Образовательная программа подготовки школьников к олимпиаде по французскому языку.
рабочая программа (французский язык, 9 класс) по теме

Глинская Елена Николаевна

Результат реализации данной программы - построение  компетентностной модели участника олимпиады.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глинская Е.Н.

Образовательная программа подготовки школьников к олимпиаде по французскому языку.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель предмета «иностранный язык» - формирование коммуникативной компетенции обучающихся для обеспечения способности к межкультурному общению, способности вступать в равноправный диалог с носителями языка, умения формулировать и сообщать свои мысли на неродном языке в процессе коммуникации.

 Коммуникативная компетенция рассматривается сегодня как умение адекватно пользоваться языком в конкретной жизненной ситуации общения для достижения целей, лежащих вне языка.

Успешная реализация коммуникативной компетенции предполагает:

- владение языковыми средствами (фонетика, грамматика, лексика, семантика, орфография, орфоэпия) - языковая компетенция;

- умение адекватно использовать эти языковые средства для решения практических задач общения - речевая компетенция;

-  умение варьировать свою речь в зависимости от социального статуса собеседников и общего контекста общения – социолингвистическая компетенция;

-  умение эффективно применять имеющуюся информацию о страноведческих,

 лингвострановедческих и социокультурных  особенностях Франции и  франкоязычных стран - социокультурная компетенция.

Цель программы

Цель данного курса – формирование названных  компетенций.

Задачи

-научить оптимальной стратегии для решения поставленной коммуникативной задачи;

-научить планировать работу в строгом соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

-научить эффективно работать с письменными и устными текстами, комбинируя различные стратегии чтения и слушания: ознакомительное, селективное, полное.

Формы и методы работы

Формы обучения: семинары, практикумы.

Методы обучения: проблемные, проектные, репродуктивные.

Средства обучения

1. Эмоциональные (интерес, удовлетворение).

2. Предметные (грамматические таблицы, схемы, словари).

3. Практические (упражнения, тесты).

4. Интеллектуальные (анализ, синтез, планирование, мониторинг).

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Блок

Кол-во часов

1

Лексико-грамматический тест. Стратегия выполнения.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

1

1

1

1

2

Понимание письменного текста. Стратегия выполнения.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

1

1

1

1

3

Понимание устного текста. Стратегия выполнения.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

1

1

1

1

4

Продуцирование письменной речи. Стратегия Выполнения.

Лексическое содержание.

Грамматическое оформление.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

1

1

1

1

1

1

5

Продуцирование устной речи. Стратегия выполнения задания.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

1

1

1

1

6

Контрольные задания.

3

7

Разбор заданий.

2

Итого: 27.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

  1. Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения.

Знать

- французские языковые средства (фонетику, грамматику, лексику, семантику, орфографию).

Уметь

- находить стратегии для решения поставленной коммуникативной задачи, используя фоновые знания, языковую догадку, прогнозирование;

- планировать работу в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

- эффективно работать с письменными и устными текстами, комбинируя различные стратегии чтения и слушания.

Построение  компетентностной модели участника олимпиады:

на уровне ключевых компетенций

- уметь находить стратегии для решения поставленной коммуникативной задачи, активно используя фоновые знания, языковую догадку, прогнозирование;

- планировать работу в строгом соответствии с решаемой коммуникативной задачей, учитывая различные факторы: резерв времени, объём и характер используемых материалов и ожидаемого результата;

на уровне рецептивной коммуникативной компетенции

- эффективно работать с письменными и устными текстами, комбинируя различные стратегии чтения и слушания: ознакомительное, селективное, полное,- чтобы:

1)  понять общее содержание и цель автора/тип текста;

2) выявить основные факты или события с целью установления между ними типа отношений: сопоставление, обобщение и т.д.;

3) дифференцировать информацию, отделяя главное от второстепенного, соотнося новое с ранее известным, выделяя в тексте тезис, аргументы и примеры;

4) делить текст на смысловые отрывки, находить основную мысль;

5) понимать экспрессивно-оценочный компонент текста и его имплицитную информацию;

6) прогнозировать содержание текста, цель и точку зрения автора, опираясь на собственные фоновые знания, на контекст и ситуацию;

на уровне продуктивной коммуникативной компетенции

- быстро и правильно ориентироваться в предложенной/реальной модели общения;

- строить высказывание в строгом соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

- владеть дискурсивной техникой описания, повествования, рассуждения, информирования, объяснения, инструктирования,

- владеть техникой реплицирования;

- строить высказывание в соответствии с принятыми во франкофонном социуме правилами;

- владеть экспрессивно-оценочным компонентом французского языка для выражения собственного отношения к предмету обсуждения.

  1. Критерии эффективности реализации программы

Результатом реализации цели и задач данной программы является сформированность  коммуникативных навыков обучающихся.

  1. Формы контроля

Умение решать коммуникативные задачи должно быть проверено во всех видах речевой деятельности, реализуемых как в устной, так и в письменной форме. Проверке подлежат рецептивные, продуктивные и интерактивные навыки.

Тематический блок

Форма обучения и контроля

1

Лексико-грамматический тест. Стратегия выполнения.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

Тесты  на множественный и перекрёстный выбор. Клоуз-тест на материале аутентичного связного текста.  Морфология: формы participe passé спрягаемого глагола и прилагательных (качественных и местоимённых), разграничение форм  participe présent и adjectif verbal; passé simple; предлоги. Орфография: надстрочные диакритические знаки.

2

Понимание письменного текста. Стратегия выполнения.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

Тесты  на множественный и альтернативный выбор, задания со свободно конструируемым ответом, упорядочивания информации, выбор или формулирование основной мысли. Типы текста: информативный, эксплитативный, аргументативный.

3

Понимание устного текста. Стратегия выполнения.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

Тесты  на множественный выбор и задания со свободно конструируемым ответом, упорядочивание информации, нахождение точечной и глобальной информации.

4

Продуцирование письменной речи. Стратегия выполнения.

Лексическое содержание.

Грамматическое оформление.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

Информативный, эксплитативный, аргументативный тексты. Синтаксис: сложные конструкции, их разнообразие; связующие элементы. Орфография: надстрочные диакритические знаки. Лексика: сочетаемость слов. Оформление документа.

5

Продуцирование устной речи. Стратегия выполнения задания.

Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

Коммуникативный тест. Компоненты высказывания. Переспрос, уточнение, встречный вопрос.

6

Контрольные задания.

Тесты.                   Уровень сложности B1.

Уровень сложности B2.

Уровень сложности B2+.

7

Разбор заданий.

Анализ ошибок.

  1. Методы оценки знаний, умений, навыков обучающихся        

 Объектами тестирования являются практические умения и ключевые компетенции участников, то есть способность решать экстралингвистические задачи вербальными средствами.

Используются тесты избирательного типа, клоуз-тесты, задания со свободно конструируемым ответом и коммуникативные тесты, моделирующие ситуации реального общения. Оценка осуществляется по следующим параметрам:

- выполнение коммуникативной задачи;

- лексико-грамматическая  корректность;

- фонетическое оформление речи.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

  1. Уровневая модель коммуникативной компетенции.
  2. Деловое письмо.  Правило составления и структура абзаца.
  3. Образец дружеского письма.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Лексико-грамматический тест.

Тест разрабатывается на основе оригинального связного текста на материале текстов современных французских авторов, пишущих для молодёжной аудитории. Выполнение этого теста предполагает  следующую последовательность работы:

  1. Внимательно прочитать весь текст.
  2. При выборе правильного ответа необходимо помнить, что выставляемые грамматические и лексические формы должны быть связаны с пред- и постконтекстом.
  3. При затруднении в выборе ответа рекомендуется пропускать позиции, вызывающие сомнение и продолжать работу: прочитав текст ещё раз, вы, несомненно, облегчите себе поиск правильного ответа.
  4. Завершив работу, внимательно прочитать текст с заполненными лакунами: выбранные ответы должны органично вписываться в исходный текст.
  5. Внимательно перенести ответы в лист ответов.

2. Понимание письменного текста (чтение).

Выполнение этого текста требует от участников реализации следующих стратегий:

  1. Быстро прочитать текст, используя его документальный формат: заголовок, шапку-резюме, подзаголовки, источник, автора. Цель: определить тему текста и активизировать собственные знания по данной проблеме.
  2. Вторично посмотреть текст, обратив внимание на оформление абзацев, на характер шрифтов (курсивом, как правило, выделяются цитаты), количество имён собственных и цифр. Цель: определить тип текста (описание, повествование, объяснение, информирование, рассуждение) и оптимальную стратегию чтения.
  3. Быстро прочитать предложенные к тексту вопросы и задания; соотнести ваше общее понимание текста с заданиями, привлечь фоновую информацию, которой располагаете (ни один текст не является абсолютно новым) и выработать дальнейшую стратегию чтения.
  4. Определить (по количеству указанных в вопросе или задании баллов) объём запрашиваемой информации. Как правило, каждый информативный компонент ответа оценивается в один бал. Это облегчит её поиск в тексте и позволит выбрать оптимальную стратегию обработки текста.
  5. Несколько раз прочитать текст, используя его дискурсивный формат:
  •  сформулировать или найти основную мысль каждого абзаца.
  •  упорядочить информацию по предложенному в вопроснике основанию.
  •  найти и склассифицировать приводимые аргументы «За» и «против».
  •  объяснить своими словами смысл нескольких метафорических выражений, употребляемых авторами текстов.

      6.  Формулируя ответы, относиться к возможным языковым ошибкам разумно, помня о том, что в проверке, в первую очередь, подлежит понимание текста, а не лингвистическая правильность ответа.

3.Понимание устного текста (аудирование).

  • Выполнение этого текста содержит шесть основных этапов, каждый из которых требует от участников реализации различных стратегий:
  • Перед первым прослушиванием  дается 2 минуты для ознакомления с вопросником. Как лучше организовать работу на этом этапе?
  •  Внимательно и быстро прочитать вопросы и задания.
  • Определить тему текста.
  •  Соотнести задания между собой.
  •  Ответить на вопрос: что я знаю по этой теме?
  • Прослушать запись текста первый раз (стратегия глобального слушания), обращая внимание на следующие моменты:
  •  тип документа (реклама, песня, стихотворении, пьеса, интервью, беседа, круглый стол, дискуссия, лекция, публичное выступление, новости и т.п.).
  •  количество говорящих и характер общения (употребляемые обращения, контакторы, местоимения «я/мы, ты/вы»).
  •  информация о личности говорящих (имя, возраст, профессия, занятия…).
  • В листе заданий можно записать по ходу слушания простую и очевидную информацию (цифры, даты, время, имена собственные), которую вы поняли уже при первом прослушивании.
  • Между первым и вторым прослушиванием дается 5 минут для работы с той информацией, которую вы сумели извлечь из текста. В это время полезно:
  •  ситуировать текст, ответив себе (лучше мысленно, чем в листе заданий) на основные вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему?
  •  записать (полностью или кратко) те ответы, которые вы уже можете сформулировать, или элементы этих ответов (ключевые слова).
  •  подготовиться ко второму прослушиванию, т.е. освободить голову от уже понятного и сосредоточиться на поиске той информации, которую вы не полностью уловили в ходе первого прослушивания
  • прослушать запись текста второй раз (стратегия избирательного слушания), выделить в нем ту информацию, которая необходима для ответа на оставшиеся вопросы, кратко записать её в листе заданий.
  • после второго прослушивания дается 10 минут для завершения работы, в это время необходимо:
  • ответить на все вопросы (привлекая в случае необходимости фоновые знания).
  •  внимательно заполните лист ответов, только он подлежит проверке.

4.Продуцирование письменной речи (письмо).

       Основная задача этого конкурса - оценить степень сформированности

коммуникативной компетенции участников олимпиады в письменной ситуации общения. Предлагаемая модель ситуации, сформулированная коммуникативная установка и объём письменной продукции варьируются в зависимости от уровня сложности (B1/B2)  и интеллектуальной зрелости участников (9-10/11).

       Решая предложенную коммуникативную задачу, испытуемые должны продемонстрировать следующие умения:

  1. Внимательно прочитать задание и ответить себе на следующие вопросы:
  • какой вид документа следует представить (письмо, статью, эссе и т.д.).
  •  какой тип текста нужно написать (описание, повествование, информирование, объяснение, рассуждение).
  • возможно ли выйти за информативные рамки текста - источника.
  • объём  текста.
  • время на чтение текста- источника и время на написание собственного текста.

2. Быстро и эффективно прочитать текст- источник, комбинируя различные стратегии чтения, для того, чтобы извлечь из него всю необходимую для решения поставленной коммуникативной задачи информацию.

3. Схема работы над текстом может быть следующей:

                                                             Уровень B1.

  • извлечь из текста-источника информацию о событии.
  •  определить факты и впечатления, которые вы, как очевидец события, сообщите адресату.
  • задать вопросы, которые помогли бы вам, как очевидцу, понять, о ком/ о чём шла речь в статье.
  • оформить текст в соответствии с требованиями, предъявляемыми к типу текста, который требуется написать.
  • соблюдать указанные в задании объём текста, для чего рекомендуется подсчитывать слова по мере написания текста, например, в конце каждой строки.

                                                       Уровень В2.

  • быстро и эффективно прочитать текст, насыщенный цифровой информацией:  

- отобрать вопросы, которые вы будете рассматривать в своей статье, ответив себе на вопрос, почему вы выбрали именно их.

- соотнести и проинтерпретировать вербальную и цифровую части текста. Решив, какую точку зрения выбрать для рассуждения.

  • написать информативный текст (первая часть статьи), в котором следует представить общие сведения об анкетировании, конкретизировать выбранные вопросы анкеты, описать полученные цифровые данные.
  • перейти к собственному рассуждению (вторая часть), в котором надо привести собственные аргументы и примеры
  • предоставить обе части в виде слитного и хорошо структурированного текста, адресованного получателю, который указан в задании.
  • соблюдать указанный в задании объём текста. Для этого рекомендуется подсчитывать слова по мере написания текста, например в конце каждой строки.

5.Продуцирование устной речи(говорение).

         Основная задача этого конкурса- оценить степень сформированности коммуникативной компетенции участников олимпиады в устной ситуации общения. Предлагаемая модель ситуации, сформулированная коммуникативная установка и характер устной речи варьируется в зависимости от уровня сложности (В1/ В2) и интеллектуальной зрелости участников (9-10/11 классы).

         Решая предложенную коммуникативную задачу, испытуемые должны продемонстрировать следующие умения:

1.Организовать свою работу в полном соответствии с полученной в задании инструкцией.

2. Грамотно и эффективно работать с иконографическим материалом (картинка, фотография) или с текстом, концентрируясь на их основном содержании.

3. Составить план устного монологического высказывания, предусмотрев такие его компоненты, как вступление, основная часть, заключение.

4. Представить свои соображения в виде логично организованного высказывания, адресованного определенным в задании получателям.

5. Контролировать время, отведенное как на подготовку ответа, так и на сам ответ.

6. Отвечать на поставленные вопросы, уточняя свою позицию, приводя дополнительные документы и примеры.

7. Возражать собеседникам и отстаивать свою позицию в корректной форме.

8. Признавать в случае необходимости, слабые места своей аргументации, уступать более сильному партнеру, не теряя лица.

9. Переспрашивать, уточнять, задавать встречные вопросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя

  1. Бубнова Г.И. Tests pour réussir l’éxamen de français. - М.: Просвещение, 2006.

  1.  Бубнова Г.И., Горбачева Е.Ю., Фоменко Т.М. Французский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1.- М.: Просвещение, 2008.

  1. Бубнова Г.И. Французский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Гак В.Г., Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь: - М.: Рус. яз.,1995. - 1195 с.

  1. Г.Може. Практическая грамматика французского языка. – Спб.: Лань,1996. – 432 с.

  1. V. Géraud, P.Jaskarzec. Guide du francais facile. Marabout, 2006.

  1. Le petit Larousse illustré. -  Larousse, 2011.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся

  1. Бубнова Г.И. Tests pour réussir l’éxamen de français. - М.: Просвещение, 2006.

  1. Гак В.Г., Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь: - М.: Рус. яз.,1995. - 1195 с.

  1. Г.Може. Практическая грамматика французского языка. – Спб.: Лань,1996. – 432 с.

  1. Le petit Larousse illustré. -  Larousse, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки школьников к олимпиаде по английскому языку

Тестовые  задания для учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы. Рекомендуемое время для проведения работы – 2 часа. В части Use of English учащиеся должны раскрыть скобки, поставив гл...

Подготовка школьников к олимпиаде по английскому языку

Данная статья представляет опыт работы по подготовке школьников к олимпиадам по английскому языку. Учитель рассматривает формы работы, методические приемы, этапы работы при подготовке к олимпиадам, а ...

Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе

Развитие одаренности на уроках русского языка и литературы....

Индивидуальный образовательный маршрут. Подготовка школьника к олимпиаде по литературе.

Цель работы: Развитие коммуникативных навыковЗадачи:-научить рассматривать произведение как единство художественного содержания и его   словесного выражения,-освоить понятие художе­...

Программа подготовки школьников к олимпиадам

Программа подготовки школьников  к олимпиадам...