Методика обучения иностранному языку слабослышащих и поздно оглохших детей
статья по английскому языку

Ю Анна Хэуновна

В силу ограничения возможностей полноценного восприятия детьми учебной информации, при обучении иностранному языку, предпочтение отдается тем методам, которые на базе использования сохранных анализаторов обеспечивают наиболее полную передачу, восприятие, воспроизведение и переработку учебной информации в доступном для слабослышащих и позднооглохших обучающихся виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению сенсорной основой представлений и понятий об изучаемых объектах и явлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ г. ДОЛИНСКА,

(ГКОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ г. ДОЛИНСКА)

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

/__________/

 «__  »____________20___г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ школа-интернат

/____________/

Приказ № _________

 от «__ »_____________20___г.

Методика обучения

иностранному (английскому) языку

слабослышащих и позднооглохших детей

Ю Анна Хэуновна

учитель английского языка

 г. Долинск

2023 г.

Методы, используемые в процессе обучения глухих детей, условно можно разделить на три группы: общедидактические, специальные и специфические (Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов. М., «Просвещение», 1977. - 200 с.).

В силу ограничения возможностей полноценного восприятия детьми учебной информации, при обучении иностранному языку, предпочтение отдается тем методам, которые на базе использования сохранных анализаторов обеспечивают наиболее полную передачу, восприятие, воспроизведение и переработку учебной информации в доступном для слабослышащих и позднооглохших обучающихся виде. В связи с этим из перцептивных методов чаще применяются наглядные и практические, которые содействуют овладению сенсорной основой представлений и понятий об изучаемых объектах и явлениях.

Доминирование наглядного мышления, трудности, связанные с формированием словесно-логического мышления, ограничивают возможность применения логических и гностических методов, а потому на начальном этапе обучения иностранному языку, предпочтение отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично-поисковым.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении слабослышащих и позднооглохших детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной иноязычной информации и особенностей речевого развития. При этом особое значение придается уточнению требований к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:

– хорошее освещение лица говорящего;

– четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение норм произношения, исключение утрированной артикуляции;

– постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;

– опора на дополнительные средства (письменные записи, дактилологию).

В реальной жизни людям с отклонениями в развитии приходится много учиться, слушать и понимать людей с нормальным слухом. То, насколько точно слабослышащий и позднооглохший ребенок научится понимать речь слышащих людей, зависит его жизненная реализация как личности.

Овладение навыками родной и иноязычной речи дает возможность вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать в себе культуру общения.

При обучении иностранному языку слабослышащих, и позднооглохших необходимо учитывать различные факторы. К таким факторам можно отнести индивидуально-возрастные особенности, условия обучения, мотивацию учащегося.

Содержание обучения иностранному языку призваны обеспечить реализацию цели обучения при работе со слабослышащими и позднооглохшими детьми:

– лингвистический компонент;

– психологический;

– методологический.

Основными механизмами восприятия являются механизмы слуховой памяти, внутреннего проговаривания, оперативной и долговременной памяти, индифференциация понятий, вероятностное прогнозирование.

К особенностям обучения детей с нарушениями слуха нужно отнести неспособность к определенным видам операций: синтез, сравнение, анализ, абстракция и обобщение.

Обучение необходимо проводить систематически, целенаправленно с использованием наглядностей на специально подобранных упражнениях в строго логической последовательности.

Владение иностранными языками, как известно, в значительной степени определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Особое место принадлежит иностранному языку.

Владение другим языком для людей с ограничениями слуха является необходимым условием дальнейшей социализации в обществе.

Обучение иностранному языку для обучающихся с нарушениями слуха не может вестись на основе существующих методик обучения, применяемых при обучении лиц, обладающих нормальным слухом. Причины этого значительно глубже, чем просто физические трудности, связанные с потерей либо со значительным снижением слуха. Лица с нарушениями слуха иначе, чем слышащие воспринимают речь; у них иные пути формирования словесной речи, овладения грамматическим строем языка, развития языковых обобщений. Эти факторы определяют своеобразие усвоения ими языка и, как следствие, создают необходимость разработки специальных методов обучения таких лиц иностранному языку.

Система упражнений для обучения аудированию как виду речевой деятельности

  1. Упражнения на тренировку памяти:
  1. послушай группу цифр и запиши их;
  2. запиши имена, услышанные в тексте;
  3. запиши услышанные названия городов.
  1. Упражнения для развития вероятностного прогнозирования
  1. определи по названию текста его содержание;
  2. посмотри на картинку и определи содержание текста;
  3. послушай текст и ответь на вопросы.
  1. Упражнения на формирование речевого слуха
  1. посмотри на предложение, нарушена ли грамматическая структура;
  2. составь из предложенных слов простое предложение;
  3. составь из предложенных слов вопросительное предложение;
  4. составь из предложенных слов ответ на вопрос;
  5. найдите в тексте конкретные слова, относящиеся к чему или кому-либо.

Система упражнений для работы с текстом

  1. До прослушивания текста
  1. прослушайте и определите по названию содержание текста;
  2. ответьте на вопросы до прослушивания текста.
  1. Во время прослушивания текста
  1. определите, какой текст вы слушаете;
  2. найдите русский эквиваленты в прослушанном тексте.
  1. После прослушивания текста
  1. ответьте на вопросы;
  2. закончите предложения;
  3. правильно или неправильно утверждения;
  4. выпишите ключевые слова.

Упражнения по развитию лексических навыков

  1. посмотри на слово и на картинку;
  2. соотнеси слово и картинку;
  3. соотнеси слово на английском языке и его русский эквивалент;
  4. собери из предложенных букв английское слово;
  5. добавь в слово букву, чтобы получилось слово;
  6. посмотри на ряд перепутанных букв и переставь буквы так, чтобы получилось слово;
  7. найди в сканворде, выученные слова и выдели их;
  8. найди и выпиши слова, относящиеся к определенной группе;
  9. отнесите указанные слова к подходящим группам определений.

Данный комплекс упражнений применяется учителем в процессе обучения слабослышащих и позднооглохших детей.

Слабослышащие и позднооглохшие учащиеся проявляют заинтересованность в овладении иностранным языком. В соответствии с данными, полученными относительно основных целей, преследуемых учащимися в изучении иностранного языка, особое внимание при обучении учащихся с нарушениями слуха должно быть направлено на расширение лексического материала связанного повседневно-бытового характера. В рамках изучения языкового материала.

В основном учащиеся имеют представлении о том, что существует иностранный (английский) язык, но учащиеся не могут на слух отличить разные языковые интонации при проведении прослушивания аутоэнтичных текстов. При овладении грамматическим материалом надо опираться на родной язык, что в значительной степени влияет на изучение грамматики иностранного языка.

В ходе работы с обучающимися с нарушениями слуха следует учитывать, что:

  • необходимо дифференцировать обучение учащихся с нарушениями слуха английскому языку;
  • с учетом объема учебного времени, темпа овладения английским языком, доступного для данного контингента учащихся, выявленных приоритетов в его изучении иностранного (английского) языка, учителем должны предлагаться учащимся базовый и дополнительный варианты программы начального курса английского языка, отвечающие требованиям дифференцированного обучения учащихся с нарушениями слуха;
  • для преподавания учащимся со слуховыми нарушениями начального курса иностранного (английского) языка необходимо разработать систему проведения занятий, при реализации которой лексико-грамматическая работа ведется во взаимосвязи с работой над восприятием и воспроизведением устной английской речи;
  • необходимо проводить количественный анализ лексико-грамматических знаний, полученных учащимися при обучении. На основе качественного анализа процесса усвоения учащимися английского языка, анализа их ошибок выявлять специфические закономерности и характерные различия в овладении учащимися с различной степенью глухоты;
  • из результатов промежуточных контролей, итоговых контрольных работ, следует делать выводы об успешности овладения учащимися знаниями и умениями, предусмотренными предложенной программой обучения английскому языку.

Наиболее существенные результаты, полученные автором состоят в следующем: определена методическая база специального обучения иностранному (английскому) языку слабослышащих и позднооглохших учащихся; установлена необходимость дифференцированного обучения учащихся со слуховыми нарушениями иностранному (английскому) языку, предложен подход к реализации такого обучения; разработана программа обучения английскому языку в вариантах, отвечающих требованию дифференцированного обучения учащихся; экспериментально доказана возможность успешного овладения учащимися с нарушенным слухом английским языком в пределах разработанного курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения иностранному языку школьников, повышающая качество знаний по предмету.

В данной теоретической части работы необходимо  остановиться на тех базисных положениях,  в которых отражаются и обобщаются самые  существенные стороны деятельности, то ест...

Методическая разработка (немецкий язык) на тему: Методика обучения иностранному языку

О методах, применяемых в  обучении иностранному языку (на примере немецкого языка)...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2...