Дистрибутивные признаки симметричных глаголов
статья по французскому языку на тему

Циклаури Светлана Павловна

Данная статья характеризует симметричные глаголы во французском языке и описывает основные дистрибутивные признаки этих глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distributivnye_priznaki_simmetrichnyh_glagolov.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дистрибутивные признаки симметричных глаголов

         Дистрибуция симметричных глаголов определяет класс окружающих слов, с которыми глаголы тесно связаны. Выделение этого класса слов должно вестись на основе лексико – грамматического значения симметричного глагола и окружающих его слов в предложении. При этом, мы исходим из того, что слова, используемые в сходных синтаксических окружениях, близки по значению.

           Так, возьмем ядерное предложение с симметричным глаголом:

Tartarin claqua la porte

          Хотелось бы отметить, что при замещении какого - нибудь компонента ядерного предложения, основой определения грамматической правильности является закрепившееся его употребление в норме французского языка.

           В ядерном предложении субъект может заменяться словами. Например: Paul, le petit enfant, une fillette de cinq ans  и.т.д Семантический признак этих слов единый – одушевленность. Кроме того, в данном предложении функцию субъекта могут выполнять неодушевленные предметы типа le vent; но неодушевленные предметы типа la cнambre не  могут выполнять эту функцию, потому, что смысл предложения несомненно будет искажен. При определении класса слов, выступающих в функции субъекта, вводим термины «действующий» и « недействующий» предметы.

            Неодушевленный предмет  le vent в данном случае считается действующим предметом, и он не может встречаться в вышеуказанном окружении. Говоря об окружении, мы имеем в виду грамматическое окружение симметричного глагола, т.е. соседние симметричному глаголу классы слов и грамматические формы, из которых они могут состоять.

           Лексическое значение таких слов как: le drapeau, le fouet, le projet, la piste, la lumiere и.т.д., отражает некоторое понятие о действительности. Но с точки зрения грамматики лексическое значение слов играет второстепенную роль. В данном случае грамматику должен интересовать общий для всех признак, объединяющий их в один класс, и признак,  частный для каждого слова, отличающий одно слово от другого. Свойство предметности этих слов, которое выражается в том. Что каждое из них может сочетаться с формальным признаком – артиклем, объединяет их в одну группу.  Некоторые другие признаки объединяют их в подгруппы, в частности, возможно замещение этих слов, например,  объектом симметричного глагола в предложении: объект la porte ядерного предложения может заменяться такими словами, как  le drapeau, le fouet и.т.д., но, ни в коем случае не словами le projet, la piste, хотя признак предметности в последних словах явно существует. Общий признак для этих двух слов  - абстрактность предмета.

          Нужно заметить, что слова с абстрактным значением в функции объекта не могут сочетаться с симметричными глаголами.  При замещении объекта la porte словами la piste, la lumiere, мы убеждаемся в том, что и последние слова  не могут сочетаться с глаголом, хотя они обозначают конкретный предмет, как и le drapeau. Поэтому в словах, обозначающих конкретные предметы, следует различать такие, которые образуют с симметричным глаголом структурно – семантическое единство. Лексико – грамматическое значение этих слов соответствует  лексико – грамматическому значению симметричных глаголов. В структуре ядерного предложения  значение симметричного глагола claque требует, чтобы в функции объекта были конкретные недействующие предметы. Сочетаемость этих слов с симметричным глаголом определяется их лексико -  грамматическим значением.

          Таким образом, одушевленные и неодушевленные предметы: Tartarin, Paul, le petit enfant, une fillette de cinq  ans, le vent и.т.д. , с одной стороны,  и la porte, le drapeau, le fouet, с другой стороны, являются окружениями или дистрибуциями симметричного глагола claque на уровне ядерного предложения. Окружающие компоненты симметричного глагола по признаку сочетаемости с симметричным глаголом со стороны субъекта в парадигме являются эквивалентными, как и компоненты со стороны объекта, так как при их замещении не меняются грамматическое выражение и структура предложения. Однако, субъектные компоненты симметричного глагола не эквивалентны объектным компонентам, так как при замещении смысл предложения искажается, т.е предложение не считается полноценным. Этот процесс довольно просто прослеживается на примере таких предложений, как:

                                     Tartarin claqua la porte – La porte claqua Tartarin

           Становится очевидным, что смысл целого предложения утратился,  и предл   ожение потеряло своё значение.

           При анализе симметричного глагола doubler убеждаемся в том, что этот симметричный глагол имеет  иные окружения:

Je        un fil

Tu        on - double        les craintes

Il        un manteau

Nous        un coup

Vous        un acteur

Ils

           Как видно, дистрибуция симметричного глагола doubler  не соответствует дистрибуции симметричного глагола  claquer. Компоненты симметричного глагола doubler, выполняющие функцию объекта, могут быть одушевленными (un acteur), неодушевленными (un manteau), конкретными (un fil),  абстрактными (les craintes).  И в то же время, субъект этого глагола может быть неодушевленным, абстрактным:

        …chaque mot de la chanson doublait son bonheur

           Необходимо подчеркнуть, что позиция любого симметричного глагола не отличает действующий предмет от недействующего.    Сравним слова, которые использовались в качестве объекта в вышеприведенном предложении:

Les craintes, un coup, un acteur  - дейсвующие

Un fil, un manteau                         - недействующие

            Все предметы, которые могут выполнять функцию субъекта ядерного предложения, являются всегда действующими. «Переходное значение глагола предполагает полное участие субъекта в действии, обозначаемом глаголом, и пассивность при этом объекта»(4.17):

         Au contraire, cette basse et ridicule geance augmentait  sa colere…

      В данном случае, действующим предметом, кроме субъекта, является и объект sa colere, так как перестановка объекта с субъектом допустима в норме французского языка, если не меняет общий смысл предложения в контексте: Au contraire,  la    colere d Emma  augmentait  face a cette basse  et ridicule vengeance…

       Под действующим предметом подразумеваются предметы действительности, имеющие способность действовать в зависимости от значения,  употребленного в синтаксической конструкции симметричного глагола. Значение действующего предмета конкретизуется особенно в функции субъекта ядерного предложения.

       Таким образом, при замещении компонента ядерного предложения эквивалентные действующие предметы могут выполнять функцию субъекта или объекта, сочетающихся с симметричным глаголом.  Синтаксическое отношение симметричного глагола с действующими предметами в функции объекта определяется лексико – грамматическим значением симметричного глагола и окружающих его компонентов.

        Итак, ценность дистрибутивного анализа состоит  в том, что с его помощью устанавливаются  языковые классы на основе только формальных, измеримых и объективных отношений между элементами, при исключении всех субъективных, семантических и логических кеатегорий

        

Список использованной литературы

  1. Апресян Т.А.Выделение лексических классов глагола на основе синтаксических признаков// Методы сравнительно – сопоставительного изучения современных романских языков. М.,2006.С.163
  2. Илия Л.И. Очерки по грамматике современного французского языка. М., 2004. С24
  3. Холидович А.А. Опыт теории подклассов слов// Вопросы языкознания 1980. №1
  4. Абросимова Т.А.Способ выражения каузативности во французском языке. Канд. дисс., Л. 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по теме "Глагол", "Морфологические признаки глагола" для 5-6 классов (от 1 до 4 вариантов)

Тесты предназначены для промежуточного контроля при изучении темы "Глагол" в 5 классе., для повторения темы в 6-7 классах....

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Глагол. Грамматические признаки глагола (ЭОР)

Данный урок предусматривает испльзование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)Цель  урока: повторение и углубление знаний по теме «Грамматические признаки глагола»Задачи:- обучающие: п...

Глагол. Грамматические признаки глагола (ЭОР)

Данный урок предусматривает испльзование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)Цель  урока: повторение и углубление знаний по теме «Грамматические признаки глагола»Задачи:- обучающие: п...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Глагол. Морфологические признаки глагола.

Технологическая карта урока...

Морфологические признаки глагола(раздаточные таблицы) и план морфологического разбора глагола

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся....