Методическая разработка по проблеме подготовки к ЕГЭ по французскому языку на примере занятия для учащихся 10 – 11 классов
методическая разработка по французскому языку (10, 11 класс) на тему

Диомидова Галина Свенельдовна

Психологический аспект подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА имеет немаловажное значение. Подчас, выпускник, неплохо владеющий материалом, в условиях стресса не может правильно его подать, найти единственно правильное решение или не укладывается по времени. Для успешной сдачи экзамена педагогу совместно с родителями необходимо выработать такую стратегию, как собственного поведения и отношения к ожидаемому событию, так и правильно психологически настроить выпускника. Для этой цели служат занятия-тренировки, на которых создание комфортного психологического климата играет решающую роль. Разные методики, в том числе игровые, успешно применяются на таких тренировочных занятиях, так как выпускник не только повторяет курс пройденного материала, но и фамильяризируется с экзаменационной обстановкой. Многие задания выполняются на время, что позволяет экзаменуемому научиться правильно рассчитывать время, с учетом объема заданий. Приобретенные навыки содействуют снижению повышенной тревожности у выпускника, способствуют формированию более спокойного и положительного отношения к предстоящему экзамену. что,в  конечном итоге, повышает результативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по проблеме подготовки к ЕГЭ по французскому языку на примере занятия для учащихся 10 – 11 классов.

   Я уже много лет работаю на ЕГЭ и вижу, как меняется психологическая обстановка на экзаменах. Если первые годы было не мало таких, кто терял сознание от стресса, от страха не ответить на задания, кто прятал во всех доступных и недоступных местах литературу (конечно, вне аудиторий). То теперь ситуация явно изменилась к лучшему. Понятно, что ребята волнуются, но они достаточно собраны и сконцентрированы. И не последнюю роль в этом играют и старания педагогов предметников не только дать знания, но и психологически подготовить к ЕГЭ, и усилия тандема Школа-Родители.

  Я готовлю одиннадцатиклассников к ЕГЭ по французскому языку. Чтобы повторить и «подчистить» материал к экзамену, снять накал психологических страстей и просто «фамилиаризировать» ребят с экзаменом я провожу специальные занятия с 10-11 классами 1 раз в 2 недели после уроков. В качестве примера хочу остановиться на описании одного такого занятия.

   Цели занятия

  • Информационное обеспечение выпускников по подготовке учащихся к экзаменам
  • Принятие совместных мер к психологической готовности к экзамену

  Задачи занятия

  • Обеспечение благоприятного эмоционального настроя на экзамене
  • Создание комфортной обстановки для снижения уровня стресса
  • Повторение и закрепление экзаменационного материала в форме урока-драматизации
  • Самоанализ и подведение итогов занятия в виде «круглого стола»

  Целевая группа – учащиеся 11 и 10 классов

  Подготовительный этап:

  • Подборка аналогов экзаменационных материалов, материалы ЕГЭ прошлых лет, различного рода тесты
  • Подготовка аудио материалов и техники (компьютер, проигрыватель, диктофон)
  • Составление анкеты – опросника
  • Разработка и создание ролевых игр, максимально приближенных к экзаменационным заданиям

Новые реалии и в жизни, и в образовании требуют от человека способностей самостоятельно учиться, а также переучиваться на протяжении всей жизни, быть готовым к самостоятельным действиям и принятию решений.

Особо важную роль в формировании такого человека играет школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

На своих занятиях я прежде всего уделяю внимание созданию комфортной психологической обстановке. Я говорю ребятам, что, когда наступает экзаменационная пора всегда нарастает психологическое напряжение. Стресс- при этом – абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность, но излишне эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силу для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Мне как предметнику разговорного жанра (иностранные языки) понятно, что особую трудность сегодня вызывает устная часть ЕГЭ, когда за полторы минуты нужно выразить мысль, четко отстояв свою точку зрения, поэтому в подготовительные занятия я включаю повторение лексико-грамматического материала через игру- драматизацию.

Наш урок начинается музыкальной релаксацией, когда я ставлю песни французских шансонье, чтобы «погрузить» учащихся в атмосферу французского языка. 2-3 минуты они сидят, закрыв глаза, настраивая свой внутренний «камертон» на французский язык. После предлагаются разные темы, ученики сами выбирают заинтересовавший их сюжет.  

Далее возможна разбивка по парам для участия в ролевой игре «Интервью». В ходе этой игры один из пары является интервьюером, он задает вопросы, а второй на них отвечает. Члены группы слушают каждую пару и ставят баллы от 3 до 5х.  

Следующая игра называется «Зацепись за слово». Участники занятия разбиваются на две группы, далее мною дается слово, это может быть глагол, имя существительное или имя прилагательное. Группы соревнуются, например, если это глагол, то нужно или проспрягать его в максимальном количестве времен, или найти как можно больше его производных, или вспомнить максимальное количество устойчивых выражений с данным глаголом и т.д. Побеждает та группа, которая даст последний ответ.

 Игра – «Диктофон». Получив тему, ребята должны за 2 минуты каждый подготовить ответ и записать его на диктофон в течении полутора минут. Задание выполняется с секундомером в руках. Потом каждый слушает свою запись и делает необходимые коррекционные замечания, а потом выносит свою работу на суд зрителей. Часто я приглашаю выпускников прошлых лет, которые делятся своими впечатлениями о сданном ЕГЭ, о процедуре его прохождения, дают советы будущим выпускникам, в том числе психологического характера. Я называю такие минуты «советы не постороннего».

Далее наступает время заполнения анкеты - опросника.

  • Занятие понравилось (оцените от 0 до 5)
  • Что было наиболее трудным

                                      легким

                                      полезным

  • Что хотелось поделать еще как можно больше
  • Какое упражнение- игра показалось наиболее привлекательным
  • Какой лексический материал необходимо особо повторить (наиболее слабое звено)
  • Какой грамматический материал, раздел грамматики настоятельно требуют повторения (слабое звено)
  • Самоанализ аудирования

было понято – 50 %

                          больше 50%

                          от 80 до 100% услышанного.

  • Самоанализ собственного высказывания, записанного на пленку диктофона оцените от 0 до 5,

четкость мысли

логическую структуру ответа

причинно-следственные связи и выводы

четкость речи

лексико-грамматическую правильность высказывания

произносительную чистоту речи

  • Способы релаксации и достижение комфортного состояния
  • Оценка проведения часа-подготовки
  • Собственные предложения и пожелания для организации следующего занятия.

        Итоги занятия обсуждаются за круглым столом. Выслушивается мнение каждого участника, ребята говорят, что им понравилось, что нет и задают тему следующей встречи.

Самоанализ проведенного мероприятия

Каждое занятие — это шаг вперед к экзамену, которого, как мне кажется, благодаря таким урокам – тренировкам ребята перестают бояться, а воспринимают как определенный этап на их жизненном пути. Помимо закрепления знаний собственно французского языка, я стараюсь донести до сознания учеников, что при правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки. Во время нашего занятия я стараюсь в максимально комфортной обстановке подбадривать их, поощряя любое усилие. Во время «Круглого стола» мы детально разбираем допущенные ошибки, обсуждаем способы их устранения, делаем аналогичные упражнения. У нас существует запрет на критику, даже конструктивную. Я объясняю старшеклассникам, что они ставят перед собой цели, которые им по силам. Никто не может быть всегда совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они ваши личные. Ведь известно, что люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избежать неудачи. Своим ученикам я не перестаю повторять, что каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы, что, подготовившись должным образом, они обязательно сдадут экзамен.

Хорошая сдача ЕГЭ моими учениками прошлых лет только подтверждает мои слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка контрольных заданий для итоговой аттестации по французскому языку учащихся IX классов

Раздел 1 (задания по аудированию) Вы услышите разговор стюардессы и пассажирки. В заданиях А1-А6 обведите цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному вами варианту ответа. Вы услышите запись два...

Методическая разработка на тему: «Использование инсценировок на уроках французского языка и во внеурочной деятельности».

Из опыта работы учителя. Содержит тексты инсценировок по мотвам народных сказок в стихах(автор Голиченко Е.В.)...

Методическая разработка. Тема: «Работа в парах на уроках французского языка».

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, посколь...

Методическая разработка Рабочая программа " Подготовка к ОГЭ по английскому языку"

Данная разработка включает пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, рекомендации по выполнению заданий в формате ОГЭ, примеры типичных ошибок учащихся. Рабочая программа будет по...

Учебно-методическая разработка. «Сценарий постановки спектакля «Три поросенка» на французском языке». "Les trois petits cochons".

Сценарий для постановки сказки «Три поросенка» на французском языке»,  "Les trois petits cochons" составлен по материалам различных версий книг на французском язы...

Методическая разработка «Современное развитие подготовки к ЕГЭ по английскому языку»

Главной целью обучения учащихся в подготовке к ЕГЭ является развитие личности школьника, который способен и желает самостоятельно совершенствоваться во владении иностранными языками....

Учебно методическая разработка (PPT). Сценарий к сказке Теремок на французском языке.

Сценарий к сказке Теремок на французском языке в форме презентации. Вариант сказки по комиксу, для учащихся 3-5 классов, обучающихся французскому языку 1-2 год. Содержит словарь необходимый для понима...