Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
материал по английскому языку
СОДЕРЖАНИЕ:
1)О себе.
2)Тема выступления
3)Цель выступления
4)Основные понятия
5)Законодательная база
6)Индивидуальные особенности детей с ОВЗ
7)Методические подходы
8) Этапы урока и методические подходы на примере собственного опыта с ребенком с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
Городское методическое объединение учителей
английского языка
Е.М. Колесник
учитель английского языка
г. Южно-Сахалинск
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1)О себе.
2)Тема выступления
3)Цель выступления
4)Основные понятия
5)Законодательная база
6)Индивидуальные особенности детей с ОВЗ
7)Методические подходы
8)На примере одного из учеников показать этапы урока и методические подходы.
- О себе.
Уважаемые коллеги, приветствую Вас! Меня зовут Колесник Елена Михайловна. Я являюсь педагогом английского языка уже более 10 лет. И сегодня я представляю среднюю общеобразовательную школу №13, им. П.А. Леонова. В этом учебном году я начала работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья в формате индивидуального обучения. Важно отметить, что в 2024 году наша школа стала лучшей инклюзивной школой региона.
- И сегодня мы с Вами обсудим важную тему – особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ. По данным Минпросвещения РФ, ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ, получающих образование в инклюзивной среде. Это требует от нас, учителей, гибкости в подходах и постоянного повышения квалификации.
- Цель моего сегодняшнего выступления – рассмотреть специфику обучения таких детей, поделиться методическими подходами, обсудить законодательную базу и предложить практические рекомендации, которые помогут Вам в работе.
- Прежде, чем перейти к сути, определим основные понятия:
Итак, понятие ОВЗ впервые появилось в 2012 году в законе «Об Образовании в Российской Федерации». На его основании дети с ОВЗ определяются как лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
ФГОС для детей с ОВЗ – это федеральный стандарт, обеспечивающий равные возможности получения образования.
- Законодательная база:
Работа с детьми ОВЗ основывается на ряде нормативных документов. Вот ключевые из них:
- Федеральный закон №273-ФЗ «Образовании в Российской Федерации», статья 79 которого посвящена обучению детей с ОВЗ. Она подчеркивает право каждого ребенка на адаптированную образовательную программу.
- Приказ Минобрнауки России №1598 от 19 декабря 2014 года утвердил ФГОС для детей с ОВЗ, который определяет обязательные требования к организации обучения.
- Конвенция ООН о правах инвалидов (ратифицирована Россией в 2012 году) подчеркивает необходимость равного доступа к образованию для всех детей.
Эти документы служат основой для разработки инклюзивных образовательных программ и создания условий, способствующих развитию каждого ребенка.
Основные принципы инклюзивного образования заключаются в индивидуальном подходе, максимальной интеграции детей с ОВЗ в школьное сообщество и учете их особенностей при составлении рабочих программ.
- Важно отметить, что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Соответственно, каждый такой ребенок с ОВЗ имеет свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при обучении. Каждое нарушение имеет соответствующее влияние на ребенка:
- Речевые нарушения (ОНР-общее недоразвитие речи, ЗРР) – дети сталкиваются с трудностями в произношении, запоминании слов и понимании грамматических конструкций.
- Нарушения зрения и слуха: требуют использования специальных технических средств, таких как шрифт Брайля или слуховые аппараты.
- Интеллектуальные нарушения: такие дети медленнее усваивают материал, нуждаются в постоянном повторении.
- Нарушения опорно-двигательного аппарата: ограничивают участие в активных видах работы.
А также, существует ряд психологических особенностей у детей ОВЗ:
- Высокая тревожность и неуверенность;
- Быстрая утомляемость;
- Низкая мотивация, вызванная сложностью материала.
Эти особенности требуют гибкости в методах обучения и повышенного внимания к состоянию ребенка.
7)Для успешной работы с детьми с ОВЗ важно соблюдать следующие принципы:
- Индивидуализация обучения через разработку индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
- Дробность подачи материала: деление информации на небольшие части.
- Использование мультимодального подхода, задействующего зрительные, слуховые и тактильные каналы восприятия.
Технологии и методы, которые важно использовать на уроке:
- Визуализация: карточки, пиктограммы, иллюстрации.
- Игровые методы: адаптированные игры для развития словарного запаса.
- Интерактивные доски, мобильные приложения.
- Мнемотехника: использование ассоциаций и рифм для упрощения запоминания.
Примеры игр и упражнений:
- Игра «Find the word» с использованием карточек.
- Использование песен с субтитрами (или фрагмента любимого мультфильма) для тренировки произношения.
- Фонетические игры – например, попросите ребенка сказать по-русски «Сколько стоит стог сена», а потом попросите его представить, будто он шепелявит. Должно получиться следующее: Thколько Thстоит thтог thена.
- Аудивные игры: например, заранее дайте задание нарисовать к уроку игрушки на разных листочках (пусть их будет 3), которые есть дома и где они находятся. На след. уроке вы прикрепляет к доске рисунки и описываете один из них. Ребенок слушает и угадывает, что это за игрушка. Пусть ребенок попробует описать, а Вы послушайте и угадайте.
Игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия. Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки, просто повеселиться и отдохнуть.
8) Ну и, конечно же, хотела бы рассказать о методах работы на индивидуальном уроке на примере своего ученика, Димы, имеющего задержку психического развития. Дима учится сейчас в 3м классе. В начале учебного года я столкнулась с тем, что ребенок не знает букв, не умеет читать, испытывает неловкость и скованность от того, что не справляется с заданием. Необходимо было начинать с нуля и адаптироваться под возможности ребенка. На самых первых уроках, во время перерыва, наблюдая за Димой, я заметила его интерес к пластилину и лепке. В рабочем кабинете он увидел мягкий пластилин и попросил разрешения полепить. И вот уже полгода ни один урок у нас не обходится без пластилина. Фантазия ребенка бурно кипит, когда он в его руках. Мне стало интересно наблюдать что он лепит и как описывает свои изделия. Сразу же установился контакт с ребенком, мы стали много разговаривать. Так я узнала о его семье, любимых увлечениях и питомцах. Теперь изучение новой лексики и различных тем не обходится без лепки.
Например, у нас был урок на тему «Каникулы с моей семьей». Лексику на тему «Семья» мы изучали ранее. Дима лепил всех членов семьи, мы соотносили их с карточками. Таким образом, формировали тактильную ассоциативную связь. Далее описывали членов семьи (цвет волос, например, и одежда). Таким образом, повторяя уже пройденную лексику. Для меня, как для учителя, важно создать доверительную, легкую и непринужденную атмосферу, где ученик с удовольствием и слушает учителя, и говорит сам.
Урок с Димой я всегда начинаю с пройденного материала, с повторения английских букв и звуков. Чаще это происходит в игровой форме или с помощью звукового плаката. Также использую фонетическую зарядку или фонетическую игру. Повторяем тему «Семья» по карточкам и поделкам из пластилина (большую часть из них мы сохраняем, либо ученик забирает домой).
Далее проверяем домашнее задание, которое дается только с учетом пройденного материала и приобретенного ребенком опыта.
Затем переходим к новой теме «Каникулы с моей семьей». Изучаем новую лексику по карточкам, Дима лепит фигурки по картинке, произносим слова и подключаем приемы мнемотехники (ассоциации, образы, рифмы, интеграция объекта запоминания в знакомые ощущения – на слух, на ощупь, юмор и т.д.).
Далее на картинке по теме соотносим новое слово с изображением, обязательно ученик произносит все вслух.
Затем, с помощью фигурок на тему «Семья» и по новой теме формируем игровую ситуацию, где ребенок рассказывает и показывает, как провел каникулы с семьей, кто чем занимался и т.д.
На домашнее задание даю карточки, в которых нужно вставить пропущенные буквы в новых словах.
Конечно же, подведение итогов, похвала и мотивация на будущие занятия.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ЗПР, придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многократное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
9) Уважаемые коллеги, поддержка детей с ОВЗ на уроках английского языка – это не только наша профессиональная обязанность, но и вклад в их будущее. Адаптированные уроки способствуют развитию их коммуникативных навыков, уверенности в себе и социализации.
Помните, что каждый ребенок уникален, и наша задача – раскрыть его потенциал.
Благодарю за внимание и готова ответить на ваши вопросы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...

Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития
Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития...
Особенности обучения английскому языку детей среднего школьного возраста
Особенности обучения английскому языку у детей среднего возраста. Основные компоненты успешной реализации практики английского языка у подростков (5-9 классы)...

Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ
Презентация "Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ"...
Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах в условиях ФГОС
Данная статья рассказывает о формах работы при обучении английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах....

Особенности обучения английскому языку детей с нарушением слуха
В современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Знание английского языка дает возможность узнать о мировой культуре, о традициях стран, изучаемого языка, а так...

Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Результаты работы программы дистанционного обучения....
