Формирование навыка говорения у учащихся 11 классов при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
статья по английскому языку (11 класс)

В статье рассматриваются современные и креативные подходы к формированию навыков устной речи у старшеклассников в рамках подготовки к ЕГЭ по английскому языку.

Особое внимание уделено трудностям учащихся и нестандартным методам, способствующим формированию связной, грамматически правильной и беглой речи.

Приводятся этапы обучения, инновационные техники и примеры их практического применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_govorenie_ege.docx45.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка говорения у учащихся 11 классов при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Ключевые слова

ЕГЭ, английский язык, говорение, устная часть, монолог, диалог, методика, инновации.

1. Введение (Актуальность темы)

Современный этап развития образования требует качественной языковой подготовки, особенно в условиях стандартизированной оценки знаний, каковой является ЕГЭ. Устная часть экзамена вызывает у учащихся особые трудности из-за ограниченности речевой практики, страха ошибки, низкой мотивации. Формирование говорения требует системной, поэтапной и инновационной работы, включающей творческие и нестандартные приёмы, мотивирующие школьников к речевой активности.

2. Цель и задачи статьи

Цель: определить эффективные и нестандартные методические приёмы формирования навыков говорения у выпускников.
Задачи:
- проанализировать трудности при подготовке к устной части ЕГЭ;
- систематизировать традиционные и инновационные приёмы обучения устной речи;
- описать этапы формирования навыка с примерами нестандартных решений.

3. Этапы и методика формирования навыков говорения

3.1 Традиционные этапы:

1. Имитационно-подражательный этап: заучивание речевых клише, прослушивание образцов монологов.
2. Репродуктивный этап: составление собственных высказываний с опорой на план, опорные фразы.
3. Коммуникативный этап: практическое применение знаний в диалогах, ролевых играх, ситуациях.

3.2 Инновационные и креативные методы:

- "Speaking Roulette": онлайн- или офлайн-колесо тем, которое случайно выбирает задание для монолога/диалога.
- Видеоблоги (Vlogs): учащиеся записывают короткие видеозадания по формату ЕГЭ, выкладывают в закрытую группу.
- Интерактивные карты эмоций: задания, где ученики выражают мнение, используя заданную эмоцию (удивление, радость, гнев).
- "Говорящий предмет": ученику достаётся случайный предмет, о котором нужно составить мини-монолог (реальный или фантастический).
- Квесты в формате ЕГЭ: выполнение речевых заданий по этапам, чтобы дойти до финальной цели.
- Задания с ограничением: "3 forbidden words" — ученик описывает фото, не используя три запретных слова.
- ИИ-собеседник: тренировка диалогов с использованием языковых моделей (например, чат-ботов).
- "Story Puzzle": ученики собирают рассказ из фраз и дополняют его своим монологом.

4. Практическое применение в школе

Рекомендуется чередовать классические и игровые формы работы. Например, вводить рубрики «Question of the day», «One-minute speech», организовывать речевые марафоны в мессенджерах. Учащиеся могут вести «Speaking Journal» в аудио-формате, регулярно переслушивать свои ответы и корректировать ошибки. В конце каждой недели проводится «Speaking Reflection Day», где школьники анализируют прогресс друг друга.

5. Заключение

Формирование навыков устной речи требует не только системности, но и креативности. Использование нестандартных подходов позволяет активизировать учащихся, снизить тревожность и повысить эффективность подготовки к ЕГЭ. Включение игровых элементов, цифровых технологий и межпредметных связей делает процесс обучения увлекательным и продуктивным.

6. Список литературы

1. Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. «Английский язык. Подготовка к ЕГЭ. Говорение». – М.: Просвещение, 2023.
2. Соловова Е.Н. «Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс». – М.: Просвещение, 2019.
3. Кузовлёв В.П. «Развитие коммуникативных умений школьников». – М.: Владос, 2021.
4. Черкасова Г.А. «Устная часть ЕГЭ: типичные ошибки и пути их преодоления». – Журнал «Иностранные языки в школе», №4, 2022.
5. www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
6. SkySmart, Яндекс.Репетитор – платформы для онлайн-практики устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков говорения на уроках английского языка 6 класс

Данные карточки предназначены для использования на зачётах по английскому языку в 6 классах школ с углублённым изучением английского языка. Разработаны для учебника для общеобразовательных учреждений ...

Говорение как вид речевой деятельности. Методика формирования навыка говорения на старшем этапе обучения при подготовке к ЕГЭ.

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речев...

Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах

Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах...

Формирование навыков говорения на уроках английского языка

Статья рассматривает основные проблемы развития навыков говорения на уроках английского языка и обозначает рути решения этих проблем....

Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"

В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка....

Рабочая программа элективного курса для 11 класса по подготовке к сдаче ЕГЭ "Английский язык"

Данная программа опирается на тот языковой уровень, который был достигнут за предыдущие годы обучения. Она должна  способствовать обобщению и углублению знаний учащихся по предмету "английск...

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 11 класса по подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Индивидуальный образовательный маршрутдля учащихся   11 классапо подготовке к ЕГЭ по английскому языку...