ПОЛНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
статья по английскому языку

Пархаева Диана Александровна

В данной статье раскрыты возможности метода полного физического реагирования (TPR) в работе с младшими школьниками на уроках английского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polnoe_fizicheskoe_reagirovanie.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пархаева Д. А.

Учитель английского языка

ПОЛНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 

Взаимодействие на уроках английского языка носит как обучающий характер, так и организационный. Языку команд можно эффективно научить, опираясь на полное физическое реагирование.

Метод полного физического реагирования (TPR - total physical response) заключается в том, что дети слушают учителя и выполняют его инструкции. Это хороший способ начать употреблять иностранный язык для общения в классе. 

Методика TPR была изобретена Джеймсом Ашером, американским психологом, и была особенно популярна в 70-е – 90-е годы прошлого века. Ее суть многократно пересказана его последователями, однако обратимся непосредственно к тексту одной из его статей «Язык по команде: метод полного физического реагирования при обучении языку» [1, 35].

Сначала автор объясняет суть методики обучения любому иностранному языку, а затем обосновывает ее, обращаясь к вопросам функционирования правого и левого полушарий человеческого мозга.

В статье говорится о разных функциях правого и левого полушарий головного мозга (к слову, они не выдерживали критики уже тогда, в конце 1970-х – начале 1980-х).

Предлагаемые автором приемы могут с успехом использоваться при обучении иностранному языку, несмотря на то, что говорить о законченной методике не приходится, как и о принципиальной новизне этих приемов.

Суть метода изложена в статье «Язык по команде: метод полного физического реагирования при обучении языку»:

«При этом методе, названном методом полного физического реагирования, или TPR (total physical response) язык подается через команды (высказывания повелительного наклонения), а обучающиеся демонстрируют свое понимание при помощи ответа-действия. Преподаватель, таким образом, превращается в режиссера, который руководит актерами, т. е. обучающимися, в сложных «сценах», совсем как родители, управляющие ребенком в различных домашних ситуациях. И, совсем как дети, развивающие навыки понимания устного языка, обучающиеся с удовольствием овладевают глубоким пониманием иностранного языка.

Работая с начинающими, преподаватель TPR начинает с простых указаний, а отношения между обучающимся и преподавателем похожи на отношения заботливого родителя, общающегося с ребенком. Например, преподаватель произносит указание на иностранном языке и изображает действие одному или нескольким обучающимся. Если иностранный язык – английский, преподаватель может сказать: «stand up» (преподаватель и обучающийся, сидящие рядом, должны незамедлительно встать). Затем «sit down» – дети садятся. «Stand up. ..sit down . . .stand up. . .sit down» .

Когда обучающиеся отвечают уверенно, преподаватель может сказать: «walk», и все начинают идти. Затем: «stop», и каждый останавливается. Опять: «walk», и все ходят до тех пор, пока преподаватель не скажет «stop». «Turn», и преподаватель вместе с обучающимися поворачивается… <...>

Преподаватель, как заботливый родитель, чувствителен к тому, получают ли обучающиеся его сообщения. Движения тела каждого студента незамедлительно показывают, комфортно ли им».

Команды постепенно усложняются:

«Stand up. Walk to the cabinet. Open the drawer of the cabinet and look for a bottle of aspirin. Pick up the bottle. Close the drawer and walk quickly to Mary. Offer her the bottle. Mary, take the bottle from him and …»

На продвинутом уровне обучения команды могут включать прошедшее и будущее время, а также многие другие элементы языка.

«После определенного количества занятий по методу TPR обучающиеся, совсем как маленькие дети, начнут спонтанно говорить, а навыки говорения легко трансформируются в чтение и письмо».

Однако, как доказали критики, такое обучение языку не имеет почти ничего общего с усвоением языка ребенком. По их мнению, теоретические посылы Ашера не имеют научных оснований, и действия преподавателя теоретически не могут привести к желаемым результатам: чтобы обучающиеся, «совсем как дети», начали спонтанно и уверенно говорить. Метод TPR меркнет без обещания возможного чуда, основанного на научном открытии. [4]

Тем не менее, отдельные приемы, предлагаемые Дж. Ашером, могут успешно использоваться на начальном этапе обучения адших школьников английскому языку.

Алгоритм работы с новой командой изложен Элизабет Клэйр (Elizabeth Claire) в пособии об обучении английскому языку как иностранному [2, 28]:

1. Учитель выполняет все действия, подлежащие отработке на уроке, сам, используя жесты и мимику так, чтобы учащиеся понимали, чего от них ожидают;

2. Учитель выполняет действия, меняя порядок команд.

3. Учитель называет команды, но сам не выполняет их. Учащиеся копируют друг друга, учитель контролирует процесс и поощряет учащихся

4. Учитель назначает маленькие группы учащихся для выполнения команд

5.Учитель вызывает желающих по одному. Темп довольно быстрый, учитель может давать смешные и необычные задания, чтобы сохранить высокую мотивацию учащихся

6. На следующий день команды повторяются. Учитель называет команды, демонстрируют классу команды более способные учащиеся.

7. Каждый день необходимо повторять команды с предыдущих уроков, сочетая их с новыми.

Упражнения, основанные на полном физическом реагировании.

Чтобы показать, как нужно выполнять действия, учитель может использовать игрушку - «помощника» - игровой момент мотивирует учащихся.

Игры на аудирование и реакцию можно использовать на организационном этапе урока.

Учитель дает инструкцию: One clap – right, two claps – wrong. Now, listen to me carefully.

Today is the 17th of October. Am I right?

It’s sunny today. Am I right?

It is Tuesday today. Am I right?

Повторяй за ведущим. Несмотря на то, что метод полного физического реагирования не предусматривает обучения грамматике, в сочетании с другими методами обучения приемы полного физического реагирования результативны. Данное упражнение можно использовать на уроке формирования грамматического навыка употребления настоящего продолженного времени.

We’re walking, we’re walking, we’re walking like a bear . Now, we’re running, we’re running, we’re running like a fox. Now, we’re flying, we’re flying, we’re flying like a bird. Now, we’re we’re swimming, we’re swimming, swimming like a fish. Now, we’re jumping, we’re jumping, we’re jumping like a kangaroo. Now, we’re  climbing, we’re climbing, we’re climbing like a monkey. Now, we’re driving, we’re driving, we’re driving a bus.

Полное физическое реагирование  используется для формирования лексических навыков по определенной теме.

Упражнение используется на этапе aудирования и активного узнавания.

Listen to me carefully.

If you are wearing  a blouse and a skirt, stand up. If you are wearing a costume put your hands up. If you are wearing trousers and a sweater (jumper), clap your hands.

If you have dark/fair hair, nod your head. If you’ve got something green (blue, black, brown), snap your fingers.

Полное физическое реагирование в формировании грамматических навыков.

Полное физическое реагирование можно использовать при формировании навыка употребления глаголов like, love, hate на этапе подстановки.

If you like carrots, stand up.
If you love carrots, raise your hand.

If you hate carrots, walk to the door. 

Имитация на основе полного физического реагирования применяется при активизации лексических и грамматических навыков по теме.  

Miming a Morning Routine

You’re doing morning exercises (stretches).

You’re washing your face, washing your face.

You’re washing your hands, washing your hands.

You’re cleaning your teeth, cleaning your teeth.

You’re combing  your hair, combing your hair.

You’re putting your clothes on, putting your clothes on.

Now, you’re eating, eating your breakfast.

Упражнения на основе полного физического реагирования используются для смены вида деятельности

An action routine

Clap your hands, clap your hands

Slap your legs, slap your legs

Stamp your feet, stamp your feet

Snap your fingers, snap your fingers

Clap your hands, clap your hands

A Pointing Rhyme

Stand up!

Point to the ceiling. Point to the floor.

Point to the window. Point to the door.

Clap your hands together. One, two, three.

Now sit down and look at me.

Литература

  1. Asher J. Language by command. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning. Summer 1984
  2. Claire Elizabeth /ESL Teacher’s Activities Kit. 1988
  3. Leontiev A. Future Directions for Fast, Stress-Free Learning on the Right Side of the Brain. - http://www.tpr-world.com/future.html
  4. Татьяна Ушакова, http://www.study.ru/support/lib/note230.html .Октябрь 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников английскому языку в начальной школе

Интеграивное обучение одно из средств целостного развития личности младшего школьника...

Презентация на тему " Использование проектной методики при обучении младших школьников английскому языку"

В данной презентации мне хотелось раскрыть  суть такой педагогической технологии как метод проектов и поделиться своим опытом использования  ее непосредственно в работе....

Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку

Тема « Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку» стала актуальна в связи с обучением младших школьников английскому языку.Кто-то из педагог...

Специфика обучения младших школьников английскому языку на первоначальном этапе

1. Содержание 1.1. Введение          1.2. Основные методики обучения детей иностранному языку.1.3  Особенности обучения английскому языку н...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС

Презентация. Тема: "Системо-деятельностный подход в обучении младших школьников английскому языку по ФГОС. Представление опыта учителя....