Совершенствование методов и форм работы с одаренными детьми
статья по английскому языку

Черняева Ирина Геннадьевна

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка. В современном обществе возрастает потребность в творческих, активных людях, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В последние годы на уровне государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. ... Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, а иногда выдающимися достижениями в каком- либо виде деятельности. ... Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование методов и форм работы с одаренными детьми

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                   В.А.Сухомлинский

Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми.

Моя задача, как педагога  - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности  и потребности были реализованы.

 В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и  к самостоятельному исследованию

Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную

УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

 С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, которые должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием

  Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета),

В настоящее время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных технологических режимах и на разных уровнях.

Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.

Это: извлечение необходимой языковой информации( знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка; знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран.

Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:

  • включает в себя интегрированную межкультурную работу;
  • оказывает содействие социальному и культурному развитию;
  •  через привлечение к продуктивной деятельности дети могут ощутить радость успеха;
  • придает учебному процессу динамичность и привлекательность;
  • проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения;
  • проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень
  • положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка.

Так,например, на уроках раз в месяц дети защищают проекты по предложенным темам, к которым они должны найти дополнительную литературу и таким образом расширить свои знания.

В системе  использую, в частности, тематические и проблемные мини-курсы, уроки-интервью ,где одаренные дети могут выступать в роли журналистов.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

  Из опыта своей работы , хочу сказать ,что дети  принимают активное участие в различных играх , конкурсах российского масштаба, такие как « Мультитест», «Олимпус», «Я-Лингвист», «Ростконкурс» и становятся победителями и призерами олимпиад.

Уже привычными стали следующие мероприятия:

-проведение предметной недели;

-проведение творческих конкурсов;

-проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению;

-круглые столы.

При работе с одаренными детьми я использую много дополнительного материала. Это пособия для подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, много внимания уделяю написанию эссе. При появлении трудностей я стараюсь обьяснить материал и дать подобные многовариативные задания.

 Подводя итог, необходимо отметить,что педагог,работающий с одаренными детьми, должен обладать высоким уровнем профессионализма, личностными качествами, позволяющими создать благоприятную амосферу сотрудничества в классе, увлечь своим предметом,

 Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.

 Использование новых форм и методов оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.  Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.

  1.  Ребикова Д.И. Развитие социального интеллекта младших школьников на уроках английского языка // Одарённый ребёнок. 2007.-№3.-с. 108-113.
  2.  Савенков А. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности. - 2002. - №3. - с. 113-146.
  3. 7. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения.- Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320с.
  4. 8. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 2.
  5. 9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – Москва: Изд. центр «Академия», 1999. – 288с.
  6.  Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - Москва: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 272 с                        .
  7. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Москва: Мысль, 2009. - 318 с.
  8. 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - Москва: Академический проект, 2007. - 231 с.

  1. • Башева Е.И. «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними».  http://mimc.org.ru/docs/doc_download/518 (14.12.15)
  2. •  Сергеенкова Г.П. «Комплексный системный проект «Одарённые дети».

http://mimc.org.ru/docs/doc_download/521(17.12.15)

  1. • Гришина М.В. «Диагностические аспекты предметной одарённости». http://mimc.org.ru/docs/doc_download/525 (21.12.15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О методах и формах работы с одаренными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы

Презентация об опыте работы по выявлению одаренных детей и методах работы с ними.     Полностью презентацию можно посмотреть по ссылкеhttp://teachers.jinr.ru/archive/doc/cat_v...

Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной обра...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

ДОКЛАД "МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"...

Методы и форма работы с одаренными детьми и обучающимися с пониженной мотивацией к образовательной деятельности

Статья знакомит с формами и методами работы с обучающимися  с повышенной и пониженной мотивацией к обучению на уроках  музыки и изобразительного искусства. Статья может быть полезна учителям...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Развитие новых технологий повлекло за собой потребность общества в людях, которые способны мобильно и нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выпол...

Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"

Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...