"Удались от зла и сотвори благо", "Eschew evil and do good"
план-конспект урока по английскому языку (6 класс)

Будаева Юлия Васильевна

Интегрированный урок по английскому языку и литературе по роману А.С. Пушкина "Дубровский" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotvori_dobro_6_b.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Учителя

Даридаева Гэрэлма Галсановна -учитель русского языка и литературы

Будаева Юлия Васильевна – учитель английского языка

Тема урока

Удались от зла и сотвори благо…

Цель урока:

Формирование нравственных ориентиров в сознании учащихся на уроках литературы в 6 классе через осмысление системы образов романа А.С. Пушкина «Дубровский», отработка  навыков  чтения и понимания  текста на английском языке через художественное произведение.

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

  • дает характеристику главных героев романа: Дубровского-старшего, Владимира Дубровского, К.П. Троекурова, Маши Троекуровой, Архипа-кузнеца (ПР);
  • дает определение нравственным понятиям: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость (ПР);
  • объясняет зависимость поступков героев от их воспитания и характера (ПР);
  • придумывает альтернативную линию сюжета (ПР);
  • проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР);
  • активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса (ЛР);
  • обосновывает собственное мнение (ЛР);
  • осуществляет целеполагание под руководством учителя (МР);
  • планирует пути достижения цели (МР) ;
  • отбирает эффективные способы выполнения заданий (МР) ;
  • осуществляет самоконтроль и самооценку (МР).

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Мировоззренческая идея

«Удались от зла и сотвори благо»

Программное содержание

А.С. Пушкин «Дубровский»

Усвоение нового лексического материала на английском языке

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технология

Технология интерактивного обучения

Мизансцена урока

Парты расставлены по группам (4 группы по 4 человека)

Домашнее задание

Сочинение «Будущее Владимира Дубровского»

(альтернативная линия развития сюжета)

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ЦОР

I. Организационный момент

- Good morning, pupils. Today we have unusual, modern lesson in English and literature.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке у нас гости, но вы ничего не бойтесь – чувствуйте себя уверенно и спокойно.

Рассаживаются за парты по группам

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Дорогие ребята! Мы снова вместе. И с нами - вновь А. С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин-прозаик.

Как сказала Юлия Васильевна, урок у нас сегодня необычный, мы сегодня на уроке вспомним, что читали, сделаем выводы по произведению А. Пушкина «Дубровский», а также проверим развитие  навыков  чтения и понимание  текста на английском языке через художественное произведение, потому что в наше время знание языков актуально, а великий гений Пушкина известен  не только в России, но и во всем мире.

- Ребята, вы с этим согласны?

Ш. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

- Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье... Перед нами картина Васнецова «Витязь на распутье» (см Приложение №1)

- В жизни часто мы встаем перед выбором. Перед каким?  

Учитель обобщает мнения учащихся.

- Между добром и злом. Как не ошибиться в выборе? Может быть, герои романа «Дубровский» чем-то помогут нам? Итак, тема нашего урока «Удались от зла и сотвори благо», т.е. сегодня мы с вами будем говорить о добре и зле.

- А вы помните, кому принадлежат эти слова?

- Какова же цель нашей встречи с героями?

Формулировка проблемы:

-Мы (я с вами) должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры для себя.

Помогут в достижении целей нам:

- внимательные читатели;

- социологи;

- лингвисты;

- мастера выразительного чтения.

Слушают.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Презентация

IV. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

  1. «Зло -  начало всей цепи событий». УЛ

- Много зла есть в жизни человека. Много его и на пути героев романа. Опираясь на предложенные цитаты, поясните, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале всей цепи событий?  Думаю, это задание под силу только внимательным читателям.

Выступление внимательных читателей.(2 минуты)

На экране появляются цитаты (учащиеся – внимательные читатели – должны объяснить, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье):

  • «…батюшка скончался» (умер Андрей Гаврилович Дубровский);
  • «…будущее для него являлось покрытым грозными тучами» (Владимир Дубровский, размышления после смерти отца);
  • «…до сна ли нам…До чего мы дожили, кто бы подумал?» (крестьяне Дубровского, оставшиеся без своего барина);
  • «…кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского);
  • «Она…все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована» (Маша Троекурова, размышления после венчания с Верейским);
  • «…выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены» (солдаты, погибшие в бою с разбойниками под предводительством Дубровского).

- Что ж, мы доказали, что зло в романе является началом всей цепи событий. Но что лежит в основе зла? В основе поступков, ставших причиной несчастья других?

Социологи провели исследование, цель которого выявить зависимость поведения героя от его социального положения, материального состояния. Дадим им слово.

Выступление социологов: они представляют таблицу и поясняют ее текстом.

Социальное положение

Материальное состояние

Ведущее чувство, подтолкнувшее к недоброму действию

Дубровский Андрей Гаврилович

Дворянин

Беден

Зависть, гордыня

Троекуров

 Кирила

Петрович

Дворянин

Богат

Вседозволенность, распущенность, самодурство

Князь

Верейский

Дворянин

Богат

Эгоизм, черствость

Дубровский Владимир

Дворянин

Беден

Месть, ненависть, отчаяние

Архип-кузнец

Крепостной крестьянин

Не имеет никакого имущества

Преданность барину, месть

Социологи делают вывод:  в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества, присущие всем слоям населения. Поэтому в цепи событий, последовавших после ссоры соседей, участвуют практически все.

УА – Thank you, dear sociologists. Спасибо, социологи. Но в вашем исследовании присутствуют слова, со значением которых нужно основательно поработать. Вот они…

На экране проецируется слайд с названием «Словарь урока»:

Вы видите на экране слова на английском и русском, запишите пожалуйста в тетради слова на английском.

Как вы думаете какой перевод у данных слов?

Запишите рядом перевод

      Зависть     envy                            

Гордыня pride

Самодурство petty tyranny

Эгоизм egoism

Черствость obduracy

      Месть  revenge

ненависть  hate (Записывают в тетрадь)

- Лингвисты, нам не обойтись без вашей помощи. Объясните значения указанных слов.

Объяснение лингвистами значений этих слов.

- Что ж, со словарем нашего урока мы потрудились, но кто может ответить, почему я остановил ваше внимание на этих словах? Потому что они обозначают те человеческие чувства и качества, которые не позволяют человеку, стоящему на распутье между добром и злом, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале. А ведь давно известно, что если не пресекается сразу, то оно разгорается с еще большей силой.    

Учащиеся  объясняют, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье

Учащиеся работают над таблицей и подтверждают ее текстом, делают вывод: в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества, присущие всем слоям населения (доказательства по тексту)

Учащиеся объясняют, кому свойственны

эти черты: зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость

https://wordwall.net/resource/63547468

Вывод на презентации

https://wordwall.net/resource/63548561

V.Физминутка музыкальная

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Дорогие мои собеседники! Давайте еще раз вчитаемся, вслушаемся и подумаем: так ли плохи наши герои? Пытаются ли они противостоять злу?

 2. «Не будь побежден злом».

- В глубине всякой души есть своя земля…  Когда я читаю роман «Дубровский», мне не раз вспоминается эта русская пословица. Например, когда я читаю эпизод, главным действующим лицом которого является Архип-кузнец. Давайте прочитаем его вместе (мастера выразительного чтения).

-

Выразительное чтение эпизода (гл. VI, со слов «Поднялся ветер…» до «Полуобгоревший кузнец с своей добычей полез вниз»).

УА: Как вы считаете, какой момент описан в данном фрагменте? И про какого героя произведения здесь говорится?

УЛ:- Как вы думаете, есть ли  что-то доброе, ценное в душе Архипа-кузнеца?

- С чем же Владимир Дубровский вступает в эту новую для него взрослую жизнь?

Чтение эпизода «В церкви» (гл. V).

- Какие слова, на ваш взгляд, являются здесь важными?

(«…Он не плакал, не молился, но лицо его было страшно».)

- Зло не победило. Почему? Потому что в глубине всякой души есть свое добро. Какие спасительные маяки не позволили Дубровскому окончательно подчиниться злу? Из чего состоит «здобро» его души?

На экран вновь проецируется слайд под названием «Словарь урока».

Это:

родительский дом

семья

преданность близких людей (няня, крестьян)

ответственность перед людьми, которым он нужен

любовь

благородство.

УА: - Поместим эти слова в словарик нашего урока.  это будет вашим домашним заданием, подробнее я вам отправлю в чате элжура.

УЛ: Пусть нравственные ориентиры, благодаря которым Владимир Дубровский удалился от зла, помогут и вам на вашем жизненном пути.

1 текст дети читают на английском и должны сказать, какой фрагмент текста описывается, про кого говорится.

2 текст читают на русском языке. Делают выводы.

Читаем по учебнику

- Однако важно не только удалиться от зла, но и сотворить благо.

-  «Удались от зла и сотвори благо».

- Именно так звучит тема нашего урока. Смог ли Владимир Дубровский справиться с этой задачей?

- Получается, что, отказавшись от мести, благородный разбойник Дубровский все-таки никакого блага не сотворил… А кто же из героев никому не причиняет зла? (Маша.)

- Какой правильный и честный поступок совершает она?

- Почему так поступает героиня? Потому что она смогла сберечь «землю» своей души. В её жизни есть ценности, позволяющие противостоять злу: дом, семья, ответственность перед другими. И даже любовью Маша жертвует, потому что не может нарушить законы чести, по которым она живет.

VI. Подведение итогов урока

- Сделаем выводы по уроку.

УЛ- Вы все, мои дорогие собеседники, только вступаете на большую дорогу жизни. И вам, вероятно, не раз придётся оказаться на распутье. Возьмите с собой в дорогу те уроки, которые нам дали герои романа «Дубровский». Не оступитесь, творите добро. Будьте чисты…

Как Маша Троекурова…

УА: Сегодня вы прочитали фрагмент на английском языке и познакомились с новой лексикой.  

И потому оценки за работу на сегодняшнем уроке вы ставите себе сами, когда окажетесь на той самой развилке между добром и злом…

Рефлексия: Случайное колесо

Они потребуются и при выполнении домашнего задания.

Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог с одноклассниками

Записывают домашнее задание

Случайное колесо

https://wordwall.net/ru/resource/10439338

Домашнее задание

Попробуйте поразмышлять на тему: «Каким я вижу будущее «Дубровского» в своем сочинении-миниатюре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуйте, уважаемые коллеги! На этом сайте размещаю развлечение, посвященное празднику музыки. Этот праздник я решила провести в новом формате - в форме мюзикла. Праздник удался на славу, я сама даже не ожидала, что он пройдет быстро и интересно, т.к

Сценарий праздника:Дети входят в зал под музыку, встают полукругом.Вед: Здравствуйте, ребята! Я хочу сообщить вам, что получила приглашение от самой Королевы Музыки. Послушайте, что она пишет:«Здравст...

Статья в газету "Спортивный праздник удался"

Статья в газету "Инжавинский вестник", посвящённая 23 февраля и Лыжне России....

ЧТОБЫ ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ УДАЛСЯ…

Лето – пора, когда все спешат распрощаться с душным городом и отправиться на прогулку в лес или дружной компанией на пикник. Куда лучше наслаждаться солнышком на свежем воздухе, чем изнывать от жары с...

Конспект урока "Удались от зла и сотвори добро"

Конспект урока "Удались от зла и сотвори добро" (урок-исследование по повести А.С.Пушкина "Дубровский")...

Конспект урока по русской литературе на тему «Удались от зла и сотвори благо» 6 класс

Открытый урок литературы в 6 «А» классепо теме: «Удались от зла и сотвори благо» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Тип урока: обобщение и систематизация з...

презентация «Удались от зла и сотвори благо» «Eschew evil and do good»

презентация к интегрированному уроку по английскому языку и литературе  «Удались от зла и сотвори благо» «Eschew evil and do good»  с использованием ЦОР....

What is a man like kind or evil

THE PURPOSE OF THE PROJECTTo draw attention to the difficulties of adolescence, aggressive behavior among adolescents.To conduct research on their understanding of good and evil.To ...