Настоящее длительное время в английском и бурятском языках
учебно-методический материал

Бадмаева Розалия Будаевна

Введение

Данная работа представляет собой сопоставительное исследование в области грамматики и морфологии английского и бурятского языка.

Описание любого грамматического явления в сопоставительном плане способствует раскрытию сложных, иногда противоречивых сторон той или иной проблемы, которые во внутриязыковом изучении остаются порой незамеченными.

Проблема функционирования форм настоящего времени в любом языке – одна из самых дискуссионных проблем современной лингвистики. Поскольку настоящее время является наиболее широким временным планом (по сравнению с прошедшим и будущим временем), то интерес к нему связан с различными особенностями проявления его категориального значения в мировоззрении человека, в формировании его отношения к миру. Этим объясняется актуальность данного исследования.

Целью исследования является выявление в бурятском языке морфологических средств выражения значений, реализуемых формой Present Continuous в английском языке.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1)                 Описать морфологические средства выражения настоящего продолженного времени в английском и бурятском языке.

2)                 Сопоставить функционирование морфологических средств передачи настоящего продолженного времени в обоих языках.

Объектом данного исследования является соответствование форм и значений настоящего продолженного времени.

Предмет исследования – морфологические средства передачи настоящего продолженного времени в английском и бурятском языках.

В качестве гипотезы исследования выдвигается положение о том, что значения, реализуемые формой Present Continuous, выражаются в бурятском языке формами настоящего продолженного времени.

Методы исследования:

- анализ научной литературы;

- метод компонентного анализа;

- метод сопоставительного анализа.

Результаты исследования могут быть рекомендованы в практике преподавания английского языка в бурятской аудитории, а также в качестве дополнительного материала для студентов, интересующихся вопросами грамматики.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlitelnoe_vremya_v_angliyskom_i_buryatskom.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образование «Курумканский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

Секция: Лингвистика

Настоящее длительное время в английском и бурятском языках

с.Курумкан, 2021

Оглавление

  1.  Введение
  2.  Настоящее длительное время в английском языке: способы выражения, случаи употребления
  3.  Способы выражения и употребление настоящего длительного времени в бурятском языке.
  4.  Сопоставительный анализ настоящего длительного времени в английском и бурятском языках.
  5.  Заключение.
  6.  Список использованной литературы.

Введение

Данная работа представляет собой сопоставительное исследование в области грамматики и морфологии английского и бурятского языка.

Описание любого грамматического явления в сопоставительном плане способствует раскрытию сложных, иногда противоречивых сторон той или иной проблемы, которые во внутриязыковом изучении остаются порой незамеченными.

Проблема функционирования форм настоящего времени в любом языке – одна из самых дискуссионных проблем современной лингвистики. Поскольку настоящее время является наиболее широким временным планом (по сравнению с прошедшим и будущим временем), то интерес к нему связан с различными особенностями проявления его категориального значения в мировоззрении человека, в формировании его отношения к миру. Этим объясняется актуальность данного исследования.

Целью исследования является выявление в бурятском языке морфологических средств выражения значений, реализуемых формой Present Continuous в английском языке.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Описать морфологические средства выражения настоящего продолженного времени в английском и бурятском языке.
  2. Сопоставить функционирование морфологических средств передачи настоящего продолженного времени в обоих языках.

Объектом данного исследования является соответствование форм и значений настоящего продолженного времени.

Предмет исследования – морфологические средства передачи настоящего продолженного времени в английском и бурятском языках.

В качестве гипотезы исследования выдвигается положение о том, что значения, реализуемые формой Present Continuous, выражаются в бурятском языке формами настоящего продолженного времени.

Методы исследования:

- анализ научной литературы;

- метод компонентного анализа;

- метод сопоставительного анализа.

Результаты исследования могут быть рекомендованы в практике преподавания английского языка в бурятской аудитории, а также в качестве дополнительного материала для студентов, интересующихся вопросами грамматики.

  1. Настоящее длительное время в английском языке: способы выражения, случаи употребления

В первую очередь рассмотрим настоящее длительное время (Present Continuous) в английском языке.

Настоящее продолженное время в английском языке выражается с помощью вспомогательного глагола to be в одной из его 3  форм, употребляемых в зависимости от лица и числа: am/ is/ are   и основного (смыслового) глагола с окончанием -ing:

I am writing

He is sleeping

We are eating

Общепринятыми являются следующие случаи употребления  настоящего продолженного времени в английском языке:

  • обозначение процесса, происходящего в момент говорения. Это действие, которое можно увидеть:
     I am reading the book. — Я читаю книгу.

  • обозначение процесса, который происходит в настоящий промежуток времени, но не именно в момент говорения, для обозначения чего-то непостоянного:
     He 
    is learning to play volley-ball. — Он учится играть в волейбол.

  • эмоциональное описание ситуаций, которые происходят слишком часто, с точки зрения говорящего. При этом употребляются слова-маркеры always, constantly, repeatedly:
     You 
    are always losing your keys! — Ты постоянно теряешь свои ключи!

  • описание запланированных действий в будущем, особенно когда оговорено время и место этих событий:
     I 
    am meeting my teacher at 5. —  Я встречаюсь со своим учителем в 5.
  • физические ощущения могут выражаться во временах Present Simple или Present Continuous без большой разницы в значении:
     My leg aches. /  My leg 
    is aching. — Моя нога болит.

Для настоящего продолженного времени в английском языке характерно наличие следующих

слов-маркеров:

  • обстоятельства времени, с которыми употребляется:
  •  now (сейчас);
  •  Look! (Взгляни!);
  •  Listen! (Слушай!);
  •  at the moment (на данный момент);
  •  this week (на этой неделе);
  •  this time (в это время);
  • в эмоционально-окрашенных предложениях:
  •  always (всегда);
  •  constantly (постоянно);
  •  continually (непрерывно);
  •  forever (всегда);
  •  repeatedly (неоднократно).

3. Способы выражения и употребление настоящего длительного времени в бурятском языке.

Рассмотрим настоящее продолженное время в бурятском языке.

Значение обозначения процесса, происходящего в момент говорения, выражается в бурятском языке формой настоящего продолженного времени, образованной соединительным деепричастием или многократным причастием –жа и вспомогательным глаголом байна или байдаг:

  • Yгы, галаа тyлихэгyй юугээ хэжэ байна гээшэбиб, дэнгээ носооёл, юун балаа гэжэ харанхыгаар байна гээшэбибди, - гэжэ байгаад Янжама хyлгэнэ [4, с. 68].

         «Да что же я делаю, нет, чтобы разжечь огонь, или свечку давай зажжем, что мы           разговариваем в темноте, - засуетилась Янжима».

 Миниитнай тамхин дууhажа байна [6, с. 215]. «Мои сигареты заканчиваются». 16 Издательство «Грамота» www.gramota.net 

Небольшую разницу при употреблении вспомогательных глаголов байна и байдаг можно заметить из следующего отрывка:

  • Үдын наран ааяма халуунаар шаража байна. Адуунай шара тонтогоол элhэн добуун дээгүүр иимэ халуунда бусалжа байдаг юм [3, с. 38].

  «Полуденный зной жарит нещадно. Желтый конский помет на песчаных холмах при такой жаре буквально закипает».

 Если в первом предложении действие происходит непосредственно в самый момент речи, то во втором предложении сообщается, что данное действие, кроме того, что происходит сейчас, может происходить и в любой другой момент речи при наличии условия, о котором говорится в первом предложении.

 Таким образом, вспомогательный глагол байдаг носит более обобщенный и расширенный характер, чем глагол байна, который имеет точечный и одномоментный характер. Данная аналитическая композиция может быть не только двухкомпонентной, но и трех- и даже четырехкомпонентной за счет наращивания неличных глагольных форм, как в следующих предложениях:

  • Хадын харгана бургааhа химэлхэhээ байха хагда хяагаа эдижэ дууhажа ядажа байнабди. …Хартагай хаанай ямаадые хаха хүү татахал байгаабди, теэд тайгынгаа олон ангые барижа дууhажа ядажа байнабди [1, с. 25].

 «Зачем грызть кусты горной караганы, когда мы еле справляемся с прошлогодним пыреем. …Мы бы разодрали всех ханских коз, да еле успеваем ловить многочисленных зверей, которые водятся в нашей тайге».

 Глагольные формы настоящего продолженного времени передают действие в его течении и непосредственном осуществлении. Значение настоящего конкретного может передаваться как в диалогической речи, так и в повествовательной. В обоих случаях данная аналитическая форма выражает обозначение процесса, который происходит в настоящий промежуток времени, но не именно в момент говорения:

  • Мүнөө жэлэй ган гасуурта тулюураар ургаад, энэ харалган бороодо угаагдаhан үбhэ ногоон үмхирэн hалажа байна [6, с. 212].

 «В этом году трава плохо выросла из-за засухи, а сейчас из-за ненастной дождливой погоды совсем сгнивает».

  • Дээгүүр хаймадан харахадань нэгэ янзаар бүтээгдэhэн дэмы олон шагаабаринууд hубарилдан жэрылдэжэ байна. Доогуур ажаглан харахадань зүhэн бүхэнэй зэд түмэрөөр татаатай түмэн олон шагаабаринууд hубарилдан байна. Оройгоорынь үлын харахадань янза бүриин шубууд жэргэн дуулалдан байна. [1, с. 7].

 «Если бросить взгляд сверху, то видны множество одинаковых окошек, которые выстроились в ряд. Если приглядеться снизу, то увидишь тысячи разных окошек с медным покрытием, которые вытянулись рядами. Если же заглянуть под крышу, то увидишь, как щебечут и чирикают самые разные птички».

4 .Сопоставительный анализ настоящего длительного времени в английском и бурятском языках.

Исходя из обзора настоящего длительного времени в английском языке (Present Continuous), мы видим, что общепринято выделять 5 основных случаев его употребления, причем первый (выражение действия, происходящего непосредственно в момент речи) является самым распространенным. Также следует отметить, что в английском языке существует один способ выражения этого времени: вспомогательный глагол be в сочетании с основным смысловым глаголом с окончанием –ing.

В бурятском языке настоящее продолженное время выражается аналитическими формами –жа бай- глаголов байна и байдаг, причем аналитическая композиция с глаголом байдаг может быть не только двухкомпонентной, но и трех- и даже четырехкомпонентной за счет наращивания неличных глагольных форм. Что касается случаев употребления этого времени с формами –жа бай-, то, исходя из проведенного обзора и анализа, их мы можем выделить всего 2: обозначение процесса, происходящего в момент речи, и для обозначения  процесса, который происходит в настоящий промежуток времени, но не именно в момент говорения, для обозначения чего-то непостоянного.

5. Заключение

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования:

  • в бурятском языке форма -жа бай- выражает только 2 значения из 5, которые выражает форма be (am/is/are) + -ing в английском языке.
  • Самым частотным в употреблении настоящего длительного времени в английском языке является обозначение процесса, происходящего в момент говорения.
  • В бурятском значение обозначения процесса, происходящего в момент говорения, также является более распространенным в настоящем длительном времени.

В заключение следует отметить, что работа может иметь большое теоретическое и практическое значение в области преподавания английского языка в бурятской аудитории и также для студентов, интересующихся вопросами грамматики.

6.Cписок литературы

1. Барабаш, Т. А. Грамматика английского языка / Т. А. Барабаш. — М.: Высш. шк., 1983. — 240 с.

2.  Иванова, И. П. Вид и время в современном английском языке / И.П.Иванова. — Л.:Изд-во Ленингр.ун-та, 1961. — 200 с.

3. Воронцова, Г. Н. Очерки по грамматике английского языка / Г. Н. Воронцова. — М.:Изд-во лит. на ин. яз., 1960. — 400 с.

4.Бадмаева Ю.Д. О системе видовременных форм в бурятском языке (новейшая категоризация) Источник Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2011. № 3 (10). C. 13-18. ISSN 1997-2911.

5. Батожабай Д. Шалхуу Рабданай хөөрөөн // Буряадай номой хэблэл. Улаан-Үдэ, 1991. С. 143.

6. Жимбиев Ц-Ж.А.. Талын харгынууд // Буряадай номой хэблэл. Улаан-Үдэ, 1967. С. 356.

7. Санжин Б., Дандарон Б.. Заяанай зам // Морин хуур. Олониитын уран зохёолой сэтгүүл. Буряад Үнэн. Улаан-Үдэ, 2009. № 2. С. 224.

8. Тороев А. Онтохонууд // Буряадай номой хэблэл. Улаан-Үдэ, 1994. С. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку английского языка в 4 классе "Настоящее длительное время"

Презентация к уроку английского языка в 4 классе "Настоящее длительное время"...

Презентация к уроку 6 класс. Настоящее простое и настоящее длительное время.

Данная презентация предназначена для использования в работе призакреплении и изучении употребления настоящего простого и настоящего длительного времени....

Конспект урока английского языка в 5 классе на тему "Настоящее длительное время глагола"

Цели урока:Образовательные1.                 отработка грамматического материала по теме «Настоящее длительное время»;1....

Открытый урок английского языка в 5 классе по теме «Настоящее длительное время» (Использование персональных компьютеров для закрепления и контроля грамматических навыков)

Использование ИКТ повышает культуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. Учащиеся в игровой форме через компьютерные технологии отрабат...

Тест "Настоящее простое время" и "Настоящее длительное время"

Тест "Настоящее простое время" и "Настоящее длительное время" для 6 класса по английскому языку...

Методическая разработка для преподавателей по теме "Психиатрия.Настоящее завершённое и настоящее завершено-длительное время в английском языке»

В настоящее время психическое здоровье принадлежит к числу наиболее серьёзных проблем, стоящих перед всеми странами, поскольку в тот или иной период жизни такие проблемы возникают по крайней мере у ка...

Тестовое задание по английскому языку на тему "Простое настоящее или Настоящее длительное время"

Данное задание способствует отработки навыков обучающихся в употреблении этих двух времён английского глагола....