Методика использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка.
статья по английскому языку

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты работы с аутентичными видеоматериалами на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodika_autentichnye_materialy.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка.
Маркова Марина Геннадиевна, учитель английского языка. 

1.Вступление. Проблема разрыва между учебными и реальными ситуациями в использовании английского языка и использование видеоматериалов как способ его преодоления.

Одним из важных факторов, влияющий на мотивацию изучения английского языка является осознание возможности или невозможности его применения в реальных жизненных ситуациях. Зачастую, попав в ситуацию, когда нужно применить знания английского языка на практике, например, прочитать вывеску или инструкцию, прослушать объявление в аэрпорту, понять текст понравившейся песни или посмотреть телевизионную программу, поговорить с носителем языка,  дети понимают, что долгие годы изучения языка прошли зря, потому что на практике они применить его не могут. Особенно это касается восприятия на слух реальной речи носителей языка. Это разочарование может очень негативно воздействовать на их дальнейшее желание заниматься языком. Причин для такого негативного опыта несколько, но одна из них состоит в отличии английского языка  из учебных курсов от реального английского языка масс-медиа и англоговорящих людей с разнообразием идиом, сленга и акцентов. Задача учителя в данной ситуации состоит в том, чтобы по возможности больше демонстрировать учащимся неадаптированные образцы англоязычной письменной и устной речи и развивать в них компенсаторные умения и уверенность в себе. Одним из эффективных способов сделать это является использование аутентичных видеоматериалов. Существует мнение, что аутентичные видеоматериалы могут результативно использоваться лишь для обучающихся на продвинутом этапе, однако практика показывает, что при тщательном подборе и правильно организованной работе с ними, даже на начальном этапе обучения аутентичные неадаптированные материалы могут с успехом быть использованы.
2.Типы аутентичных видеоматериалов.
Благодаря техническому оснащению современных школ и доступу к сети Интернет, возможен доступ к огромному массиву оригинальных аутентичных видео. Оборотной стороной этого изобилия становится ситуация, когда педагог испытывает сложности с выбором подходящего для уроков материала.
Все существующие видеоматериалы можно условно разделить на несколько групп:
а) полнометражные художественные и анимационные фильмы и сериалы;
б) короткие игровые и мультипликационные ролики;
в) документальные и научно-популярные фильмы;
г) телевизионные ток-шоу различной направленности;
д) выпуски новостей;
е) музыкальные видео;
ж) видеоблоги;
з) спортивные репортажи.

Материалы каждого типа имеют свои преимущества и недостатки, Так, игровые художественные фильмы и сериалы озвучены профессиональными актерами, чья речь хорошо артикулирована. Это же можно отнести к документальным и научно-популярным фильмам с закадровой озвучкой. Преимуществом таких видео является относительная лёгкость восприятия на слух а также грамматическая правильность речевых конструкций. Видеоблоги же, а также ток-шоу, где участники не являются профессиональными актерами и дикторами, показывают живую речь со всеми ее «шероховатостями», а также диалектными особенностями произношения. С одной стороны, это сильно затрудняет работу с такими материалами, с другой же, преодоление этих трудностей делает её более увлекательной.

Видеоматериалы любого типа могут быть использованы в уроках, если подойти к их подбору вдумчиво и ответственно, а также провести необходимую подготовительную работу с ними, например, разбивку длинных видеофрагментов на короткие эпизоды и, при необходимости, ввод необходимого лексико-грамматического материала до просмотра.

3. Выбор аутентичного материала.
3.1. Основные принципы выбора аутентичного материала.

Правильный выбор аутентичного видеоматериала   -  это основа успеха при его использовании. Аутентичные видеоматериалы не прописаны в типовых учебных программах и не входят в состав учебных курсов, рекомендованных к использованию в средних школах, поэтому выбор материала — это ответственность учителя. При выборе следует тщательно рассмотреть такие аспекты как:


а) возраст учеников;
б) уровень подготовки в классе;
в) уровень языковой сложности видеоматериала;
г) интересы учеников;
д) логичная интеграция учебного материала в учебную программу.

3.2. Выбор аутентичного видеоматериала для младшей школы.

  Существует мнение, что использование аутентичных материалов с учащимися младших классов невозможно ввиду отсутствия достаточной языковой подготовки у них. Однако, существует огромное количество разнообразных коротких видео, изначально снятых для англоязычных детей, которые с успехом могут быть использованы на школьном уроке английского языка. К таким материалом можно отнести:
а) короткие музыкальные видео;
б) короткие мультипликационные фильмы.
Дети младшего школьного возраста обычно с увлечением поют, танцуют и играют в подвижные игры. В англоязычной культуре существует огромный пласт коротких детских песенок Nursery Rhymes, для которых характерна простая лексика, многократное повторение фраз и комбинация песни с движением (sing and do). Такие песенки в виде видеороликов можно включать в уроки с самого начального этапа обучения. Множество примеров видеороликов с такими песенками может быть найдено на видеохостинге YouTube. В частности, видеоресурс Super Simple Songs [18]. предлагает много песенок, которые могут быть интегрированы в урок как дополнительный компонент при изучении тематической лексики:
а) Семья  - Rain, Rain, go away.
б) Счёт — Five little monkeys
в) Еда — Do you like...
г) Животные – Who took the cookie from the cookie jar?
д) Части тела, движения — Hokey-cokey.
Практически по любой теме любого учебного курса начальной школы на этом ресурсе можно найти оригинальное музыкальное видео. Младшеклассники с удовольствием подхватывают лёгкие запоминающиеся мелодии, простые тексты несложно запомнить,  а занимательный видеоряд иллюстрирует лексическое содержание и способствует более полному и прочному усвоению учебного материала.
Для учеников 3-4 класса в уроки можно включать более продвинутые в языковом отношении материала, например, мультипликационные фильмы. Некоторые англоязычные мультипликационные фильмы транслировались на российском телевидении, их герои знакомы детям и любимы ими ( Max and Ruby, Meg and Mog, Peppa Pig).
Хорошим потенциалом для использования как вспомогательный материал для уроков может послужить британский мультсериал Свинка Пеппа (Peppa Pig).  [19]. К его достоинствам можно отнести короткую продолжительность эпизодов (каждая серия с завершенным сюжетом длится 5 минут), темы сюжетов интересны для возрастной группы младших школьников (школа, игры, семья, дружба). Целевая аудитория мультсериала — англоговорящие дети дошкольного и младшего школьного возраста, поэтому лексика фильма доступна и понятна даже для учащихся младших классов. Грамматические конструкции часто представлены с опережением, однако вряд ли это можно считать недостатком, так как в целом употребление более сложных форм даже без их проработки не затрудняет понимание сюжета. К тому же, дети этого возраста еще не утратили до конца интуитивную способность усваивать иностранный язык как родной и  их встреча с более сложными грамматическими формами может послужить хорошим заделом на будущее. Мультсериал так же насыщен несложными диалогами, которые можно разыграть по ролям после просмотра.
Для учеников 3-4 классов можно встроить эпизоды Свинки Пеппы в уроки по мере прохождения соответствующих тем в школьном курсе. Хорошими образцами таких видеоматериалов могут служить эпизоды Shopping,  Gardening, Hide and Seek и многие другие. Положительная мотивация младших школьников часто основана на том, насколько урок интересен и развлекателен. Просмотр любимого мультфильма на языке оригинала вносит в урок положительную эмоциональную составляющую и повышает самооценку учащихся.

3. 3. Выбор аутентичного видеоматериала для средней школы.

  Учащиеся средней школы уже обладают некоторыми базовыми знаниями английского языка, которые позволяют использовать на уроках более широкий круг аутентичных видеоматериалов, чем в младшей школе. Помимо мультипликационных фильмов, можно включать в уроки различные документальные видео о природе и культуре англоязычных стран, видеоматериалы на тему здоровья и экологии. Большой выбор таких видеороликов можно найти, например,  на канале National Geographic [20]. Кроме этого, по каждой теме, проходимой в рамках учебного курса, учитель самостоятельно может найти короткие тематические ролики. Например, к теме Еда и её приготовление (уч.курс Английский в фокусе , материалы 6 и 8 классов) как дополнение прекрасно подходят разнообразные  короткие видео знаменитого теле-повара Джейми Оливера с рецептами приготовления различных блюд. [21].
На этапе средней школы подростки активно интересются современной музыкой и этот факт позволяет широко использовать популярные англоязычные песни на уроках. На каждую такую песню легко найти оригинальный видеоклип, как и видео в формате караоке или sing-along. Использование видеоматериалов такого формата положительно мотивирует даже слабо увлеченных английским языком учащихся, так как знание и понимание популярных песен поднимает их авторитет среди сверстников, как и собственную самооценку.

3.4.Выбор аутентичного видеоматериала для старшей школы.

  При работе со старшеклассниками у учителя английского языка есть широкий простор для творчества и использования аутентичных видеоматериалов в процессе обучения. В 16-18 лет круг интересов подростков довольно широк, поэтому учитель может найти поддержку в виде аутентичных материалов практически по каждой изучаемой теме. Повысившийся уровень владения английским языком также расширяет возможности учителя и позволяет включать в процесс обучения неадаптированные художественные фильмы (или эпизоды из них),общественно-публицистические передачи, ток-шоу. В случае специализированных классов (физико-математических, химико-биологических и др.) целесообразно использовать аутентичные видеоматериалы, интегрированные со спецпредметами.  Так, видеоканал Veritasium [22] предлагает увлекательные короткие видео о различных научных опытах. Знакомство с такого рода аутентичными источниками позволяет несколько снизить снижение мотивации в случае если это произошло из-за перекоса в увлечениях и усиленного занятия профильными предметами в ущерб английскому языку.
В случае лингвистических классов целесообразным представляется интеграция уроков дополнительного чтения с просмотром художественного фильма-экранизации. Идеальным для этого представляется серия Дж.Роулинг о Гарри Поттере, [15], так как и фильмы и литературный первоисточник хорошо знакомы ученикам и очень популярны.

4. Этапы работы с аутентичным видеоматериалом на уроках английского языка

  После выбора аутентичного материала следует разработать методологию работы с ним. При работе с любым аутентичным видеоматериалом выделяют три основных этапа:

1. Допросмотровый (преддемонстрационный);

2. Просмотровый (демонстрационный);

3. Послепросмотровый  (постдемонстрационный).

 Каждый из этих этапов должен подкрепляться упражнениями и заданиями, направленными на концентрацию внимания учащихся и лучшее усвоение знаний по заданной теме.

Виды упражнений на предпросмотровом этапе могут быть следующими:

Мозговой штурм;

         прослушивание музыкального отрывка, беседы, дискуссии;

        чтение текста;

        заполнение таблицы;

        описание картинок/ иллюстраций/ фото;

        расположение иллюстраций в правильном порядке;

        высказывание предположений относительно содержания видео-отрывка;

        вопросно-ответная форма интерактивного взаимодействия;

         ассоциации;

        отработка и знакомство с новой лексикой.

Второй этап –демонстрационный– имеет еще название активного этапа. И он может включать такие упражнения как:

         заполнение таблицы;

         беззвучный просмотр;

         просмотр с паузой;

         поисковый просмотр;

направляемый просмотр;

         свободные записи и заметки;

         записи и заметки по заданной схеме;

         расположение предложений/ картинок/ абзацев в правильном порядке;

        расположение эпизодов просматриваемого отрывка в правильном порядке;

классификация информации;

         поиск символов;

         сопоставление слов и словосочетаний.

        Работа на постпросмотровом этапе помогает формировать навыки письма и говорения. Все языковые трудности уже сняты и учитель направляет дискуссию, предоставляя учащимся речевые образцы и создает условия для творческой работы, осуществляемой в таком виде как:

        дискуссия;

        викторина;

        оценка просмотренного;

        обмен мнениями;

        создание проекта/ постера/ плаката;

        написание объявления/ доклада;

        ролевая игра;

        описание;

        создание окончания истории;

        решение проблемы;

        написание отзыва.

 При методической разработке урока следует учитывать следующие аспекты:
1. Цель использования материалов видеофильма (для общего или полного понимания);
2. Продуктивные цели, которые преследует учитель (для устной коммуникации или для создания текста того или иного сообщения);
3. Соотношение выбранного материала с программой обучения, учебным процессом, уровень языковой сложности;
4. Время представления материала видеофрагмента - до, во время или после работы с сюжетом;
5. Формы работы, которые можно использовать (индивидуальные, парные, групповые).
6. Место видеоматериала в уроке — материал интегрирован в урок в соответствии с тематикой основного учебного курса или урок дополнительный и посвящен только работе с видеоматериалом.
Аутентичные видеоматериалы могут использоваться на уроке с разными целями, которые можно условно разделить на две группы:
1. Работа с языком, произведенным непосредственно видеоматериалом;
2. Работа, вовлекающая язык, производимый учащимися о видеоматериале. Первый тип деятельности фокусируется на задачах, которые помогают учащимся работать с языком, который они услышат в видеофильме и принять оттуда новый для себя лексико-грамматический материал. Второй тип использует видео как стимул для обсуждения и письма. Другими словами, видео провоцирует учащихся на использование языка в обсуждениях и выполнении заданий, связанных с ними. Здесь видео является опорой обучения и сопроводительным материалом больше, чем непосредственным источником новых знаний о языке и информации. Оба типа действий могут использоваться в комбинации, что зачастую используется при разработке фрагментов урока.

5.Заключение.

Использование аутентичных видео на уроке способствует решению следующих задач:

1. Повышение мотивации учеников;

2. Создание комфортной среды обучения;

3. Способствует интенсификации обучения;

4. Повышает активность обучаемых;

5. Создает условия для самостоятельной работы учащихся  формировать социокультурную компетенцию учащегося, способствуют запоминанию материала, сопутствуют эмоциональной оценке, позволяют разнообразить учебную деятельность с помощью зрительной и слуховой опоры.

Список использованной литературы.

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Аутентичный текст // Новый словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). М., 2009. С.25-26. 1, c. 34].

2. Барышников Н.В. Теоретические основы обучения чтению аутентичных текстов при несовершенном владении иностранным языком. Дис. … д-ра пед. наук. Пятигорск. 1999. 220 с. 2, c. 153)

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 149

4.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М. 2000. 192c. 4, c.

 5.Домрачев В.А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высш. образование в России. Вып.2. М. – 1995. с.17 – 22. 8, с. 63].

6. Елухина Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативноориентированной методики // ИЯШ. Вып.2. 1989. c. 20. 9, с. 30 – 35].

7. Игна О. Н. Развитие социокультурной компетенции студентов на основе аутентичных материалов при профессиональноориентированном обучении иноязычному общению. : Дис. … канд. пед. наук. Томск. 2003. 256 с. 12, c. 7]

8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 88)

9. Маркова А. К., Формирование мотивации учения в школьном возрасте-Пособие для учителя. —М., Просвещение, 1983. —96 с)

10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.б стр.194).

11.Соколова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М. 2008. 271 с. 26, c. 92].

12. Khan A. Using films in the ESL classroom to improve communication skills of non-native learners // ELT Voices. 2015/ V.5(4) P. 46-52 42, p. 50].

13. Lustigová L. ESP as a challenge to confront - A case study of technical English in a pre-intermediate level university classroom // Journal on Efficiency and Responsibility in Education and Science. 2013/ V.6(4) P. 308-327. 43, p. 309]

14.Mirvan X. The advantages of using films to enhance student’s reading skills in the EFL classroom // Journal of Education and Practice. 2013/ V.4(13) P. 62-66 44, p. 63].

15. Rowling J.K.  Harry Potter and the Chamber of Secrets. Bloomsbury Publishing PLC, 2014

16. Video, TV and Radio in the English Class(Essential Language Teaching) by Barry Tomalin 118 pages August 1986 Macmillan)

17. Woottipong K. Effect of Using Video Materials in the Teaching of Listening Skills for University Students // International Journal of Linguistics. 2014/ V.6(6) P. 56-61. 48, p. 56

Интернет-ресурсы.

18. Super Simple Songs (https://www.youtube.com/user/SuperSimpleSongs

19. Peppa Pig.  https://www.youtube.com/watch?v=_DmYA7OzyRE&list=PLhBNaOObFw5kRNaYjuVVf2IdX2HU-Mruq

20. National Geographic https://www.youtube.com/user/NationalGeographic

21. Jamie Oliver channel (https://www.youtube.com/user/JamieOliver).

22. Veritasium https://www.youtube.com/user/1veritasium 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аутентичных видеоматериалов на уроках немецкого языка

Исследуется спользование различных приёмов работы с видеоматериалом на уроке иностранногог языка с учётом особенностей восприятия....

Использование аутентичных материалов на уроках английского языка.

Статья содержит материал, как использовать аутинтичный материал на уроках английского языка...

Использование обучающих аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка

Использование обучающих аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка...

Использование аутентичных материалов на уроках английского языка в старшей школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21784252","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Методика использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка (из опыта работы)

Одним из важных факторов, влияющий на мотивацию изучения английского языка является осознание возможности или невозможности его применения в реальных жизненных ситуациях. Одним из эффективных способов...

Использование аутентичного материала на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетентности учащихся

Рисунок современного урока стремительно меняется. Сейчас все чаще говорят о мотивации детей на уроках, о применении информационных технологий, мультимедийных средств обучения. Меняется сам процесс обу...

Использование аутентичных песен на уроках английского языка в средней и старшей школе

Один из основных вопросов, с которым сталкивался каждый учитель на своем уроке, является вопрос выбора вспомогательного метода для лучшего усвоения материала. В данной методической разработке можно на...