Развивающий курс "Интересное о Франции"
учебно-методический материал по французскому языку (6, 7 класс) на тему

Викторова Наталья Александровна

«Интересное о Франции»

В рамках всеобщей гуманизации среднего образования особое место в многовариантной сетке занимает развивающий курс «Интересное о Франции», призванный через знакомство с лучшими традициями французского народа, способствовать всестороннему развитию личности учащегося, повышать его культурный уровень одновременно с совершенствованием иноязычных умений и навыков.

Этот курс проводится в классах  повышенного уровня. Курс рассчитан на 34 часа в год и разбит на 8 разделов.

Данный курс является подготовительным этапом к началу изучения французского языка, как второго иностранного,

в классах повышенного уровня. Он дает общее представление о Франции и французах, историческом прошлом и современном положение этой страны, населяющих ее людях, их образе жизни.

Развивающий курс «Интересное о Франции» вводит учащихся в мир французской культуры, знакомит с бытом французской семьи, дает страноведческий материал по географии, истории и живописи Франции, знакомит с выдающимися людьми, представляет памятники культуры.

Он дает страноведческую базу для следующего курса, курса изучения французского языка, как второго иностранного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchiy_kurs.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

   ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

Образовательная программа

(Развивающий курс)

«Интересное о Франции»

                                           Автор: Викторова

 Наталья     Александровна

                                              учитель иностранного языка

                                     направленность программы –      художественно – развивающая

                                                       продолжительность – 1 год (34 ч.)

Утверждено научно-методическим советом

ГБОУ СОШ № 1987

протокол № 17 от 28.05.2013г.

Москва 2013

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………  - 4

  1. Цели и задачи развивающего курса…………………………  - 5

  1. Основные методические принципы…………………………  - 6

  1. Содержание развивающего курса…………………………… - 8

  1. Учебно-тематический план…………………………………..  – 13

  1. Заключение и выводы………………………………………… - 14

  1. Приложение…………………………………………………… - 15

  1. Список литературы…………………………………………… - 16

                    Пояснительная записка

(Развивающий курс)

«Интересное о Франции»

      В рамках всеобщей гуманизации среднего образования особое место в многовариантной сетке занимает развивающий курс «Интересное о Франции», призванный через знакомство с лучшими традициями французского народа, способствовать всестороннему развитию личности учащегося, повышать его культурный уровень одновременно с совершенствованием иноязычных умений и навыков.

        Этот курс проводится в классах  повышенного уровня. Курс рассчитан на 34 часа в год и разбит на 8 разделов.

Данный курс является подготовительным этапом к началу изучения французского языка, как второго иностранного,

в классах повышенного уровня. Он дает общее представление о Франции и французах, историческом прошлом и современном положение этой страны, населяющих ее людях, их образе жизни.

       Развивающий курс «Интересное о Франции» вводит учащихся в мир французской культуры, знакомит с бытом французской семьи, дает страноведческий материал по географии, истории и живописи Франции, знакомит с выдающимися людьми, представляет памятники культуры.

       Он дает страноведческую базу для следующего курса, курса изучения французского языка, как второго иностранного.

4

Цели и задачи развивающего курса

      Главная цель развивающего курса «Интересное о Франции» - это развитие личности ребенка, раскрытие его интеллектуального потенциала и положительных свойств, развитие умений самостоятельной работы с информативным материалом.

     Образовательные цели развивающего курса включает в себя:

  • знакомство с культурой, географией, историческими событиями Франции
  • знакомство с повседневной жизнью сверстников
  • расширение представлений о жизни Франции
  • расширение филологического кругозора учащихся

      Воспитательные цели обучения предмета «Развивающий курс» направлен на:

  • воспитание интереса и положительного отношения к Франции, к культуре французского народа
  • воспитание благожелательного, дружеского отношения к собеседнику, общительности, контактности
  • воспитание готовности придти на помощь своему товарищу по классу, оказать помощь учителю
  • развитие чувства ответственности за свое дело

Задачи развивающего курса «Интересное о Франции»

  1. Способствовать приобретению прочных базовых знаний о Франции, ее истории, географии, культуре, искусстве, традициях и обычаях.
  2. Расширить кругозор учащихся и их общеобразовательную компетентность.
  3. Формировать у учащихся навыки и умения работы с информативным материалом.

5

Основные методические принципы

 предмета развивающий курс – «Интересное о Франции».

  1. Принцип деятельности.

     Он заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Таким образом, ученик включается в учебно-познавательную деятельность.

(индивидуальная работа с информативным материалом, подготовка сообщений).

  1. Принцип непрерывности.

      Этот принцип означает преемственность между всем ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики, а также развития межпредметных связей.

Развивающий курс

История      География      Литература     Изобразительное  

                                                                            Искусство

 

 3.  Принцип минимакса.

       Все дети разные и каждый из них развивается своим темпом. Принцип минимакса заключается в следующем: «Школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню» (Леонтьев). Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода в обучении. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный – возьмет все и пойдет дальше.

6

  1. Принцип психологической комфортности.

     Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке благожелательной атмосферы. Главные мои педагогические средства – это улыбка и ласковый взгляд, доброе отношение к каждому ученику. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавление личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий

… Ничему меня не научит

    То, что тычит, талдычит, жучит…

Я никогда не делю моих учеников на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ученик должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха, (я могу!) которая создается при введении нового знания для каждого ученика, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, делать самооценку.

  1. Вариативности.

     Этот принцип дает мне право на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы при обучении детей по предмету «развивающий курс». Однако, это право рождает и большую ответственность за конечный результат моей работы – качество обучения.

  1. Принцип креативности.

     Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

     Осуществление этого принципа на практике позволяет ученикам находить самостоятельное решение новых проблем, открывать новые способы действия.

     Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.

7

Содержание развивающего курса

«Интересное о Франции»

     Реализация перечисленных принципов и целевых установок предполагает характер отбора страноведческого материала по следующим разделам:

  1.  Введение. «Здравствуй, Франция».
  2.  Историческое прошлое Франции.
  3.  Франция на карте мира.

IV.    Париж и его достопримечательности.

  1. Великие писатели Франции.
  2. Праздники Франции.
  3. Цветы в истории Франции.
  4. Французские импрессионисты и их картины.

     Отбор содержания обучения развивающего курса «Интересное о Франции» осуществляется в соответствии с интересами учащихся и с учетом их возрастных особенностей.

    Содержание обучения отвечает таким требованиям как информативность, высокая образовательная ценность, доступность, занимательность.

Отобранный материал пробуждает у учащихся познавательную активность. В этом большую роль играют межпредметные связи, обеспечивающие перенос знаний, навыков и умений из таких учебных предметов как история, география, музыка, литература, изобразительное искусство.

    Создание логической цепи изложения материала – историческое прошлое Франции – географическое положение – города Франции – Париж и его достопримечательности – великие писатели Франции – праздники Франции – цветы в истории Франции – живопись французских импрессионистов позволяет более системно и целостно формировать у учащихся представление о Франции.

 

8

   Развивающий курс «Интересное о Франции» имеет девиз: узнать, полюбить Францию, приобщиться к французской культуре.

Первый раздел.

      Введение называется «Здравствуй, Франция!»

В этом разделе дается высказывание о Франции, в котором эта страна сравнивается с букетом провинций, пейзажей, морей, цветов и горизонтов.

Второй раздел.

      Историческое прошлое Франции.

«Прежде наша страна называлась Галлией, а ее жители – галлами».

В этом разделе учащиеся:

 *  узнают о том, как раньше называлась Франция и ее жители. Какими были галлы, как и когда появилось современное название страны.

*   знакомятся с символами Франции: девиз, гимн, флаг, галльский петух, дева Марианна.

*   узнают, когда и при каких обстоятельствах Жанна д’Арк стала национальной героиней Франции.

*   получают информацию об установлении связей между Россией и Францией, которые зародились почти тысячу лет назад во времена первых Капетингов во Франции и Рюриковичей в Древней Руси, когда дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции.

Третий раздел.

     «Франция на карте мира».

Знакомит учащихся с географическим положением (соседние страны, море, океаны):

  • с самыми большими реками Франции (Сена, Луара, Рона, Гаронна)
  • с горными массивами (Альпы, Пиренеи)
  • дает представление о климате Франции, французских городах (Париж, Марсель, Руан).

9

Четвертый раздел.

         «Париж и его достопримечательности».

«Париж – это праздник, который всегда с тобой».

                                                                   Эрнест Хемингуэей.

  • знакомит с историей Парижа: где и как зародился Париж, с древним названием этой «столицей мира» (Лютеция)
  • с его достопримечательностями: островом Сите, собором парижской Богоматери, символом Парижа – Эйфелевой башней и с историей ее создания.

Изучая этот раздел, мои ученики представляют себя гуляющими по Елисейским полям от площади Согласия до Триумфальной Арки, по мосту Александра III, заочно посещают Лувр и знакомятся с его шедеврами, пьют кофе в парижских кафе, которые являются неотъемлемой частью уличной жизни Парижа.

Пятый раздел.

         «Великие писатели Франции».

В этом разделе учащиеся

* знакомятся с биографией французского сказочника Шарля Перро и его сказками: «Красная шапочка», «Золушка», «Синяя борода», «Мальчик с пальчик» и инсценируют отрывки из полюбившихся им сказок.

* сравнивают французские басни Лафонтена с русскими баснями И.А. Крылова, черпая из них мораль и мудрость.

* размышляют о творчестве и удивительной судьбе великого французского поэта и писателя Виктора Гюго и знакомятся с героями его романа «Отверженные» Казеттой и Гаврошем, вошедшими в вереницу персонажей мировой литературы.

Шестой раздел.

      «Праздники Франции».

  • дает представление о классификации праздников во Франции (национальные, религиозные, семейные, музыкальные, праздники цветов)

10

  • знакомит с традициями и обычаями проведения праздников, с национальной французской кухней, с играми,  песнями, стихами, считалками.
  • сравнивает обычаи, лежащие а основе празднования, например Нового года, других праздников в России и во Франции.

Седьмой раздел.

         «Цветы в истории Франции».

«Чтобы жить нужно

      Солнце, свобода и маленький цветок»

                                      Г.Х. Андерсен.

Этот раздел является логическим продолжением блока «Праздники Франции», так как проведение праздников и всех событий веселых или печальных связано с цветами. Интересное и занимательное содержание этого раздела позволяет учащимся с удовольствием изучать роль цветов в истории Франции;

  • познакомиться с историей Францией через цветы
  • познакомиться с бытом простого французского народа
  • выяснить какую роль играли цветы в проведении праздников и обычаях французов.

Восьмой раздел.

        «Французские импрессионисты и их картины».

Этот раздел завершает изучение развивающего курса «Интересное о Франции» и является органическим продолжением предыдущего блока «Цветы в истории Франции». Известно, что цветы не раз пробуждали в поэтах, композиторах, художниках вдохновение. Поэтому, тема цветов, природы, пейзажные мотивы становятся одной из главных в творчестве французских импрессионистов.

       В этом разделе вводится понятие «импрессионизм», объясняется его происхождение от французского слова «impression». Раздел знакомит с творчеством основоположника французского импрессионизма Клода Моне и его картиной «Впечатление. Восход солнца», давшей название всему направлению, а также с его полотнами «Белые кувшинки», «Сирень на солнце»,

11

«Поле маков», «Маки». С творчеством выдающихся художников – импрессионистов Ренуара, Дега, Писсаро и их картины.

12

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Форма занятий

Норма контроля

1.

Введение «Здравствуй, Франция»

1

Беседа

2.

Историческое прошлое Франции

4

Игра - путешествие

Индивидуальный и групповой опрос

3.

Франция на карте мира

3

Практическая

работа

Работа с политической картой

4.

Париж и его достопримечательности

10

Беседа

Экскурсия

Ролевая игра

Викторина

Тестирование

5.

Великие писатели Франции

4

Встреча с героями сказок

Воспроизведение в действии персонажей из произведений

6.

Праздники Франции

4

Беседа

Игры

Диспут

Анкетирование

7.

Цветы в истории Франции

4

Беседа

Инсценированные действия

Выступление

8.

Французские импрессионисты и их картины

4

Посещение музея

Беседы

Практическая работа

Описание картин

Тестирование

                    Итого:

34

13

Заключение и выводы

       Таким образом, насыщение курса интересной и значимой страноведческой информацией предполагает связь с историей, географией, литературой, изобразительным искусством, французским языком, что делает предмет «развивающий курс» равнозначным среди других общеобразовательных предметов.

       Программа, составленная таким образом, реализует главную цель разработанного мною курса: развитие личности ребенка, расширение его общеобразовательного кругозора. Как показал опыт апробации моей программы, учащиеся узнают много нового и интересного о Франции, влюбляются в эту страну и приобщаются к ее культуре.

      Программа вызывает интерес у  учащихся. Ученики не испытывают перегрузок от объемных домашних заданий. Они с интересом и удовольствием выполняют домашние задания, при необходимости работают с дополнительным информационным материалом. Выполнение домашних заданий предполагает  создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся. Они с удовольствием составляют кроссворды, инсценируют отрывки из полюбившихся сказок, готовят сообщения, выпускают газеты. Подобные задания развивают их воображение, фантазию, мышление.

        Развивающий курс «Интересное о Франции» дает хорошую страноведческую базу к переходу изучения французского языка как второго иностранного в классе повышенного уровня. Поэтому, учащиеся с удовольствием и большим интересом приступают к изучению нового предмета, французский язык.

14

Приложение:

  1. Ayme M.     Contes du chat perche.
  2. Bruno G.      Le tour de France de deux enfants.
  3. Goscinny R., Udezzo A.    Asterix le Gaulois (serie, bande dessinee).
  4. Gripari P.   Contes de la rue Broca.

                        La sorciere de la rue Mouffetard et autres  

                        contes.

  1. La Fontaine (Jean de).   Fables. (Le loup et l’agneau,

                                                         La cigale et la fourmi)

  1. Malot H.   Sans famille.
  2. Perrault Ch.    Les contes de ma mere l’Oye.
  3. Renard J.   Poil de carotte.      
  4. Verne J.   Les enfants du capitaine Grant.

                     De la Terre a la Lune.

                     L’ile mysterieuse,

  1.   Dumas  A.   Les trois Mousquetaires.    
  2.   Pagnol M.   Souvenires d’enfance.
  3.   Merimee  P.   Mateo Falcone.   Tamango.
  4.   Pierjean A.    Marika.
  5.   Kessel J.   Le lion.
  6.   Hugo V.   Les  Miserables

15

Список литературы:

  1. Береговская Э.М., Турсен М. Синяя птица: Учеб. для 5 класса – М.: Просвещение, 1995,1996
  2. Кулигина А.С., Войнова Л.С. Французский язык: -

М.: Просвещение, 1996

             3.  Щепилова А.В. Debutant: - М.: Mass-Media, 1997

             4.  Вассаль Ж. Pile ou Face: - M.: Mass-Media (Nathan),

                  1996  

             5.  Щепилова А.В. теория и методика обучения    

                  иностранному языку как второму иностранному: М.:

                  Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2005

             6.  Жорж Пуассон. Историческое и искусствоведческое

                  вступление.

      7.  Джованни Маджи – Рита Бьянуччи.  Город Париж.

      8.  Юбер Брессонно.     Лувр и музей Д’ОРСЭ.

      9.  Жан-Жорж д’Ост.    Версаль.

      10.  Михаил Талалай. Искусство и история Парижа и  

             Версаля.

             11.  Клер Констанс.  Полное описание дворца и парка

                     Версаль.

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Франция. Урок-викторина. Знаешь ли ты Францию?

Презентация может быть использована для активизации, совершенствования страноведческих знаний о Франции. Материал можно использовать для смотра знаний обучающихся в необычной форме-презентации. Контур...

Учебный материал по страноведению Франции. Реки Франции.

В тексте представлена информация о 5 главных реках Франции, дана их краткая характеристика. Объясняется различие между понятиями la rivière и le fleuve. Текст сопровождается французско-русским словари...

Презентация ( викторина 5-6 классы) " Здоровье и спорт во Франции", 7-9 классы " Спорт во Франции"

Материал можно использовать на уроках в рамках темы " Спорт" или " Здоровый образ жизни" , а также как внеклассное мероприятие для 5-6 и 7-9 классов...

Телемост между Францией, Германией и Англией. Тема урока: "Культурные традиции Франции, Германии и Англии. Рождество".

Цели урока: Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся;развитие навыков аудирования,  говорения по теме;развитие лингвистических способностей учащихся (фонематический и интонационный ...

Презентация к уроку по французскому языку на тему: "Региональная кухня Франции" в рамках изучения темы "Регионы Франции"в 8-м классе ГБОУ СОШ № 485 с углубленным изучением французского языка

Презентация к уроку пр францускому языку на тему: "Региональная кухня Франции" в 8-м классе школы с углубленным изучением французского языка в рамках темы "Регионы Франции&quo...

История Франции "Россия и Франция во время Второй мировой войны"

Презентация для проведения урока по истории Франции....