Развитие естественнонаучной грамотности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
методическая разработка по английскому языку

         Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся основной общеобразовательной школы обуславливается несоответствием школьного образования требованиям, предъявляемым социумом и временем, так показывают исследования. Это связано с необходимостью коррекции педагогической практики, то есть ориентироваться не только на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск и умение применять на практике, в повседневной жизни полученные знания. При этом, использование современных образовательных технологий помогает формировать опыт конструктивного мышления и продуктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

 «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А, лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук

         Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся основной общеобразовательной школы обуславливается несоответствием школьного образования требованиям, предъявляемым социумом и временем, так показывают исследования. Это связано с необходимостью коррекции педагогической практики, то есть ориентироваться не только на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск и умение применять на практике, в повседневной жизни полученные знания. При этом, использование современных образовательных технологий помогает формировать опыт конструктивного мышления и продуктивной деятельности. Важность развития функциональной грамотности подчеркивается и в программе оценки качества образования на основе практик международных исследований Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Данная проблема обусловила выбор темы: «Развитие естественнонаучной функциональной грамотности на уроках английского языка в средней школе». Актуальность темы и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: как сформировать функциональную грамотность в процессе урочной и внеурочной деятельности на уроках английского языка? Как известно, запоминается всё необычное, интересное, то, что сделано своими силами. Так родилась идея использовать научные опыты и эксперименты, которые позволяют не только познавать окружающую действительность практически, но и пополнять лексический запас учащихся, а также развивать интерес к изучению английского языка и дисциплин естественнонаучного цикла. Целью нашей работы было создание условий, при которых обучающиеся в доступной форме могли бы  повышать свой уровень естественнонаучной грамотности посредством иностранного языка в условиях классно-урочного занятия. Перед нами были поставлены следующие задачи: повышать интерес к изучению иностранного языка, развивать метапредметные компетенции и функциональную грамотность естественнонаучного цикла в процессе практического применения полученных знаний на уроках английского языка и внеурочной деятельности на основе дидактических материалов. 

        Иностранный язык является очень важным инструментом становления и развития функционально грамотной личности. Именно использование иностранного языка в речевой деятельности является ключевым фактором налаживания международной коммуникации и социальных отношений. Под функциональной грамотностью понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Работа с разными формами информации, умение выполнять различные учебно-познавательные, учебно-практические задачи, умение переносить полученные знания в реальную жизнь являются современной образовательной парадигмой, основывающейся на концепции «образования через всю жизнь» (англ. «life-long learning»), выделяет функциональную грамотность как ключевое понятие компетентностного подхода и вместе с тем как одну из наиболее актуальных проблем образования. Урок иностранного языка, являющийся по сути метапредмедметным элементом школьного образования, представляет собой широкое поле для развития способностей учеников вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней, готовясь к успешной жизни, к эффективному взаимодействию с внешним миром, а также способствуют развитию функциональной грамотности во всех её направлениях. Одним из таких направлений является развитие естественнонаучной грамотности на уроке английского языка. Естественно-научная грамотность - «это способность обучающихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменениях, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Термин « эксперимент» произошел от латинского слова «experimentum», что в переводе означает опыт, проба. Наряду с методом наблюдения, данный термин является одним из основных методов научного познания. Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность: здоровье; природные ресурсы; окружающая среда; опасности и риски; связь науки и технологий. Следует отметить, что все указанные темы, учащиеся изучают на уроках английского языка. Предметы естественнонаучного цикла и английский язык качественно дополняют друг друга, происходит формирование естественно-научной грамотности. Учащиеся учатся работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать. Они учатся применять естественно-научные знания посредством английского языка. Для решения этих задач мы составили сборник экспериментов в разных областях естественнонаучных знаний, которые в интересной форме позволяют получить знания. Для создания интереса учащимся демонстрируются предметы и вещества, предлагается ответить на вопрос что это и как можно использовать? Затем, на первом этапе происходит знакомство с лексическим и грамматическим материалом для снятия трудностей в понимании в процессе демонстрации эксперимента. На втором этапе проводится непосредственно демонстрация опыта. Участвовать в демонстрации  опыта может преподаватель или «сильные» учащиеся, а так же это может быть совместная демонстрация. На третьем этапе – практическое применение полученных знаний. Ребята могут работать индивидуально, в парах или группах. После выполнения опыта формулируем выводы. Обучающимся трудно самостоятельно формулировать на английском языке, поэтому на помощь приходит преподаватель. Обучающиеся с большим интересом вовлекаются в процесс применения новых знаний на практике, повышается мотивация к изучению английского языка. Проводить такие занятия на каждом уроке невозможно и нецелесообразно, а один раз в четверть – вполне реально. Кроме того существует возможность проведения занятий по развитию естественнонаучной грамотности во внеурочной деятельности. Функциональная грамотность в средней школе развивается эффективно, когда в процессе обучения вводятся практикоориентированные и интерактивные технологии. Они позволяют обучающимся приобретать знания с удовольствием и применять их на практике.

Цель создания сборника опытов и экспериментов- продвижение  материалов естественно -научного цикла  для развития функциональной грамотности у обучающихся, а также  обобщение и систематизация  материала из различных источников, актуальных для проведения занятий на английском языке в урочной и  внеурочной деятельности, подготовки  обучающихся к олимпиадам, повышения мотивации к изучению английского языка. В сборник «Experimentise!» входит описание проведения экспериментов и опытов в различных областях естественно – научного цикла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное деятельности.»

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. Автор: Чехов Антон Павлович  1.   Творчество - это созидание. Оно порождает новые ...

«Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

Происходящие сегодня изменения в нашем обществе,  средствах коммуникации (использование новых информационных технологий), повышение интереса к России требуют повышения коммуникативной компетенции...

Современные образовательные технологии как средство развития УУД обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

В стате описан мой подход и методы, применяемые при организации образовательного процесса...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...