Метод Spaced Repetition как способ эффективного обучения лексике на уроках английского языка
статья по английскому языку

В статье приводятся практические приемы применения метода эффективного обучения лексике на разных этапах урока английского языка, основанного на исследованиях известного лингвиста и педагога Пола Пинслера и рекомендации немецкого психолога Генриха Эббингауза с его известной Кривой Забывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод Spaced Repetition как способ эффективного обучения лексике на уроках английского языка

Известная старая поговорка «Повторенье – мать ученья» раскрывает ключевое правило запоминания английских слов. Существует много техник изучения английского языка, но далеко не все из них эффективны. Каждый учитель хочет, чтоб ученик получил максимум знаний при этом хорошо запомнил лексический материал и мог извлекать его из памяти легко в необходимый момент, что в свою очередь, связано с навыком автоматизированной речи и уровнем повышенной речевой готовности.

В своей педагогической практике я использую метод интервального повторения (ИП) лексических единиц. Метод ИП впервые был описан в 1932 году и связан с именем профессора А. Мейса, который предложил использовать его для повышения качества обучающего процесса. Впоследствии на практике его широко применял известный американский лингвист и педагог Пол Пимслер. Он заметил особенность учеников практически сразу забывать новые слова и термины, предъявляемые к изучению и запоминанию на этом же занятии. Тогда и был предложен определенный график повторов через определенные интервалы. Если же они повторяли их по графику, то новая информация лучше удерживалась в памяти.      Позже метод ИП был изучен британскими психологами, которые добились успеха в запоминании, полагаясь на метод П. Пимслера с результатом в девять раз быстрее, чем при классическом заучивании. П. Пимслер советовал при первом повторении создать в голове яркую ассоциативную картинку, чтобы слова были привязаны к конкретному образу. Новую лексическую единицу необходимо изначально повторить всего два раза, а далее следовать по нижеуказанным интервальным промежуткам: повторяем по 7-10 новых слов и понятий по интервалу: 5 секунд, 25 секунд, 2 минуты, 10 минут, 60 минут, 5 часов, 1,5 и 25 дней, 4 месяца,1 и 2 года. Если пройти весь этот интервальный ряд, а после повторять слова 1 раз в 2 года, то они навсегда останутся в памяти.

Согласно исследованиям немецкого психолога Германа Эббингауза, уже через час после знакомства с материалом, человек забывает 60% полученной информации. Через 10 часов в голове остается лишь 35% информации, а через шесть дней – 20%.  “Забытая” информация находится в подсознании, и чтобы ее перевести в активные знания, необходимо активировать – повторять.  Если этого не происходит, она так и остается в пассиве. Потому на уроках мы возвращаемся к пройденному материалу, активизируем его и переводим в долговременную память. Эббингауз также выявил, что если повторять изученный материал через промежутки времени, то он запоминается лучше и быстрее. При этом он считал, что качество повторений и вовлеченность обучаемого важнее частоты повторений.

По методу Пимслера, нужно повторить слово от 11 до 15 раз в виде разнообразных активностей для эффективного повторения, например, отсортировать существительные, прилагательные, глаголы; подобрать синонимы, антонимы; разгадать кроссворд, составить свой кроссворд; составить словосочетания затем составить предложения и т.д.  Повторение слов на этапе разминки:

- Составьте 5-7 предложений с изученной лексикой на дискуссионную тему. Задача ученика продолжить мысль, но начать комментарий с фразы Yes, but…

- Составьте предложения о повседневной жизни с использованием изученных словосочетаний. Некоторые части словосочетаний закройте. Учащийся сначала восстанавливает утверждения, а затем говорит, какое из них для него правдиво true/false и почему.

- Подготовьте картинку или цитату и 8-10 изученных лексических единиц, которые учащийся должен использовать в описании картинки или выразить мнение на известную цитату.

На основном этапе урока после прослушивания текста или аудио можно попросить учащегося рассказать, о чем шла речь. Ему необходимо использовать заранее отобранную лексику из прошлого урока.

На заключительном этапе могут использоваться функциональные конструкции, например, для выражения своего мнения, описания эмоций, что нового узнал на уроке, например, I have learned…  или I can…

Все введенные ЛЕ необходимо проработать дома в таких заданиях, как например, написать пост в соцсетях или сообщение в чате, описать фото или прокомментировать высказывание или пост своего друга.

Для осознанной вовлеченности в учебный процесс учащимся необходимо объяснить принцип ИП, они с интересом узнают особенности работы памяти и стараются стать активными участниками в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка".

Статья методах и приемах обучения лексике на уроках английского языка....

Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка

Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка...

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка

Материал показывает методы и приемы освоения лексики на уроках английского языка. Может быть полезен для начинающих педагогов и стажистов. В материале приведены примеры упражнений для освоения и запом...

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка...

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка

методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка...

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка

Обучение лексике иностранного языка - это процесс расширения словарного запаса, включающий в себя три стадии:1) ознакомление с новым материалом (введение и объяснение слов, словосочетаний);2) тр...

Метод Spaced Repetition как эффективный способ обучения лексике на уроках английского языка

В статье приводятся практические приемы применения метода эффективного обучения лексике на разных этапах урока английского языка, основанного на исследованиях известного лингвиста и педагога Пола...