Современные технологии (иностранный язык)
материал по английскому языку

Шикова Наталья Викторовна

Современные технологии (иностранный язык)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sovremennye_tehnologii_inostrannyy_yazyk.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в преподавании иностранного языка

  1. Основные задачи ФГОС.
  2. Сравнение ФГОС 2 и 3 поколения
  3. Виды современных образовательных технологий
  4. Специфика использования педагогических технологий на уроке иностранного языка
  5. Заключение

Основными задачами ФГОС являются: создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

1) Предметные результаты по учебным предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» детализированы и конкретизированы отдельно;

2) Конкретизировано содержание речи (приведён список тем для освоения основных видов речевой деятельности);

3) Каждый вид речевой деятельности детализирован отдельно;

4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков , которыми должен обладать ученик в рамках обеих дисциплин (правильно структурировать предложения, уметь вести диалоги разных видов, воспринимать информацию на слух, читать и понимать аутентичные тексты, создавать небольшие письменные высказывания, применять в речи правила словообразования, классифицировать и сравнивать объекты, прогнозировать трудности и преодолевать их при решении коммуникативной задачи и т.д.).

В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.

Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное – использовать их разумно и безопасно.

Педагог должен указывать в рабочей программе, для чего планирует использовать цифровые ресурсы и для изучения каких тем.

Учащиеся должны уметь использовать технологии для обучения. Например, искать информацию на электронных ресурсах, готовить презентации.

Также важно транслировать правила безопасного поведения: учитель должен сам соблюдать правила цифровой безопасности и работы с данными и научить этому учеников.

Сравнение ФГОС 2 и 3 поколения

ФГОС 2 поколения содержит в себе всего 4 требования к предметным результатам иностранного языка. Более подробное представление требований дает Примерная основная образовательная программа.

Одно из требований к постановке образовательного результата – проверяемость . Требования федеральных государственных стандартов предыдущего поколения были сформулированы довольно обобщенно: «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур….», «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции…» , что затрудняло возможность проверить соответствие результатов обучения в средней школе предъявляемым требованиям. Формулировки стандартов нового поколения более конкретны, в них прослеживаются нормативы. Количество самих требований увеличилось с 4 до 12 и охватывает все виды речевой деятельности.

В метапредемтных результатах акцент на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

В ФГОСе изменились требования к планируемым результатам, которые учащиеся должны достичь при изучении первого иностранного языка. Требования касаются развитых навыков во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации.

ФГОС 3 поколения окончательно вступили в силу осенью 2022 -2023 учебного года. Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты будут соответствовать положениям закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливать вариативность сроков программ и детально описывать условия их реализации, систематизировать и уточнять требования к планируемым результатам, оптимизировать требования к основной образовательной и рабочей программам.

Виды современных образовательных технологий

Образовательные технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и могут быть классифицированы по этим общим признакам.

По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По концептуальной основе различают теоцентрические, натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические и др. По доминирующему методу и средствам обучения выделяют репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, программного обучения, проблемного обучения, коммуникативного обучения, дистанционного обучения. 

По организационным формам классифицируют лекционно-практические, индивидуальные, групповые, коллективные, дифференцированного обучения. По характеру педагогического взаимодействия различают авторитарные, личностно-ориентированные, личностно-деятельностные, сотрудничества.

Все большую популярность в настоящее время набирают интернет-технологии. Во многих книгах и научных публикациях, которые рассматривают проблемы информатизации системы образования, встречаются разные на первый взгляд понятия, но несущие одинаковую смысловую нагрузку: «инновационные информационные технологии», «технология обучения с применение ПК» и др. 

Интернет-технологии – это один из мощнейших информационных инструментов современного педагога, так как благодаря данным технологиям мы можем не только получать информацию, но и  обсуждать её с коллегами, которые находятся в разных географических точках мира. Можно смело сказать, что интернет-технологии – это лучшая информационная среда, без которой нельзя обойтись ни одному профессионалу образовательной сферы. Интернет-технологии, как и компьютерные,  имеют множество общих положительных качеств, однако первые имеют ряд преимуществ: короткий путь передачи учебного материала от автора к обучающемуся; есть возможность очень быстро обновлять учебный материал, не затрачивая на это дополнительные ресурсы; значительно уменьшаются расходы на выпуск учебного материала (оплата верстальщикам, бумага, краска, оплата изданию и т.п.); можно по своему усмотрению включать в учебный материал дополнительный материл из Интернета; доступность учебного материала, так как получить его можно с любого устройства, которое имеет подключение к сети Интернет; большое количество различных средств конвертации и обработки документов даёт возможность преподавателю не изучать сложнейшие языки программирования и часто прибегать к помощи технических специалистов;  в процессе перехода от бумажных учебных материалов к электронным, уменьшается время на подготовку учебных пособий, что увеличивает доступность учебных курсов для обучающихся.

В процессе обучения можно применять следующие виды интернет-технологий: специализированные программы, направленные на обучение, например, электронные учебники, языковые программы, тесты, виртуальные лаборатории и др.; специализированные системы, включающие в себя использование ПК, диски, fleshносители и пр.; высокоинтеллектуальные системы обучения, которые возможно применять в различных учебных дисциплинах; классификация различных баз данных по научным отраслям; применение средств телекоммуникации (zoom, messenger и прочие сети, с помощью которых можно обмениваться информацией); виртуальные библиотеки, электронные журналы и прочее. Названные виды интернет-технологий можно объединить в две группы: 1.с избирательной интерактивностью;  2.с полной интерактивностью. 

Очень эффективно в обучении иностранного языка работает метод применения дистанционного тандема. Данная методика основана на том, что носители разных языков работают в паре, обучая друг друга. Данная практика имеет большой потенциал и положительные результаты. 

Несомненно, интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. 

При организации учебного процесса с применением интернет-технологий необходимо помнить и учитывать санитарные нормы и правила, а именно те направления, которые прописывают правила работы с компьютером с учётом возраста обучающихся. Непрерывная деятельность с компьютерами у обучающихся в средних классах не должна превышать для учащихся 6-7 классов – 20 минут, для учащихся 8-9 классов – 25 минут.

В процессе обучения пристальное внимание сосредотачивается на самостоятельной работе обучающихся. В данный вид деятельности входит работа с наглядными материалами, электронными источниками информации, с поисковыми системами сети Интернет. Как важное средство в области дидактики выступает использование проектора и видео материала с целью создания визуального образа урока у обучающихся. 

Специфика использования педагогических технологий на уроке иностранного языка

При организации учебного процесса с применением интернет-технологий необходимо помнить и учитывать санитарные нормы и правила, а именно те направления, которые прописывают правила работы с компьютером с учётом возраста обучающихся. Непрерывная деятельность с компьютерами у обучающихся в средних классах не должна превышать для учащихся 6-7 классов – 20 минут, для учащихся 8-9 классов – 25 минут.

В процессе обучения пристальное внимание сосредотачивается на самостоятельной работе обучающихся. В данный вид деятельности входит работа с наглядными материалами, электронными источниками информации, с поисковыми системами сети Интернет. Как важное средство в области дидактики выступает использование проектора и видео материала с целью создания визуального образа урока у обучающихся.

Процесс обучения иностранному языку может включать следующие аспекты c применением ИКТ:

  1. Обучение фонетике. Правильное произношение играет не последнюю роль в изучении иностранного языка. Основы, которые заложил учитель на начальной ступени обучения, станут последующей базой для успешного изучения иностранного языка. При обучении фонетике большую помощь могут оказать on-lineуроки BBC, различные фонетические игры.
  2. Обучение аудированию. Процесс понимания говорящего на английском языке играет значимую роль в создании ситуации успеха у учащихся: «Я слышу – я понимаю!». Для учащихся будет очень интересно услышать и увидеть британского или американского ученика, и главное, понимать, что он говорит. В развитии слуховых навыков могут различные аудиокниги и аудиоресурсы, которых имеется великое множество в сети.
  3. Обучение говорению. Одна из проблем в обучении английскому языку – неумение выразить свои мысли на языке. На уроке необходимо создать коммуникативную ситуацию. При помощи компьютера мы можем создать такую ситуацию – общение в мессенджерах, запись высказываний учащихся на уроке. Используя различное дополнительное оборудование, учащиеся могут общаться и при этом не мешать друг другу.
  4. Обучение лексике. Повышение словарного запаса – залог успешного общения на английском языке. 
  5. Обучение письму. Владеть иностранным языком – это умение выражать свои мысли письменно. Ученики должны уметь писать письма, эссе, сочинения, подписывать поздравительные открытки. При помощи персональных компьютеров ученики могут писать письма друзьям в любую страну. У учеников есть мотивация, и они захотят учить английский язык, чтобы понять своих новых друзей. На сайтах есть много различных конкурсов и олимпиад, где ребята могут разместить свои работы. Они знают, что эта работа будет не только для преподавателя и одноклассников – они смогут проверить и свои знания и сравнить свои достижения с учащимися других городов и даже стран.
  6. Обучение грамматике. Использование видео уроков, интернет ресурсов для онлайн отработки употребления правил способствует мотивации учащихся к закреплению пройденного материала.

Заключение

Таким образом, при всей важности компьютера (использование интернета и программ), нельзя отрицать роль учителя. Он был и остается самым главным на уроке. Но его работа будет намного облегчена использованием персонального компьютера. Специфика использования сети Интернет для обучения школьников среднего звена включает в себя такие  критерии, как: интерактивность; игровой, театрализованный контекст; совместную деятельность ребенка и взрослого; учет психолого-возрастных особенностей школьников; использование социокультурных технологий.

Использованные ресурсы:

https://fgos.ru/

https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BA-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82/

https://multiurok.ru/index.php/files/osobennosti-prepodavaniia-uchebnogo-predmeta-ino-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного языка.

В данном материале рассмотрены требования к современному уроку иностранного языка. Приводятся примеры из педагогического опыта....

Современный урок иностранного языка. Обобщение опыта работы.

Главная задача современного урока - всестороннее развитие  обучающегося, усвоение им культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов,  формирование его личности, его  познаватель...

Эффективность использования ЦОР на современном уроке иностранного языка.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ        ДОКЛАДна тему:«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАНН...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....