Исследовательская работа " Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.".
материал по английскому языку

Чистякова Татьяна Викторовна

Исследовательская работа " Применение  здоровьесберегающих   технологий на уроках   английского языка.".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_chistyakova_t.v.docx76.07 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации

муниципального образования «Холмский городской округ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска Сахалинской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА




ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Чистякова Татьяна Викторовна

учитель английского языка

МАОУ СОШ №8 г. Холмска

г. Холмск

 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..с.4

Глава 1. Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в школе………………………………………………………………………….с.7

1.1. Теоретическое обоснование проблем использования  здоровье сберегающих технологий в условиях реализации ФГОС………………...…с.7

1.2.Понятие «здоровьесберегающие технологии»…………………………...с.7

1.3.Принципы здоровье сберегающего обучения в изучении иностранного языка…………………………………………………………………………..…с.9

Глава 2. Здоровьесберегающие технологии как компонент урока иностранного языка…………………………………………………............…с.11

2.1.  Роль здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка………………………………………………………………………....….с.11

2.2.  Организация урока с позиции здоровье сбережения…………..............с.13

Глава 3. Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка………...…………………………………………………...с.16

3.1. Использование речевых зарядок в начале урока – позитивный настрой на процессе обучения……………………………………………………………..с.16

3.2. Физкультминутки как один из способов релаксации на уроке…...……с.17

3.3. Игра как один из элементов здоровье сберегающих технологий…...…с.19

3.4.  Применение песен, рифмовок, считалок – создание активной и комфортной атмосферы на уроке английского языка……………………….с.19

3.5. Проектная деятельность, как способ реализации собственных идей……………………………………..………………………………………с.20

Заключение……………………………………………………………………..с.21

Список использованной литературы……………………...………………….с.22

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………...……с.23

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………...……с.23

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………...…с.24

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………...……с.26

ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………...…с.26

ПРИЛОЖЕНИЕ 6…………………………………………………………….с.27

ПРИЛОЖЕНИЕ 7…………………………………………………………….с.27

ПРИЛОЖЕНИЕ 8…………………………………………………………….с.28  

ПРИЛОЖЕНИЕ 9…………………………………………………………….с.29

ПРИЛОЖЕНИЕ 10………………………………………………………...…с.30

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 …………………………………………………………..с.31

ПРИЛОЖЕНИЕ 12………………………………………………………...…с.32

ПРИЛОЖЕНИЕ 13……………………………………………………...……с.33

ПРИЛОЖЕНИЕ 14………………………………………………………...…с.34

ПРИЛОЖЕНИЕ 15……………………………………………………………с.35

ПРИЛОЖЕНИЕ 16……………………………………………………………с.36

ПРИЛОЖЕНИЕ 17……………………………………………………………с.37

ПРИЛОЖЕНИЕ 18……………………………………………………………с.37

ПРИЛОЖЕНИЕ 19………………………………………………………...….с.38

ПРИЛОЖЕНИЕ 20……………………………………………………………с.39

                 

Введение


           Здоровье детей катастрофически падает в нашем неспокойном 21 веке. По данным Всемирной организации здравоохранения, медицина  не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Главным фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «Всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы – быть руководителем жизни на пути к будущему».  А по словам известного педагога В.А.Сухомлинского «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»                                                          

           Сегодня состояние здоровья современных школьников вызывает серьезную тревогу специалистов что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?». Ещё Джон Локк, английский педагог и философ, говорил: «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».

           В начале третьего тысячелетия по данным Минздрава отмечается, что 72% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 12%-дети с хроническими заболеваниями. Что касается относительно здоровых детей, то их -16%.(Приложение№1)  Причем речь идет не только о таких серьезных заболеваниях, как синдром Дауна или олигофрения, а о дефиците внимания, минимальных мозговых дисфункциях, которые в 90% случаев поддаются корректировке. [16; 9] За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12%,5 с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16%,8 нарушениями осанки – с 1,9 до 16, 8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения – 30-40%.  Именно эти факты обуславливают актуальность моего исследования. Ведь наряду с воспитанием нравственности и патриотизма в рамках образовательного процесса также необходимо уделять внимание развитию уважительного отношения к своему здоровью. Ведь это способно не только оказать благотворное влияние на физическое состояние детей, но и на их успеваемость. Известными психологами, такими как           Ю.В. Щербатых, М.К. Акимова, К.М. Гуревич,  Х. Уильямс, И. Ю. Митева и др., давно доказано, что внутреннее состояние человека оказывает непосредственное влияние на его деятельность, при этом важная роль отводится стрессовому состоянию, которое может привести к развитию психосоматических заболеваний. Зачастую дети в течение всего периода обучения в школе находятся в состоянии стресса из-за страха отвечать у доски, получить плохую отметку, быть наказанными за невыученный урок и др. Часто причина неуспеваемости школьника, вызывающая дистресс (разрушающий стресс), кроется не в его лености и нежелании учиться, а в неспособности справиться с учебной нагрузкой.                                                                                                                Все вышесказанное наглядно демонстрирует тот факт, что внедрение и развитие здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей любого школьного возраста.

Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического благополучия школьников.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Для того, чтобы достигнуть высокой эффективности урока, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

В процессе обучения дети, подростки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. В тоже время ритм и стиль современной жизни оставляет всё меньше возможностей для сохранения и укрепления здоровья, тем более что в русской ментальности в целом не заложено стремление к сохранению и укреплению здоровья.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Именно эти факты обуславливают актуальность данного исследования.

Многие  теоретики, практикующие педагоги и психологи пытаются решить сложнейшую задачу: как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения, а значит, и нации в целом. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся "между здоровьем и болезнью". 

         Поэтому объектом исследования является организация процесса обучения английскому языку в школе на основе здоровьесберегающих технологий.  Предмет исследования – процесс применения здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку. Цель исследования:  выявление значимость и эффективность использования современных здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в средней школе.                                                                                                            

         Исходя из объекта, предмета и цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие «здоровьесберегающие технологии».

2.Рассмотреть особенности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.  

3.Изучить проблему применения здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания иностранных языков.

4.Изучить и описать средства и методы здоровьесберегающих технологий, используемых в процессе обучения иностранному языку.

5.Проследить на практике, каково влияние здоровьесбрегающих технологий и их значение на уроке иностранного языка.

6.Разработать методический инструментарий связанный со здоровьесберегающими технологиями для работы с учащимися на уроках.

Гипотеза: Если использования элементов здоровьесберегающих технологий  займёт достойное место в процессе обучения английскому языку, то это   будет способствовать созданию для учащихся более комфортной среды на уроках, даст возможность учащимся раскрыть свои творческие способности и будет содействовать охране и укреплению здоровья каждого ученика, позволит им более успешно  адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

 Методы исследования: 

1.Теоретические:изучение нормативно-правовой,научно-методологической,

 психолого-педагогической,методической литературы

2.Эмпирические:наблюдение,прогнозирование, анализ продуктов деятельности,мониторинг.                                                                                                                                                                    

Этапы работы:

I-подготовительный-(октябрь-ноябрь 2017г.)

II-практический(,основной(ноябрь2017-май 2020г.)

III-заключительный(обобщающий)-(сентябрь2020-март2021г.)

        В методической литературе есть много исследований о здоровьеесберегающих технологиях разными педагогами и учеными(Н.И.Пирогов, В.А.Сухомлинский, Ю.В. Щербатых, М.К. Акимова, К.М. Гуревич,  Х. Уильямс, И. Ю. Митева. О.Д. Блинова) Среди них выделяются работы     Н. К. Смирнова.Однако теоретические предпосылки для обоснования здоровьесберегающих технологий,как педагогического термина мы находим еще в работах Джон Локка,  Н.И.Пирогова, В.А.Сухомлинского.

Глава 1.    Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в школе.

  1.1.Теоретическое обоснование проблем использования  здоровье сберегающих технологий в условиях реализации ФГОС

Сбережение здоровья детей — это приоритетное направление деятельности современного общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Одной из приоритетных задач школы на современном этапе является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формирование потребности школьника в здоровом образе жизни. Культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека. Здоровье школьников является ключевым направлением развития в образовании, о чём сказано в национальном проекте образовательной инициативы «Наша новая школа» и определено ФГОС ООО. Современное образование невозможно представить без информационных технологий. Современная действительность требует также уметь пользоваться образовательной информацией, добывать её, воспринимать, анализировать. Однако нарастающая информатизация учебно-воспитательного процесса оказывает негативное влияние на здоровье учащихся и педагогов. Поэтому тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации образовательного процесса сегодня особенно актуальна.

Основная цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения, навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Стратегическая цель здоровьесберегающих образовательных технологий — это развитие интеллекта, памяти, мышления, воображения, речи, внимания, физических качеств и воспитание нравственности, характера, самовоспитание, физическое совершенствование. В научной литературе теоретики здоровьесбережения рассматривают здоровье как предмет здоровьесберегающих образовательных технологий и представляют его в следующих компонентах: 1)здоровье физическое (гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к факторам внешней среды); 2) здоровье психическое (способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

1.2. Понятие  «здоровьесберегающих технологий»

         Существует  более 300 определений понятия «здоровье» в литературе. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В наше время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде ряда компонентов, из которых и складывается общая картинаК таким составляющим здоровья можно отнести: физическое, психическое, социальное, нравственное здоровье.                                 В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Безусловно, достижение этого результата невозможно без внедрения так называемых здоровьесберегающих технологий, которые представляют собой психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основоположником понятия здоровьесберегающих технологий стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога». На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям.  (Приложение №2).                            

 Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).                                                                                                                                             Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.                                                                                             Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).                                                                                                                                               Обеспечивают достаточный двигательный режим.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Также для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здоровьесбережения необходимо решение трех проблем:                                         1.Изменение отношения учителя к ученикам. Педагог должен полностью принимать ученика таким, какой он есть, и на этой основе попытаться понять, каковы его особенности, склонности, умения и навыки.                          

2.Изменение мировоззрения учителя, его отношение к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.              

3.Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которая предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем [6].

Также Н. К. Смирнов  выделяет несколько типов среди здоросвьесберегающих технологий, применяемых в системе образования. К ним относятся:

1.Медико-гигиенические технологии – здоровьесберегающие (МГТ).  К ним относят контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Так, медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Ведется организация в школе здорового питания.            

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Они направлены на физическое развитие занимающихся:  тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. Оздоровление детей также  идет и через проведение занятий лечебной физической культуры. Создание в школе физиотерапевтического стоматологического, и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п.   3. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), технологии обучения здоровью. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, а также через включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла . 4.  Учебно-воспитательные технологии (УВТ), включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков.  Учебно-воспитательные технологии (УВТ), включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. 

Таким образом, мы рассмотрели такие определения, как «здоровье», «здоровьесберегающие технологии», а также выявили несколько их типов, которые применяются в системе образования. К ним относят: медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ),технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), учебно-воспитательные технологии(УВТ).

1.3.Принципы здоровьесберегающего обучения в изучении иностранного языка

В современной школе в основе здоровьесберегающего образовательного процесса  по теории Н.К. Смирнова (55)должны лежать следующие дидактические принципы обучения:

1.Один из главных принципов здоровьесберегающих технологий – «Не навреди!» (Nonocere!). Важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.

2. Принцип деятельности: заключается в формировании личности ученика и продвижении его не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.

3. Принцип минимакса: заключается в том, что учитель предлагает каждому учащемуся содержание образования на максимально высоком творческом уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума. Система минимакса осуществляет индивидуальный подход и дифференцированное обучение, т.е. когда слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный получает максимум. Индивидуальный подход на уроках иностранного языка применим при опросе домашнего задания и контрольной проверке знаний. При выполнении контрольных заданий учащимся предлагаются разноуровневые карточки: на «5», «4», «3». Обучающийся сам для себя определяет количество заданий.

4. Принцип психологической комфортности: заключается в снятии по возможности всех стрессогенных факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, расковывающей детей, так как никакие успехи в школе не принесут пользы, если они «замешаны на страхе и подавлении личности ребенка». Для снятия психологической и эмоциональной усталости ребенка в процессе обучения можно эффективно использовать музыку на уроке.

5. Принцип вариативности: означает развитие у учащихся вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального из них решения. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления.

6. Принцип творчества: предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного творческого опыта, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

7. Принцип успеха: заключается в создание на уроке для каждого ученика ситуации успеха. Успех – это качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Данные перечисленные дидактические принципы лежат в основе здоровьесберегающего образования, ориентированного на создание каждому ребенку условий для максимальной самореализации как личности. Реализуясь как личность, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что не менее важно, чем физическое здоровье.

Выводы по I главе: здоровье детей является ведущим направлением деятельности современного общества и  ключевым направлением развития в образовании, поэтому тема здоровьесберегающих образовательных технологий особенно актуальна сейчас. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Основная цель здоровьесберегающих образовательных технологий —  сохранение здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений, навыков,и использование полученных знаний в повседневной жизни, через создание доброжелательной атмосферы условия для обучения, через отсутствие стресса у ребенка, адекватность требований, предъявляемых к ребенку. В современной школе в основе здоровьесберегающего образовательного процесса  должны лежать следующие дидактические принципы обучения: 1.«Не навреди!»; 2. Принцип деятельности; 3. Принцип минимакса;4 Принцип психологической комфортности; 5. Принцип вариативности; 6. Принцип творчества.

Глава 2. Здоровьесберегающие технологии как компонент урока иностранного языка.

2.1. Роль здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Современная школа требует выбор таких здоровьесберегающие технологиий  преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Исключением не является и урок иностранного языка . В его рамках должны быть созданы условия, которые бы способствовали сохранению и поддержанию здоровья учащихся. Учителю иностранного языка необходимо:

  1. Соблюдать физиологические основы учебно-воспитательного режима, т. е. учитывать время трудоспособности, утомляемость, учебную нагрузку, проводить физкультминутки;
  2. Производить гигиеническую оценку условий и технологий обучения, т. е. учитывать воздушно-тепловой, световой режим, особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что внедрение здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка не должно выходить за некоторые рамки. Так, их не следует рассматривать как самостоятельную и обособленную часть урока. Здоровьесберегающие технологии должны стать одним из компонентов урока, реализуясь вместе с ним, образуя симбиоз. 

Учителю при этом необходимо использовать различные игровые моменты, способствующие расслаблению учеников.  Мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз) становятся одним из обязательных условий проведения всех уроков. Это связано с тем, что учебная нагрузка должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, учет которых также является одной из обязанностей учителя. Одним из аспектов данной практики также является ограниченный объем домашней работы.  Кроме того, существует ряд требований, выполнение которых, дает право считать урок здоровьесберегающим. К ним относят:

  1. Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
  2. Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.  

3. Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.

4.  Активизация развития всех сфер личности.

5. Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.

6. Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни. 

7. Использования нестандартных форм обучения.  Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. Для этого на уроках можно использовать различные методы:

Метод позитивной психологической поддержки ученика заключается в том, что учитель всячески пытается ввести в урок те виды деятельности, которые способны поддерживать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим. Этот метод  направлен на смену микроклимата на уроке, с целью сделать его более благоприятным. 

 Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика, возможность выбрать свой уровень и объем задания. Учитель подбирает дополнительный языковой материал с учетом увлечений ученика. При работе на уроке и организации различных видов взаимодействия необходимо учитывать уровень экстравертированности /интровентированности учащихся. Педагог отдает предпочтение тому или иному виду работы, будь то групповая или индивидуальная деятельность. Здесь учитель выступает в роли психолога, от грамотной работы которого зависит настрой, с которым будет работать класс в течение урока, а также личное состояние каждого из учащихся. 

Поддержание познавательного интереса к изучению английского языка способствует уходу от формального подхода к обучению, связанного с зазубриванием материала. Задачей учителя при этом является введение в учебный процесс игровых, развлекательных моментов, активизация познавательных мотивов обучения. В этом отношении иностранный язык –особый предмет. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка, т. к. именно оно способствует более продуктивному  усвоению материала. Что касается старших классов, то для повышения их мотивации подходит метод проектов, позволяющий ученикам детально изучить тему и выразить свое видение ее перед классом

Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, т. к. любая двигательная активность на уроке является моментом релаксации для детей. Кроме того, она также способствует лучшему овладению языковым материалом. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки продолжительностью 2-3 минуты через 15-20 минут после начала урока.  Обязательным условием эффективного проведения подобных форм  является положительный эмоциональный фон учащихся.

Таким образом, следует отметить, что целью внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка  является обеспечение  высокого уровня реального здоровья учащихся, их вооружение необходимым  багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового  образа жизни и воспитание у них культуры здоровья.  Все это может быть реализовано с помощью ряда методов, таких как метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке,  учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, принцип двигательной активности на уроке. 

  1. Организация урока с позиции здоровье сбережения.

Можно выделить основные потребности учащихся на уроке:

- потребность в движении;

- потребность в общении;

- потребность ощущать безопасность;

- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;

- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;

- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.

В связи с этим, учителю необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся.

Иностранный язык – один из наиболее трудных предметов в школе: интенсивные занятия требуют от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Необходимо соотносить учебную нагрузку на уроках с возрастными и индивидуальными особенностями детей, чтобы способствовать укреплению здоровья. По мнению большинства ученых, урок, организованный на основе принципа здоровьесбережения, не должен приводить к сильному утомлению учеников.

Утомление - это временное ухудшение состояния человека, выраженное в снижении его работоспособности.

О развитии утомления свидетельствуют:

  • Увеличение количества ошибок в ответах учеников:
  • Отвлечения внимания, рассеянность;
  • Шум в классе.

Планируя учебное занятие нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

    1.               5 – 25-я минуты – 80%,

    2.                25 – 35-я минуты – 60-40%,

    3.                35 – 40-я минуты – 10%.

Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются:

 - продолжительностью,

 - объемом нагрузки,

 - характерными видами деятельности.

Интенсивность умственной деятельности учащихся на уроках зависит от многих факторов.(Приложение №2)

    Сущетвуют 4 основных правила построения  урока:

Правило 1.Правильная организация урока.

Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
-1-й этап: вводная часть урока;
-2-й этап: основная часть урока (ученики формулируют и задают вопросы; учитель и ученики отвечают на вопросы)
-3-й этап: заключительная часть урока
Результат урока-взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование всех каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
-левополушарные люди— при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
-правополушарные люди— доминирование правого полушария, развитие конкретно-образного мышления и воображения;
-равнополушарные люди— у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

 Правило 3. Учет работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умнственной деятельлности.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.

Учителя обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а следовательно, и умственную работоспособность. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедра в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу. Отсюда понятна необходимость выделения на уроке минут двигательной активности. Известно, что более эффективное восстановление работоспособности происходит при активном отдыхе. Активизировать его можно с помощью специально организованных физических упражнений. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза.

Таким образом, учителю необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся.

           Главной задачей учителя в здоровьесбережении учащихся должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки в классе (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), создание у детей положительно эмоциональной настроенности на уроке и повышение интереса у школьников к изучению иностранного языка (урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приемы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты). Поэтому так важно для учителя быть доброжелательным, терпеливым и тактичным по отношению ко всем ученикам, независимо от их способностей, характера и поведения. Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

Выводы по II главе:

C помощью ряда методов, таких как метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке,  учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям , поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, принцип двигательной активности на уроке, правильная организация урока,  происходит внедрение здоровьесберегающих технологий,которые обеспечивают сохранение здоровья учеников, вооружая их необходимым  багажом знаний, умений, навыков.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка с учетом умственной деятельности приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

Глава 3. Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка

На своих уроках в течение нескольких лет я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают школьникам легко усвоить материал без ущерба для их здоровья и ощутить удовольствие и эмоциональный комфорт от самого процесса получения знаний. Один из главных принципов здоровьесбережения – «Не навреди!». Здоровьесберегающий урок я строю с учетом потребностей детей в саморазвитии и приобретении опыта. Большое значение для учащихся имеет организация урока. Чтобы избежать усталость и перегрузку у  детей я стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, расчитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, устная речь, работа с учебником, творческие и тестовые задания. На уроке я использую смену видов деятельности, физкультминутки, дыхательную гимнастику, игровые, динамические и музыкальные паузы, зрительную гимнастику, релаксацию и эмоциональную рефлексию.

На уроке необходимо также создавать атмосферу сотрудничесвтва и взаимоуважения. Если дети комфортно чувствуют себя в процессе обучения, значит и уровень их успеваемости будет выше. Доброжелательное, терпеливое и тактичное отношение учителя помогает усвоить разнообразный материал.

Стараюсь также учитывать физиологические и психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями для более высокой эффективности урока. На урок прихожу с улыбкой, всегда в хорошем настроении.

3.1. Использование речевых зарядок в начале урока – позитивный настрой на процессе обучения

         Начало урока является одним из его важных этапов, который во многом определяет успех всего урока. Одна из главных задач учителя состоит в том, чтобы ввести учеников в атмосферу иноязычного общения . Урок начинаю всегда с приветствия в стихотворной форме – это этап урока, который позволяет переключиться на иностранный язык. Собрана целая копилка приветствий на английском языке (Приложение №4).

 Введение в урок может продолжаться и беседой на ту или иную тему на английском языке. Например, о погоде с опорой на лексику по теме (Приложение№5,№6). Так учащиеся ненавязчиво вовлекаются в иноязычную речь и это дает возможность вызвать у обучающихся желание говорить по-английски; настроить речевой и слуховой аппарат обучающегося на иностранный язык.

Если на уроке вводится тот или иной грамматический материал, то для введения его подбираю стихи на эту тему, например, стихотворение на повелительное и сослагательное наклонение, или на настоящее длительное время. Детям интересно и они сами пытаются объяснить эти грамматические явления (Приложение №7). В виде речевой зарядки предлагается детям изучение трех форм глагола через такой вид опоры как забавное стихотворение. Дети заучивают их быстрее и с желанием, затем предлагаю детям прочитать это же стихотворение с другими глаголами. Заучивание трёх форм идет без какого либо напряжения и трудностей (Приложение №8).

Задачи речевой зарядки:

.      вызвать у обучающихся желание говорить по-английски;

.      настроить слуховой и речевой аппарат обучающихся на иностранный язык;

.      повторить изученный на предыдущих уроках языковой материал;

·      активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;

·       развивать спонтанную речь обучающихся.

Речевая зарядка  на уроке занимает немного времени,  провожу ее в быстром темпе.

Учащиеся любят поговорить на темы которые им близки и интересны. С подростками можно поговорить о спорте, о современной музыке, о молодёжной моде, обсудить их проблемы, о взаимоотношениях с учителями, с родителями, с друзьями и т.д. Поэтому время от времени речевой зарядкой может служить обсуждение различных сторон их жизни, например школьной жизни:

How many friends do you have ?

What is you best friend?

Let`s talk about your friends. Who would like to begin?

На различных этапах обучения форма беседы, как и её содержание, меняется. Формы диалога могут быть различными: учитель – класс, учитель – дежурный ученик, дежурный ученик – класс (Приложение 2).

Во время общения я использую доброжелательный тон , который настраивает моих учеников на рабочий контакт. Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет: повторить для лучшего усвоения  лексику; закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты.

Можно сказать в заключение , что хорошее начало – это половина дела, как говорят англичане. Использование «разминки» создает определенный психологический настрой, побуждает учащихся к общению, к пониманию того, что они будут учить на уроке, повышает их интерес к изучению иностранного языка.

3.2. Физкультминутки как один из видов релаксации на уроке иностранного языка

Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей(Приложение №9).

Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Требования к организации и проведению физкультминуток:

1.  Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15 – 20-я минуты урока;

2.  Длительность физкультминутки составляет 1 – 5 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;

3.  Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными. Это могут быть легкие физические упражнения, дыхательная гимнастика или гимнастика для глаз.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

При проведении физкультминуток необходимо учитывать, что они бывают разного вида:

  1. упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. упражнения для кистей рук;
  3. упражнения для глаз;
  4. упражнения для слуха;

Стараюсь использовать на уроке все виды. Подобрана большая рубрика упражнений для физкультминуток (Приложение №9)

Есть упражнения для снятия общего или локального утомления (Приложение №10). Или упражнения для кистей рук (Приложение №10); упражнения для глаз. Использую разные формы релаксации (Приложение №11).

       На уроках английского языка могут применяться физкультминутки с видео или аудио сопровождением, анимированные, что повышает интерес к ним у учащихся. Дети любит выполнять движения под музыку.

Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок:

Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.  
Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.  

Eyes and ears, and mouth and nose.

Приведём пример рифмовки, который может сопровождаться пальчиковыми играми. Песенка “FingerFamily”:

Daddy finger! Daddy finger!

Here I am! Here I am!

How are you today?

Very well, I thank you!

Run away! Run away!

(далее идут Mummy finger, Brother finger, Sister finger, Baby finger)

В этой песенке можно просто показывать и шевелить тем пальчиком, о котором поётся, а можно сделать из бумаги пальчиковые куклы и играть с ними.

В  середине урока  по возможности необходимо провести дыхательную физминутку. Дети, представляют, что они воздушные шарики ‘balloons’. При счете на каждую цифру делают глубокий вдох: one, two, three, four – дети делают 4 глубоких вдоха. По команде “Breath in!” необходимо задержать дыхание. Затем, от 4 до 8, они делают глубокий выдох “Breath out!” — four, five, six, seven, eight.

Как правило, успех применения динамических пауз на уроках зависит от её разнообразия и качественных характеристик. Грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме урока, становятся его органичной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала.

3.3. Игра как один из элементов здоровье сберегающих технологий

Одной из важнейших форм релаксации является игра. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Поэтому важно при разработке школьных игр учитывать не только воспитательные цели, но и добиваться того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес. Применение игрового момента на уроках иностранного языка оказывает еще большее положительное влияние на процесс обучения. 

Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей.

Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться. 

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.

Игровым приемам присущи четыре главные черты:

1.  свободная развивающая деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;

2.  творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

3.  наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игрового приема, логическую и временную последовательность развития;

4.  присутствие обучающего характера.

На уроке английского языка игры могут быть: лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие. Игровые моменты позволяют комплексно реализовывать методические и педагогические задачи. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, чтения, устной речи, письма. Использую на уроке как подвижные игры так и мыслительные игры- игры в виде головоломок, загадок. (Приложения №14,№15,16,17).

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.

3.4.  Применение песен, рифмовок, считалок – создание активной и комфортной атмосферы на уроке английского языка

         Песни. Песня также является одним из эффективных видов релаксации. Следует отметить, что в рамках урока иностранного языка песня приобретает особое значение. Ведь она предоставляет учащимся возможность не только отдохнуть, но также служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Песня активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Широкое применение песен способствует формированию лингвистической компетенции учащихся, а содержание текстов песен расширяет словарный запас, поскольку они содержат часто употребляемую лексику. Песни обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических явлений, механической памяти. Известно, что ученик лучше запоминает то, что непосредственно связано с эмоциональной сферой, а именно музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, ведь она проникает в глубины его сознания.  Не случайно, основоположник  научной педагогики в России                  К. Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке  – это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас.  На сегодняшний день песни стали неотъемлемой частью урока иностранного языка.  Существуют специальные музыкальные произведения, содержащие в себе какую-либо конструкцию и помогающие ее усвоить.  Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом и с пояснительными комментариями, а также заданиями.

На уроках на всех уровнях обучения я обязательно использую песни. Песня – один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. С помощью песни заучивается лексика, отрабатывается фонетика языка, практикуются грамматические структуры. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, чтобы снять напряжение и восстановить работоспособность.

Также дети очень любять использование на уроках рифмовок,считалок, скороговорок.

Проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка. (Приложение №5)

3.5. Проектная деятельность, как способ реализации собственных идей.

В обучении иностранным языкам, впрочем, как и другим предметам, приоритетным является личностно-ориентированный подход. Соответственно к технологиям указанного подхода относится обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения. Это вовсе не означает, что данными технологиями исчерпывается понятие личностно-ориентированного подхода. Но именно эти три технологии достаточно органично адаптированы к классно-урочной системе занятий.

Можно с уверенностью сказать, что обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Последние годы в школе стал популярен метод проектов. Процесс работы над ним стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке. Последние годы в школе стал популярен метод проектов. Процесс работы над ним стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Каждый год в школе проходит конкурс проектных работ. Учащиеся моих классов тоже принимают участия в них. Подготовка к таким долгосрочным проектам идет через мини проекты на уроках   . Как например  мини проекты  учащихся 11 класса.(Примечание №18)

Домашние задания стараюсь давать не стандартные тоже. Ученики их выполняют с удовольствием и желанием. Вот например, некоторые из них учеников 6 класса. (Примечание №19,20)

Заключение                              

             В заключение хотелось бы сказать, что общая атмосфера, эмоциональный настрой учителя, его тон тоже играют большую роль в снятии напряжения на уроке, в организации всего учебного процесса также, а для школьников создается  более приятная, располагающая к занятиям атмосфера. Использование здоровьесберегающих технологий  на моих уроках позволяет  укрепить и сохранить здоровье учащихся. Особая роль релаксации на уроке английского  языка определяется тем, что она позволяет обучающимся без труда переключиться с одного вида деятельности на другой, снимает усталость, торможение и способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, лучшему усвоению учебного материала. Работа в школе предоставляет учителю возможность 'разнообразить любой урок, сделать его интересным, незабываемым. Ведь такие уроки вызывают у детей положительные эмоции; их улыбки, горящие интересом глаза вдохновляют учителя, побуждают его на дальнейшую творческую работу с детьми.

           Подтверждение этих слов видно в одной притче. Много лет назад жил мудрец, известный всем своей мудростью. Но один человек усомнился в его мудрости и решил опозорить его перед народом. «Принесу мудрецу бабочку и спрошу, живая она или мертвая? решил он. - Скажет живая — сожму ладони и бабочка умрет. Ответит мертвая — выпущу у всех па глазах» Поймал он бабочку и понес мудрецу. «Какую бабочку я принес тебе, живую или мертвую?» - спросил он мудреца. И услышал ответ; поразивший его своей мудростью: «Все в твоих руках».Эти слова можно отнести и к учителю. Ведь все в руках учителя: и прекрасные чувства переполняющие душу ребенка, и его растущий интерес. И пусть, как бабочка, оберегаемый нашими ладонями, он подрастет, взлетит и поразит нас высотой своего полета,решил он. - Скажет живая — сожму ладони и бабочка умрет. Ответит мертвая — выпущу у всех па глазах» Поймал он бабочку и понес мудрецу. «Какую бабочку я принес тебе, живую или мертвую?» - спросил он мудреца. И услышал ответ; поразивший его своей мудростью: «Все в твоих руках».Эти слова можно отнести и к учителю. Ведь все в руках учителя: и прекрасные чувства переполняющие душу ребенка, и его растущий интерес. И пусть, как бабочка, оберегаемый нашими ладонями, он подрастет, взлетит и поразит нас высотой своего полета.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа,2005.
3. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10.
4. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика,2005.-№6.                                                                                            5.Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников,2005.-№2.
6. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии,2004.-№2.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
 современношколе. - М.: АПК и ПРО,2002.
8. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.      

9. http://refleader.ru/ujgyfsqas.html

10. https://moluch.ru/th/4/archive/161/489 

11. http://refleader.ru/ujgyfsqas.html

12.http://pedagogika.by.ru
13.http://allbest.ru/langv-e.htm
14.http://www.it-n.ru

                                                                   

                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Гигиенические критерии рациональной организации урока

№№

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

 

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются

 

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими

нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 

Место и длительность применение ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель

наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

 

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкульт-

минутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

 

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

 

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

                 

































































Чистякова Т.В. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Исследовательские и проектные технологии на уроках английского языка

Данная статья знакомит с методами и приёмами исследовательских технологий, которые можно применять на уроках английского языка....

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

использование веб- квест технологии для развития исследовательских и творческих навыков на уроках английского языка

В работе рассказывается. как создать веб-квест и использовать его для развития творческих способностей детей...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Cтатья по теме «Применение проектно-исследовательской технологии на уроках английского языка»

Cтатья по теме «Применение проектно-исследовательской технологии на уроках английского языка»...