Статья "Мотивация как ключевой фактор успешности в освоении иностранного языка".
статья по английскому языку

Мнацаканян Тамара Шмигиновна
Мотивация успеха – необходимое условие овладения иностранным языком. Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» Какие бы современные методики обучения не применялись, какая бы разнообразнейшая наглядность не использовалась на уроках, как бы ни стремились создавать атмосферу общения в учебном процессе - результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет овладеть иностранным языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-motivatsiya.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация как ключевой фактор успешности в освоении иностранного языка

Мнацаканян Тамара Шмигиновна

учитель английского языка

ГБОУ «СОШ № 16»

г. Санкт-Петербург

2021-2022 г.

Мотивация успеха – необходимое условие овладения иностранным языком.

Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» Какие бы современные методики обучения не применялись, какая бы разнообразнейшая наглядность не использовалась на уроках, как бы ни стремились создавать атмосферу общения в учебном процессе - результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет овладеть иностранным языком.

Как отмечается некоторыми лингвистами[1], мотивация учения складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон. Важнейшим из них считаются «общественные идеалы, смысл учения для школьника, его цели, желания, эмоции, интересы».

Смысл учения – сложное личностное образование, включающее в себя:

- осознание ребенком объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в его социальном окружении и семье;

- понимание субъективной значимости учения для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

При формировании мотивации учитель ориентируется на перспективы, резервы развития с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. При этом используются два основных пути: путь «сверху вниз», который состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения, и путь «снизу вверх», состоящий в том, что ученик включается учителем в деятельность, стимулирующую его активность, самостоятельность и способность к творчеству. Оба этих пути имеют большое значение в сложном процессе формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка и иноязычной культуры.

С первых же уроков учителя обращают внимание учащихся на важность изучения иностранных языков как средства общения с представителями разных стран в самых разнообразных сферах (политика, экономика, торговля, наука, искусство, спорт.Большинство школьников относят иностранный язык к трудным предметам. Известный британский методист, автор УМК для изучения английского языка подростками “Open Doors”, Норман Уитни, подчеркивая, что «мотивация – это ключ к успешному обучению», выделяет три важнейших условия ее повышения:

- возможность для школьников в процессе изучения иностранного языка общаться и выражать себя;

- многообразие тем, действительно представляющих интерес для данной возрастной группы;

- постоянное ощущение школьниками своих достижений и прогресса в овладении языком.

Это последнее условие Норман Уитни считает самым важным.

Подмечено, что уже к концу первого года интерес к изучению иностранного языка в школе у учащихся падает. Эта тенденция сохраняется до 9 класса, а затем интерес незначительно повышается, часть учеников осознает значимость этого предмета для дальнейшей учебы и получения профессии.

Для того чтобы интерес к предмету оставался на достаточно высоком уровне, кроме отдаленных целей, необходимо ставить и более близкие, например: участие в декаде иностранных языков в школе или подготовка к встрече с зарубежными гостями (это не всегда доступно, но стимулирует учеников). В старших классах ученики традиционно пишут сочинения о том, как они учили английский язык, какую роль он играл в их жизни, как они относятся к этому предмету сейчас и будет ли он им нужен после школы.

Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.

        Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Здесь речь идёт не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно развивается и совершается на уроке.

Создание ситуации успеха на уроке:

  1. Обязательное условие. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
  2. Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу. (Приём персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, чёткость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п. )
  3. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.
  4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения.
  5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!»
  6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
  7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

С точки зрения педагогической психологии  очень важна самооценка детей. Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребёнок судит о себе по четырём главным критериям:

  • Когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей
  • Социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми
  • Физическая компетентность: «что я умею или не умею делать» - бегать, прыгать и т. д.
  • Кодекс поведения: «хороший ли я  мальчик (девочка)»

С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированным по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т.д.

Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, школе, труду, то есть способствует эффективности обучения.

Для моих учеников стало традиционно завершать изучение модуля созданием группового проекта с помощью сервиса  Google Presentation, на преимуществах которого я подробнее остановлюсь подробнее. Прежде всего учащихся привлекает простота в использовании :по Power Point.Также по отзывам, вставлять картинки и видео в презентации Google проще. Совместно выбрав и обсудив тему будущего проекта, ребята определяются с дизайном  заготовки презентации, которую я рассылаю, предварительно предоставив доступ всем участникам проекта. Насколько же процесс преподавания зависит от мотивации? В данном случае мотивация-психологический процесс, внутренняя сила ученика,которая помогает ему двигаться вперед тогда, когда обычно он медлит. Эрудированный учитель, который любит свою работу, неординарно преподносит материал, может привить своему ученику  любовь к своему предмету, а также не только научить его языку, но и затронуть такие темы как культура и история страны изучаемого языка. Преподавателю необходимо чередовать разные виды деятельности в ходе занятий , чтобы вызвать интерес к предмету; проводить обсуждения разных тем, затрагивая вопросы по специальности.Одновременно преподавателю следует быть генератором идей, постараться развить коммуникативные навыки у малоинициативных студентов и показать значимость владения иностранным языком каждому студенту по отдельности.

Мотивация-главный стимул в изучении иностранных языков, без нее обучение не проходит совсем или бывает крайне неустойчивым и не приводит ни к каким результатом

Литература и Интернет-ресурсы

1.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1993.

2.  Кузовлев В.П. Английский язык для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.

3. Журнал «ИЯШ»

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения

Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо.  Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учить...

Языковые трудности в освоении иностранного языка на старшей ступени обучения и некоторые пути решения

В работе представлены основные лингвистические трудности, возникающие среди старшеклассников в процессе изучения иностранного языка. Предложены пути их решения. Работа носит научно-практический характ...

Формирование мотивационной готовности к освоению иностранного языка (доклад)

Применение инновационных технологий на занятиях иностранного языка не только формирует положительную мотивацию к изучению предмета, но и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном, вносит...

Развитие ключевых компетенций обучающихся на уроках иностранного языка

Статья об использовании метода проектов на уроках иностранного языка...

«Использование приемов театральной педагогики для обучения разным видам речевой деятельности в освоении иностранных языков»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков, помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формиро...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В современном мире с его задачами и возможностями значение образования для человека очень велико, и особую нишу в системе образования занимает изучение иностранных языков. Иностранный язык как дисципл...