ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Методология обучения детей английскому языку»
статья по английскому языку

Лычкина Елена Викторовна

За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась, прежде всего, на школьников, то теперь родители стремятся, как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности.

     Такие возможности дошкольников, как уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения речи, гибкое и быстрое запоминание языкового материала, наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения, отсутствие языкового барьера, использование игры – главного вида деятельности дошкольника, позволяющего сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы, а также психофизиологические особенности дошкольников – пытливость, любознательность, неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях, жажда исследования, все это обеспечивает успешное овладение детьми иноязычной речью.

     Новая модель образования задает основной вектор изменения дополнительного образования детей: от досуговой занятости и освоения ремесла - к развитию человеческого потенциала, человеческих возможностей как основного ресурса развития государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped._opyta_.docx51.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

ОБОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Методология обучения детей английскому языку»

педагога дополнительного образования

Лычкиной Елены Викторовны

Тамбов

Описание передового педагогического опыта

Сведения об авторе:

ФИО

Лычкина Елена Викторовна

Дата рождения

9 сентября 1963 г

Место работы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

Должность

Педагог дополнительного образования

Квалификация

Первая категория

Образование

Высшее

Специальность по диплому

Учитель английского и немецкого языков

Стаж работы

 38 лет

Стаж работы в учреждении

 31 год

Актуальность опыта

     За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась, прежде всего, на школьников, то теперь родители стремятся, как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности.

     Такие возможности дошкольников, как уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения речи, гибкое и быстрое запоминание языкового материала, наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения, отсутствие языкового барьера, использование игры – главного вида деятельности дошкольника, позволяющего сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы, а также психофизиологические особенности дошкольников – пытливость, любознательность, неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях, жажда исследования, все это обеспечивает успешное овладение детьми иноязычной речью.

     Новая модель образования задает основной вектор изменения дополнительного образования детей: от досуговой занятости и освоения ремесла - к развитию человеческого потенциала, человеческих возможностей как основного ресурса развития государства.

     В нашем центре дополнительного образования детей созданы все условия для динамичного развития учреждения, обеспечивающего доступность, новое качество и эффективность дополнительного образования детей. Базовая ориентация – личностно-ориентированный подход в выстраивании взаимоотношений обучающихся и педагогов дополнительного образования (сотворчества), позволяющий обучающимся достигать успешности и полноценного личностного развития.

     Задачи:

  1. Способствовать  доступности дополнительного образования для детей.
  2. Разработать, апробировать и реализовать комплекс инновационных проектов, направленных на развитие системы дополнительного образования детей.
  3. Привести дополнительные образовательные программы Центра

     в соответствие с требованиями ФГОС.

  1. Повысить  качество содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов и технологий.
  2. Провести систему мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогических кадров Центра.
  3. Создать организационно-педагогические условия для повышения эффективности образовательного процесса

     

     Приоритетным направлением  организации воспитательного процесса МБОУДОД ЦДОД  является раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого учващегося.  Коллектив школы развивающего обучения «Гармония» работает над единой методической темой «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей на основе личностно-ориентированного подхода», данная тема тесно взаимосвязана и с моей темой по самообразованию «Роль английского языка в развитии интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста». Оригинальность учебно-воспитательного процесса состоит в том, что содержание  изучается не только в ходе занятия, но и в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий. За последние годы более 2 тысяч детей 5-6 летнего возраста получили гармоничное обучение, освоив первый этап образовательного процесса - дошкольник.

Количественный показатель прихода детей в детское объединение за последние три  года

     Выбор учебного материала и образовательных методик, разумное сочетание изучаемого материала с игровой занимательностью, высокие требования к проводимым досуговым, игровым мероприятиям, творческий, доброжелательный микроклимат среди детей, родителей и педагогов определяют успех студий.

     Об этом свидетельствует диагностика школьной готовности, ежегодно проводимая психологической службой Центра и ежегодный совместный анализ педагогов дополнительного образования и учителей первых классов общеобразовательных школ, принявших детей, уровня их адаптации к условиям общеобразовательной школы (он довольно высок). Успешное поступление детей в любую школу города, почти стопроцентное обучение выпускников студий по развивающим программам говорят о высоком качестве организации образовательного процесса.

     Более 20 % детей-выпускников студий развивающего обучения «Гармония» в будущем становятся воспитанниками Центра. Это говорит о преемственности, комплексности и целенаправленности образовательного процесса.

     Целью работы  студии развивающего обучения «Гармония» является подготовка дошкольников к обучению в школе, раннее выявление и развитие способностей детей через максимально возможное разнообразие видов          деятельности. 

     По данным статистики 25-30% первоклассников приходят в школу без достаточной подготовки, по тем или иным причинам, что сильно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни.      В этих условиях приоритетным направлением решения проблемы становится использование различных форм предшкольного образования, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка на переходном этапе от дошкольного детства к младшему школьному.

     Для достижения данной цели педагогами  студии развивающего обучения «Гармония» разработаны и реализуются в течение ряда лет образовательные программы различного профиля, которые составляют единый комплекс, решающий задачи разностороннего развития личности ребенка (интеллектуального, художественно-эстетического, физического, нравственного и т.п.).

     В комплексную программу входит образовательная программа «Говорим по-английски», рассчитанная на два года обучения,  для детей 5 – 6 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.

     Деятельность педагогического коллектива школы «Гармония» направлена на формирование в ребенке всесторонне развитой, гармоничной личности. Обучение детей английскому языку вносит конкретный вклад в достижение этой цели. Это предполагает развитие у детей творческой самостоятельности, формирование осознанного, конструктивно-преобразующего характера их активности, умение трудиться в коллективе, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности.

Главными целями в обучении являются:

  • формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке, умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения;
  • создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков;
  • пробуждение интереса к жизни и культуре других стран;
  • воспитание активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову;
  • развитие лингвистических способностей учащихся;
  • децентрация личности, то есть возможность посмотреть на мир с разных позиций.

     В процессе обучения у детей развивается мышление, эмоции, внимание, воображение, воля, память, а также познавательные и языковые способности, языковое чутье, навыки межличностного общения, самоконтроля и контроля речи других детей, самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на иностранном языке.

     Содержание модифицированной программы «Говорим по-английски» включает в себя обучение дошкольников по следующим видам речевой деятельности:

     Аудирование – воспитанники должны понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи, выполнить просьбы учителя и товарищей, отвечать на вопросы, выражать понимание репликам согласия, несогласия, одобрения, восхищения и т.д.

     Говорение. Диалоговая речь – программа дает возможность формирования у  обучающихся навыков решения элементарных коммуникативных задач в различных игровых ситуациях, умения отвечать на общие и специальные вопросы, самостоятельно задавать вопросы. Темп речи – приближающийся к индивидуальному темпу говорящего, количество реплик в диалоге – не менее двух на каждого собеседника (для учащихся второго года обучения).

     Монологическая речь – обучающиеся должны уметь высказываться в соответствии с ситуацией в пределах программного языкового материала, отражающего игровую, учебно-трудовую, семейно-бытовую сферы деятельности. Объем высказывания – не менее трех фраз, (для группы второго года обучения – 8-10 фраз), правильно оформленным в языковом отношении. Высказывание может представлять собой описание, повествование, рассказ.

     Дети второго года обучения знакомятся с английским алфавитом. Обучение чтению и письму не предусматривается, так как тогда будет происходить дублирование школьной программы.

     Одной из главных целей обучения дошкольников иностранному языку является овладение лексической базой. Темы интересны и разнообразны: «Знакомство», «Спорт», «Праздник», «Животные», «Цвета», «Времена года», «Семья», «Еда», «Посуда», «Квартира» (для первого года обучения), «Все о себе», «Мое тело», «Домашние животные», «Фрукты и овощи», «Части тела», «Время», «Одежда», «Магазин» (для второго года обучения).

     К концу учебного года дети первого года обучения владеют 200 лексическими единицами, второго года обучения – 300 лексическими единицами.

     В процессе общения осваивается и грамматика:

     - первый год обучения: знакомство с глаголами «to have», «to be», личными и притяжательными местоимениями, множественным числом существительных, числительными, артиклями, глаголами повелительного наклонения;

     - второй год обучения: введение предлогов, модальных глаголов, знакомство с общими и специальными вопросами,

     Большое внимание уделяю развитию фонетических навыков, правильному произнесению сложных английских звуков, интонации.

     Содержание программы отбирается с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с дидактическими принципами (доступности и последовательности, цикличности, связи обучения с жизнью, организации тематического пространства и наглядности).

     Особенностью методики преподавания является направленность на развитие познавательного интереса и положительной мотивации ребенка к данному виду деятельности. Работая над этой проблемой, я старалась создать у детей положительную установку на иноязычную речь, а главным способом создания такой положительной мотивации является игра.

     Игры на занятиях не должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды деятельности в процессе обучения языку. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или педагогом той или иной роли.

     Так, например, при работе над произношением мы с детьми играем в сказочную страну, где хозяин – «мистер язык», а каждый звук – житель сказочной страны, который или произносит какие-либо звуки, либо занят какой-то работой, производящей звуки. Повторяя за педагогом, ребята не дают себе отчет в том, что они тренируют произношение. Каждое занятие к сказке прибавляются новые звуки – герои, новые приключения. При этом создаются условия, необходимые для того, чтобы ребята не переставали получать удовольствие от рассказываемой им истории: с одной стороны основа сказки сохраняется, остаются неизменными условные моменты, за точностью воспроизведения которых дети ревностно следят, напоминая, подсказывая, исправляя ошибки педагога, с другой стороны в сюжет каждый раз вносится что-то новое, поэтому и сказка не надоедает и продолжает вызывать активный интерес. По данной теме разработано методическое пособие «Волшебный мир звуков», для педагогов системы дополнительного образования города.

     Лучшему овладению фонетическим строем языка способствует также сопровождение процесса произнесения звуков движениями рук и всего тела, ведь ребенок, как считает американский педагог Элизабет Клейр, учится всем своим существом.

     Я давно заметила пользу физического действия для усвоения языкового материала, поэтому на занятиях использую большое количество «пальчиковых игр». Таким образом, постоянная тренировка органов речи, развитие двигательной активности позволяют укреплять здоровье ребенка.

     При обучении дошкольников лексике я всегда сталкиваюсь с проблемой: как максимально мобилизовать психические процессы детей (память, мышление, восприятие, воображение) для успешного усвоения учебного материала, старалась на занятиях ввести как можно больше новых слов.

     Изучив различный материал о требованиях к отбору лексики и его организации, я сделала вывод, что организующую роль при введении лексических единиц играют ассоциативные связи, поэтому нужно вводить не изолированные по значению слова, не слова в стишке, песенке, а знакомить учащихся сразу с группой слов, обозначающих какой-то кусок действительности, а также пары слов, связанных ассоциацией (врач-друг, стол-стул и т.п.), которые запоминаются гораздо лучше. Не следует вводить сразу больше 10 слов. Необходимо продумать порядок освоения слов внутри группы: одни слова становятся опорными, другие  «зацепляются» за них ассоциативно.

     Любое вводимое слово должно на мой взгляд:

  • быть коммуникативно-значимым для ребенка;
  • вступать в семантические и грамматические связи с другими словами;
  • сразу после введения слова необходим переход к действию с ним, то есть построению речевого высказывания, а это уже область грамматики.

     Следовательно, освоение лексического материала в отрыве от грамматики  невозможно.

     При овладении детьми простейшими грамматическими навыками стараюсь учитывать с одной стороны, коммуникативные потребности детей, а с другой – относительную трудность грамматического материала. В этом мне помогает использование опорных схем, слогового лото, картинок и другого наглядного материала.

     Никогда не задаю детям «выучить слова». Новая лексика и грамматические навыки должны утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений. Например, очень нравятся детям такие игровые упражнения, как: «Кто быстрее?», «Лото», «Угадай, кто пропал?», «Что, где, когда?» и т.д.

     На занятиях я использую различные виды обучающих игр:

  • ситуативные, то есть ролевые игры репродуктивного и импровизационного характера, которые моделируют ситуации общения;
  • соревновательные, способствующие усвоению лексики и грамматики. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, «аукционы», настольно-печатные, выполнение команд и т.д.
  • ритмомузыкальные игры типа хороводов, песен и танцев, способствующих совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка. («Nuts and May»).
  • творческие игры – это драматизации (постановка маленьких сценок и сказок на английском языке, например «Теремок», «Репка» и т.д.
  • изобразительные игры, например: графический диктант, аппликация и т.д.
  • словесно-творческие игры, например: подбор рифмы, коллективное сочинение маленьких сказок и т.д. 

По данной теме также разработан и апробирован методический материал.

     Прежде чем приступить к игре, стараюсь ответить на вопросы: какова цель игры, чему должен научиться ребенок, какое речевое действие он должен выполнить, сможет ли построить высказывание, нет ли там дополнительных трудностей, «подводных камней». Затем сама пробую превратиться в ребенка, придумываю интересную ситуацию, обрисовываю ее так, чтобы дети сразу приняли ее и с удовольствием играю вместе с ребятами, максимально используя эмоциональность и артистизм.

     Использование «коммуникативной методики» позволяет создать в коллективе атмосферу доверия, взаимоуважения и взаимопомощи. В игре дети чувствуют себя свободно, им весело и интересно, они не боятся сделать что-нибудь не так. Ребята знают, если ошибутся, на помощь всегда придет учитель.

     Большое место отводится сюрпризным моментам, созданию проблемно-поисковой ситуации. От методов и приемов, используемых на занятиях, зависит эмоциональный климат, положительные эмоции и чувства окрашивают весь процесс работы. Показателем эмоционально-благоприятной атмосферы является желание ребенка заниматься, заниматься с интересом и удовольствием.

     Одним из основных условий формирования интереса является достижение успехов в общении. Это успех в достижении игрового результата, открытие учеником правил и законов как родного, так и иностранного языков, результативность речевых и учебных действий. Поэтому при обучении дошкольников не применяется прямой контроль, то есть учащиеся не знают о том, что их деятельность в данной ситуации специально оценивается. Сосредоточенность на выполнении действий обеспечивается за счет правил игры, которые ученик соблюдает, стремясь решить игровую коммуникативную задачу.

     Уровень сформированности речевых навыков и умений, подлежащих целенаправленному контролю, регистрируется педагогом на специальных бланках. Такой целенаправленный промежуточный контроль осуществляется в ходе занятий,  а также после каждого тематического блока программы проводится анализ степени освоения детьми программного материала. Оценивая деятельность воспитанников,  применяю составленные мной разнообразные тест-карты, тексты для аудирования, викторины, сюжетно-ролевые игры, слоговое лото, которые требуют от детей индивидуальных речевых действий, позволяют фиксировать точность выполнения детьми действий при аудировании иноязычного высказывания, умения ответить на вопросы, построить монологическое высказывание. В 2016 году мною выпущено методическое пособие  «Диагностический инструментарий  для детского объединения «Говорим по-английски».

     Для более эффективной реализации образовательной программы в начале, середине и конце учебного года провожу диагностику на выявление уровня развития речевой активности воспитанников, для того, чтобы в процессе обучения в дальнейшем скорректировать свой план учебно-воспитательной работы. На приведенных ниже диаграммах можно реально увидеть  процесс развития личности воспитанника на начало и конец года.

Развитие артикуляционного аппарата

Начало года                                        Конец года

Развитие памяти

Результат диагностики воспитанников детского объединения «Говорим по-английски» второго года обучения

Уровни

Владение детьми видами речевой деятельности

Аудирование

Говорение. Диалогическая речь

Монологическая речь

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

высокий

3%

14%

4%

20%

2%

27%

выше среднего

27%

53%

20%

47%

33%

46%

средний

43%

33%

49%

33%

38%

27%

ниже среднего

27%

0%

27%

0%

27%

0%

     

Уровни

Развитие ЗУН

Лексические

Фонетические

Грамматические

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

высокий

13%

14%

4%

20%

2%

27%

выше среднего

27%

53%

20%

47%

33%

46%

       Проблему повышения качества образования удалось решить через:

  1. Корректировку содержания программного материала (более углубленное изучение тем «Расскажи мне о себе», «Знакомство», «Магазин» и другие, позволяющих развить практическую сторону обучения);
  2. Отбор эффективных методов и приемов обучения (апробация элементов арт-педагогики, здоровьесберегающих технологий);
  3. Использование приемов интеграции (связь с музыкальными, физкультурными и театральными занятиями);
  4. Систему работы с родителями;
  5. Повышение собственного профессионального мастерства;
  6. Улучшение материально-технической базы.

     

     На каждом занятии применяю здоровьесберегающие технологии (физкультминутки с речевым произношением).

          Работа по программе предполагает взаимодействие с родителями, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • организационно-управленческое (родительские пятиминутки, групповые и общие родительские собрания, консультативная помощь педагог-родитель-воспитанник);
  • психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает консультации, открытые занятия, выпуск информационно-методических материалов, в которых родителям даются рекомендации о способах закрепления полученных знаний и умений, идей совместной деятельности с ребенком. 
  • в течение учебного года проводятся открытые занятия для                                                                родителей, после которых родители делятся впечатлениями об увиденном, оставляют отзывы и пожелания, которые учитываются при планировании учебных занятий, определении индивидуального подхода к ребенку;
  • совместные  досуговые  мероприятия детей и родителей. В течение всего учебного года  студия развивающего обучения «Гармония» проводит интересные праздники, в которых родители принимают самое активное участие, концерты, где дети поют различные английские песенки, читают стихи, разыгрывают сценки.

     Свои отношения с коллегами стараюсь строить на чувствах доверия, взаимоуважения и взаимопомощи, оказываю помощь коллегам в организации занятий, конкурсов, концертов.

     Кроме основных занятий английским языком с дошкольниками помогаю своей коллеге Кулаевой Т.Н. подготовить ее воспитанниц к песенным конкурсам на иностранном языке.  

     Свое профессиональное мастерство повышаю в основном самообразованием, используя для этого богатую базу Интернета.

Опыт организации игровой деятельности на занятиях английского языка лег в основу методического пособия «Занимательный английский» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, педагогический проект «Занимательный английский» размещен в сети творческих учителей.

  Продолжаю работать над педагогическим проектом «Атлас путешественника», в котором для повышения эффективности образовательного процесса и формирования мотивации детей к изучению языка,  интегрируются разные виды деятельности учащихся.

     Анализируя свою работу за межаттестационный период, думаю, что многое из задуманного удалось воплотить. Самое главное – удалось привить детям интерес к английскому языку и желание изучать его дальше. 40% воспитанников по окончании обучения в детском объединении продолжили знакомство с  иностранным языком в классах с углубленным его изучением, успешно сдали экзамены при поступлении в гимназии и лицеи. Вместе с тем есть ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться:

  • перенаполненность групп, в связи с большим наплывом детей, ведь к обучению иностранному языку, по моему мнению, и опыту необходимо подходить индивидуально или   обучать детей в группах не более 8 человек;
  • недостаточное укрепление материально-технической базы, хотелось бы иметь лингафонный кабинет, но это лишь мечта.

     Детское объединение «Говорим по-английски» принимает любых детей, всех без исключения, потому что каждый ребенок способен ярко и многогранно воспринимать окружающую его жизнь, надо только помочь ему выразить себя, научить общаться с миром.  Система обучения на занятиях в детском объединении выстраивается, как определенная философия и этика жизнетворчества, в результате которой раскрываются индивидуальность, творческая одаренность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы и проблемы раннего обучения детей английскому языку

Статья на тему  "Перспективы и проблемы раннего обучения  детей английскому языку"...

Интенсивная методика обучения детей английскому языку на материале детских песенок и стихотворений Г. Доля

Цель – Контроль практических навыков разговорной речи (диалог и монолог) на базе изученной темы.Задачи – 1. На основе ролевой игры проверить качество фонетических и интонационных навыков...

Статья "Обучение детей английскому языку в начальных классах "

Обучение детей английскому языку в начальных классахЧасть I. Особенности процесса обучения английскому языку в начальных классах средней школы.Возраст учащихся 6 – 7 лет  считается   на...

Трудности обучения детей английскому языку в школе

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость; он сегодня превращается в ведущую дисциплин...

Раннее обучение детей английскому языку в рамках инновационного проекта.

В данной статье описывается возможность всестороннего развитиея детей средствами иностранного языка, на ранней ступени развития с возможностью идти за ребенком, учитывая его интересы и тем самым мотив...

Мастер класс "Роль искусства в обучении детей английскому языку в объединениях МБОУ ДО ДЮЦ" (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме в рамках городского методического объединения,февраль.2021,Краснодар....