Статья "Обучение аудированию"
статья по французскому языку на тему

Голубева Оксана Ивановна

Статья предлагает подробное описание аудирования как вида речевой деятельности, его роль и значение при обучении иностранному языку. Даются виды упражнений, позволяющих развивать умение в аудировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл audirovanie.docx36.19 КБ
Файл audirovanie.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

I. Введение

II. Цели аудирования.

III. Проверяемые УУД при аудировании.

IV. Механизмы аудирования.

V. Материалы для аудирования.

VI.Трудности при обучении аудированию.

VII. Система упражнений для развития умений в  аудировании.

VIII. Заключение.

Приложение 1(разработка урока).

Приложение 2 (текст песни).

 «Аудирование как цель и как средство обучения ИЯ»

I. Введение

          Обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе предполагает овладение четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, говорением, письмом и чтением, эффективная работа над которыми способствует достижению основной коммуникативной цели - формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

 Тема обучения аудированию на среднем этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения иностранному языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний, а аудирование - одна из сторон говорения наряду со слушанием. Данный этап обучения выбран не случайно, по нашему мнению именно на среднем этапе складываются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.

Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин "аудирование" используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину "слушание". Если "слушание" обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование - очень трудный вид речевой деятельности. А то, что современные выпускники школ практически не владеют данным умением совсем ни секрет. Именно несформированность аудитивных навыков является часто причиной нарушения общения.

Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества в связи с повысившимися требованиями к овладению речевыми навыками и умениями.

Также аудирование как обратная связь у каждого говорящего во время говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуется в звуковой форме речевые намерения. И конечно же, аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. В такой роли оно выступает, например, при просмотре фильма, телепередачи, пользовании интернетом, прослушивании радиопередачи и т.п. Достаточное овладение аудированием как видом речевой деятельности не только позволяет, но и стимулирует самостоятельный просмотр фильмов и телепередач на иностранном языке.

В связи с вышеперечисленным, научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.

Обучаясь аудированию, учащиеся параллельно отрабатывают навыки говорения и письма, пополняют свои лексический запас слов и развивают память, совершенствуют произносительные навыки, обучаются выразительному чтению.

II. Цели аудирования:

•        сформировать определенные навыки;

•        развить определенные речевые умения;

•        обучить умению общаться;

•        развить необходимые способности и психические функции;

•        запомнить речевой материал;

•        научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

•        научить учащихся выделять главное в потоке информации;

•        развить слуховую память;

•        развить слуховую реакцию.

III. Проверяемые УУД при аудировании:

1.        Предсказание того, что люди будут говорить.

2.        Догадка незнакомых слов и фраз без паники.

3.        Использовать свои предыдущие знания как базу для понимания.

4.        Понимать отношение говорящего к предмету разговора.

5.        Уметь делать записи по время прослушивания.

6.        Понимать интонацию и ударения.

7.        Этическая сторона говорения, правила ведения дискуссии, дебатов и других видов споров.

Кроме того аудирование является одним из проверяемых умений во время Единого Государственного Экзамена, где проверяются умения прослушивать тексты с извлечением детальной информации и общего понимания прослушанного.

IV. Механизмы аудирования.

1. Речевой слух – это один из важнейших механизмов.

      Он обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые      синтагмы, словосочетания, слова.

Благодаря этому механизму происходит узнавание  знакомых образов в потоке речи. Очевидно, что такое выделение единиц восприятия речи, их различие, а значит и узнавание их характерных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха.

2. Память.

          В психологии выделяют два основных вида памяти: долговременную и кратковременную.

Оба вида памяти важны для процесса понимания речи со слуха. Важно также формирование еще одного вида памяти-оперативной. Этот вид памяти работает эффективно при наличии установки на запоминание.

3. Вероятностное прогнозирование.

      Это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. В методике

выделяют структурное и смысловое прогнозирование.

  1. Артикулирование.

         Психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. Тот, кто внутренне проговаривает, закрепляет

информацию, лучше поймет и запомнит учебный материал.

V. Материалы для аудирования.

Материалы, предъявляемые для работы на уроках обучения аудированию должны быть в первую очередь аутентичными.

Аутентичные материалы, используемые на уроках могут быть разделены на аутентичные и учебно-аутентичные.

Аутентичные материалы

 - это материалы, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случаи аутентичного словоупотребления, и которые, хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку.

             Аудиоматериалы применяются на уроках иностранного языка в виде профессиональных аудиозаписей диалогов, стихов, текстов, упражнений и заданий для фонетической зарядки. Особое место среди аудиоматериалов занимают песни, они используются при обучении иностранному языку детей, начиная с дошкольного возраста.

       Применительно к процессу обучения иностранному языку правильнее говорить не просто о песнях, а о песенных материалах. Термин «песенные материалы» более корректен при использовании песни в качестве учебного материала для овладения различными аспектами языка и видами речевой деятельности.

В процессе обучения песенные материалы могут использоваться на всех этапах последовательного овладения различными видами речевой деятельности: рецепция – репродукция – продукция. Соответственно можно выделить следующие виды упражнений: рецептивные, реконструктивные, репродуктивные и продуктивные (творческие). Вот несколько примеров таких заданий.

  • Рецептивные упражнения: поиск определенных лексических единиц при прослушивании песни или распознавание конкретных грамматических форм и конструкций в потоке речи.
  • Реконструктивные упражнения: восстановление текста песни (вписывание пропущенных слов, заполнение пропусков глагольными формами, запись имен собственных, географических названий …).
  • Репродуктивные упражнения: изложение содержания или запись текста песни (отдельных слов, фраз, целого текста) по памяти.
  • Творческие упражнения: написание сочинения на основе одной из фраз (по мотивам музыки, на базе «легенды»), составление диалогов либо инсценировка, написание статьи или рассказа о песне.
  • Творческое использование аутентичных песенных материалов способствует успешному обучению фонетике, лексике, грамматике, аудированию, говорению и письменной речи. Благодаря использованию аутентичных песенных материалов, произвольно или целенаправленно, но достаточно быстро и эмоционально происходит знакомство учащихся с элементами социальной и общей культуры Франции, а также c социокультурными и лингвострановедческими особенностями стран - франкофонов.

Учебно-аутентичные материалы

  - это материалы, специально разработанные с учетом всех параметров аутентичного учебного процесса и критериев аутентичности и предназначенные для решения конкретных учебных задач.

    Использование подобных аутентичных и учебно-аутентичных материалов, представляющих собой естественное речевое произведение, созданное в методических целях, позволит с большей эффективностью осуществлять обучение аудированию, имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка.

                              VI. Трудности при обучении аудированию.

К факторам, определяющим успешность восприятия и понимания иноязычной речи на слух, относят:

•        темп речевых сообщений;

•        количество предъявлений речевого сообщения и продолжительность его звучания;

•        ориентиры и опоры восприятия;

•        мотивационный фактор.

К факторам, определяющим трудности восприятия и понимания      иноязычной речи на слух, относят:

1) Трудности, обусловленные условиями аудирования.

 К ним можно отнести:

 -  Внешние шумы;

 -  Помехи;

-   Плохую акустику;

 -  Качество звукозаписи;

-   Качество используемой на занятиях техники;

 -  Видимое наличие или отсутствие источника речи.

2) Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи.

 • Отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста;

 • Особенности дикции, тембра, темпа, паузы, а также возможные нарушения артикуляции;

 • Различные диалекты иностранного языка.

 3) Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.

 К таким трудностям можно отнести использование:

 • Большого количества незнакомой лексики,

 • Идиоматических выражений,

 • Разговорных формул,

 • Специальных терминов,

 • Аббревиатур, эллиптических конструкций, прецизионных слов.

VII.Система упражнений для обучения аудированию.

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы — подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся, в свою очередь, группы — (упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования), включающие типы и виды упражнений.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:

взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;

взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;

постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

Подготовительные упражнения.

Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнениях можно выделить две группы:

упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера

упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

В результате выполнения упражнений 1-й группы формируются следующие умения:

вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;

соотнесение звуковых образцов с семантикой;

определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);

определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;

распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.

Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

-прогностических умений;

-объема кратковременной и словесно-логической памяти;

-механизма эквивалентных замен;

-речевого слуха;

-умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:

а) определять наиболее информативные части сообщения;

б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;

в) соотносить текст с ситуацией общения;

г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них;

д) письменно фиксировать основную часть информации.

Речевые упражнения

1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы

2. Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше

3. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании.

4. Прослушайте рассказ и перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.

5. Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы

6. Прослушайте два рассказа и скажите, что в них общего и разного.

7. Прослушайте текст и подберите к нему заглавие

8. Прослушайте текст и изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями

9. Прослушайте текст и расположите пункты плана в нужном порядке

10. Прослушайте текст и определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение)

11. Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание.

12. Расскажите о …, прослушав текст.

13. Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста.

14. Прослушайте фрагмент текста и используйте информацию из него в подготовке целевого высказывания (для определенного адресата).

15. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания.

16. Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой информации

17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание.

Упражнения на обучение восприятию речевого потока.

1. Разделите на слух сверхфразовые единства на предложения.

2. Скажите, что пропущено в сверхфразовом единстве.

3. После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении .

4. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме

5. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в карточках в ином порядке.)

6. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической последовательностью их предъявления на слух.

7. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке u в звукозаписи, укажите различия.

8. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана (пересказа) текста.

9. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором .

10. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном тексте.

11. Отметьте в списке названные в тексте цифры.

12. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте диктором

13. Запишите названные в тексте числа

14. Запишите названные в тексте имена собственные

15. Запишите названные в тексте черты характера персонажа

16. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме.

17. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он соответствует

18. Прослушайте два фрагмента по одной теме и скажите, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым.

19. Прослушайте фрагмент текста и запишите ключевые слова

20. Прослушайте фрагмент текста еще раз и nepeскажите его, используя записанные ранее ключевые слова.

21. Прослушайте фрагмент текста и найдите неточности в его русском письменном переводе.

22. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание, назовите его тему и проблему, о которой идет речь.

23. Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем ответы на поставленные вопросы.

24. Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем слова и словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков.

25. Прослушайте фрагмент текста и определите правильный вариант ответа на вопрос (Приводятся 5 вариантов.)

26. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть текста.

Упражнения для обучения антиципации, вычленению различных категорий смысловой информации.

1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.

2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет речь.

3. Прослушайте ряд предложений в сверхфразовом единстве и определите предложение, которое выражает главную мысль.

4. Просмотрите план текста и дайте название тексту.

5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста

6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею, тему.

7. Прослушайте начало текста и попытайтесь составить план продолжения текста.

8. Прослушайте фрагмент текста и попытайтесь продолжить его устно.

9. Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый пересказ на карточке и разверните этот пересказ устно, используя полученную смысловую информацию

10. Прослушайте фрагмент текста и найдите его место в графическом тексте.

11. Прослушайте фрагмент текста и найдите место его пропуска в соответствующем графическом тексте

12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и расположите предложения в логической последовательности

13. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.

Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления.

1. Прослушайте две логически связанные между собой фразы u повторите их.

2. Прослушайте речевые образцы и покажите соответствующие им иллюстрации.

3. Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с предметами или имитируйте эти действия.

4. Прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности.

5. Прослушайте две фразы и скажите, что пропущено (что появилось нового) во второй.

6. Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики.(Реплики постепенно удлиняются)

7. Повторяйте вслед за диктором список слов. (Список постепенно удлиняется.)

8. Повторяйте вслед за диктором каждое новое слово, самостоятельно повторяя перед этим произнесенные им ранее слова.

9. Повторяйте вслед за диктором предложения с добавленными новыми словами в разных позициях (в конце, в середине предложения).

10. Повторяйте вслед за диктором разные предложения с одним и тем же словом или с одной и той же грамматической структурой.

11. Сравните предложения, написанные на карточке и произносимые диктором. Установите лексические и грамматические различия между ними.

12. Прослушайте задания к тексту для чтения и выполните их.

13. Прослушайте предложения, произносимые диктором в быстром темпе, и постарайтесь определить, соответствуют ли они написанным на карточке.

Вышеперечисленные виды упражнений показывают, что формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма.

VIII.   Заключение

         В итоге можно сказать, что для общения на иностранном языке нужно научиться не только говорить, но и понимать иноязычную речь на слух. И аудирование, будучи  наиболее трудным видом речевой деятельности, все же  является очень актуальным и наиболее эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции .

Таким образом, владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иностранный язык, а так как этот процесс сложный и трудный, то в школах надо уделять большее внимание данной процедуре. Очень важно повысить и мотивацию у учащихся к пониманию иностранной речи на слух. К совершенствованию процесса обучения аудированию есть все предпосылки: техника в современном мире развивается высокими темпами, и появляется все больше возможностей использовать информационно-коммуникативные технологии.

Говорение и аудирование образуют вместе один акт устного общения. Оба эти процесса тесно связаны, но сравнительные границы знания иностранного языка для слушания и говорения неодинаковы. Графически мы могли бы это изобразить в виде двух окружностей, где внутренний круг представляет вокабуляр активного говорения, а внешний -понимание речи на слух, причем с увеличением объема изученного материала оба круга будут соответственно увеличиваться и внутренний будет приближаться к внешнему, но они никогда не совпадут. Внешний круг всегда будет больше. Таким образом необходимо придерживаться тенденции сближения размеров внешнего и внутреннего кругов, т.е. приближать умение активно пользоваться языком к возможности понимать иностранную речь. Необходимо систематически давать учащимся слушать речь изучаемого иностранного языка, построенную на знакомом лексико-грамматическом материале.



Предварительный просмотр:

Оглавление

I. Введение

II. Цели аудирования.

III. Проверяемые УУД при аудировании.

IV. Механизмы аудирования.

V. Материалы для аудирования.

VI.Трудности при обучении аудированию.

VII. Система упражнений для развития умений в  аудировании.

VIII. Заключение.

Приложение 1(разработка урока).

Приложение 2 (текст песни).

 «Аудирование как цель и как средство обучения ИЯ»

I. Введение

          Обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе предполагает овладение четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, говорением, письмом и чтением, эффективная работа над которыми способствует достижению основной коммуникативной цели - формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

 Тема обучения аудированию на среднем этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения иностранному языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний, а аудирование - одна из сторон говорения наряду со слушанием. Данный этап обучения выбран не случайно, по нашему мнению именно на среднем этапе складываются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.

Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин "аудирование" используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину "слушание". Если "слушание" обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование - очень трудный вид речевой деятельности. А то, что современные выпускники школ практически не владеют данным умением совсем ни секрет. Именно несформированность аудитивных навыков является часто причиной нарушения общения.

Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества в связи с повысившимися требованиями к овладению речевыми навыками и умениями.

Также аудирование как обратная связь у каждого говорящего во время говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуется в звуковой форме речевые намерения. И конечно же, аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. В такой роли оно выступает, например, при просмотре фильма, телепередачи, пользовании интернетом, прослушивании радиопередачи и т.п. Достаточное овладение аудированием как видом речевой деятельности не только позволяет, но и стимулирует самостоятельный просмотр фильмов и телепередач на иностранном языке.

В связи с вышеперечисленным, научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.

Обучаясь аудированию, учащиеся параллельно отрабатывают навыки говорения и письма, пополняют свои лексический запас слов и развивают память, совершенствуют произносительные навыки, обучаются выразительному чтению.

II. Цели аудирования:

•        сформировать определенные навыки;

•        развить определенные речевые умения;

•        обучить умению общаться;

•        развить необходимые способности и психические функции;

•        запомнить речевой материал;

•        научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

•        научить учащихся выделять главное в потоке информации;

•        развить слуховую память;

•        развить слуховую реакцию.

III. Проверяемые УУД при аудировании:

1.        Предсказание того, что люди будут говорить.

2.        Догадка незнакомых слов и фраз без паники.

3.        Использовать свои предыдущие знания как базу для понимания.

4.        Понимать отношение говорящего к предмету разговора.

5.        Уметь делать записи по время прослушивания.

6.        Понимать интонацию и ударения.

7.        Этическая сторона говорения, правила ведения дискуссии, дебатов и других видов споров.

Кроме того аудирование является одним из проверяемых умений во время Единого Государственного Экзамена, где проверяются умения прослушивать тексты с извлечением детальной информации и общего понимания прослушанного.

IV. Механизмы аудирования.

1. Речевой слух – это один из важнейших механизмов.

      Он обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые      синтагмы, словосочетания, слова.

Благодаря этому механизму происходит узнавание  знакомых образов в потоке речи. Очевидно, что такое выделение единиц восприятия речи, их различие, а значит и узнавание их характерных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха.

2. Память.

          В психологии выделяют два основных вида памяти: долговременную и кратковременную.

Оба вида памяти важны для процесса понимания речи со слуха. Важно также формирование еще одного вида памяти-оперативной. Этот вид памяти работает эффективно при наличии установки на запоминание.

3. Вероятностное прогнозирование.

      Это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. В методике

выделяют структурное и смысловое прогнозирование.

  1. Артикулирование.

         Психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. Тот, кто внутренне проговаривает, закрепляет

информацию, лучше поймет и запомнит учебный материал.

V. Материалы для аудирования.

Материалы, предъявляемые для работы на уроках обучения аудированию должны быть в первую очередь аутентичными.

Аутентичные материалы, используемые на уроках могут быть разделены на аутентичные и учебно-аутентичные.

Аутентичные материалы

 - это материалы, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случаи аутентичного словоупотребления, и которые, хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку.

             Аудиоматериалы применяются на уроках иностранного языка в виде профессиональных аудиозаписей диалогов, стихов, текстов, упражнений и заданий для фонетической зарядки. Особое место среди аудиоматериалов занимают песни, они используются при обучении иностранному языку детей, начиная с дошкольного возраста.

       Применительно к процессу обучения иностранному языку правильнее говорить не просто о песнях, а о песенных материалах. Термин «песенные материалы» более корректен при использовании песни в качестве учебного материала для овладения различными аспектами языка и видами речевой деятельности.

В процессе обучения песенные материалы могут использоваться на всех этапах последовательного овладения различными видами речевой деятельности: рецепция – репродукция – продукция. Соответственно можно выделить следующие виды упражнений: рецептивные, реконструктивные, репродуктивные и продуктивные (творческие). Вот несколько примеров таких заданий.

  • Рецептивные упражнения: поиск определенных лексических единиц при прослушивании песни или распознавание конкретных грамматических форм и конструкций в потоке речи.
  • Реконструктивные упражнения: восстановление текста песни (вписывание пропущенных слов, заполнение пропусков глагольными формами, запись имен собственных, географических названий …).
  • Репродуктивные упражнения: изложение содержания или запись текста песни (отдельных слов, фраз, целого текста) по памяти.
  • Творческие упражнения: написание сочинения на основе одной из фраз (по мотивам музыки, на базе «легенды»), составление диалогов либо инсценировка, написание статьи или рассказа о песне.
  • Творческое использование аутентичных песенных материалов способствует успешному обучению фонетике, лексике, грамматике, аудированию, говорению и письменной речи. Благодаря использованию аутентичных песенных материалов, произвольно или целенаправленно, но достаточно быстро и эмоционально происходит знакомство учащихся с элементами социальной и общей культуры Франции, а также c социокультурными и лингвострановедческими особенностями стран - франкофонов.

Учебно-аутентичные материалы

  - это материалы, специально разработанные с учетом всех параметров аутентичного учебного процесса и критериев аутентичности и предназначенные для решения конкретных учебных задач.

    Использование подобных аутентичных и учебно-аутентичных материалов, представляющих собой естественное речевое произведение, созданное в методических целях, позволит с большей эффективностью осуществлять обучение аудированию, имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка.

                              VI. Трудности при обучении аудированию.

К факторам, определяющим успешность восприятия и понимания иноязычной речи на слух, относят:

•        темп речевых сообщений;

•        количество предъявлений речевого сообщения и продолжительность его звучания;

•        ориентиры и опоры восприятия;

•        мотивационный фактор.

К факторам, определяющим трудности восприятия и понимания      иноязычной речи на слух, относят:

1) Трудности, обусловленные условиями аудирования.

 К ним можно отнести:

 -  Внешние шумы;

 -  Помехи;

-   Плохую акустику;

 -  Качество звукозаписи;

-   Качество используемой на занятиях техники;

 -  Видимое наличие или отсутствие источника речи.

2) Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи.

 • Отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста;

 • Особенности дикции, тембра, темпа, паузы, а также возможные нарушения артикуляции;

 • Различные диалекты иностранного языка.

 3) Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.

 К таким трудностям можно отнести использование:

 • Большого количества незнакомой лексики,

 • Идиоматических выражений,

 • Разговорных формул,

 • Специальных терминов,

 • Аббревиатур, эллиптических конструкций, прецизионных слов.

VII.Система упражнений для обучения аудированию.

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы — подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся, в свою очередь, группы — (упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования), включающие типы и виды упражнений.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее:

взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;

взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;

постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

Подготовительные упражнения.

Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнениях можно выделить две группы:

упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера

упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

В результате выполнения упражнений 1-й группы формируются следующие умения:

вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;

соотнесение звуковых образцов с семантикой;

определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);

определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;

распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.

Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

-прогностических умений;

-объема кратковременной и словесно-логической памяти;

-механизма эквивалентных замен;

-речевого слуха;

-умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:

а) определять наиболее информативные части сообщения;

б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;

в) соотносить текст с ситуацией общения;

г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них;

д) письменно фиксировать основную часть информации.

Речевые упражнения

1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы

2. Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше

3. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании.

4. Прослушайте рассказ и перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.

5. Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы

6. Прослушайте два рассказа и скажите, что в них общего и разного.

7. Прослушайте текст и подберите к нему заглавие

8. Прослушайте текст и изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями

9. Прослушайте текст и расположите пункты плана в нужном порядке

10. Прослушайте текст и определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение)

11. Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание.

12. Расскажите о …, прослушав текст.

13. Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста.

14. Прослушайте фрагмент текста и используйте информацию из него в подготовке целевого высказывания (для определенного адресата).

15. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания.

16. Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой информации

17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание.

Упражнения на обучение восприятию речевого потока.

1. Разделите на слух сверхфразовые единства на предложения.

2. Скажите, что пропущено в сверхфразовом единстве.

3. После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении .

4. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме

5. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в карточках в ином порядке.)

6. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической последовательностью их предъявления на слух.

7. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке u в звукозаписи, укажите различия.

8. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана (пересказа) текста.

9. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором .

10. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном тексте.

11. Отметьте в списке названные в тексте цифры.

12. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте диктором

13. Запишите названные в тексте числа

14. Запишите названные в тексте имена собственные

15. Запишите названные в тексте черты характера персонажа

16. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме.

17. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он соответствует

18. Прослушайте два фрагмента по одной теме и скажите, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым.

19. Прослушайте фрагмент текста и запишите ключевые слова

20. Прослушайте фрагмент текста еще раз и nepeскажите его, используя записанные ранее ключевые слова.

21. Прослушайте фрагмент текста и найдите неточности в его русском письменном переводе.

22. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание, назовите его тему и проблему, о которой идет речь.

23. Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем ответы на поставленные вопросы.

24. Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем слова и словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков.

25. Прослушайте фрагмент текста и определите правильный вариант ответа на вопрос (Приводятся 5 вариантов.)

26. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть текста.

Упражнения для обучения антиципации, вычленению различных категорий смысловой информации.

1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.

2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет речь.

3. Прослушайте ряд предложений в сверхфразовом единстве и определите предложение, которое выражает главную мысль.

4. Просмотрите план текста и дайте название тексту.

5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста

6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею, тему.

7. Прослушайте начало текста и попытайтесь составить план продолжения текста.

8. Прослушайте фрагмент текста и попытайтесь продолжить его устно.

9. Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый пересказ на карточке и разверните этот пересказ устно, используя полученную смысловую информацию

10. Прослушайте фрагмент текста и найдите его место в графическом тексте.

11. Прослушайте фрагмент текста и найдите место его пропуска в соответствующем графическом тексте

12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и расположите предложения в логической последовательности

13. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.

Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления.

1. Прослушайте две логически связанные между собой фразы u повторите их.

2. Прослушайте речевые образцы и покажите соответствующие им иллюстрации.

3. Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с предметами или имитируйте эти действия.

4. Прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности.

5. Прослушайте две фразы и скажите, что пропущено (что появилось нового) во второй.

6. Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики.(Реплики постепенно удлиняются)

7. Повторяйте вслед за диктором список слов. (Список постепенно удлиняется.)

8. Повторяйте вслед за диктором каждое новое слово, самостоятельно повторяя перед этим произнесенные им ранее слова.

9. Повторяйте вслед за диктором предложения с добавленными новыми словами в разных позициях (в конце, в середине предложения).

10. Повторяйте вслед за диктором разные предложения с одним и тем же словом или с одной и той же грамматической структурой.

11. Сравните предложения, написанные на карточке и произносимые диктором. Установите лексические и грамматические различия между ними.

12. Прослушайте задания к тексту для чтения и выполните их.

13. Прослушайте предложения, произносимые диктором в быстром темпе, и постарайтесь определить, соответствуют ли они написанным на карточке.

Вышеперечисленные виды упражнений показывают, что формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма.

VIII.   Заключение

         В итоге можно сказать, что для общения на иностранном языке нужно научиться не только говорить, но и понимать иноязычную речь на слух. И аудирование, будучи  наиболее трудным видом речевой деятельности, все же  является очень актуальным и наиболее эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции .

Таким образом, владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иностранный язык, а так как этот процесс сложный и трудный, то в школах надо уделять большее внимание данной процедуре. Очень важно повысить и мотивацию у учащихся к пониманию иностранной речи на слух. К совершенствованию процесса обучения аудированию есть все предпосылки: техника в современном мире развивается высокими темпами, и появляется все больше возможностей использовать информационно-коммуникативные технологии.

Говорение и аудирование образуют вместе один акт устного общения. Оба эти процесса тесно связаны, но сравнительные границы знания иностранного языка для слушания и говорения неодинаковы. Графически мы могли бы это изобразить в виде двух окружностей, где внутренний круг представляет вокабуляр активного говорения, а внешний -понимание речи на слух, причем с увеличением объема изученного материала оба круга будут соответственно увеличиваться и внутренний будет приближаться к внешнему, но они никогда не совпадут. Внешний круг всегда будет больше. Таким образом необходимо придерживаться тенденции сближения размеров внешнего и внутреннего кругов, т.е. приближать умение активно пользоваться языком к возможности понимать иностранную речь. Необходимо систематически давать учащимся слушать речь изучаемого иностранного языка, построенную на знакомом лексико-грамматическом материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

аудирование

выступление на методсеминаре...

Использование Интернет ресурсов для развития навыков и умений аудирования.

Данная работа  предлагает 8 эффективных способов улучшения понимания английской речи на слух. Ссылка на скачивание приложений http://narod.ru/disk/19629933001/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 5 классе. Французский язык"

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания  разговорной р...

Развитие навыков аудирования. Игры, направленные на развитие навыков аудирования.

Методические рекомендации, помогающие учителю в осуществлении учебно-воспитательного процесса....

Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.

Трудности при обучении  аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....