Приемы работы одаренными детьми на уроках иностранного языка
статья по английскому языку

Алексеева Наталья Николаевна

Задачей развития и поддержки детей с признаками одаренности заключаются  в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ по разным предметам, а так же  в том, чтобы продвинуть детей в развитии. Моя приоритетная функция как учителя английского языка - это раскрыть и развить одаренность каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota_s_odarennymi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы  одаренными детьми на уроках иностранного языка

     Как практикующий учитель я часто задаюсь вопросом: «Как же в обычной общеобразовательной школе в рамках только школьной программы работать с детьми, которые имеют повышенные запросы к изучению моего предмета?». Вопрос актуальный в наши дни, когда много внимания уделяется развитию одаренных детей.  

     Начну с того, что развивать таланты надо  начинать как можно раньше – с момента начала изучения предмета.

 В своей работе я много времени уделяю работе с текстом. Начиная с 3 класса я прошу детей завести тетрадь по чтению. При выполнении домашнего задания из книги для чтения, дети должны выписать из предлагаемого текста все незнакомые слова, затем выписать к ним транскрипцию и перевод, пользуясь словарем в учебнике. В классе учащиеся переводят домашний текст, пользуясь свими записями. Выписывая слова в тетрадь, дети легче их запоминают, и самые способные пытаются затем переводить текст не подглядывая в тетрадь.

Считаю, что невозможно выучить язык, не зная основы, т.е. лексики.  Через месяц-два такой работы, как показывает моя практика, запоминание и заучивание лексики для большинства не составляет труда и не занимает много времени дома (за счет повторяемости).

В этой же тетради мы выполняем задания на отработку правил чтения, например выписать из текста слова, где буква Аа читается как [ei], и др.

Начиная с 5 класса,  я  веду кружок под названием «Увлекательное чтение на английском языке».  Например, в 5 классе мы читаем сказки Р.Киплинга. Тексты сказок не длинные и довольно простые для понимания. Задания к текстам ориентированы на понимание  содержания и закрепления лексики. Развиваются умения анализировать сюжет, характеризовать персонажей, пересказывать прочитанное.

В 7 классе мы с ребятами читаем произведение О. Уайльд «Кентервильское привидение».  В 9 классе пьессу «Пигмалион» Бернарда Шоу  и  др.

Чтение художественной литературы на иностранном (в частности – на английском) языке позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о различных культурно-исторических событиях, увеличить активный и пассивный запас слов, приумножить как лингвистические, так и общекультурные знания. Чтение на английском языке способствует осуществлению диалога культур, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям.

Использование при обучении английскому языку книг для чтения  способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей, формированию общеучебных умений и навыков. Новоприобретенные языковые и социокультурные знания и умения способны значительно повысить уровень мотивации учащихся и помочь им почувствовать себя более уверенно в пользовании английским языком – независимо от их уровня языковой подготовки.

В конце года самым способным моим ученикам я дарю книги из серии «Домашнее чтение» на английском языке с заданиями, тем самым дети летом также практикуют свои навыки.

Также, на своих уроках я уделяю много времени грамматике,  и начиная с 5-го класса, мои дети заводят еще одну тетрадь по грамматике. В нее мы записываем грамматические правила, после чего я даю им образцы изменения глаголов по временам в утвердительной, отрицательной и вопросительной форме. Например, при изучении Present Simple:

I play                  I don’t play

He/She/It plays                                    He/She/It doesn’t play  

You/We/They play                              You/We/They don’t play   и т.д.

Прошу детей дома изменить подобным образом другой глагол.

После таких заданий пишу на доске любое предложение в разных грамматических временах, и ученики задают к нему всевозможные вопросы. Таким образом, когда мы подходим к написанию личного письма, им не составляет трудность составить вопросы. Также часто практикую такое задание: пишу на доске предложение с одним из глаголов в разных временах, например: Я рисую сейчас. Я буду рисовать. Я нарисовал. Я рисовал. Я рисую часто. Я рисую уже час, и т.д. (в зависимости от класса). Ученики эти предложения переводят на английский язык, называя при этом время и слова-спутники.  Это помогает практиковать видовременную систему английского языка.

 Немаловажным, я считаю, использование внеурочной деятельности в работе по улучшению качества освоения иноязычных умений. В начальных классах на кружке «Let’s sing together» мы с ребятами разучиваем английские песенки подобранные соответственно их возрасту с постепенным усложнением лексики и грамматических структур, таким образом,  опираясь на те знания, навыки и умения, которые были получены ими в процессе изучения английского языка в урочное время.

Песни являются неотъемлемой частью жизни человека. С ними связана вся жизнь, начиная с колыбельных песенок.  Педагогическая ценность песен не вызывает сомнений. Использование песен при обучении иностранному языку  позволяет обучать и совершенствовать навыки произношения, достичь точности в артикуляции, ритмике, интонации, обогащает словарный запас, развивает навыки чтения и аудирования.

Благодаря песням, некоторые слова и даже целые предложения надолго остаются в памяти. Можно прочитать слово тоном серьёзного педагога и через час ребёнок забудет о нём, но если пропеть то же самое слово, придумать для него нехитрую мелодию, протянуть ударный слог и оно заиграет новыми красками. И позже, вспомнив эту мелодию, дети вспомнят  и само слово.

 Более того песня вносит праздничное настроение, элемент  не традиционности, что влияет положительно на эмоциональное развитие ребенка. Иноязычная деятельность на фоне музыки облегчает усвоение материала и снимает усталость  в процессе обучения.

При отборе песенного материала я опиралась на следующие принципы:

  • песня должна быть простой, с понятными ученику и повторяющимися предложениями;
  • песня не должна быть слишком быстрой;
  • лексика и грамматика текста должны соответствовать уровню подготовки и развития учащихся.

Можно еще долго рассуждать на тему «Как работать с одаренными детьми на уроках?» Но, по-моему мнению, самое важное – это мотивация учеников. А вот здесь учитель сам должен быть яркой и всесторонне развитой личностью,  безумно любить свой предмет и своих учеников, принимать их такими какими они есть, почаще говорить своим ученикам о роли языка в современном мире, приводить разные примеры, строить обучение в каждой группе не одному плану, а учитывая особенности группы и каждого в отдельности, почаще хвалить пусть даже за самую небольшую победу, не жалеть хороших отметок, но и не забывать поругать, когда это необходимо. К каждому ребенку можно найти свой ключик и замотивировать. 

Мои учащиеся регулярно учавствуют в  муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

Мы успешно участвуем в разных конкурсах, занимая призовые места.

Лисенок, Я лингвист. История на английском языке. Олимпус. И др.

 В прошлом учебном году  моя ученица Коробкина Анастасия набрала довольно высокий бал  на ЕГЭ по английскому языку  – 84.  Настя целеустремленная девушка, которая отличалась большим усердием и обладает потрясающей памятью, она много читала художественной литературы на английском языке.

     Резюмируя все вышесказанное, хочу пожелать всем удачи в вашем труде, верить в своих учеников и работать для них.

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы извлечения информации на уроках иностранного языка.

В выстулении "Методы и приемы извлечения информации на уроках иностранного языка." на педагогическом совете продемонстрировано, что грамотно   подобранные художественные тексты, закрепляют не тол...

Приемы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Краткие выводы моего опыта работы с одаренными детьми....

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...

Доклад на МО «Как сделать урок интересным: от занимательности к мотивации» Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ученика, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном я...

Приемы работы с низкомотивированными детьми на уроках иностранного языка

В статье приводится классификация типов обучающихся с низкой мотивацией обучения. Рассматриваются приемы как непостредственно на уроке включить в работу ребенка с проблемами в обучении....