", и поэтому должны просто принимать такие новости на веру, формируя свое мнение из увиденного или услышанного, что, к сожалению, не всегда бывает правдиво. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным. Итог таков - средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения.

Но задумывались ли мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают? Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ информационное влияние. Именно этот вопрос мы хотели бы проследить в своей работе.

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Понятие СМИ и их виды.

Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются любые печатные или сетевые издания, теле- и радиоканалы (или отдельные программы) или отдельные теле- радио- видеопрограммы а также любые другие средства донесения информации до широких кругов читателей/зрителей/слушателей. При этом средство массовой информации признается таковым при соблюдении трех условий:

  • периодичность выхода (не реже раза в год);
  • наличие постоянного названия;
  • ориентированность на массовую аудиторию (от 1000 человек).

СМИ могут также называть средствами массовой коммуникации (СМК), масс-медиа, а их совокупность — медиапространством.

Все существующие средства массовой информации традиционно делятся на пять основных групп.

  1. Печатная пресса. Это журналы, газеты, альманахи и другие периодические издания, использующие в качестве «носителя информации» традиционную бумагу. Это старейший из ныне существующих видов СМИ. Считается, что первые печатные газеты начали выходить в Китае: здесь  еще в VIII веке выпускался «Столичный вестник» — листок с указами императора и сообщениями о наиболее важных событиях. Выпуск издания был трудоемким: прототип страницы вырезался на деревянной доске, после чего получившийся «штамп» покрывали тушью и делали отпечатки. В последние десятилетия активно вопрос о том, если ли у печатной прессы будущее, или она полностью исчезнет под натиском более современных электронных СМИ. Однако говорить о скорой смерти печати пока рано — доверие людей к печатным публикациям выше, чем к тому, что «пишут в Интернете. И на фоне общемировой эпидемии фейковых новостей востребованность традиционных СМИ как источника «проверенной информации» растет. При этом, как свидетельствуют данные исследования, проведенного социологической компанией Kantar в 2017 году, на первом месте по «уровню доверия» оказываются как раз печатные газеты и журналы.
  2. Радио. Специфика этого вида СМИ очевидна: технологии радиовещания позволяют передавать звук, причем в режиме «реального времени», что обеспечивает оперативность, позволяет вести диалоги в прямом эфире, обеспечивает интерактивность и т.д. При этом радио — единственное современное СМИ не являющееся «пожирателем времени»: процесс получения информации «через уши» можно совмещать с любыми другими занятиями. История радио как СМИ насчитывает около века: регулярные и экспериментальные радиопередачи начали выходить в начала 1920-х годов во многих странах мира. При этом «радиоконтент» был очень разнообразным: транслировались концерты, граммофонные записи, литературные читки и «радиопьесы», разыгрываемые в прямом эфире; репортажи со спортивных матчей.
  3. Телевидение – технология, позволяющая передавать по электроволнам движущееся изображение, которое чаще всего сопровождается еще и звуком. Телевидение как СМИ лишь ненамного моложе радио — первый телеканал с регулярным вещанием был запущен в Германии в 1934 году. «Днем рождения» телевещания в России считается 1 сентября 1938 года, когда Опытный ленинградский телецентр начал дважды в неделю выпускать передачи. Просматривали их коллективно — в домах культуры и рабочих клубов. Возможность подкрепить рассказ соответствующим видеорядом, превратить телезрителей в свидетелей события, обеспечила телевизионным СМИ огромный кредит доверия. Телевидение и сейчас остается наиболее влиятельным видом СМИ. По данным опроса фонда «Общественное мнение», в 2017 году именно TV являлось основным источником информации для 78% граждан России.
  4. Информационные агентства, основная задача которых —  сбор и передача в редакции СМИ оперативной информации, не всегда относят к средствам массовой информации. Однако в соответствии с российским законом о СМИ на них распространяется одновременно и статус редакции, и распространителя информации; и работа их протекает в том же правовом поле, что и работа других масс-медиа. Первое информационное агентство появилось в Париже в 1835 году. Его открыл Шарль Гавас. Бизнес по торговле информацией он начал с того, что переводил материалы иностранной периодики и продавал их в редакции влиятельных французских газет. Следующим шагом стала организация широкой международной корреспондентской сети: агенты Гаваса оперативно передавали по телеграфу сообщения с мест своего пребывания, а местная пресса охотно печатала их. Первая отечественная информационная служба —  Российское телеграфное агенство — была создана в 1866 году. Агентство рассылало информацию подписчикам 2-3 раза в день, используя для этого телеграф. Современные информагентства могут распространять информацию самых разных видов (не только новости, но и фото, видео- или аудиозаписи и т.д.), используя разные механизмы распространения — от собственных СМИ (например, сайты, печатные издания) до традиционной схемы подписки.
  5. Интернет-СМИ. Их часто называют «электронными средствами массовой информации», однако этот термин нельзя называть точным — ведь и радио, и телевидение также используют для передачи информации электронные технологии. Интернет-СМИ — молодой и стремительно растущий сегмент медиа. Первые сетевые издания появились в 90-х годах, и уже к началу XXI серьезно потеснили традиционные СМИ. Особенности современных интернет-медиа — предельная оперативность, интерактивность и мультимедийность (то есть передача информации одновременно в разных формах — текст, фото, видео, аудио, компьютерная анимация и т.д.). Интернет-СМИ могут быть самыми разнообразными — начиная от электронных журналов и заканчивая интернет-радиостанциями или заканчивая личными блогами (их также можно регистрировать как СМИ). Некоторые интернет-издания являются самостоятельными, некоторые представляют собой «зеркало» СМИ, выходящего в другой форме (например, сайт печатной газеты, где дублируется опубликованная на бумаге информация или сайт телеканала, где можно смотреть передачи в прямом эфире или просматривать записи из архива).

1.2 Способы психологического воздействия СМИ на подростков

В последнее время  на  формирование  нравственных  идеалов  большое  воздействие  оказывают  средства  массовой  информации.

Средства массовой  информации  стали  серьезными  каналами  трансляции  новых  смыслов,  образов,  моделей  поведения.  О  возрастающей  роли  печати,  радио  и  телевидения  в  общественной  жизни  страны  свидетельствуют  их  бурный  рост,  распространенность  и  доступность  массовой  информации  [1].

Нравственное  воспитание  подростков  мы  рассматриваем  как  формирование нравственных отношений,  способности  к  их  совершенствованию  и умений поступать  с  учетом  общественных  требований  и  норм,  прочной  системы  привычного,  повседневного  морального  поведения  [2].

Важнейшим  средством  нравственного  воспитания  является  использование  созданных  в  культуре  на  разных  этапах  исторического  развития  нравственных  идеалов,  т.  е.  образцов  нравственного  поведения,  к  которому  стремится  человек.  Как  правило,  нравственные  идеалы  формируются  в  рамках  гуманистического  мировоззрения  как  обобщенной  системы  взглядов  и  убеждений,  в  которой  человек  выражает  свое  отношение  к  окружающей  его  природной  и  социальной  среде  и  центрируется  вокруг  человека. 

В  современном  мире  СМИ  оказывает  большое  воздействие  на  формирование  мировоззрения  современных  подростков.  Подростковый  возраст  —  это  трудный  период  психологического  взросления  и  полового  созревания  ребёнка.  В  психологическом  словаре  под  подростковым  возрастом  понимается  «стадия  онтогенетического  развития  между  детством  и  взрослость (от 11—12 до 16— 17  лет),  которая  характеризуется  качественными  изменениями,  связанными  с  половым  созреванием  и  вхождением  во  взрослую  жизнь»  [4]. 

Г.  Крайг  говорил  о  том,  что  детская  и  подростковая  психика  по  силе  оказываемого  на  нее  воздействия  со  стороны  СМИ  находится  в  более  беззащитном  положении,  чем  психика  взрослого  человека.  «Подростки,  физические  и  умственные  способности  которых  развиваются  быстро,  особенно  уязвимы,  являясь  пассивными  потребителями  средств  массовой  информации.  Нередко  они  строят  модели  своего  поведения  на  основе  наблюдаемых  ими  повседневных  или  неординарных  событий  на  экране  и  в  жизни,  тем  самым,  попадая  под  влияние  тиражируемых  средствами  массовой  информации  форм  поведения  и  норм  жизни»  [3].

  Рассматривая  психику  подрастающего  поколения,  следует  обратить  внимание,  что  любое  воздействие  на  психику  несовершеннолетнего  со  стороны  СМК  и  СМИ  является  результативным,  потому  что  в  психике  подростка  еще  не  успели  сформироваться  механизмы  противостояния  негативной  информации.

Механизмы  влияния  СМИ  на  подрастающее  поколение  обусловлены  глубоким  знанием  психологии  личности  и  групп.  Они  активно  воздействуют  на  информационные  интересы,  потребности  аудитории,  ее  мотивацию  и,  таким  образом,  оказывают  существенное  давление  на  мировоззрение,  проявление  активности  и  социализацию.

Основными  механизмами  воздействия  средств  массовой  информации  на  психику  подростка,  по  мнению  С.А.  Зелинского,  являются  идентификация,  сублимация,  проекция,  интроекция,  вытеснение,  расщепление,  отрицание,  смещение,  изоляция,  регрессия  [1].

1.  Идентификация.  При  идентификации  происходит  отождествление  себя  с  персонажем  фильма. 

2.  Сублимация.  Выражается  в  том,  что  зритель,  испытывая  внутреннюю  тревожность,  находит  ее  замещение  на  переключении  на  позитивные  занятия,  например  как  просмотр  фильма.

3.  Проекция.  Человек  приписывает  свои  отрицательные  качества  другим,  и  таким  образом  временно  избавляется  от  них.

4.  Интроекция.  Интроецироваться  могут  черты  лица,  к  которым  зритель  формирует  самые  различные  установки.  Часто  интроецируется  объект,  который  утрачен:  эта  утрата  заменяется  интроекцией  объекта  в  свое  Я.

5.  Вытеснение.  Это  процесс,  при  котором  из  сознания  исключаются  чувства,  мысли,  желания,  причиняющие  стыд  и  чувство  вины.

6.  Расщепление.  При  этом  процесс  зритель  разделяет  «хорошее»  и  «плохое».

7.  Отрицание.  Зритель  при  восприятии  негативной  информации  бессознательно  отрицает  ее.

8.  Смещение.  У  человека  происходит  переключение  внимание  с  интересующего  объекта  на  посторонний.

9.  Изоляция  —  абстрагирование  от  чего-то  тревожащего  и  волнующего.

10.                Регрессия.  Зритель  постоянно  возвращается  мыслями  в  прошлое,  которое  было  лучше  настоящего.  Это  собенно  хорошо  проявляется  при  просмотре  старых  фильмов.

Таким  образом,  средства  массовой  информации  обладают  огромными  возможностями  влияния  на  личность  и  массы.  Во  многих  случаях  онистановятся  совоспитателями  подрастающего  поколения,  важным  фактором  формирования  мировоззрения  значительных  людских  масс,  побуждения  их  к  определенному  поведению.

                                     

1.3 Последствия от влияния СМИ

Дискуссии вокруг воздействия СМИ не прекращаются. Общепринятая модель «всемогущество — ограниченное воздействие — умеренное воздействие — сильное воздействие» представляет собой упрощенный сценарий научных исследований. В будущем исследователей медиавоздействия ожидает задача разработки эмпирических критериев, позволяющих классифицировать воздействие СМИ как сильное, умеренное или ограниченное, а также сформулировать обобщения, объясняющие феномен медиавоздействия. Среди существующих методов исследования влияния СМИ можно выделить три общепринятых способа оценки СМИ: оценка содержания, оценка продолжительного воздействия, оценка последствий. Существует четыре основных класса поддающихся оценкам последствий: поведенческие последствия; установочные последствия; когнитивные последствия; физиологические последствия.

Поведенческие последствия — это тот тип эффектов воздействия СМИ, о котором большинство людей вспоминает прежде всего. В этом случае человек совершает некоторые действия, например, проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как он видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом. Этим последствиям придают особое значение сторонники теории социального научения. Поведение представляет наиболее зримый тип последствий, хотя его зачастую очень трудно измерить; еще сложнее со всей определенностью показать, что его причиной является воздействие СМИ.

Второй класс последствий воздействия СМИ связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, человек может стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования — уже другой вопрос. Хотя установки включают в себя интеллектуальный компонент, или компонент доверия (например, обоснование того, почему вы предпочитаете программу одного кандидата программе другого), значительная часть психологической динамики в установках носит эмоциональный характер (например, большая симпатия к одному кандидату по сравнению с другим). Установки оценить легче, чем поступки, и иногда они приобретают огромное значение, поскольку влияют на последующее поведение и на то, как мы станем в дальнейшем обрабатывать информацию. Воздействие установок не ограничивается формированием общественного мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на восприятие мира и на то, как его общество интерпретирует. Взаимодействие знаний, полученных из СМИ, с жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием.

Третий класс последствий — когнитивные эффекты (т. е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации из СМИ (например, сведений о шимпанзе, почерпнутых из статьи в журнале). Существуют и другие, более завуалированные, когнитивные эффекты. Например, СМИ «навязывают повестку дня» очень простым способом; отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.

Четвертый класс эффектов массмедиа — это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием СМИ. Исследования показали, что даже такой обыденный материал, как телевизионные новости, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе, к реакциям кожных покровов и блокированию альфа-волн, испускаемых мозгом.

                           

Глава II. Практическая часть

        Анкетирование проходило на базе Пригорской средней школы в 2019 году. В исследовании приняло участие 100 учащихся с 4 по 11 классы. Ученикам нужно было ответить на несколько вопросов:

  • Читаете ли Вы газеты? Какие? Как часто?
  • Читаете ли Вы журналы? Какие? Как часто?
  • Какой главный ресурс получения информации для Вас?
  • Какую самую интересную информацию Вы получаете от СМИ?
  • Можете ли Вы представить свою жизнь без средств массовой информации? Почему/почему нет?

На английском языке эти вопросы выглядят следующим образом:

  1. Do you read newspapers? Which? How often?
  2. Do you read magazines? Which? How often?
  3. What is the main source of getting information for you?
  4. What is the most interesting information you get from the Mass Media?
  5. Can you imagine your life without Mass Media? Why/Why not?

Мы получили следующие результаты.

Из 100 опрошенных газеты читают только 14 человек, 86 ответили на вопрос о газетах отрицательно.

Из 100 опрошенных журналы читают только 33 учащихся, 67 ответили на вопрос о журналах отрицательно.

Основными ресурсами получения информации учащиеся нашей школы называют Интернет и телевидение 100% опрошенных. Помимо этого, выделяют такие ресурсы: родители, учителя, школа, книги, друзья.  

На 4 вопрос о том, какую самую интересную информацию Вы получаете от СМИ, учащиеся выдели

  1. информацию из социальных сетей (25 %)
  2. просмотр фильмов и программ (20%)
  3. ответы на домашние задания (15 %)
  4. спорт, музыка, новости, музыка (по 10%)

По результатам ответа на 5 вопрос, можно сделать выводы, что подростки с трудом представляют свою жизнь без СМИ по следующим причинам:

  • «просто привыкли»,
  • «это отличное развлечение»,
  • «дает возможность общения на расстояние и с кем угодно»
  • «благодаря СМИ я в курсе всех новостей»
  • «нечем заняться – меня спасают СМИ»

Таким образом, главный вывод заключается в том, что благодеянье ли средства массовой информации или проклятие для человечества, каждый определяет для себя сам.

Заключение

Мы рассмотрели тему влияния СМИ на поведение молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

В ХХ веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно установленных масс-медиа. Эти обильные источники - телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей. Телевидение производит мощнейшее влияние на сознание подростка и является стимулом для действий. Также с помощью телевидения пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.

Необходимо, как нам кажется, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, ограничить пошлость в газетах и Интернете. Эту проблему нужно решать на государственном уровне, и многое, на мой взгляд, уже делается. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

                                          Список литературы

1. Войскунский А.Е. Психологический журнал, 2004, том 25, №1 с.90.

2. Грушин Б.А. “Мнение о мире и мир мнений. М: Политиздат, 1967, с.64

3. Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека

4. Колесова А.В. Нравственная ценность этикета. Автореферат канд. дисс. Москва.: МГУ, 1995.

5. Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. - М. - Л., 1959; Искусство войны Сунь-цзы/У Цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. - СПб, 1998.

6. Компьютерная газета, № 18. - Киев, 2002. - С.3

7. Ожегов C.И., Словарь русского языка. М., 1989. с.551

8. Пугачев В. П "Политология. Справочник студента". М. 1999, с.421.

9. Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2003.

10. Станкин М И. Психология общения: курс лекций. - Институт практической психологии, Москва, 1996.

11. Хромов Л.Н. “Рекламная деятельность: искусство, теория, практика”, Петрозаводск АО “Фолиум”, 1994.

12. Ценев В. Психология рекламы, 1995, Спб

13. http://psynet. carfax.ru // texts/kolovorotn. htm