Формы и методы организации процесса обучения
методическая разработка по английскому языку

Темирбекова Джамиля Абдулмажитовна

Методика обучения иностранным языкам тесно связана с такими науками как педагогика, лингвистика, обществознание, лингводидактика, страноведение, культурология (межкультурная коммуникация), психология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_organizatsii_protsessa_obucheniya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы организации процесса обучения

 

Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.

Формы организации обучения иностранному языку бывают следующих видов:

  • индивидуальное обучение;
  • классно-урочная система;
  • лекционно-семинарская система.

Эти формы организации в совокупности выполняют следующие функции:

  • обучающе-образовательную, позволяющую конструировать и использовать данные формы для создания наиболее эффективных условий передачи детям знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и развития способностей;
  • воспитательную, обеспечивающую последовательное введение учеников в разнообразные виды деятельности. В результате происходит развитие интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и физических качеств личности;
  • организационную, требующую четкой методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
  • психологическую, предполагающую оптимальное развитие у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
  • развивающую, связанную с созданием многообразия условий для полноценной интеллектуальной деятельности;
  • систематизирующую и структурирующую, обеспечивающие научную последовательность и логичность передачи информационного учебного материала;
  • координирующую, представляющие взаимосвязь самих форм обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса;
  • стимулирующую, проявляющуюся в учете возрастных особенностей учащихся.

Урок - основная структурная единица учебного процесса в школе. Она характеризуется постоянным составом обучаемых групп, относительно стабильным составом педагогов, предметной системой обучения и относительной структурной законченностью определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение нового, упражнения, контроль усвоения).

Несмотря на неоспоримые преимущества коллективного обучения, уроку присущи, тем не менее, и серьезные внутренние противоречия. Нужно особо подчеркнуть, что речь идет не о непродуманных и нерациональных вариантах урока, а об уроке как таковом, о самой форме классно-урочного обучения.

Первое противоречие - между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования, развития каждого учащегося. Это противоречие чаще всего выливается в поиски усредненных вариантов обучения и использование определенных компенсирующих способов работы (консультаций, дифференцированных заданий) для наиболее слабых и наиболее сильных учащихся.

Второе противоречие - между регулярностью прямой (от учителя к ученику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от ученика к учителю) связи: ученики все время получают от учителя информацию, задания, указания, инструкции, учитель воздействует на них самим стилем поведения, авторитетом, подходом; сам же учитель только выборочно, во время беседы, выслушивания ответов, наблюдения или эпизодически (самостоятельная работа, зачет, экзамен) получает информацию о работе, затруднениях и успехах своих учеников. В силу этого значительно снижается управляемость учебным процессом, увеличивается число педагогических просчетов и ошибок, и прежде всего непопаданий «в зону ближайшего развития» ученика.

Третье противоречие - между задачами развития разносторонней активности, в том числе практически преобразующей, задачами включения школьников в реальную жизнь и подготовки их к завтрашней жизни, творческому труду и преимущественно вербальным характером обучения. Учащиеся слушают, читают, смотрят, решают задачи, в лучшем случае мыслят и чувствуют, сидя за партой, воспринимая и выражая все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует мало.

Четвертое противоречие - между реальным объемом конкретного учебного материала, времени, необходимым для его изучения, и стандартным «размером», временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и неоднозначно оцениваемые «погружения» в учебный предмет, когда в какой-то период учебного года определенному предмету отдается большее количество времени.

Чтобы урок был эффективным, педагог должен находить способы постоянного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, а в конечном счете эффективность обучения.

Наконец, следует указать еще на некоторую искусственность урочной формы обучения. В реальной жизни ребенок общается не только со сверстниками, но и со старшими и младшими детьми, радуется, огорчается, переживает разнообразные жизненные ситуации. На уроке он должен «отключиться» от реального мира, уйти в иной, в чем-то искусственный мир, что не всегда получается, особенно у младшего школьника. А быть может, это вообще далеко не всегда продуктивно. Не случайно в гуманистической педагогике принцип связи обучения с жизнью трактуется не в узкоприкладном ключе (опереться на жизненный опыт и научить применять знания), а в нравственно-созидающем, воспитательном плане: урок как кусок жизни, который ребенок должен прожить полноценно со всеми своими заботами и радостями (Ш.А. Амонашвили).

В разрешении этого очень важного для организации обучения противоречия между условностью школьного обучения, его отрешенностью от живой жизни и сложностью, полнокровностью самой жизни, в том числе духовной жизни школьника - один из главных резервов подлинно гуманного продуктивного обучения. Характерно, что всякий раз, когда заходила речь о замене урока иными формами обучения, у урока находились внутренние резервы совершенствования, более современные и совершенные способы разрешения его противоречий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы организации процесса обучения в школе на современном этапе

В статье рассматриваются инновационные формы организации процесса обучения, такие как активные методы обучения, обучение через игру,  ролевая игра, кейс-стади, портфолио, кросс-оценка....

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

Формы и методы организации учебного процесса при использовании технологии разноуровневой дифференциации на уроках географи

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИНА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»В условиях традиционной системы обучения выявляется противоречие между требованиями программы обеспечить обязательную подготовку к...

Статья "Дистанционное обучение как форма организации процесса обучения".

Современная система образования определяет новые цели и задачи, которые должны привести к модернизации процесса обучения. Основной целью организации взаимоотношений между учеником и учителем является ...

Эффективные формы и методы организации образовательного процесса в кадетских классах

Одной из основ патриотического воспитания является кадетство, так как сама система кадетского образования должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правиль...