Развитие навыков аудирования у старших школьников посредством песенного материала на уроках английского языка
статья по английскому языку (8 класс)

Шманатова Светлана Валерьевна

Материал полезен молодым педагогам в плане формирования лексики с использованием песенного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_audirovaniya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков аудирования у старших школьников посредством песенного материала на уроках английского языка.

Аудирование является важным средством сбора информации в нашей жизни и умение слушать – это ключ к успеху в изучении иностранного языка. Это факт, что новорожденный ребенок сначала прислушивается к голосам и звукам в своем окружении, чтобы усвоить информацию, прежде чем он или она заговорит и научится читать и писать. Слушать – это важная возможность со-циального взаимодействия, и было отмечено, что люди получают новые сооб-щения более эффективно, слушая, чем читая.

Говоря о методике преподавания иностранного языка, важно отметить, что обучению аудированию придается большое значение, поскольку восприя-тие речи на слух для учеников – довольно сложный процесс. И чтобы сделать процесс обучения аудированию успешным, перед учителем актуализируется задача поиска новых приемов, форм, средств и методов обучения данному виду речевой деятельности. Одним из эффективных средств обучения аудированию на уроке иностранного языка является песенный материал.

В песнях, как правило, используется простой разговорный язык с боль-шим количеством повторений и поэтому, они могут активировать механизм по-вторения при овладении иностранным языком, что как раз является тем, что многие учителя ищут в образцах текстов. Этот тип повторения, представленный в песнях, активизирует предварительные знания учеников, для того, чтобы они автоматически могли выполнять множество упражнений по данному шаблону, не осознавая этого. Также было отмечено, что прослушивая песни, обучающие-ся имеют потенциальную возможность улучшить свое произношение и исполь-зовать естественные сокращения английского языка, не замечая этого. Песни способствуют изучению иностранного языка интересным и эффективным спо-собом. Большинство обучающихся имеют доступ к этой форме культуры. Пес-ни затрагивают социальные проблемы и культурные аспекты. Интерактивный и рефлексивный процесс обучения будет генерировать множество языковых ре-зультатов обучающихся.

Как уже отмечалось, аудирование является трудным навыком для овладения обучающимися. Первая причина заключается в том, что у учеников нет текста перед глазами, чтобы иметь представление, о чем речь. Вторая причина – акцент и интонация носителя иностранного языка. Также в каждой стране есть диалекты и региональные акценты, которые могут сбить слушателя с тол-ку. Все это делает обучение аудированию серьезной проблемой, и неудиви-тельно, что обучающимся это может даваться с трудом. Другая проблема свя-зана со звуками. Обучающиеся должны понимать каждое слово, но они не мо-гут воспринимать быструю и естественную речь, в связи этим, им нужно про-слушивать аудиозапись более одного раза. Исходя из этого, мы должны пони-мать, что при выборе песни для занятия – это убедиться в том, что текст поня-тен, поэтому выбор песен должен осуществляться учителем на основе опреде-ленных критериев:

1. С целью мотивировать обучающихся и добиться результатов, учителя по возможности должны использовать песни, которые пользуются популярно-стью у учеников и которые тесно связаны с их интересами.

2. Доступность и легкость песни для восприятия. Песенный материал должен иметь четкий и понятный текст. Нет ничего хуже песни, которую почти никто не может понять. Если у вас возникли проблемы с пониманием текста при прослушивании, необходимо выбрать другую песню, в ином случае цель формирования навыков аудирования не будет достигнута.

3. Песни должны иметь соответствующую уроку тему. В мире и так до-статочно плохих новостей, негатива и насилия. Следует избегать песен с любой негативной тематикой [2, c. 44].

Песня также является отличным языковым пакетом, который объединяет культуру, словарный запас, аудирование, грамматику и множество других язы-ковых навыков всего в нескольких рифмах. Использование песни на уроке спо-собствует созданию непринужденной и доброжелательной атмосферы в классе, и вместе с тем может послужить основой для целого ряда уроков.

Таким образом, обучающиеся могут непосредственно слушать песню, а также с интересом изучать значение языка в ней. При овладении аудитивными навыками обучающиеся должны быть мотивированы, поэтому песни один из лучших вариантов.

Также важно отметить, что успешность формирования аудитивных навы-ков у обучающихся будет зависеть от методически грамотной организации процесса обучения аудированию и учета при организации процесса обучения аудированию на материале песен следующих принципов:

1) максимально использовать материал, имеющий отношение к реальной жизни учеников;

2) максимально использовать аутентичный язык;

3) варьировать материалы с точки зрения пола, возраста, диалекта, ак-цента, темы, скорости, шума, уровня и жанра;

4) просить обучающихся слушать песню несколько раз с определенной целью и позволять им демонстрировать свое понимание в задании;

5) языковой материал, предназначенный для обучения пониманию на слух, никогда не должен сначала представляться визуально [4, c. 388].

Согласно С. Риксону, процедура работы с песнями для развития навыков аудирования выполняется с помощью трех этапов [3, с. 210]:

1. До прослушивания.

Прослушивание может начинаться с разминки или построения схемы. Учитель должен спросить обучающихся, что они знают о поп-культуре страны изучаемого языка, и он также может принести в класс несколько фотографий с изображением популярных актеров или исполнителей песен или компакт-диски с их песнями. Затем учитель может показать название песни, при этом задача учащихся – угадать тему песни. Также при наличии новых сложных слов, стоит снять языковые трудности, чтобы обучающиеся сосредоточили внимание на восприятии.

2. Во время прослушивания.

Задача обучающихся во время прослушивания песни – прислушиваться к отсутствующим словам в тексте песни и заполнять пропуски. При необходимо-сти, учитель включает песню еще один раз, если у обучающихся возникнут проблемы.

3. После прослушивания/

После второго прослушивания стоит обсудить ответы с классом. При необходимости воспроизвести те части, в которых обучающиеся испытывали трудности с пониманием слов. Кроме того, могут быть предложены упражне-

ния на соотнесение фраз, расставление в хронологическом порядке события, выбор утверждения «правда-ложь» и диктант.

С учетом вышеизложенного нами были разработаны упражнения по раз-витию навыков аудирования у обучающихся старших классов на материале песни «Forgive Me Friend» американской поп-группы Swedish Jam Factory. Дан-ные упражнения могут быть использованы в рамках изучения темы «Relation-ships» на уроке английского языка в 11 классе средней общеобразовательной школы.

1. До прослушивания

1) Вопросы

Answer the questions:

1. How often do you listen to music?

2. What are your favorite music groups?

3. Which American or British singers do you like?

4. Try to guess what the song about from its headline.

2) Снятие языковых трудностей

Let‟s translate some words:

1) shut someone out –

2) let down –

3) break apart –

4) fall apart –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как  в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...

Расширение активного запаса слов через применение песенного материала на уроках английского языка

Песни способствуют расширению активного запаса слов учащихся, обеспечивают тренировку в использовании грамматических явлений, механической памяти. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывае...

Песенный материал на уроке английского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы использования песенного материала на уроках английского языка для формирования языковых и речевых навыков...

Использование песенного материала на уроках английского языка

Использование песенного материала повышает мотивацию, благодаря непроизвольному запоминанию новых слов и фраз увеличивается объем словарного запаса.Песня является образцом звучащей иноязычной речи, а ...

Речевое развитие школьников посредством театрализованной деятельности на уроке английского языка.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических форм, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалог...

Развитие навыков аудирования у старших школьников посредством песенного материала на уроках английского языка.

Материал содержит полезную информацию для начинающих преподавателей в области аудирования на старшем этапе обучения английскому языку....