Коммуникативная технология обучения иностранному языку
учебно-методический материал по французскому языку по теме

Калинина Татьяна Владимировна

Тема урока: Коммуникативно-речевые компетенции учащихся по теме
«Средства массовой информации»

   Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку. Цель коммуникативной технологии – развить иноязычную коммуникацию и усвоить  иноязычную культуру. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе была разработана и применена в действии профессором Пасовым Е.И.

   Принципы построения содержания коммуникативной технологии показаны на примере урока: «Коммуникативно-речевые компетенции учащихся по теме «Средства массовой информации».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная технология обучения иностранному языку.

Тема урока: Коммуникативно-речевые компетенции учащихся по теме
«Средства массовой информации».

Калинина Т.В.,

учитель французского языка

высшей категории,

заслуженный учитель РФ,

ГБОУ гимназии №271

Красносельского района Санкт-Петербурга

Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку. Цель коммуникативной технологии – развить иноязычную коммуникацию и усвоить  иноязычную культуру. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе была разработана и применена в действии профессором Пасовым Е.И.

Принципы построения содержания коммуникативной технологии показаны на примере урока: «Коммуникативно-речевые компетенции учащихся по теме «Средства массовой информации».

Цель урока – «Обучение устному общению. Развитие речевых умений учащихся на основе владения языковым материалом по теме «Les médias».

Задачи:

  1. активация изучаемого языкового материала по теме «Les médias»;
  2. формирование навыка перевода (с русского языка на французский);
  3. совершенствование навыков аудирования по данной теме;
  4. развитие диалогической речи с помощью речевой игры, базирующейся на основе социологического опроса по теме урока;
  5. развитие навыка монологической речи с развертыванием ситуации по теме «Les médias»;
  6. повторение грамматических явлений (conditionnel presént passé) как средства создания речевых ситуаций.

В распоряжении учителя находится кабинет иностранного языка, оснащенный ТСО : компьютером  и интерактивной доской.

Урок включает три составляющих компонента: редакционную службу, радио и телевидение, что обеспечивает значительный лексико-грамматический объем, который вводится в общение.

Все коммуникативные упражнения близки к реальности, что формирует практическую направленность урока. Упражнения дозированы в соответствии с задачами урока. Нет ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

Функциональность, одна из составляющих коммуникативной технологии, подтверждает, что знание языкового материала взаимосвязано с решением коммуникативных задач и определяет уровень результативности выполнения упражнений.

Учащимся были предложены задания:

  • выявить и дать определение СМИ в предложенном списке;
  • представить профессии, относящиеся к СМИ, их функции и достоинства, и продемонстрировать связь коммуникативных явлений с графическим изображением;
  • прослушать и проверить понимание основной информации  услышанного по радио репортажа(аудирование);
  • домашнее задание – сочинение «Преимущества и недостатки рекламы».

Принцип ситуативности коммуникативной технологии определяется  тщательным отбором и организацией работы с материалом на основе ситуаций. Ученик становится исполнителем  определенной роли. Именно тогда и появляется желание говорить в воссозданной реальной ситуации. На уроке проведена социологическая игра в форме опроса «Могли бы вы прожить без телевидения?». Звучат монологи с развертыванием ситуации по теме «Преимущества телевидения». Идет  структурирование фраз на базе ключевых слов – в помощь учащимся даны карточки-логаритмы с темами:

  • «Телевидение открывает нам мир».
  • «Телевидение предлагает образовательные программы».
  • «Телевидение – психологическая разрядка».
  • «Телевидение затрагивает множество проблем».

Принцип новизны коммуникативной технологии заключается в смене информационных полей, например, переход от ситуации «преимущества и недостатки телевидения» к ситуации «преимущества и недостатки рекламы».

Данная технология предполагает коллективное взаимодействие. Учащиеся учатся общаться друг с другом, выполняются коммуникативные задачи (ситуативный диалог), применяется групповая форма работы. Одним из важнейших достоинств коммуникативной технологии является индивидуальный подход к учащимся, так как у каждого из них свой набор чувств, эмоций, свои интересы и даже свой статус в классе.

Один из существенных моментов данной технологии – моделирование. Содержательную сторону урока составляют проблемы, а не темы. Технология продолжает работать за рамками урока: домашнее задание предлагает  моделирование ситуации «Преимущества и недостатки рекламы», что способствует развитию навыка письменной речи (сочинение).

В заключение можно сказать, что результативность коммуникативной технологии очевидна. На уроке были реализованы и выполнены задачи по активизации употребления в речи грамматических форм и лексических единиц  по теме. Учащимися выполнены упражнения на развитие речевых компетенций учащихся (аудирование, чтение и говорение). Можно с уверенностью сказать, что коммуникативная технология обучения иностранному языку является одной из наиболее перспективных в современном образовательном процессе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод обучения иностранным языкам

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и в...

Практическое применение коммуникативного метода обучения иностранному языку

  Урок.Тема: “When you have time to spare…” «Когда у тебя есть свободное время…»...

Принципы коммуникативных методов обучения иностранному языку в средней школе.

           В настоящее время, как в теории, так и в практике обучения иностранным языкам сложилось положение, вызывающее необходимость критического пересмотра суще...

Сущность коммуникативного метода обучения иностранным языкам.

   Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, слу...

Развитие коммуникативных навыков обучения иностранному языку в школе через использование ИКТ

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Сегодня  в центре внимания - уче...

Принципы и основные технологии работы коммуникативной методики обучения иностранному языку.

В данной работе мы рассмотрим роль учителя и учащихся в рамках коммуникативного метода обучения. Также затронем основополагающие принципы коммуникативного взаимодействия для создания более динам...

«Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»

Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»...