Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
материал по английскому языку

Колесник Елена Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ:

1)О себе.

2)Тема выступления

3)Цель выступления

4)Основные понятия

5)Законодательная база

6)Индивидуальные особенности детей с ОВЗ

7)Методические подходы

8) Этапы урока и методические подходы на примере собственного опыта с ребенком с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО

Городское методическое объединение учителей

английского языка

Е.М. Колесник

учитель английского языка

г. Южно-Сахалинск

2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1)О себе.

2)Тема выступления

3)Цель выступления

4)Основные понятия

5)Законодательная база

6)Индивидуальные особенности детей с ОВЗ

7)Методические подходы

8)На примере одного из учеников показать этапы урока и методические подходы.

  1. О себе.

Уважаемые коллеги, приветствую Вас! Меня зовут Колесник Елена Михайловна. Я являюсь педагогом английского языка уже более 10 лет. И сегодня я представляю среднюю общеобразовательную школу №13, им. П.А. Леонова. В этом учебном году я начала работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья в формате индивидуального обучения. Важно отметить, что в 2024 году наша школа стала лучшей инклюзивной школой региона.

  1. И сегодня мы с Вами обсудим важную тему – особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ. По данным Минпросвещения РФ, ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ, получающих образование в инклюзивной среде. Это требует от нас, учителей, гибкости в подходах и постоянного повышения квалификации.
  2. Цель моего сегодняшнего выступления – рассмотреть специфику обучения таких детей, поделиться методическими подходами, обсудить законодательную базу и предложить практические рекомендации, которые помогут Вам в работе.
  3. Прежде, чем перейти к сути, определим основные понятия:

Итак, понятие ОВЗ впервые появилось в 2012 году в законе «Об Образовании в Российской Федерации». На его основании дети с ОВЗ определяются как лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

ФГОС для детей с ОВЗ – это федеральный стандарт, обеспечивающий равные возможности получения образования.

  1. Законодательная база:

Работа с детьми ОВЗ основывается на ряде нормативных документов. Вот ключевые из них:

  1. Федеральный закон №273-ФЗ «Образовании в Российской Федерации», статья 79 которого посвящена обучению детей с ОВЗ. Она подчеркивает право каждого ребенка на адаптированную образовательную программу.
  2. Приказ Минобрнауки России №1598 от 19 декабря 2014 года утвердил ФГОС для детей с ОВЗ, который определяет обязательные требования к организации обучения.
  3. Конвенция ООН о правах инвалидов (ратифицирована Россией в 2012 году) подчеркивает необходимость равного доступа к образованию для всех детей.

Эти документы служат основой для разработки инклюзивных образовательных программ и создания условий, способствующих развитию каждого ребенка.

Основные принципы инклюзивного образования заключаются в индивидуальном подходе, максимальной интеграции детей с ОВЗ в школьное сообщество и учете их особенностей при составлении рабочих программ.

  1. Важно отметить, что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.

Соответственно, каждый такой ребенок с ОВЗ имеет свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при обучении. Каждое нарушение имеет соответствующее влияние на ребенка:

  • Речевые нарушения (ОНР-общее недоразвитие речи, ЗРР) – дети сталкиваются с трудностями в произношении, запоминании слов и понимании грамматических конструкций.
  • Нарушения зрения и слуха: требуют использования специальных технических средств, таких как шрифт Брайля или слуховые аппараты.
  • Интеллектуальные нарушения: такие дети медленнее усваивают материал, нуждаются в постоянном повторении.
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата: ограничивают участие в активных видах работы.

А также, существует ряд психологических особенностей у детей ОВЗ:

  • Высокая тревожность и неуверенность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Низкая мотивация, вызванная сложностью материала.

Эти особенности требуют гибкости в методах обучения и повышенного внимания к состоянию ребенка.

7)Для успешной работы с детьми с ОВЗ важно соблюдать следующие принципы:

  • Индивидуализация обучения через разработку индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
  • Дробность подачи материала: деление информации на небольшие части.
  • Использование мультимодального подхода, задействующего зрительные, слуховые и тактильные каналы восприятия.

Технологии и методы, которые важно использовать на уроке:

  • Визуализация: карточки, пиктограммы, иллюстрации.
  • Игровые методы: адаптированные игры для развития словарного запаса.
  • Интерактивные доски, мобильные приложения.
  • Мнемотехника: использование ассоциаций и рифм для упрощения запоминания.

Примеры игр и упражнений:

  • Игра «Find the word» с использованием карточек.
  • Использование песен с субтитрами (или фрагмента любимого мультфильма) для тренировки произношения.
  • Фонетические игры – например, попросите ребенка сказать по-русски «Сколько стоит стог сена», а потом попросите его представить, будто он шепелявит. Должно получиться следующее: Thколько Thстоит thтог thена.
  • Аудивные игры: например, заранее дайте задание нарисовать к уроку игрушки на разных листочках (пусть их будет 3), которые есть дома и где они находятся. На след. уроке вы прикрепляет к доске рисунки и описываете один из них. Ребенок слушает и угадывает, что это за игрушка. Пусть ребенок попробует описать, а Вы послушайте и угадайте.

Игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия. Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки, просто повеселиться и отдохнуть.

8) Ну и, конечно же, хотела бы рассказать о методах работы на индивидуальном уроке на примере своего ученика, Димы, имеющего задержку психического развития. Дима учится сейчас в 3м классе. В начале учебного года я столкнулась с тем, что ребенок не знает букв, не умеет читать, испытывает неловкость и скованность от того, что не справляется с заданием. Необходимо было начинать с нуля и адаптироваться под возможности ребенка. На самых первых уроках, во время перерыва, наблюдая за Димой, я заметила его интерес к пластилину и лепке. В рабочем кабинете он увидел мягкий пластилин и попросил разрешения полепить. И вот уже полгода ни один урок у нас не обходится без пластилина. Фантазия ребенка бурно кипит, когда он в его руках. Мне стало интересно наблюдать что он лепит и как описывает свои изделия. Сразу же установился контакт с ребенком, мы стали много разговаривать. Так я узнала о его семье, любимых увлечениях и питомцах. Теперь изучение новой лексики и различных тем не обходится без лепки.

Например, у нас был урок на тему «Каникулы с моей семьей». Лексику на тему «Семья» мы изучали ранее. Дима лепил всех членов семьи, мы соотносили их с карточками. Таким образом, формировали тактильную ассоциативную связь. Далее описывали членов семьи (цвет волос, например, и одежда). Таким образом, повторяя уже пройденную лексику. Для меня, как для учителя, важно создать доверительную, легкую и непринужденную атмосферу, где ученик с удовольствием и слушает учителя, и говорит сам.

Урок с Димой я всегда начинаю с пройденного материала, с повторения английских букв и звуков. Чаще это происходит в игровой форме или с помощью звукового плаката. Также использую фонетическую зарядку или фонетическую игру. Повторяем тему «Семья» по карточкам и поделкам из пластилина (большую часть из них мы сохраняем, либо ученик забирает домой).

Далее проверяем домашнее задание, которое дается только с учетом пройденного материала и приобретенного ребенком опыта.

Затем переходим к новой теме «Каникулы с моей семьей». Изучаем новую лексику по карточкам, Дима лепит фигурки по картинке, произносим слова и подключаем приемы мнемотехники (ассоциации, образы, рифмы, интеграция объекта запоминания в знакомые ощущения – на слух, на ощупь, юмор и т.д.).

Далее на картинке по теме соотносим новое слово с изображением, обязательно ученик произносит все вслух.

Затем, с помощью фигурок на тему «Семья» и по новой теме формируем игровую ситуацию, где ребенок рассказывает и показывает, как провел каникулы с семьей, кто чем занимался и т.д.

На домашнее задание даю карточки, в которых нужно вставить пропущенные буквы в новых словах.

Конечно же, подведение итогов, похвала и мотивация на будущие занятия.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ЗПР, придерживаюсь следующих методических принципов:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

2. Частая смена деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многократное аудирование вводимых структур.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

9) Уважаемые коллеги, поддержка детей с ОВЗ на уроках английского языка – это не только наша профессиональная обязанность, но и вклад в их будущее. Адаптированные уроки способствуют развитию их коммуникативных навыков, уверенности в себе и социализации.

Помните, что каждый ребенок уникален, и наша задача – раскрыть его потенциал.

Благодарю за внимание и готова ответить на ваши вопросы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

 Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...

Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития

Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития...

Особенности обучения английскому языку детей среднего школьного возраста

Особенности обучения английскому языку у детей среднего возраста. Основные компоненты успешной реализации практики английского языка у подростков (5-9 классы)...

Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ

Презентация "Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ"...

Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о формах работы при обучении английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах....

Особенности обучения английскому языку детей с нарушением слуха

В современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Знание английского языка дает возможность узнать о мировой культуре, о традициях стран, изучаемого языка, а так...