Авторские педагогические технологии при обучении английскому языку
учебно-методический материал по английскому языку (5 класс)

Шайдуллина Эльмира Олеговна

Специфика дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость более широко использовать новые образовательные технологии, наряду с традиционными методами, направленными на формирование базовых навыков практической деятельности с использованием преимущественно фронтальных форм работы.  В данном материале одробно описаны виды педагогических технологий, которые можно применять на занятиях по иностранным языкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo_shaydullina.odp2.86 МБ
Файл dlya_vystupleniya_rmo.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                           Шайдуллина Эльмира Олеговна.,

Учитель английского языка

МОБУ СОШ № 1 пгт.Пойковский

                                             Виды педагогических технологий.

            Авторские педагогические технологии при обучении английскому языку.

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.  

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении.  

Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.  

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.    

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.    

Часто педагогическую технологию определяют как:            

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;  
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;  
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).      
  • В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии:      
  • Информационно – коммуникационная технология  
  • Технология развития критического мышления  

                    Модульная технология  

                    Технология интегрированного обучения  

                    Игровая технология

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:  

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции)

- по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств),    

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты)

- по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии

- по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у студентов комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.

Специфика дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость более широко использовать новые образовательные технологии, наряду с традиционными методами, направленными на формирование базовых навыков практической деятельности с использованием преимущественно фронтальных форм работы.    

При обучении иностранному языку используются следующие образовательные технологии:  

- Технология         коммуникативного         обучения         –         направлена

на         формирование коммуникативной компетентности студентов, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.          

- Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности студентов с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал.

- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность

- Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения английскому языку.

-Игровая технология

- Технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.      

- Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку.

Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.    

В моем выступлении я подробнее остановлюсь на авторских педагогических технологиях.          

Авторская технология преподавания иностранного языка  «Учителя года России — 2002» И. Б. Смирнова  

Смирнов Игорь Борисович – учитель немецкого языка с.ш. № 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Гатчины Ленинградской области, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук.

Чтобы использовать коммуника­тивную методику, нужно в совершенстве вла­деть языком. Игорь Борисович знает немецкий настолько хорошо, что не только печатается в немецкой прессе, но даже пишет стихи по-немецки.  

Его концепция изучения иностранного языка подразумевает:                                     v Научить языку можно только в общении.

v Никогда не вести уроки по-русски.

v Для общения важны модели, которые употреб­ляются в тех или иных речевых ситуациях. Это путь изучения родного языка.

v Маленькому ребенку никто не объясня­ет, где подлежащее, где сказуемое, какие грамматические категории имеет глагол или существительное. Он вычленяет на слух грам­матические модели и свободно ими оперирует. Вот этот принцип и лежит в основе коммуника­тивной методики.

v Важно не понимание учеником прочитанного, а то, что его заинтересовало в тексте. v Создание условий для использования в классе своего социального опыта.

v Урок – прообраз реального общения людей.           

Особенности урока         

«Ученик активен. Он работает. И педагогу нужно быть все время в движении. Процесс общения настолько захватывает... Дети, которым трудно дается язык, в любом случае повторяют несколько раз за другими детьми. Они слышат других. Ситуативная наглядность дает возможность отойти от русского языка и мыслить на иностранном».

И.Б. Смирнов знает, что путь к своему призванию не всегда прям и прост, и уже хорошо понимает, чего хотелось бы ему увидеть в детях, и не только родных. Главное и определяющее – это самостоятельность, это свобода в сплаве с ответственностью за собственный выбор. Это критичность, умение оценивать и анализировать и, конечно же, чувство уверенности в собственных силах.

 Метод Ше́хтера  

Ме́тод Ше́хтера — эмоционально-смысловой подход к обучению иностранным языкам, утверждающий, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым интерактивным игровым методам активного обучения. 

В основе эмоционально-смыслового подхода лежит тот факт, что речь человека — не набор знаний, а естественный навык, свойственный человеку. В отличие от традиционного подхода, при котором изучение языка сводится к заучиванию слов и правил, здесь вместо этого предлагается порождение речи, её развитие и коррекция.  

Что входит в это метод? «актуализация», когда студенты разыгрывают этюды (ролевые игры) на изучаемом языке. При общении друг с другом у них не возникает психологического барьера, как при ответе преподавателю перед аудиторией. В этюдах задачи ставятся не учебные — вспомнить какие-то слова и построить из них фразы (как при традиционном обучении), а практические — сделать что-то, пользуясь языком. Речь в этюдах — импровизация. Цель — добиться нужного результата. Участие в этюдах обеспечивает порождение и развитие свободной речи «от себя». Исчезает страх говорить на чужом языке, появляется уверенность в себе, приобретается опыт общения в разнообразных ситуациях.  

Согласно Шехтеру, Отсутствие страха сделать ошибку способствует снятию «речевого барьера». Изучение грамматики начинается на втором этапе обучения, когда уже имеются некоторые речевые навыки. Правила легче усваиваются, когда их можно подкрепить знакомыми примерами употребления.

Таким образом, в отличие от традиционного обучения, грамматика, согласно Шехтеру, вторична по отношению к речи. Правила описывают речь, а не речь строится по правилам. На родном языке человек говорит правильно не потому, что каждый раз вспоминает то или иное правило, а по интуиции: он просто чувствует, как говорят, а как не говорят. Задача — развить аналогичное чутье при говорении на иностранном языке.

Метод Шехтера проверен многолетней практикой, он реально работает и для большинства людей является верным способом быстро заговорить на иностранном языке.

Занятия по методу Шехтера

Занятия по эмоционально-смысловому методу могут вести только преподаватели, прошедшие специальную подготовку и стажировку. Преподавателю по методу Шехтера недостаточно самому знать язык, быть грамотным лингвистом и талантливым учителем. Он должен быть ещё и хорошим психологом, и актёром, и режиссёром.  

  1. Занятия проводятся в группах — ежедневно по 3 часа. Без обязательных домашних заданий. Полный курс обучения — три цикла с перерывами.
  2. Задача первого цикла — порождение и развитие речи в условиях повседневного межличностного общения на бытовом уровне, а также выработка навыков чтения на языке. После 1-го цикла человек должен уметь выразить свою мысль на чужом языке и быть правильно понятым, но его речь может быть ещё не свободна от ошибок и некорректностей.  
  3. Второй цикл — развитие и коррекция речи, в том числе монологической речи, то есть умения выступать на языке перед аудиторией, излагая свою точку зрения по тому или иному вопросу. На 2-м цикле слушатели участвуют в конференциях, совещаниях, дискуссиях за круглым столом. На 2-м цикле начинается изучение грамматики с целью коррекции речи, а также отрабатываются навыки профессионального перевода. Кроме того, начиная со 2-го цикла, слушатели смотрят и обсуждают кинофильмы на языке, а также читают любую литературу без словаря, понимая общий смысл (экстенсивное чтение).  
  4. На третьем цикле студенты участвуют в дискуссиях, когда требуется не только изложить свои взгляды, но и отстоять их в споре, опровергнуть точку зрения оппонента. При этом совершенствуются и развиваются все виды речевой деятельности.

История создания метода

Эмоционально-смысловой подход был создан в России в начале 1970-х годов в рамках поисковой научно-исследовательской работы Академии наук СССР. Его автором является российский учёный — лингвист и педагог Игорь Юрьевич Шехтер.  

В те годы И. Ю. Шехтер работал в Московском государственном институте иностранных языков им. Мориса Тореза научным руководителем центрального кабинета методов обучения иностранным языкам. Вместе с ректором института Сидоровым он опубликовал в газете «Правда» статью «Усилий много, результатов мало». Статья всколыхнула преподавателей иностранных языков. Действительно, результаты обучения языкам были плачевны. И. Ю. Шехтеру было предложено либо найти, либо разработать эффективную методику обучения реальному пользованию языком. Он объездил тогда весь Советский Союз, где знакомился на практике с постановкой преподавания иностранных языков. Везде было примерно одно и то же, то есть между «плохо» и «очень плохо». И тогда И. Ю. Шехтер и его научные сотрудники стали экспериментировать.  

Сначала были созданы фильмы, которые давали возможность говорить с экраном. Демонстрация их в институте им. Мориса Тореза вызвала одобрение одних и возмущение других, утверждавших, что Шехтер подрывает основы преподавания, устоявшиеся веками. Курсы иностранных языков по методу Шехтера в 1970-е и 1980-е годы функционировали в Госплане при Совете Министров СССР. Там учились чиновники высокого ранга, их дети, а также дипломаты, космонавты, режиссёры, писатели.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в обучении английскому языку.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении современных педагогических технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку: метод проектов.

Эта статья о применении Инновационных педагогических технологии в обучении английскому языку, конкретно на примере  метода проектов.  Может быть полезна для преподавателей, студентов п...

Статья на тему "Современные педагогические технологии в обучении английскому языку"

В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности стали интенсивно внедрятся в учебный процесс современные педагогические...

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку в системе дополнительного образования

Технология «Карусель»Технология «Театр»Технология «Социологический опрос»...

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, технология развития критического мышле...

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку

Инновационные педагогические технологии в обучениианглийскому языку...