Образовательная программа подготовки школьников к олимпиаде по французскому языку.
рабочая программа (французский язык, 9 класс) по теме
Результат реализации данной программы - построение компетентностной модели участника олимпиады.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Глинская Е.Н.
Образовательная программа подготовки школьников к олимпиаде по французскому языку.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель предмета «иностранный язык» - формирование коммуникативной компетенции обучающихся для обеспечения способности к межкультурному общению, способности вступать в равноправный диалог с носителями языка, умения формулировать и сообщать свои мысли на неродном языке в процессе коммуникации.
Коммуникативная компетенция рассматривается сегодня как умение адекватно пользоваться языком в конкретной жизненной ситуации общения для достижения целей, лежащих вне языка.
Успешная реализация коммуникативной компетенции предполагает:
- владение языковыми средствами (фонетика, грамматика, лексика, семантика, орфография, орфоэпия) - языковая компетенция;
- умение адекватно использовать эти языковые средства для решения практических задач общения - речевая компетенция;
- умение варьировать свою речь в зависимости от социального статуса собеседников и общего контекста общения – социолингвистическая компетенция;
- умение эффективно применять имеющуюся информацию о страноведческих,
лингвострановедческих и социокультурных особенностях Франции и франкоязычных стран - социокультурная компетенция.
Цель программы
Цель данного курса – формирование названных компетенций.
Задачи
-научить оптимальной стратегии для решения поставленной коммуникативной задачи;
-научить планировать работу в строгом соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
-научить эффективно работать с письменными и устными текстами, комбинируя различные стратегии чтения и слушания: ознакомительное, селективное, полное.
Формы и методы работы
Формы обучения: семинары, практикумы.
Методы обучения: проблемные, проектные, репродуктивные.
Средства обучения
1. Эмоциональные (интерес, удовлетворение).
2. Предметные (грамматические таблицы, схемы, словари).
3. Практические (упражнения, тесты).
4. Интеллектуальные (анализ, синтез, планирование, мониторинг).
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Блок | Кол-во часов | |
1 | Лексико-грамматический тест. Стратегия выполнения. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | 1 1 1 1 |
2 | Понимание письменного текста. Стратегия выполнения. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | 1 1 1 1 |
3 | Понимание устного текста. Стратегия выполнения. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | 1 1 1 1 |
4 | Продуцирование письменной речи. Стратегия Выполнения. Лексическое содержание. Грамматическое оформление. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | 1 1 1 1 1 1 |
5 | Продуцирование устной речи. Стратегия выполнения задания. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | 1 1 1 1 |
6 | Контрольные задания. | 3 |
7 | Разбор заданий. | 2 |
Итого: 27. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
- Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения.
Знать
- французские языковые средства (фонетику, грамматику, лексику, семантику, орфографию).
Уметь
- находить стратегии для решения поставленной коммуникативной задачи, используя фоновые знания, языковую догадку, прогнозирование;
- планировать работу в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- эффективно работать с письменными и устными текстами, комбинируя различные стратегии чтения и слушания.
Построение компетентностной модели участника олимпиады:
на уровне ключевых компетенций
- уметь находить стратегии для решения поставленной коммуникативной задачи, активно используя фоновые знания, языковую догадку, прогнозирование;
- планировать работу в строгом соответствии с решаемой коммуникативной задачей, учитывая различные факторы: резерв времени, объём и характер используемых материалов и ожидаемого результата;
на уровне рецептивной коммуникативной компетенции
- эффективно работать с письменными и устными текстами, комбинируя различные стратегии чтения и слушания: ознакомительное, селективное, полное,- чтобы:
1) понять общее содержание и цель автора/тип текста;
2) выявить основные факты или события с целью установления между ними типа отношений: сопоставление, обобщение и т.д.;
3) дифференцировать информацию, отделяя главное от второстепенного, соотнося новое с ранее известным, выделяя в тексте тезис, аргументы и примеры;
4) делить текст на смысловые отрывки, находить основную мысль;
5) понимать экспрессивно-оценочный компонент текста и его имплицитную информацию;
6) прогнозировать содержание текста, цель и точку зрения автора, опираясь на собственные фоновые знания, на контекст и ситуацию;
на уровне продуктивной коммуникативной компетенции
- быстро и правильно ориентироваться в предложенной/реальной модели общения;
- строить высказывание в строгом соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- владеть дискурсивной техникой описания, повествования, рассуждения, информирования, объяснения, инструктирования,
- владеть техникой реплицирования;
- строить высказывание в соответствии с принятыми во франкофонном социуме правилами;
- владеть экспрессивно-оценочным компонентом французского языка для выражения собственного отношения к предмету обсуждения.
- Критерии эффективности реализации программы
Результатом реализации цели и задач данной программы является сформированность коммуникативных навыков обучающихся.
- Формы контроля
Умение решать коммуникативные задачи должно быть проверено во всех видах речевой деятельности, реализуемых как в устной, так и в письменной форме. Проверке подлежат рецептивные, продуктивные и интерактивные навыки.
№ | Тематический блок | Форма обучения и контроля |
1 | Лексико-грамматический тест. Стратегия выполнения. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | Тесты на множественный и перекрёстный выбор. Клоуз-тест на материале аутентичного связного текста. Морфология: формы participe passé спрягаемого глагола и прилагательных (качественных и местоимённых), разграничение форм participe présent и adjectif verbal; passé simple; предлоги. Орфография: надстрочные диакритические знаки. |
2 | Понимание письменного текста. Стратегия выполнения. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | Тесты на множественный и альтернативный выбор, задания со свободно конструируемым ответом, упорядочивания информации, выбор или формулирование основной мысли. Типы текста: информативный, эксплитативный, аргументативный. |
3 | Понимание устного текста. Стратегия выполнения. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | Тесты на множественный выбор и задания со свободно конструируемым ответом, упорядочивание информации, нахождение точечной и глобальной информации. |
4 | Продуцирование письменной речи. Стратегия выполнения. Лексическое содержание. Грамматическое оформление. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | Информативный, эксплитативный, аргументативный тексты. Синтаксис: сложные конструкции, их разнообразие; связующие элементы. Орфография: надстрочные диакритические знаки. Лексика: сочетаемость слов. Оформление документа. |
5 | Продуцирование устной речи. Стратегия выполнения задания. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. | Коммуникативный тест. Компоненты высказывания. Переспрос, уточнение, встречный вопрос. |
6 | Контрольные задания. | Тесты. Уровень сложности B1. Уровень сложности B2. Уровень сложности B2+. |
7 | Разбор заданий. | Анализ ошибок. |
- Методы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Объектами тестирования являются практические умения и ключевые компетенции участников, то есть способность решать экстралингвистические задачи вербальными средствами.
Используются тесты избирательного типа, клоуз-тесты, задания со свободно конструируемым ответом и коммуникативные тесты, моделирующие ситуации реального общения. Оценка осуществляется по следующим параметрам:
- выполнение коммуникативной задачи;
- лексико-грамматическая корректность;
- фонетическое оформление речи.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
- Уровневая модель коммуникативной компетенции.
- Деловое письмо. Правило составления и структура абзаца.
- Образец дружеского письма.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1. Лексико-грамматический тест.
Тест разрабатывается на основе оригинального связного текста на материале текстов современных французских авторов, пишущих для молодёжной аудитории. Выполнение этого теста предполагает следующую последовательность работы:
- Внимательно прочитать весь текст.
- При выборе правильного ответа необходимо помнить, что выставляемые грамматические и лексические формы должны быть связаны с пред- и постконтекстом.
- При затруднении в выборе ответа рекомендуется пропускать позиции, вызывающие сомнение и продолжать работу: прочитав текст ещё раз, вы, несомненно, облегчите себе поиск правильного ответа.
- Завершив работу, внимательно прочитать текст с заполненными лакунами: выбранные ответы должны органично вписываться в исходный текст.
- Внимательно перенести ответы в лист ответов.
2. Понимание письменного текста (чтение).
Выполнение этого текста требует от участников реализации следующих стратегий:
- Быстро прочитать текст, используя его документальный формат: заголовок, шапку-резюме, подзаголовки, источник, автора. Цель: определить тему текста и активизировать собственные знания по данной проблеме.
- Вторично посмотреть текст, обратив внимание на оформление абзацев, на характер шрифтов (курсивом, как правило, выделяются цитаты), количество имён собственных и цифр. Цель: определить тип текста (описание, повествование, объяснение, информирование, рассуждение) и оптимальную стратегию чтения.
- Быстро прочитать предложенные к тексту вопросы и задания; соотнести ваше общее понимание текста с заданиями, привлечь фоновую информацию, которой располагаете (ни один текст не является абсолютно новым) и выработать дальнейшую стратегию чтения.
- Определить (по количеству указанных в вопросе или задании баллов) объём запрашиваемой информации. Как правило, каждый информативный компонент ответа оценивается в один бал. Это облегчит её поиск в тексте и позволит выбрать оптимальную стратегию обработки текста.
- Несколько раз прочитать текст, используя его дискурсивный формат:
- сформулировать или найти основную мысль каждого абзаца.
- упорядочить информацию по предложенному в вопроснике основанию.
- найти и склассифицировать приводимые аргументы «За» и «против».
- объяснить своими словами смысл нескольких метафорических выражений, употребляемых авторами текстов.
6. Формулируя ответы, относиться к возможным языковым ошибкам разумно, помня о том, что в проверке, в первую очередь, подлежит понимание текста, а не лингвистическая правильность ответа.
3.Понимание устного текста (аудирование).
- Выполнение этого текста содержит шесть основных этапов, каждый из которых требует от участников реализации различных стратегий:
- Перед первым прослушиванием дается 2 минуты для ознакомления с вопросником. Как лучше организовать работу на этом этапе?
- Внимательно и быстро прочитать вопросы и задания.
- Определить тему текста.
- Соотнести задания между собой.
- Ответить на вопрос: что я знаю по этой теме?
- Прослушать запись текста первый раз (стратегия глобального слушания), обращая внимание на следующие моменты:
- тип документа (реклама, песня, стихотворении, пьеса, интервью, беседа, круглый стол, дискуссия, лекция, публичное выступление, новости и т.п.).
- количество говорящих и характер общения (употребляемые обращения, контакторы, местоимения «я/мы, ты/вы»).
- информация о личности говорящих (имя, возраст, профессия, занятия…).
- В листе заданий можно записать по ходу слушания простую и очевидную информацию (цифры, даты, время, имена собственные), которую вы поняли уже при первом прослушивании.
- Между первым и вторым прослушиванием дается 5 минут для работы с той информацией, которую вы сумели извлечь из текста. В это время полезно:
- ситуировать текст, ответив себе (лучше мысленно, чем в листе заданий) на основные вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему?
- записать (полностью или кратко) те ответы, которые вы уже можете сформулировать, или элементы этих ответов (ключевые слова).
- подготовиться ко второму прослушиванию, т.е. освободить голову от уже понятного и сосредоточиться на поиске той информации, которую вы не полностью уловили в ходе первого прослушивания
- прослушать запись текста второй раз (стратегия избирательного слушания), выделить в нем ту информацию, которая необходима для ответа на оставшиеся вопросы, кратко записать её в листе заданий.
- после второго прослушивания дается 10 минут для завершения работы, в это время необходимо:
- ответить на все вопросы (привлекая в случае необходимости фоновые знания).
- внимательно заполните лист ответов, только он подлежит проверке.
4.Продуцирование письменной речи (письмо).
Основная задача этого конкурса - оценить степень сформированности
коммуникативной компетенции участников олимпиады в письменной ситуации общения. Предлагаемая модель ситуации, сформулированная коммуникативная установка и объём письменной продукции варьируются в зависимости от уровня сложности (B1/B2) и интеллектуальной зрелости участников (9-10/11).
Решая предложенную коммуникативную задачу, испытуемые должны продемонстрировать следующие умения:
- Внимательно прочитать задание и ответить себе на следующие вопросы:
- какой вид документа следует представить (письмо, статью, эссе и т.д.).
- какой тип текста нужно написать (описание, повествование, информирование, объяснение, рассуждение).
- возможно ли выйти за информативные рамки текста - источника.
- объём текста.
- время на чтение текста- источника и время на написание собственного текста.
2. Быстро и эффективно прочитать текст- источник, комбинируя различные стратегии чтения, для того, чтобы извлечь из него всю необходимую для решения поставленной коммуникативной задачи информацию.
3. Схема работы над текстом может быть следующей:
Уровень B1.
- извлечь из текста-источника информацию о событии.
- определить факты и впечатления, которые вы, как очевидец события, сообщите адресату.
- задать вопросы, которые помогли бы вам, как очевидцу, понять, о ком/ о чём шла речь в статье.
- оформить текст в соответствии с требованиями, предъявляемыми к типу текста, который требуется написать.
- соблюдать указанные в задании объём текста, для чего рекомендуется подсчитывать слова по мере написания текста, например, в конце каждой строки.
Уровень В2.
- быстро и эффективно прочитать текст, насыщенный цифровой информацией:
- отобрать вопросы, которые вы будете рассматривать в своей статье, ответив себе на вопрос, почему вы выбрали именно их.
- соотнести и проинтерпретировать вербальную и цифровую части текста. Решив, какую точку зрения выбрать для рассуждения.
- написать информативный текст (первая часть статьи), в котором следует представить общие сведения об анкетировании, конкретизировать выбранные вопросы анкеты, описать полученные цифровые данные.
- перейти к собственному рассуждению (вторая часть), в котором надо привести собственные аргументы и примеры
- предоставить обе части в виде слитного и хорошо структурированного текста, адресованного получателю, который указан в задании.
- соблюдать указанный в задании объём текста. Для этого рекомендуется подсчитывать слова по мере написания текста, например в конце каждой строки.
5.Продуцирование устной речи(говорение).
Основная задача этого конкурса- оценить степень сформированности коммуникативной компетенции участников олимпиады в устной ситуации общения. Предлагаемая модель ситуации, сформулированная коммуникативная установка и характер устной речи варьируется в зависимости от уровня сложности (В1/ В2) и интеллектуальной зрелости участников (9-10/11 классы).
Решая предложенную коммуникативную задачу, испытуемые должны продемонстрировать следующие умения:
1.Организовать свою работу в полном соответствии с полученной в задании инструкцией.
2. Грамотно и эффективно работать с иконографическим материалом (картинка, фотография) или с текстом, концентрируясь на их основном содержании.
3. Составить план устного монологического высказывания, предусмотрев такие его компоненты, как вступление, основная часть, заключение.
4. Представить свои соображения в виде логично организованного высказывания, адресованного определенным в задании получателям.
5. Контролировать время, отведенное как на подготовку ответа, так и на сам ответ.
6. Отвечать на поставленные вопросы, уточняя свою позицию, приводя дополнительные документы и примеры.
7. Возражать собеседникам и отстаивать свою позицию в корректной форме.
8. Признавать в случае необходимости, слабые места своей аргументации, уступать более сильному партнеру, не теряя лица.
9. Переспрашивать, уточнять, задавать встречные вопросы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя
- Бубнова Г.И. Tests pour réussir l’éxamen de français. - М.: Просвещение, 2006.
- Бубнова Г.И., Горбачева Е.Ю., Фоменко Т.М. Французский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1.- М.: Просвещение, 2008.
- Бубнова Г.И. Французский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. - М.: Просвещение, 2010.
- Гак В.Г., Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь: - М.: Рус. яз.,1995. - 1195 с.
- Г.Може. Практическая грамматика французского языка. – Спб.: Лань,1996. – 432 с.
- V. Géraud, P.Jaskarzec. Guide du francais facile. Marabout, 2006.
- Le petit Larousse illustré. - Larousse, 2011.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся
- Бубнова Г.И. Tests pour réussir l’éxamen de français. - М.: Просвещение, 2006.
- Гак В.Г., Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь: - М.: Рус. яз.,1995. - 1195 с.
- Г.Може. Практическая грамматика французского языка. – Спб.: Лань,1996. – 432 с.
- Le petit Larousse illustré. - Larousse, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки школьников к олимпиаде по английскому языку
Тестовые задания для учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы. Рекомендуемое время для проведения работы – 2 часа. В части Use of English учащиеся должны раскрыть скобки, поставив гл...
Подготовка школьников к олимпиаде по английскому языку
Данная статья представляет опыт работы по подготовке школьников к олимпиадам по английскому языку. Учитель рассматривает формы работы, методические приемы, этапы работы при подготовке к олимпиадам, а ...
Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе
Развитие одаренности на уроках русского языка и литературы....
Индивидуальный образовательный маршрут. Подготовка школьника к олимпиаде по литературе.
Цель работы: Развитие коммуникативных навыковЗадачи:-научить рассматривать произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения,-освоить понятие художе­...
Повышение профессиональной компетенции педагогов и организация эффективной подготовки школьников к участию в олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях. Эффективная подготовка школьников к олимпиадам и конкурс
Система подготовки детей к участию в предметных олимпиадах в средней и старшей школах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Программа подготовки школьников к олимпиадам
Программа подготовки школьников к олимпиадам...