Рабочая программа по Бурятскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)

5 класс

Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у учащихся коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению комммуникативными умениями (Говорением,аудированием, чтением и письмом).

Объем и сроки обучения

Программма по бурятскому языку общим объемом 68 ч изучается течение учебного года 2018-2019

Учебно-методическое обеспечение включает:

 С.Ц. Содномова, Б.Д. Содномова ,"Алтаргана",2014г., допущено Министерством образования и науки РБ, Улан-Удэ ,Бэлиг

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа 5 класс247 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 43

Рассмотрено:         Согласовано:        Утверждаю:

на заседании МО                                                                                                                                     Приказ №___ от ___

Протокол №__от         Зам.  директора по УР.                                       Директор школы

«____»___________ г.         Цыдыпова Ю.В.___________         Кычаков Н.Г.. _______

Руководитель МО______        «_____»_________________ г.                       «_____»_______________ г.

Бальжинимаева О.М.

Рабочая программа

                   

                                                                   Предмет: Бурятский (язык как государственный)

                                         Класс: 5

                                                                   Количество часов: 68 ч.

                                                                   Тип программы: общеобразовательный

                                                    ФИО учителя: Цыцыкова Ж.А

                                                                                                       

Улан-Удэ

2017-2018 у. г.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по бурятскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ №1089 от 05.03.04.

Рабочая программа разработана на основании программы

«Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» (С. Ц. Содномов, Р. С. Дылыкова, Б.Д.Жамбалов, Б.Д. Содномова) и фундаментального ядра содержания и его планируемых результатов в обучение представленных в регионе стандарте «Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения» (Приказ №830 от 09.07.08).

Программа обсуждена и одобрена на методическом объединении учителей бурятского языка МОУ СОШ №43 г.Улан-Удэ

При отборе и организации учебного материала автором учитывались возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся этого возраста, их ценностно-ориентированные и мотивационные характеристики.

В УМК «Алтаргана» (учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному для 5 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения, авторы Содномов С.Ц., Содномова Б.Д.) входит:

1. Учебник (книга для учащихся).

2. Методическое руководство к учебнику (авторы Содномов С.Ц., Содномова Б.Д.).

3. Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения (авторы Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Содномова Б.Д.).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Программа   адаптирована для учащихся 5 класса, основного этапа обучения    средней общеобразовательной школы. На изучение бурятского языка отводится 2 часа в неделю. Учебный объем всего курса «Бурятский язык» составляет 68 часов.

Программа по курсу «Бурятский язык как государственный язык РБ» адресована учащимся 5-х классов МОУ СОШ №43. Программа состоит из блоков:

1.Пояснительная записка

2.Цели обучения бурятскому языку

3. Организация образовательного процесса.

4.Содержание образования

5. Содержание тематического материала для основного этапа обучения бурятскому языку для 5-го класса

6. Минимальные требования к практическому владению видами речевой деятельности

7. Контрольно измерительный материал для  пятого класса

8. Литература

2.Цели обучения бурятскому языку

Цели:

Развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Воспитание школьников средствами предмета «Бурятский язык как государственный»: понимание учащимися роли изучения языков в современном поликультурном мире, ценности бурятского языка как элемента национальной культуры; осознание важности бурятского языка как средства

Актуальность программы обусловлено тем, что качественные изменения характера  национальной  политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения  национальных языков и культур, делают  преподавание национальных языков народов России   необходимым условием и неотъемлемой частью  лингвистического образования школьников. Национальные языки становятся  действенным фактором  национально-культурного развития общества. Все это существенно повышает их статус и значение как общеобразовательной учебной дисциплины.

3. Организация образовательного процесса.

Ведущие принципы:

Главным принципом конструирования содержания курса является гуманистическая направленность, суть которой состоит в том, чтобы   язык изучают для того, чтобы понимать и правильно решать проблемы каждого человека и общества в целом, а также в организации, использовании учителем педагогических технологий сотрудничества и личностно-ориентированного обучения. Также ведущими принципами являются следующие дидактические принципы:

В основу содержания и структуры предмета положен дидактический принцип личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления фундаментальных и прикладных знаний и умений;

В курсе обеспечено единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает не только передачу учащимся определенной системы научных знаний и умений, но и обучение их способам учебной деятельности по самостоятельному добыванию упомянутых знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса;

Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.

Субъектный подход, который реализуется через использование принципа   свободы выбора и создание ситуации, где каждый ученик оказывается в субъектной позиции (ему необходимо самостоятельно ставить цели, самостоятельно выбрать способы своей деятельности, анализировать и оценивать результаты).

Интерактивный подход, при которой ученик и учитель являются партнерами в проектировании, подготовке и осуществлении деятельности.

Методы:

    При реализации программы будут применяться различные методы обучения. Для мотивации, формирования интереса к учению запланировано применение познавательных игр,  методов эмоционального стимулирования (опора на жизненный опыт, создание ситуаций успеха), методов интеллектуального стимулирования (творческие задания).

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Поэтому на уроках, помимо традиционных словесных, наглядных и практических методов обучения, будут применяться и другие: логические (индуктивные, дедуктивные, сравнения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза, выделения главного, конкретизации, обобщения, систематизации), проблемные, частично-поисковые, исследовательские.  

Для контроля и коррекции знаний на уроках будут использоваться методы устного и письменного контроля.

4. Содержание деятельности учащихся

основного этапа обучения (5  классы)

        Развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке - речевой, языковой, социокультурной,  учебно-познавательной.

        Воспитание школьников средствами предмета «Бурятский язык как государственный»: понимание учащимися роли изучения языков в современном поликультурном мире, ценности бурятского языка как элемента национальной культуры; осознание важности бурятского языка как средства социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре.

        речевая компетенция - развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме;

        языковая компетенция - накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;

        социокультурная компетенция - осуществляется приобщение к культуре бурятского народа в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 5-6 классов, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать бурятский язык в реальном общении;

        учебно-познавательная компетенция - развиваются желание и умение самостоятельного изучения бурятского языка доступными им способами, развиваются специальные учебные умения, умение пользоваться современными информационными технологиями.

5. Содержание тематического материала по бурятскому языку (5класс)

Учебно-тематическое планирование

1 четверть (18 часов)

5 класс

1.1

Повторение пройденного материала за 2-4 классы

1

2.2

Наша семья. ВНЛЕ. Специальный вопрос с частицей «б»

7

3.3

 Это… Указательные местоимения

4.4

Возраст членов семьи Совместный падеж

5.5

 Нас… специальный вопрос « Ямар бэ?»

6.6

Диалог-знакомство. Специальный вопрос «хэдыб?»

7.1

 Работа. Показатели времени.

8.2

УРР

Тест

9.3

Мои друзья. В.Н. Л. Е.

9

10.4

Мои друзья. Повторение количественных числительных

11.5

Мой день рождения. Чтение составных чисел

12.6

Восточный календарь. Би…жэлтэйб. Чтение составных числительных

13.7

Письмо другу. Употребление личных местоимений

14.8

Составление рассказа по плану

15.9

Урок развития речи

опрос

16.10

Закрепление по теме

17.11

Проверочная работа

Проверочная работа

18.12

 Урок внеклассного чтения

1

2 четверть (14ч.).

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Вид контроля

19.1

Повторение пройденного материала

1

20.1

Мой день. ВНЛЕ

12

21.2

Мой день. Выражение времени

22.3

Свободное время. Выражение времени

23.4

Свободное время. Отрицательная частица -гγй

24.5

Спорт. Здоровье. ВНЛЕ

25.6

Спорт. Здоровье. Чтение чисел

Словарный диктант

26.7

Работа над текстом «Мой день»

27.8

Обязанности по дому. Винительный падеж

28.9

Обязанности по дому. Винительный падеж

29.10

Урок развития речи

опрос

30.11

Закрепление по теме

З1.12

Проверочная работа

Проверочная работа

32.1

Урок внеклассного чтения

1

3 четверть (20часов)

5 класс

33.1

Повторение пройденного материала

1

34.1

Я-ученик. ВНЛЕ Повторение личных местоимений

8

35.2

Я учусь.. Повторение глаголов

36.3

Я учусь…. Употребление глаголов настоящего времени

37.4

Мои учебные принадлежности. Употребление глаголов настоящего времени

38.5

Я люблю/не люблю….Отрицательная частица -гуй

39.6

Диалог «Алдар-ученик»

40.7

Работа над текстом «Минии нγхэр-hурагша»

41.8

Урок развития речи

тест

42.1

Профессия. ВНЛЕ

10

43.2

Названия профессий. Имя существительное

44.3

Названия профессий. Имя существительное

45.4

Место работы. Слова, обозначающие действие

46.5.

Специальный вопрос  Хаана?

47.6

Специальный вопрос  Хэнээр?

48.7

Работа над текстом «Минии булэ»

49.8

Урок развития речи

опрос

50.9

Закрепление по теме

51.10

Проверочная работа

Проверочная работа

52.1

Урок внеклассного чтения

1

4 четверть 16 (часов)

5класс

53.1

Повторение пройденного материала

1

54.1

Любимое  занятие. ВНЛЕ

4

55.2

Любимое занятие. Времена глаголов

56.3

Моя любимая передача. Времена глаголов

57.4

Работа над текстом «Би кино…»

58.5

УРР

Тест

59.6

Бурятия. ВНЛЕ

8

60.7

Работа над текстом «Байгал далай»

61.8

Улаан-Удэ.ВНЛЕ

62.9

Улаан-Удэ. Чтение составных числительных

63.10

Диалог-игра «Ши хаана байдагбши?»

64.11

Работа над текстом «Улаан-Удэ-мой любимый город»

65.12

Урок развития речи

Проверочная работа

66.13

Закрепление

67.14.

Проверочная работа за год

1

68.1

Повторение пройденного материала за год

1

Технологическая карта. 5класс.

Задачи

Ситуации, речевые образцы.

Фонет., лексич., грамм. материалы.

Нац.-рег. компонент

Предполагаемый результат.

-научить правильно читать поговорки

-правильно говорить скороговорки

-прав. произносить звуки /у/,/h/,/оо/,

-прав. читать диалоги

Фонетика.

Гласные/у/,/оо/.

Закон гармонии гласных.

Согласные/h/,/х/.

Дифтонги.

Интонация.

-Тэрэ Балма гу?

-Энэ Балма бэшэ.

-Тиимэ,энэ Балма.

А:Энэ Батын аба.

Б:Батын аба? У-у.

Б:У-у,Бата,сайн байна!

А:Сайн,

сайн.

Фонетика:    а-аа-ай,

о-оо-ой,

у-уу-уй,

э-ээ-эй,

h-hаа-hоо.

Лексика:

числительные:1-10,10-100;

би,ши,тэрэ,бидэ,та,тэдэ;

имена собственные;

Грамматика.

Глаголы в форме обращения ко 2 лицу.П:унша-уншагты.

Аффиксы –тай,-гуй.Ахатай,

ахагуй.

Лич.местоимения в им.,род. падежах. Пример:би-минии, ши-шинии.

Аффиксы в дат.пад.-да,-та.Пример:

Бадмада,

Сэрэндэ.

Скороговорки, пословицы.

Эжытэйхун эльгэ дуурэн.

Знать:

-алфавит бур.яз.

-гласные

-согласные

-закон гармонии гласных.

Уметь:

-произносить гласные

-правильно произносить гласные

-делать интонацию

-различать муж., жен., нейт. гласные

-научить рассказ. о своей семье, о семье своего друга

-говорить возраст членов семьи

-говорить о нравах, проф. членов семьи

-научить быстро прав. говорить скороговорку

-научить писать сочинение «Моя семья».

 

Моя семья.

Дарима абатай.

Минии дуу хубуун гурбатай.

Би абатайб.

-Ши ахатай гуш?

-Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?

-Бидэ нохойгуйбди.

-Минии аба ундэр юм.

-Минии дуу басаган нэгэтэйхэн.

-Угы, тэрэ ахайтай, эгэшэтэй.

-Энэ Долгорой ахай.

Фонетика.

Произношение буквы Н в конце слова.

Лексика.

Составные слова:

аба эжы,

аха дуу,

нухэр басаган,

эгэшэ дуу.

Имена прилаг.:эбтэй,шамбай,

жаахан,бэрхэ.

Школьные

принад.:баллур, саарhан, сабуун, хайша.

Грамматика:

-совм.падеж

-тай, той, тэй, эжытэй, абатай,дуутэй

Уменьш.-ласк .суфф.

-хан, -хэн,-хон. жаахан, томохон,

Слово-предложение:Угы.

Отриц.  част.-гуй.абагуй,  эгэшэгуй, дуугуй.

Утверд. частица:

юм даа.

Пословицы,скороговорки.

Особенности отношений в бур. семье.

Знать:

-совместный падеж

-лич-пред.частицы

-б,бди.

-отриц.частица

-гуй.

-утвер.частица

-да.

-названия членов семьи

Уметь:

-составлять рассказ о своей семье.

-запросить информацию о семье.

-спеть песню

-научить рассказ. о профессиях

своих родителей, знакомых.

-научить правильно быстро проговаривать скороговорку

-научить писать сочинение «Профессии в моей семье».

-научить прав. читать поговорку.

-Эжымни оедолшон.

-Ши оороо юу хэдэгбши?

-Абамни барилгада худэлдэг.

-Эжымни багша юм.

Эжы ажалдаа.

-Эжы хубсаhа оедог.

-Тэрэ ном угэ даа.

Фонетика.

Звук/ḓ/ :

эмшэд,дуушад.

Произношение стыков согласных:

хэдэгбши,

хэдэгбтэ.

Лексика.

-названия профессий

-названия гос.учреж.

-составные слова:дунда hургуули,

хуугэдэй сэсэрлиг.

-глаголы:

бари, бэшэ, зура, заа, дула.

Грамматика.

Аффиксы лич. притяж.

-мни, -шни ,мнай. Пример: ахайшни, абамни, ажални, hургуулимни.

Окончания

дат.пад. -да,-до ,-дэ,-та,-то,-тэ. Пример: ажалда, гэртэ,hургуулида.

Стр.76,

94,95,

Знать:

-названия профессий;

-названия гос.  учреждений

-аффиксы лич. притяж.:

-окончания дат. падежа.

Уметь:

-рассказывать

о профессиях

своих родителей, знакомых;

-спеть песню «Песня табунщика».

-писать сочинение «Профессии в моей семье».

-научить рассказ. о режиме дня, своих друзьях,знакомых.

-научить рассказывать о любимом занятии.

-научить правильно быстро проговариват ЛЕ

-вести расспрос

-различать  время

-научить писать сочинение «Мой день».

-научить прав. читать загадку

Мой день Любимое занятие.

-Фонетика.

Гласные/у/,/оо/.

Закон гармонии гласных.

Согласные/h/,/х/.

Дифтонги.

Интонация

Лесика:

С.50; 53, 52-54

Грамматика:

Дательно-местный падеж;

Вспомогательные галаголы

Местоимения;

Количественные числительные

Отриц.  част.-гуй.абагуй,  эгэшэгуй, дуугуй.

Утверд. частица:

юм даа.

Формы обращения к старшим.

С. 53 загадка

С. 53 кроссворд

С.55бурятские национальные игры

Знать:

-Дательно-местный падеж;

-Вспомогательные галаголы

-Местоимения;

-Количественные числительные

-Формы обращения к старшим

 _время

-режим дня

-составлять предложения

-использовать кончания дательно-местного падежа, личные частицы

Научить:

-рассказывать свою родословную

-вести расспрос о родных

-различать

Районы Республики

-спеть песню

«Хаанахинайл ааб»

-читать стих.

-писать генеограмму.

Внеклассное чтение

Моя родословная.

Образцы.

-Ахамни муноо Москвада  hурана.

-Убгэн абамни ундэр хун hэн.

-Баянголойнгоо hургуулида

худэлдэг.

-Би нухэдтэеэ уулзадагби

-Нагасамнай мантая байдаг.

Фонетика.

Дифтонги: ай, ой, уй, эй.

Лексика.

аймаг, туб, газар, нютаг, ажаhуу, бай, боло.

Клише.

-Бэетнай  хэр

бэ?

-Мэндэ хургоорэй.

Грамматика.

-частица hэн.

-возвр.притяж.

в род.пад.-нгаа,-нгоо,-нгээ.Пример:ахайнгаа,Улаан-Удынгоо.

-возвр.притяж.

в  совм. пад.

-таяа,-тоео, тэеэ .Пример :абатаяа, эжытэеэ.

Стр.95,

97,110,

111,112,

113,115.

Знать:

-районы РБ

-свою родословную

-частицу

hэн

-возвратное притяжание

сущ-х.

Уметь:

-уметь вести расспрос о родословной

-различать районы РБ

Научить:

-учить песню

Сказка «Орогты, манайда!».

Лексика.

Амитад, хандагай, унэгэн,

хэрмэн,борбоосгой.

Пословица ябаhан хун яhа зууха, эбтэй шаазгай

Знать песню

Научить пересказывать  

сказку.

Бурятская народная сказка «Мышь и верблюд».

Лексика.

Тэмээн,хулгана,

Пословица уhа хараагуй аад, гуталаа бу тайла.

Уметь рассказать сказку.

Научить рассказывать эту сказку.

Сказка «Чайки и красавица Ангара».

Шаман-камень, Саянские горы,Иркут,

Енисей.

Байкальские предания.

Знать сказку, уметь рассказывать байкальские предания

Научить рассказывать

эту сказку.

Сказка «Алтан Хайша».

Лексика:тушемилы,Шажин-

Номон-хан,алтан хайша.

Особенности отношений в бур. семье

Знать сказку, уметь рассказать ее.

Ожидаемые результаты

         Условия реализации программы, с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Программа разработана для учащихся основного этапа обучения. Дети данных возрастных групп подвижны, эмоциональны, не умеют долго концентрировать внимание на одном объекте (5). Наиболее привлекательными являются разнообразные и эмоциональные виды деятельности, создающие возможность для самоутверждения, признания сверстниками и самогрупповой идентификации. Учитывая это необходимо применять методики направленные на развитие интереса к предмету, умение анализировать, делать выводы: это связь с повседневной жизнью, их знаниями, наглядность, достаточно быстрая смена видов деятельности. В учебно-методическом комплексе  при проведении занятий максимально используются наглядные и игровые формы обучения. Программа будет реализована при условии занятий с детьми в соответствии с предъявляемыми требованиями:

- должна быть четко сформулирована цель каждого урока;

-применение разнообразных методов и средств обучения;

- поддержание познавательного интереса и самостоятельной умственной активности детей;

- целесообразное расходование времени урока;

- высокий положительный уровень межличностных отношений педагога и учащихся;

- дифференцированный и индивидуальный подход к детям;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение: компьютеры,  наглядные пособия, дидактический материал, ТСО, аудио-видео материалы.

Дидактическая и методическая поддержка:

- учебно-методические материалы;

- таблицы;

- комплект для организации контрольных работ (карточки);

- раздаточный материал (карточки для самостоятельных работ, тесты);

- разработки для проведения практических работ.

. При отборе средств обучения  учитель может использовать достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учитывать соблюдение системности.

6. Минимальные требования к практическому владению видами речевой деятельности

На конец 5 класса:

Аудирование

Учащийся должен понимать на слух сказанную учителем (носителям языка)  речь или  звукозаписи в естественном темпе, построенную на языковом материале 5 класса и предшествующих классов и допускающую до 1% незнакомых слов, не влияющих на понимание основного содержания аудируемого текста. Длительность звучания 1 - 2 минуты.

Говорение

А) Диалогическая речь:

Учащийся должен уметь ориентироваться в учебной, социально-природной сферах общения. Знать и говорить о природных особенностях Бурятии. Говорить о взаимоотношении людей с природой. Высказывание каждого собеседника должно содержать

1 уровень -3-4 реплик

2 уровень - 4 - 5 реплик

3 уровень - 5 - 6 реплик.

правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.

Б) Монологическая речь:

Учащийся должен уметь без предварительной подготовки высказываться логично, последовательно и в соответствии с предложенной темой, ситуацией или в связи с прочитанным, увиденным или услышанным; передавать основное содержание прочитанного, выражая свое мнение к предмету высказывания или информации, в пределах программного языкового материала и предшествующих классов.

Объем высказывания:

1 уровень - 5-6 фраз, 2 уровень -6-7 фраз.

Речевые умения.

Диалогическая речь.

  • диалог этикетного характера;
  • диалог-расспрос;
  • диалог-побуждение к действию;
  • диалог-обмен мнениями.

Монологическая речь.

  • делать подготовленные устные сообщения о фактах, событиях в прошлом и настоящем (в пределах тем, отобранных в программе), используя при этом основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, характеристику;
  • делать презентацию по результатам выполнения проектной работы;
  • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему / в соответствии с предложенной ситуацией;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного, с опорой и без опоры на текст;
  •  делать подготовленное сообщение в связи с прочитанным / прослушанным, выражая свое отношение к событиям, фактам, персонажам текста;
  • рассуждать о проблемах, интересующих подростков, о темах, актуальных для современного мира, например толерантности, безопасности и др.

Письменная речь.

  • заполнять таблицы, кратко фиксировать содержание прочитанного или прослушанного текста;
  • делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях, в проектной деятельности;
  • составлять краткую аннотацию к прочитанному тексту;
  • писать поздравление, личное письмо другу, адекватно употребляя формулы речевого этикета, принятые в данном жанре на бурятском языке, излагая различные события, впечатления, высказывая свое мнение;
  • писать краткое сообщение, комментарий, описание событий, составлять небольшие эссе, письменно аргументировать свою точку зрения по предложенной теме / проблеме.

Аудирование.

  • Воспринимать на слух и понимать с опорой на наглядность (иллюстрации, жесты, мимику) и контекстуальную и языковую догадку речь собеседника в процессе непосредственного общения, добиваться полного понимания путем переспроса;
  • Воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных текстов в аудио- и видеозаписи: описаний, сообщений, рассказов, интервью, рекламно-информационных текстов  с опорой на языковую догадку и контекст.
  • Воспринимать на слух и выделять необходимую / интересующую информацию в аутентичных рекламно-информационных текстах (прогноз погоды, инструкции), оценивая эту информацию с точки зрения ее полезности / достоверности.

Чтение.

Школьники учатся:

  • читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов, жанров и стилей:
  • личные и формальные письма;
  • стихи, отрывки из художественной литературы: короткие рассказы;
  • газетные и журнальные статьи;
  • интервью, объявления, вывески;
  • программы радио и телевидения, и др.

Тексты  могут содержать отдельные новые слова.

Ознакомительное чтение

  • определять тему (о чем идет речь в тексте);
  • выделять основную мысль;
  • выделять главные факты, опуская второстепенные;
  • устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку или по началу текста;
  • разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части;
  • восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов;
  • озаглавливать текст, его отдельные части;
  • догадываться о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную догадку;
  • игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание текста;
  • пользоваться сносками, лингвострановедческим справочником, словарем.
  • читать с полным пониманием несложные аутентичные и
    адаптированные тексты разных типов, жанров и стилей.

Изучающее чтение

  • полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т. д.);
  • устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в тексте;
  • обобщать и критически оценивать полученную из текста информацию;
  • комментировать некоторые факты, события с собственных позиций, выражая свое мнение;
  • читать с выборочным извлечением или нахождением в тексте нужной / интересующей информации.

Поисковое чтение

•        просматривать текст или серию текстов различного жанра, типа, стиля с целью поиска необходимой или интересующей информации;

Социокультурный материал

  • Представление о значимости владения бурятским языком в современном мире
  • Наиболее употребительную фоновую лексику и реалии региона
  • территория, население, географические и природные условия, административное деление (районы и др.), государственный флаг, государственный герб, столица, крупные города, средства массовой информации;
  • Сообщать о национальных традициях народов, населяющих регион и современной жизни, отмечая сходство и различие в традициях народов России, рассказывая своем о своем городе, селе;

Учебно-познавательная компетенции:

  • выделять и фиксировать основное содержание прочитанных или прослушанных сообщений;
  • критически оценивать воспринимаемую информацию;
  • использовать вербальные (перифраз, синонимы, антонимы) и невербальные (жесты и мимику) средства в процессе создания собственных высказываний;
  • осуществлять самоконтроль с помощью специального блока проверочных заданий учебника;
  • участвовать в проектной деятельности;
  • самостоятельно поддерживать уровень владения бурятским языком, а при желании и углублять его.

Языковая компетенция

  • Фонетика и орфография.

Гласные и согласные. Сингармонизм. Перелом гласных. Краткие и долгие гласные, их смыслоразличительная роль (продолжение). Йотированные гласные. Глухие и звонкие, мягкие и твердые согласные. Смыслоразличительная роль. Ударение. Ударение в исконно бурятском слове. (Адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать акцентное ударение в слове и ударение в фразе; соблюдать правильную интонацию в повелительных, утвердительных, вопроси­тельных (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы) и восклицательных предложениях).

  • Лексика.

Однозначные и многозначные слова (общее понятие) Синонимы, антонимы, омонимы. Общеупотребительные слова. Термины. Фразеологизмы, их семантика и функция. Словари.

К концу обучения в 6 класса продуктивный лексический минимум составляет 500 лексических единиц, характеризующих отобранные предметы речи. Данный минимум включает лексику, усвоенную на первой ступени, а также новые слова и речевые клише, новые значения известных учащимся многозначных слов (например,  злой - добрый).

Рецептивный лексический словарь учащихся, оканчивающих 6 класс, несколько превышает продуктивный лексический минимум.

  • Словообразование. Значимые части слова. Использование наиболее продуктивных суффиксов. Особенности бурятского словообразования.

Учащиеся должны овладеть следующими словообразовательными средствами для создания и расширения потенциального словаря:

- лексико-синтаксическим;

- лексическим;

- аффиксальным;

- морфолого-синтаксическим: алтан (имя существительное), алтан (имя прилагательное)

  • Грамматика. Части речи. Знаменательные и служебные части речи (продолжение). Степени сравнения прилагательных. Местоимение (продолжение) Склонение местоимений. Личное и безличное притяжание. Собирательные числительные. Числительные, обозначающие приблизительное количество. Глагол (продолжение) Формы обращения.  Синтаксис. Словосочетание и предложение. Виды простого предложения по цели высказывания; односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения, употребление. Прямая и косвенная речь (общее понятие). Обращение (общее понятие). Глаголы; местоимения: притяжательные местоимения, возвратные местоимения, личные местоимения для замены ранее упомянутого существительного; наречия места, времени, образа действия, место наречия в предложении; числительные: большие количественные числительные (100-100,000,000), даты; междометия: Оо! Аа! Yγ! предлоги места, времени, направления; простые распространенные предложения специальные вопросы: Басаган хаана ошооб? Альтернативные вопросы: Ши кинодо ошохошни гγ, али номоо γзэхэшни гγ? Восклицательные предложения для выражения эмоций: Ямар дулаан γдэр гээшэб! некоторые формы безличных предложений: Бороожоно. Дулаарба. Ерэхэ ёһотой.

Формы  текущего и итогового контроля.

Для проверки результатов учебной деятельности учащихся могут быть использованы следующие виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый, которые осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Вид и форма проверочной работы определяются в зависимости от целей, этапа обучения, специфики структурирования учебного материала. Промежуточный и итоговый контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с требованиями Единого режима учреждения общего среднего образования.

В проверочную работу включаются, как правило, теоретические и практические задания. Задания проверочной работы должны выявлять уровень овладения каждым учащимся знаниями и умениями по предмету и быть посильными для учащихся. Недопустимо включение в проверочные работы заданий, выходящих за рамки требований образовательного стандарта и учебной программы.

Контрольно-измерительные материалы за 5 класс

Контрольная работа за 1 четверть

  1. Переведите слова на русский язык.

Хүгшэн эжы –                               нүхэр басаган -

Нагаса эжы –                                 үбгэн аба -

Нагаса аба -                                   Эгэшэ -                                        

Нүхэр хүбүүн

Нүхэр -    

Аха-  

                                   

  1. Вставьте частицы.

Би эгэшэтэйб, ши аха…

Тэрэ нагасатай, бидэ үбгэн аба…

Ши дүүтэйш, тэдэ абга эгэшэ..

Тэдэ абгайтай, би хүгшэн эжы…

Бидэ нагаса эжытэйбди, та эгэшэ…

Та эгэшэтэйт, тэрэ нагаса абгай...

  1. Переведите текст.

Энэ Гомбо. Гомбо абатай, эжытэй. Гомбын аба Валера гэжэ нэрэтэй. Гомбын эжы Долгор гэжэ нэрэтэй. Гомбын аба үндэр, бүдүүн хүн юм, харин Гомбын Эжы набтархан, нариихан. Гомбо ехэ сэбэрхэн эжытэй.

  1. Напишите названия 12 животных по восточному календарю

  1. Перепишите открытку, расставьте знаки препинания, выделяйте слова.

Хүндэтэминиихүгшэнэжымни

Шэнэжэлээрүнэнзүрхэнһөөамаршалнаб

Омогдорюунзандааутанаһатай

Удаанжаргалтайябахыетнайхүсэнэб

танайашабасаганЛена

Контрольная работа за 2 четверть

1.напишите по-бурятски

пять часов десять минут

Два часа пятнадцать минут

Три часа тридцать минут

Без десяти восемь

2.Переведите на бурятский язык:

Удэр, углоонэй хоол, удэшын хоол, амаралтын удэр, шатар, наадан, амара, шагна, углоогуур, сулоо саг, барилдаха, саг.

3.Восстановите порядок слов в предложении

1. Гэртээ, аба, табан, сагта, ерэхэ, удэшын

2.Сэсэг. бэлэглээб, эжыдээ, би.

3. Манай, нухэдынь, абада, ерэбэ, айлшаар

4.Закончите предложение

1.Би зунай лагерьта

2.Эрдэни эжыдээ

3. Алтына гэрээ

4.Эгэшэ сэсэг

5.Би…дуратайб

Контрольная работа за 3 четверть

1.Из данных слов составьте предложения и переведите

Багша, ухибууд, ном, сэсэг, таабари, зураг, дэбтэр, дуу, уншана, сээжэлдэнэ, угаана, тана, харуулна, эжы, аха, басаган.

2.  Напишишите названия учебных принадлежностей

3.Переведите предложения

Эжымни багша. Абамнай сагдаа. Ахамни барилгашан. Эгэшэмни эмшэн.

Убгэн абамнай дуушан.

4.Напишите названия профессий

4.Ответьте на вопросы:

Дуу басаганшни дуушан гу?

Дуу хубууншни сэсэрлигтэ ябадаг гу?

Багшатнай ном уншана гу?

Ахашни барилдаанай секцидэ ябадаг гу?

Контрольная работа за 4 четверть

1.Составьте из данных слов предложения

Харана, дамжуулга, хараха дуратайб, хугжэм, шагнаха, эжымни, хубууд, мурысоондэ, хабаадана, аха.

2.Соотнесите слова в столбиках

Телевизор           шагнана

Радио                   уншана

Сэтгуул               харана

Сонин                 бэшэнэ

Интернет            ороно

3.Переведите предложения

Буряад оромнай ой модоор, ургамалнуудаар.  Ой соо олон зэрлиг амитад бии. Баабгай, шоно, шандаган, хэрмэн, хандагай, унэгэн, булган гэхэ мэтын амитад элбэг. Байгал далай дэлхэй дээрэ эгээл гунзэгы нуур юм.

Типовые задания

Задания, оцениваемые в 3 балла

1. Алфавит бурятского литературного языка состоит из ____ букв:

33; 35; 36.

2. Все гласные бурятского языка делятся на  ____ группы:

3; 4; 5;

3. В бурятском языке выделяются ____ согласных звуков.

4. В каком слове Незнайка  вместо буквы «У» написал «Y», вместо буквы «Y» написал «У»  (подчеркни)

 ХYБYYН, ХYhАН, УhАН,  ШYГАМ,

ХАСYYРИ,  СYYМХЭ, МYY, ТУУГЭЭБДИ

5. Правильно соотнесите  слова. Тема: «Минии багша»

1.тYYхын хэшээл                               а. веселый

2.hайн зантай                                     б. математика

3. хYгжэмэй хэшээл                           в. пятый

4. бодолгын хэшээл                           г. урок музыки

5. хYхюутэй                                        д. хороший, с добрым характером

6. табадахи                                          е. урок истории

6. Найди женское слово (подчеркни)

hонгино,  Yгэрсэ, саг, намар, Yбэл, Yнгэргээ

Задания, оцениваемые в 4 балла

7. Распредели правильно слова

Толя,зун, эжы, хэшээл, hархяаг, тY гсYYл, hурагша,Yбэл, басаган, ахай,

Хэн?                                                                         юун?

1. 6

2.        7

3        8

4        9

5  10

8. Подчеркните нужное слово

1. Yбэл                                               2. багша

а) Yндэр                                            а)  бэрхэ

б) хYйтэн                                          б) улаан

Задания, оцениваемые в 5 баллов

9. Соотнеси русские и бурятские прилагательные

1.Толстый                                           а. Yндэр

2. красивый                                        б. томо

3. большой                                             в. тарган

4. высокий                                          г. гое

10. Переведите предложения.

1. Минии дуратай багша Наталья Александровна.

2. Ород хэлэ ба литератуура Лариса Константиновна заадаг

3. Гэрэй даабари упражнени хори байгаа.

4. Намарай алтан ой.

5. Манай эндэ хуhан, шэнэhэн, уляаhан ургадаг.

6. Эжы hонин рассказ хээрэнэ  

I. Ответьте на вопросы

1. Ши хэдытэйбши?

2. Ши хэдыдэхи класста һуранаш?

Задания А. 1. Сколько гласных букв в бурятском алфавите?

а. 10      б. 11      в. 12

2. Вопрос юун? относится:

а. относится только к человеку

б. относится к животным

в. относится к предметам

3.  Как переводится вопрос юу хэнэб?

А. кто?       Б. что?      В. какой?     Г. что делает?  

4.Йотированные гласные

А. аа, оо, ии, ээ, үү, уу

Б. өө, ы

В. яа, еэ, ёо, юу.

Задания Б

Что вы можете сказать об этих сказочных героях.

Например: Карабас Барабас – сухалтай (сердитый)

          1. Чебурашка - …………..

          2. Золушка - …………….

          3. Карлсон - ………….

2. Соотнесите правильно слова. Переведите.

1.мүнөөдэр                        а) картошка

2. ням няа                          б) ученик

3. һурагша                         в) сегодня

4. хартаабха                       г) ветер

5. һалхин                            д) одуванчик

3. Распредели правильно слова

 Директор, хүбүүн, намар, ой, наран, Бата, нохой,  элшэ, уран зурааша, һургуули

              Хэн?                                                  Юун?

1…………                                                   1………….

2………….                                                  2………….

3……………                                               3…………

4…………..                                                 4………….

5…………..                                                 5………..

Задания С. Переведи предложения.

.

       Поздравляю тебя с 1 - м сентября.  Этот долгожданный мой радостный день. Сестра мне подарила интересную книгу. Я люблю школу.

       Мүнөөдэр газаа дулаан уларил. Набшаһад унана. Наран шарана. Саад соо георгин, балжан гарма, ням няа хагдарна.

Список литературы

1. Амаголонов Д.Д. Буряад хэлэнэй орфографическа словарь.- Улан-Удэ, 1976.

2. Бабушкин С.М. Буряад-ород словарь. Бурятско-русский словарь Улан-Удэ, 2007, 2008.

3 .Будаев Ц.Б. Шэдитэ угэнууд.- Улан-Удэ, 1992

4.Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят.- Улан-Удэ, 2004.

5.Будаева Д.Ц., Мункуева Ю.Б. Тесты по бурятскому языку как государственному. - Улан-Удэ, 2003.

6.Галшиев Э.Х Зерцало мудрости.- Улан-Удэ, 1993

7. Дареева О.В. Социокультурный  подход к обучению бурятскому языку как второму. - Улан-Удэ, 2007.

8.Базарова Е. Г. Обучение бурятскому языку как государственному.- Улан-Удэ, 2008.

9.Макарова О. Г. Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи.- Улан-Удэ. 2005.

10.Мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка/ Богомолова О.И. и др. Улан-Удэ, 2006

11.Намжилон Л.Б. Оуэн тухлую.- Улан-Удэ, 1993.

12.Намжилон Л.Б. Золотые четки: словарь с комментариями.- Улан-Удэ, 2001

13.Нанзатова Э.П. Содномов С. Ц. Дамбаева Ж.Д. Программа по бурятскому языку как государственному для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. - Улан-Удэ, 2003

14.Нанзатова Э.П. УМК по бурятскому языку «Эрдэни» для второго года обучения. - Улан-Удэ, 2005

15.Нанзатова Э.П. УМК по бурятскому языку «Эрдэни» для первого года обучения. - Улан-Удэ, 2005

16. Нанзатова Э.П. Баян даа Буряад оромнай. - Улан-Удэ, 2003

17. Нанзатова Э.П. Игра как средство активизации обучения бурятскому языку младших шкльников// Обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях и начальной школе Бурятии. - Улан-Удэ, 2000.- С.86-78

18. Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку РБ.- Улан-Удэ, 2009.

19. Содномов С. Ц. Обучение первоначальному письму.- Улан-Удэ, 2004

20. Содномов С. Ц. Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения.- Улан-Удэ, 2005

21. С. Ц. Содномов, Р. С. Дылыкова. Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения.- Улан-Удэ, 2010.

22. Содномов С. Ц. Содномова Б. Д. Диагностика результатов обучения бурятскому языку в начальных классах общеобразовательных школ с русским языком обучения.- Улан-Удэ, 2004

23. Чимбеева З. Д. Формирование основ чтения у младших школьников на бурятском языке как втором.- Улан-Удэ, 2009

Список литературы для учащихся

1.Ц.Н.Номтоев «Шагай наадан» - Улан-Удэ.1996г.

2. «Буряад оньhон угэнууд» Улан-Удэ.1999г.

3. В.Д.Бабуева «Материальная и духовная культура бурят» Улан-Удэ.2004г.

4.Г.С.Санжадаева «Тоонто нютаг» - Улан-Удэ.2002г.

5.Г.С.Санжадаева, О.П.Кушеева «Тоонто нютаг» - Улан-Удэ.2009г.

6.О.А.Дареева «Познавательные задачи для изучения культуры на уроках  бурятского языка» - Улан-Удэ.2008г.

7. «Золотая книга о бурятах» - Улан-Удэ.2006г.

8.Электронный учебник «Буряад хэлэн» -  Улан-Удэ 2007г.

9.Ш.Б.Чимитдоржиев «hургаалай угэнууд» - Улан-Удэ.1999г.

10.И.Б.Нимаева «Бурятский фольклор» - Улан-Удэ.2003г.

11. «Небесная дева лебедь. Бурятские сказки, предания и легенды»-Иркутск.1992г.

12. «Yреэл тогтохо болтогой» (сост. С.Д.Бабуев) - Улан-Удэ.1990г.

13. «В мире традиционной культуры бурят» - Улан-Удэ.2007г.

14.С.Ангабаев «Сказание о земле соболиной» - Улан-Удэ.2000г.

15.Б.З.Нанзатов, Д.А.Николаева «Пространство в традиционной культуре монгольских народов»-Москва.2008г.

16.В.Ш.Гунгаров «Буряад арадай туухэ домогууд» - Улан-Удэ.1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы

Рабочая программа  разработана  в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...

рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы

Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс

Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...

рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по учебному предмету  содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...

Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс

Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...